Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План.

1. Введение.

2. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние.

3. Социальная защищенность различных слоев населения в России.

3.1. Социальная защищенность работающего населения

3.2. Социальная защищенность женщин.

3.3. Социальная защищенность детей.

3.4. Социальная защищенность пожилых людей.

3.5. Социальная защищенность инвалидов.

4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.

5. Перспективы развития системы социальной защиты в России.

6. Заключение.

Введение.

В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую,
политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно-политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения.

 

 


Социальная защищенность различных категорий населения в России.

В этой главе мы рассмотрим социальную защищенность конкретных категорий населения, как «де юро», так и «де факто».

Как уже было сказано выше, в связи с социальными и экономическими потрясениями в России численность и спектр социально незащищенных групп людей значительно расширились, в этой главе будут рассмотрены проблемы социальной защиты и обеспечения детей, пожилых, работающих, женщин и инвалидов.

 

 

Социальная защищенность пожилых людей.

Социальная защита пожилых людей включает в себя выплату пенсий и различных пособий; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социального обслуживания населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов трудящихся.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 995 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи[8].

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Но назвать пожилых людей в России социально защищенной группой никак нельзя. В 90-е годы двадцатого века пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она выплачивается не вовремя. Службы социальной помощи престарелым людям финансируются в очень маленьком объеме.

 

Заключение.

В 90-е годы двадцатого века Россия находилась в полосе социальных и экономических потрясений, что привело к появлению большого количества различных групп и слоев населения, которые можно назвать социально незащищенными, то есть наиболее уязвимыми и нуждающимися в определенной материальной, правовой, психологической и социальной помощи категории людей. Это - малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.

Помощь этим людям может оказываться со стороны государства в виде денежных выплат, предоставлении рабочих мест, предоставлении различных социальных услуг и обеспечением доступа к социальным службам. Но в связи с тем, что государство не может в полном объеме выполнить свои обязательства по социальной защите своих граждан, то мы не можем говорить о реальной социальной защищенности всех слоев населения Российской Федерации, хотя российское законодательство вполне соответствует высоким требованиям международных документов, касающихся прав человека.

Кроме того, при существующей системе государственной помощи нуждающимся, есть тенденция к появлению иждивенческих настроений, люди перестают сами решать свои проблемы и ждут помощи от государства и общества. Система социальной защиты должна строиться таким образом, чтобы именно стимулировать, а не расслаблять нуждающегося, способного к активной работе, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости рассчитывать на свои силы — за исключением случаев, когда необходимо обеспечить удовлетворение элементарных потребностей людей. Поэтому система социальной защиты в России должна быть изменена коренным образом.

Список литературы.

1. «Антология социальной работы» в 5 томах, том 3: «Социальная политика и законодательство в социальной работе»//сост. М. В. Фирсов – М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1995 – 544 стр.

2.  Апресян Р. Г. «Дилеммы благотворительности»//Общественные науки и современность. 1997, № 6.

3. «Взаимосвязь социальной работы и социальной политики»/ под ред. Ш. Рамон – М.: - Аспект пресс, 1997 – 256 стр.

4. Глущенко Я. «Социальная политика дает полную гарантию. На словах...»// http://www.intellectualcapital.ru/iss2-38/icopin38.htm

5. Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 – 2010г.»// Социально –политический журнал, 1998, № 6.

6. «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр.

7. Хлобустов О. «Права человека в России в 90-е годы XX века»// «Обозреватель»

8. Шанин И. Г. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика»// «Социология и проблемы социальной защиты» (сборник работ) Выпуск 1, М.: Лаборатория экспериментальной социологии, 1994г.

 

 


[1] Глущенко Я. «Социальная политика дает полную гарантию. На словах...»// http://www.intellectualcapital.ru//iss2-38/icopin38.htm

 

[2] Хлобустов О. «Права человека в России в 90-е годы XX века»// «Обозреватель»

 

[3] Глущенко Я. «Социальная политика дает полную гарантию. На словах...»// http://www.intellectualcapital.ru/iss2-38/icopin38.htm

[4] Шанин И. Г. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика»// «Социология и проблемы социальной защиты» (сборник работ) Выпуск 1, М.: Лаборатория экспериментальной социологии, 1994г.

 

[5] Шанин И. Г. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика»// «Социология и проблемы социальной защиты» (сборник работ) Выпуск 1, М.: Лаборатория экспериментальной социологии, 1994г.

 

[6] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр., стр.182.

 

[7] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр., стр.166-167.

[8] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр., стр.216.

[9] «Основы социальной работы» под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр., стр.188.

 

 

[10] Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 – 2010г.»// Социально – политический журнал, 1998, №6.

[11] Апресян Р. Г. Дилеммы благотворительности//Общественные науки и современность. 1997, № 6, с. 61.

 

[12] Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 – 2010г.»// Социально-политический журнал, 1998, № 6.

[13] Митрошенков О. А. «Социальная политика в России: мегатенденции 1999 – 2010г.»// Социально –политический журнал, 1998, № 6.


План.

1. Введение.

2. Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние.

3. Социальная защищенность различных слоев населения в России.

3.1. Социальная защищенность работающего населения

3.2. Социальная защищенность женщин.

3.3. Социальная защищенность детей.

3.4. Социальная защищенность пожилых людей.

3.5. Социальная защищенность инвалидов.

4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.

5. Перспективы развития системы социальной защиты в России.

6. Заключение.

Введение.

В современном российском обществе социальная защита населения является одной из самых актуальных проблем. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.). Происходящие в обществе изменения затронули экономическую,
политическую и социальную сферы, повлияли на деятельность многих производственных и общественных организаций и общественного сознания, что, в свою очередь, обуславливает и перспективы общественного развития. Демократические преобразования и введение рыночных отношений в комплексе оказали огромное влияние на социум - причем как в позитивном, так и негативном плане. С одной стороны, произошло резкое сокращение социальной защищенности довольно большой части населения, и в первую очередь трудящихся, что может весьма негативно сказаться на дальнейшем развитии общества. А с другой стороны - произошло существенное изменение общественно-политического сознания, позволяющее не только сделать происходящие позитивные изменения необратимыми, но и скорректировать возможные негативные отклонения.

 

 


Проблемы социальной защищенности российских граждан: современное состояние.

В мире существует два основных документа, которые определяют международные обязательства государств в области социальных и гуманитарных прав. Это Европейская социальная хартия, принятая в 1961-ом году и обновленная в 1996-ом, а также Конвенция международной организации труда (МОТ). Отличие Конвенции МОТ от Хартии заключается в том, что в Хартии определяются основополагающие принципы социальных прав граждан, тогда как Конвенция МОТ их детализирует.

Еще до вступления в Совет Европы Россия провозгласила, что обязуется обеспечивать своим гражданам все стандарты в области прав человека, установленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в том числе и социальных прав. А при вступлении в Совет Европы Россия обязалась ратифицировать Европейскую социальную хартию и с момента вступления проводить политику в соответствии с закрепленными в ней принципами.

Что же мы имеем на сегодняшний день? Если рассмотреть законодательство и проанализировать Конституцию РФ, то, в принципе, за исключением отдельных мелких погрешностей, мы вполне соответствуем высокому правовому уровню Европы, ибо декларируем полную социальную защищенность своих граждан по всем параметрам. Другое дело, что далеко не всегда эти высокие обязательства выполняются.

«В Хартии провозглашается, что должны соблюдаться естественные права человека. В частности - естественные права наемного работника. К таковым относится, в частности, выплата заработной платы. Согласно Хартии, каждый наемный работник имеет право на получение достойного вознаграждения за свой труд. Но, даже опуская слово "достойного", далеко не каждый наемный работник получает сегодня просто вознаграждение за свой труд. Это самое главное право, которое на сегодняшний день нарушено в Российской Федерации. Известно, что государство задолжало бюджетникам за несколько месяцев»[1]. Еще характерными нарушениями являлось несоблюдение сроков выплаты заработной платы ( в 1997 г. до 70% работающих респондентов не получали зарплату и целиком), введение принудительных «отпусков» без сохранения содержания, побуждение работников к увольнению «по собственному желанию» и другие нарушения Кодекса законов о труде[2].

А ведь это одно из основных социальных прав граждан, из которого следуют многие другие "гарантии".

Вторая позиция, которая не соответствует принципам Хартии – это получение достойного пенсионного обеспечения.

«Даже дискутируя по поводу того, что же можно считать достойным или недостойным, понятно: пенсия и социальная помощь со стороны государства не могут быть ниже прожиточного минимума. Если люди получают пенсию или социальное пособие ниже прожиточного минимума, то они просто не могут на эти деньги прожить. Таким образом признать достойным такое социальное обеспечение никак нельзя. Глобальное нарушение этого принципа в России состоит в том, что у нас существует целый ряд выплат, в том числе и пенсии, которые должны быть достойными, а на самом деле не дотягивают даже до прожиточного минимума.

Если же говорить о том минимуме, которым должен быть обеспечен каждый гражданин страны по жизненным показаниям, то есть о так называемой потребительской корзине, то тут также есть много интересного. Существуют нормы ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения - по потреблению белков, жиров, углеводов. Каждая страна обязана гарантировать своим гражданам необходимый набор этих элементов. Однако и в этом вопросе Россия выглядит достаточно неприлично. Российский парламент не один год проводил дискуссии, как же эту самую корзину рассчитывать, чтобы, с одной стороны включить туда все необходимое для поддержания жизнедеятельности человека в условиях российского климата, а с другой - не напрягать бюджет, поскольку от этой основополагающей цифры должны рассчитываться все социальные пособия»[3].

Один из основополагающих принципов социальной политики стран-членов Совета Европы - обеспечение граждан медицинской помощью. Даже в тех странах, где медицинская помощь является платной, люди, не имеющие возможности оплатить медицинские услуги, по той или иной причине не имеющие страховку, получают медицинское обслуживание бесплатно от государства, либо получают страховку, которая дается государством. У нас на сегодняшний день ситуация катастрофическая, потому что люди не получают даже примитивного лечения в рамках того обязательного медицинского страхования, которое у них есть.

Не по всем позициям дела обстоят так плохо - по некоторым Россия выглядит вполне прилично. Например,  Россия более или менее решила проблему обеспечения безработных. Во всяком случае защита права каждого гражданина на труд и система занятости в общем-то реализуются: согласно официальным данным, количество вакантных мест у нас не меньше, чем количество претендующих на получение работы.

«По сравнению с 1993 г. существенно снизилась социальная защищенность населения, доступность для него социальных благ и услуг. По оценкам Министерства социальной защиты населения, реальные доходы в 1995 г. составляли только 46% от уровня 1991 г. По официальным данным за чертой бедности, то есть имея доходы ниже прожиточного уровня, проживало более 39 млн. чел., а 53 млн., или 36% населения не могли удовлетворить свои основные жизненные потребности даже на минимальном уровне.

Социальным феноменом России стали «новые бедные», к числу которых был отнесен каждый четвертый работающий, но не зарабатывающий при этом на жизнь. Причем к этой категории относятся преимущественно работники бюджетной сферы, научные кадры»[4].

 Поэтому социальные последствия проводимых реформ требуют системы конкретных государственных мер, направленных на обеспечение соблюдения социально-экономических прав и социальной защиты граждан.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 142.