Структура финансирования НИОКР
Удельный вес государственных ассигнований в общих расходах на НИОКР составляет в Японии 25%, тогда как в других развитых странах – около 50%. Однако прямые сравнения мало о чем говорят, так как государственные расходы на военные цели в США более, чем в 100 раз, превышают соответствующие расходы Японии. Отсутствие подавления гражданских исследований военными НИОКР значительно повышает эффективность государственного воздействия на научно-исследовательскую деятельность в Японии.
В Японии государственные субсидии почти полностью концентрируются в университетах и государственных исследовательских учреждениях. Лишь очень небольшая часть ассигнований направляется в лаборатории частных компаний, хотя они, как правило, работают гораздо эффективнее (особенно в области стоимости и сроков осуществления исследований). Например, в 1980 году японское правительство покрывало лишь 2% затрат на НИОКР в частном секторе.
Статистика финансирования НИОКР по стадиям научно-исследовательской деятельности выделяет фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Основную долю расходов на НИОКР в Японии несет частный сектор, заинтересованный преимущественно в их прикладном характере.
В 1965 году затраты на фундаментальные исследования составляли 30,3% всех расходов Японии на НИОКР, однако в 70-е годы эта доля снизилась вдвое и на этом уровне стабилизировалась. Повысилась доля затрат на опытно-конструкторские разработки, что стимулировало быстрое внедрение в практику достижение фундаментальных и прикладных исследований. В настоящее время соотношение пропорций финансирования фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок в Японии составляет 13, 25 и 62% соответственно. В начале 80-х годов японская частная промышленность тратила на фундаментальные исследования 5,5% всех средств на НИОКР, на прикладные исследования – 21,9%, а на разработки – 72,6%. Длительная стабильность таких пропорций финансирования НИОКР обеспечила Японии наибольшие успехи именно в тех направлениях технического прогресса, которые связаны с производством массовых товаров широкой номенклатуры.
Следует подчеркнуть, что в большинстве японских фирм расходы на НИОКР превышают размеры инвестиций в машины и оборудование.
О курсе на ускоренное развитие собственных фундаментальных исследований можно судить по увеличению числа фирменных научных учреждений. Учитывая эту тенденцию, Совет по промышленно структуре Японии (консультативный орган при МИТИ) предложил в 1984 году применить дополнительные финансовые и налоговые стимулы для частных японских фирм, ведущих работы в области фундаментальных исследований.
Распределение расходов на НИОКР по отраслям науки
(по исследовательским органам в млрд. иен)
75/76 | 76/77 | 77/78 | 78/79 | 79/80 | 80/81 | |
Всего | 449,9 | 504,4 | 529,5 | 603,8 | 660,4 | 763,9 |
Гуманитарные науки | 19,1 | 21,2 | 23,8 | 24,9 | 24,3 | 29,6 |
Естественные и технические науки | 420,7 | 471,5 | 494,3 | 566,3 | 621,0 | 717,6 |
Прочие науки | 10,2 | 11,8 | 11,4 | 12,5 | 15,1 | 16,7 |
Таким образом, одной из особенностей структуры расходов на НИОКР кроме их прикладной направленности является их концентрация преимущественно в области технических наук.
Сравнительно низкая доля государства в финансировании НИОКР, их преимущественно прикладная направленность обусловили две особенности результатов японских исследований и разработок – высокий уровень технологической отдачи, выражающийся в большом количестве зарегистрированных патентов и весьма небольшом количестве принципиальных нововведений.
Подход «стартовые деньги»
Доля государственных расходов на НИОКР в Японии составляет 20%всех расходов на науку и около 1,5% расходов на НИОКР в промышленности, что является самым низким показателем среди развитых стран. В то же время в Японии роль государства в данной области более значительна. Это стало возможным благодаря так называемому подходу «стартовые деньги».
В соответствии с этим подходом государство, выделяя сравнительно небольшие средства, финансирует начало разработки тех или иных проектов, которые в противном случае оказались бы для частного бизнеса слишком рискованными. Частные компании, видя, что государство заинтересовано в реализации данного проекта, начинают осуществлять в него свои инвестиции. На более поздних стадиях проект осуществляется уже целиком за счет частных компаний. Положительной стороной данного подхода является то, что результаты исследований быстро внедряются в производство, то есть фаза коммерциализации сокращается и становится более эффективной.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы о состоянии финансировании инновационной деятельности в Японии.
В принципе, в Японии не обеспечивается оптимального, с точки зрения всего общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора. Во-первых, фундаментальные исследования по самой своей природе весьма рискованное предприятие. И рискуют, прежде всего, корпорации, так как им приходится инвестировать средства под эти исследования. Во-вторых, результаты фундаментальных исследований нередко непредсказуемы, область их коммерческого применения может выходить за сферу коммерческих интересов фирмы. В этом случае фирмы, по существу, финансируют исследования, результатами которых пользуются другие фирмы. Внешние потери не позволяют фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений. Поэтому неопределенность результатов НИОКР удерживает многие фирмы от затрат ресурсов. Однако если их идеи можно осуществить в ходе проекта, поддерживаемого государством, компании также готовы вложить в него часть средств.
Японская промышленная политика развивает высокотехнологичные отрасли не столько посредством использования рыночного механизма, сколько путем вовлечения компаний в проекты, частично финансируемые государством. Государство играет все более активную роль в стимулировании коллективных промышленных исследований и разработок в частном секторе. Это создает определенные преимущества на стадии коммерческого освоения нововведений, но отрицательно сказывается на генерировании и апробации принципиально новых идей.
В последнее время наблюдается тенденция к усилению регламентации финансирования НИОКР и повышение в их структуре доли расходов на фундаментальные исследования, а также стремление Японии проводить свою научно-техническую политику и за рубежом.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что сосредоточение усилий на внедрении новых технологий в сочетании с проведением активной промышленной политики на основе первоочередного финансирования приоритетных отраслей стало базой для экономического возрождения Японии.
Список литературы
1. Бакош Г. «Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы». – Журнал «Вопросы экономики» №9, 1997 г.
2. Барон Л. «Бюджет развития по-японски». – Журнал «Япония сегодня» №4, 1997 г.
3. Загашвили В., Шишков Ю. «Мировая торговля и международные инвестиции». – Журнал «Мировая экономика и международные отношения» №8, 2000 г.
4. Мильнер, Олейник, Рогиненко «Японский парадокс (реальность и противоречия капиталистического управления)». – М.: Изд-во «Мысль», 1985 г.
5. Хосака Н. «Финансирование науки – это тоже наука». – Журнал «Япония сегодня» №3, 1997 г.
6. «Япония. Экономика, общество и научно-технических прогресс» под ред. Зайцева В.К., Певзнера Я.А., Рамзеса В.Б. – М.: Изд-во «Наука», 1988г.
7. «Японский опыт для российских реформ», Выпуск 1: Кравцевич А.И. «Система приоритетного финансирования промышленности». – М.: Изд-во «Диалог», МГУ, 1998 г.
Структура финансирования НИОКР
Удельный вес государственных ассигнований в общих расходах на НИОКР составляет в Японии 25%, тогда как в других развитых странах – около 50%. Однако прямые сравнения мало о чем говорят, так как государственные расходы на военные цели в США более, чем в 100 раз, превышают соответствующие расходы Японии. Отсутствие подавления гражданских исследований военными НИОКР значительно повышает эффективность государственного воздействия на научно-исследовательскую деятельность в Японии.
В Японии государственные субсидии почти полностью концентрируются в университетах и государственных исследовательских учреждениях. Лишь очень небольшая часть ассигнований направляется в лаборатории частных компаний, хотя они, как правило, работают гораздо эффективнее (особенно в области стоимости и сроков осуществления исследований). Например, в 1980 году японское правительство покрывало лишь 2% затрат на НИОКР в частном секторе.
Статистика финансирования НИОКР по стадиям научно-исследовательской деятельности выделяет фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Основную долю расходов на НИОКР в Японии несет частный сектор, заинтересованный преимущественно в их прикладном характере.
В 1965 году затраты на фундаментальные исследования составляли 30,3% всех расходов Японии на НИОКР, однако в 70-е годы эта доля снизилась вдвое и на этом уровне стабилизировалась. Повысилась доля затрат на опытно-конструкторские разработки, что стимулировало быстрое внедрение в практику достижение фундаментальных и прикладных исследований. В настоящее время соотношение пропорций финансирования фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок в Японии составляет 13, 25 и 62% соответственно. В начале 80-х годов японская частная промышленность тратила на фундаментальные исследования 5,5% всех средств на НИОКР, на прикладные исследования – 21,9%, а на разработки – 72,6%. Длительная стабильность таких пропорций финансирования НИОКР обеспечила Японии наибольшие успехи именно в тех направлениях технического прогресса, которые связаны с производством массовых товаров широкой номенклатуры.
Следует подчеркнуть, что в большинстве японских фирм расходы на НИОКР превышают размеры инвестиций в машины и оборудование.
О курсе на ускоренное развитие собственных фундаментальных исследований можно судить по увеличению числа фирменных научных учреждений. Учитывая эту тенденцию, Совет по промышленно структуре Японии (консультативный орган при МИТИ) предложил в 1984 году применить дополнительные финансовые и налоговые стимулы для частных японских фирм, ведущих работы в области фундаментальных исследований.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.