В современных условиях перехода к рынку особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковские операций. Важную роль в решении этих задач играют безналичные расчеты. Сущность безналичных расчетов состоит в том, что они осуществляются при помощи банковских операций (посредством перечисления по счетам), используемых для замещения наличных денег.
Безналичные расчеты населения в нашей стране носят строго добровольный характер. К их числу относятся: перечисления на счета по вкладам части заработной платы и других денежных доходов, выплата через учреждения банка заработной платы рабочим и служащим, а также денежных заработков колхозникам, выдача чеков за счет сумм вкладов, переводов, перечисление сумм со счетов по вкладам в уплату за товары, за квартиру, коммунальные и прочие услуги, перечисление вклада с одного счета на другой и т. д. Безналичные расчеты способствуют сокращению потребности в наличных денежных средствах, а также расходов, связанных с их изготовлением, перевозкой и хранением, что способствует экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В настоящее время уже разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населению. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги, в концепции комплексного рассмотрения проблемы банковского обслуживания населения. Системный подход соответствует научно-техническому уровню современного банковского производства, и приемлем при незначительной модификации для любой банковской системы. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.
В настоящее время в нашей стране система безналичных расчетов населения включает: во-первых, безналичные перечисления по счетам клиентов, и, во-вторых, собственно безналичные расчеты населения за товары и услуги.
Прогрессивной формой обслуживания населения является выплата через управления банков заработной платы рабочим и служащим, денежных заработков колхозникам, оплата труда членам кооперативов, пенсий, авторских гонораров, страховых и других сумм.
Анализ динамики безналичных перечислений на счета по вкладам свидетельствуют о быстрых темпах роста этих показателей.
На фоне общего роста безналичных перечислений во вклады особенно быстро растут перечисления во вклады зарплаты трудящихся, что объясняется привлечением к данному виду банковских услуг крупных предприятий, а также большинство число кооперативов, МП.
Наряду с безналичным перечислением заработной платы развиваются перечисления во вклады денежных доходов колхозников и сумм за сданную сельхозпродукцию. В целом по стране около 1/3 суммы, причитающейся населению за сданную сельхозпродукцию, перечисляются во вклады. Значительная часть сумм не востребуется вкладчикам в течении длительного времени и приобретает характер стабильных сбережений. Оседание на таких счетах составило 20 процентов (в то время как процент оседания средств по вкладам в целом - 17 процентов).
Немаловажное значение имеют безналичные поступления денежных доходов во вклады для экономии личного и общественно полезного времени трудящихся. Такая экономия, рассчитанная специалистами, составляет в среднем за год около 300 млн. человеко-часов. Кроме того, поскольку операции по зачислению сумм во вклады совершаются в отсутствие самих вкладчиков, экономится время и других клиентов, посетивших банк.
В связи с развитием операций по перечислению денежных доходов населения постоянно возрастает объем работы банков. В основном это связано с расширением объема работы по выплате заработной платы рабочим и служащим через банк. Если по обычному счету вкладчика сберегательного банка в среднем за год совершается примерно 6 операций, то по каждому счету, через который выплачивается заработная плата, производится в среднем 42 операции.
Увеличения количества обслуживающих лиц, числа производимых банками операций требует совершенствования материально-технической базы, повышения квалификации персонала, внедрения новых форм и методов работы.
Одним из важнейших направлений работы коммерческих банков по совершенствованию обслуживания населения является развитие безналичных расчетов граждан с торговыми, коммунальными и другими предприятиями. В настоящее время банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций: принимают платежи населения в пользу предприятий, учреждений, организаций, а также доход государственного и местных бюджетов; выдают расчетные чеки для оплаты товаров и услуг; производят по поручениям вкладчиков безналичные расчеты по платежам выполняют другие операции.
Деятельность коммерческих банков в условиях перехода к рынку требуют новых подходов и решений по вопросу совершенствования и развития расчетно-кассовых операций и прежде всего в сфере организации безналичных расчетов населения. В последние годы существенно расширилась сфера применения безналичных, расчетов за товары и услуги. Расчетные чеки стали применяться при оплате услуг, предоставляемых предприятиями бытового обслуживания, при покупке туристами инвалюты для поездки за рубеж и оплате стоимости путевок, при оплате услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания по предварительным заказам, оплате стоимости приобретаемых населением садовых домиков.
Расчетный чек применяется для расчетов за любые виды товаров и услуг. Чек является именным документом и выдается в банках за счет средств, хранящихся на счетах граждан. Для получения чека в учреждении банка открывается депозитный счет на любую сумму. При этом депозитный счет может быть открыт и при внесении наличных денег. По желанию клиента ему может быть выдано на сумму депозитного счета несколько чеков. На сумму чекового депозита за период хранения на счете начисляется доход. Его выплата производится при закрытии счета. Операции по выдаче чеков выплачивается всеми учреждениями Сбербанка.
Расчет чеками производится не только за дорогостоящий товар, но и в целом совершенствования и улучшения обслуживания населения и дальнейшего развития безналичных расчетов, а также расширения чекового оборота расчетные чеки стали применяться в уплату за оказанные предприятиями бытового обслуживания гражданами услуги: строительство и ремонт жилья, изготовления изделий из меха, гранитный изделий, изготовление мебели и другие услуги. Аванс за услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания по предварительным заказам на обслуживание торжеств, также может быть оплачен чеком.
Заключение
В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе, были сформулированы две основные группы выводов: 1. Касающиеся теоретической части работы;
2. Касающиеся практической части.
1. Исходя из теоретической части можно сделать следующие выводы:
a. Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.
b. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве.
c. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому.
d. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике.
e. . Банковская система является системой «закрытого» типа.
f. Банковская система - «самоорганизующаяся».
g. Банковская система выступает как управляемая система.
h. Банковские услуги бывают: специфические и неспецифические; депозитные, кредитные, расчетные, кассовые операции; нетрадиционные банковские услуги и др.
2.Исходя из практической части, можно сделать следующие выводы:
a) Лидирующее место в банковской системе Республики Беларусь занимает Национальный банк Республики Беларусь.
b) Основными целями это банка является:
- кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;
- поддержка общей экономической политики Правительства РБ;
- обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.
e) В Республике Беларусь существуют несколько десятков банков, которые подразделяются на:
ü Мелкие и средние банки, обслуживающие мелких субъектов хозяйствования
ü Крупные банки.
e) В них проводятся следующие виды операций: операции по привлечению средств в депозиты; традиционные банковские услуги; операции по кредитованию индивидуальных заемщиков; безналичные расчеты; расчетно-кассовые операции и др.
Кризисные процессы в сегодняшней экономике существенно осложняют положение в банковском секторе Беларуси. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" белорусской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства.
Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.
Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов.
Приложения
Соотнесенность долгосрочных кредитов, кредитов на инвестиции с ресурсной и долгосрочной депозитарной базой. РИС.1
Кредиты на инвестиции в основной капитал | Процентах к ресурсам | 10,0 10,8 10,4 24,5 2,3 5,4 9,1 8,2 14,8 5,6 | |
Процентах к итогу | 100 91,1 39,2 30,4 2,2 5,4 8,6 3,1 2,3 8,9 | ||
Всего | 175,5 159,9 68,8 53,4 3,8 9,4 15,1 5,4 4,0 15,6 | ||
Кредиты сроком более года-всего | Процентах к итогу | 100 87,9 58,6 9,2 5,4 0,0 7,2 4,9 2,6 12,1 | |
всего | 115,1 101,1 67,5 10,6 6,2 0,0 8,3 5,6 3,0 14,0 | ||
В том числе депозиты: | Физических лиц | Процентах к итогу | 100 90,9 42,8 5,2 7,6 12,3 16,8 1,6 4,5 9,1 |
Всего | 60,0 54,6 25,7 3,1 4,6 7,4 10,1 1,0 2,7 5,4 | ||
Юридических лиц | Процентах к итогу | 100 76,3 18,1 0,8 52,2 0,8 2,0 1,4 1,0 23,7 | |
Всего | 20,8 15,8 3,8 0,2 10,8 0,2 0,4 0,3 0,2 4,9 | ||
Из них: депозиты сроком более года-всего | Процентам к ресурсам | 4,6 4,8 4,5 1,5 9,3 4,3 6,3 1,9 10,9 3,7 | |
Процентах к итогу | 100 87,2 36,5 4,1 19,1 9,4 13,0 1,6 3,6 12,8 | ||
Всего | 80,8 70,4 29,5 3,3 15,4 7,6 10,5 1,3 2,9 10,4 | ||
Ресурсы, привлеченные банками в 2000г. - всего | Процентах к итогу | 100 84,1 37,5 12,4 9,4 9,9 9,4 3,7 1,5 16,1 | |
Всего | 1760,0 1479,0 660,4 217,7 165,1 174,9 166,1 65,5 29,9 280,3 | ||
Банки | Ресурсы банков-всего Ресурсы уполномоч. Банков АСБ''Беларусьбанк'' ОАОБелагропромбанк ОАО''Белвнешэкбанк'' ''Приорбанк''ОАО ОАОБелпомстрбанк ОАО''Белбизнесбанк'' ОАО''Бел.банк развития'' Другие банки |
Строение банка по принципу холдинга. Рис.2
ХОЛДИНГ
Инвестиционные Промышленные Компании по Группа
компании предприятия недвижимости торговых
компаний
Трастовые Финансовые
компании компании
Пенсионный фонд Рекламные
компании
Страховые Консалтинговые Другие
компании компании
Список литературы
1. Банковское дело/ В. Колесников. - Мн.: Финансы и статистика, 1999. –С448.
2. Банки и банковские операции: учебн. Для ВУЗов под ред. Е.Ф.Жукова – М.: Банки и биржи, юниты 1997 – 471с.
3. Банковские операции: 4.1/ под ред. О.И.Лаврушина – М.: Инф-ка-М,1995–96
4. Деньги, кредит, банки: учебн./ под ред. Е.Ф.Жукова. –М.: Банки и биржи, юниты – 1999 – 622с.
5. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки; курс лекций Мн.: ООО''Мисанта'' 1997 –344с.
6. Лаврушин О.И.,Лившиц Я. “Банковская система России” Москва, 1998 год
7. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю.А.Бабичевой. – М.: экономика, 1994.
8. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М.: "ВСЕ ДЛЯ ВАС", 1993.
9. Усоскин В.М."Современный коммерческий банк.Управление и операции.",М:ИПЦ"Вазар-Ферро",1994.
10. Рид Э.,Коттер Р.,Гилл Э.,Смит Р. "Коммерческие банки",М:Прогресс,1983.
11. . Ю.А.Бабичева “Банковское дело” М, 1993 г.
12. «Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики» //Бизнес и банки 1997, №29
13. . Коммерсант - Daily, 1997 г.
14. Жyрнал "Финансы" N 9 за 1992 год
15. Газета "Экономика и жизнь", N 37,38 за 1992 год.
16. ''Национальная Экономическая Газета'' 2001г.
17. Журнал ''Вестник Ассоциации белорусских банков'' №№3,5,9,15,17 2001г.
18. Банки и банковское дело: учебн. пособие/под ред. И.Т. Балабанова.-Спб:Питер.2001-304с.
19. Деньги, кредит, банки: учебн.пособие – Ростов-на-Дону, 2000.-448с.
20. Основы банковского дела: учеб. пособие:/Б.С. Войтешенко и др.:Мн.:Тесей, 1999-448с.
[1] Вестник Ассоциации белорусских банков, 9 февраля 2001 №5 (121) с. 16-28
[2] Е. Алборов. Экономист. Национальная экономическая газета №6 2001, с.2
[3] Алексей Чаленко, юрист, Национальная экономическая газета, №5 2001 с. 3, Банковская тайна
[4] ''Банки и технологии''№1.2001г.-''Вестник Ассоциации белорусских банков'' 13 апреля 2001 №14(130) с.45-48
Дата: 2019-07-31, просмотров: 170.