Клеточная теория (Шванн и Шлейден)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XIX в.— клеточной теорией строения организмов. Была сформулирована в трудах немецких ученых — ботаника Матиаса Шлейдена и зоолога Теодора Шванна.

В 1838 г. М. Шлейден в своей статье «Материалы к фитогенезу» показал, что каждая растительная клетка имеет ядро, и определил его роль в развитии и делении клеток.

В 1839 г. был опубликован основополагающий труд Т. Шванна «Микроскопическое исследование о соответствии в строении и росте животных и растений» , в котором он определил клетку как универсальную структурную единицу растительного и животного мира, показал, что растительные и животные клетки гомологичны по своей структуре, аналогичны по функции, и дал основные характеристики их образования, роста, развития и дифференцировки.

(11 вопрос) Учение о наследственности и изменчивости

Серьезным научным обоснованием эволюционной теории явилось открытие законов наследственности чешским естествоиспытателем Грегором Менделем ставшим основоположником одного из важнейших направлений современной биологии — генетики. В опытах по гибридизации двух сортов гороха, которые Мендель проводил в течение 10 лет, он установил, что организмы содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству, имеют дискретную природу и переходят от поколения к поколению согласно вариационно-статическим закономерностям (1865). Основные принципы учения о наследственности были изложены в его труде «Опыты над растительными гибридами ставшем впоследствии классическим.

Признание революционной роли открытия Менделя состоялось в 1900/ 1901 гг., когда Г. де Фрис, К. Корренс и Е. Чермак почти одновременно повторно открыли законы наследственности Менделя и опытным путем доказали правильность его выводов. С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.

 

Важным этапом в развитии генетики явилось создание в 1911 г. хромосомной теории наследственности (Т Морган и сотрудники) С этого момента ведущей теорией генетики стала материалистическая концепция гена. XX век явился временем бурного развития генетики, а на ее базе новых направлений —молекулярной генетики и молекулярной биологии.

 

(12 вопрос) В стенах Лейденского университета сформировалась крупнейшая анатомическая школа того времени. Ее воспитанником был голландский анатом и хирург из Амстердама Николас Тюльп (Tulp, Nikolas, 1593—1674, рис. 107), известный своими исследованиями по сравнительной анатомии; он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом. Тюльпу принадлежит символ врачебной деятельности — горящая свеча — и слова «АП-is inserviendo consumor» (служа другим, уничтожаю себя) :— «Светя другим, сгораю».

Выдающимся анатомом того времени был голландец Фредерик Рюйш (Ruysch, Frederik, 1638—1731) —убежденный последователь Везалия. Выпускник передового Лейденского университета, Рюйш в 1665 г. защитил диссертацию и был приглашен в Амстердам для чтения лекций по анатомии гильдии хирургов города (рис. 108). Он в совершенстве владел техникои приготовления анатомических препаратов и методом инъекции кровеносных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично выполнил уникальную коллекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки развития) и создал первый анатомический музей. За свои заслуги Ф. Рюйш был избран членом немецкой академии «Леопольдина» (1705), Лондонского королевского общества (Royal Society) (1720) и Парижской академии наук (1727).

Б России начало анатомических вскрытий связано с правлением Петра I (1682—1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр 1 посещал лекции и анатомический музей Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях. О каждом случае предстоящего вскрытия он заранее получал уведомление и проникал в секционный зал через специальную потайную дверь.

В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюйша (около -2 тыс. экспонатов) за 30 тыс. голландских гульденов. Она положила начало фондам первого русского музея — Кунсткамеры — Петровского музея редкостей (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться трудами российских ученых. (В настоящее время сохранившаяся часть препаратов Ф. Рюйша находится в Музее антропологии и этнографии РАН, в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова и Казанском медицинском институте.)

Возвратившись в Россию после своего первого путешествия по странам Западной Европы (1697—1698), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах. В основанной по указу Петра лекарской школе при Генеральном госпитале в Москве (1707) также производились вскрытия, при которых ок часто присутствовал. Автор- «Истории деяний Петра Великого» И. И. Голиков пишет об этом: «Он приказывал себя уведомлять, если в госпитале или где-нибудь в другом месте надлежало анатомировать тело или делать какую-нибудь хирургическую операцию, и когда только время позволяло, редко пропускал такой случай, чтоб не присутствовать при оном, и часто даже помогал операциям. Со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою...»

Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовались учебники иностранных авторов (Bidloo, Gottfried; Blankardt, Stefan и других) на латинском и немецком языках. Затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Первый перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 г.: монах Епифаний Сла-винецкий перевел книгу А. Везалия «Эпитоме», изданную в Амстердаме в' 1642 г., и назвал ее «Врачевская анатомия». К сожалению, рукопись этого перевода до наших дней не сохранилась.

 

В микроскопический период Первая попытка систематизации тканей организма (без применения микроскопа) была предпринята французским врачом Мари Франсуа Ксавье Биша , который считается основоположником гистологии как науки. Среди многообразия структур организма он выделил тканевую «систему» и подробно описал их в своих трудах «Трактат о мембранах и оболочках» и «Общая анатомия в приложении к физиологии и медицине» . Наряду с хрящевой, костной и другими тканевыми «системами» он различал волосяную, венозную, кровеносную, которые (как это известно сегодня) являются структурами органного характера, а не тканевого.

В микроскопический период Одним из основоположников учения о клеточном строении был Ян Эвангелист Пуркине — чешский естествоиспытатель и общественный деятель, основатель пражской гистологической школы. Пуркине первым увидел нервные клетки в сером веществе головного мозга (1837), описал элементы нейроглии, выделил в сером веществе коры мозжечка крупные клетки, названные впоследствии его именем, открыл волокна проводящей системы сердца (волокна Пуркине) и т. д. Он первым применил термин протоплазма (1839). В его лаборатории создан один из первых микротомов. Я- Э. Пуркине был организатором чешского Научного общества врачей, которое ныне носит его имя.

14 вопрос. Микробиология. Первые микроскопические наблюдения.(Гук, Левенгук)Открытие вакцинации(Дженнер) и введение оспопрививания.

Микробиология

Ее формирование проходило в тесной связи с практической деятельностью человека, историческим развитием, общим прогрессом науки (биологии, физики, химии) и техники (открытие и совершенствование микроскопии и других методов исследования). В процессе своего развития микробиология дифференцировалась на общую, медицинскую, сельскохозяйственную, ветеринарную, санитарную, промышленную и др. Для подготовки специалистов-медиков особое значение имеет медицинская микробиология. Она подразделяется на бактериологию, вирусологию, микологию, иммунологию, протозоологию.

В истории микробиологии выделяют два основных периода: эмпирический (до второй половины XIX в.) и экспериментальный, начало которого связано с деятельностью Л. Пастера.

Термин микроскоп появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука, который в 1665 г. впервые обнаружил и описал растительные клетки на срезе пробки, используя микроскоп собственной конструкции с увеличением в 30 раз. Улучшенный микроскоп Роберта Гука был предметом постоянного интереса ученого.

Значительный вклад в развитие микроскопии внес голландский натуралист-самоучка Антоны ван Левенгук. Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз. Вставляя их в металлические держатели собственной конструкции он впервые увидел и зарисовал эритроциты (1673), сперматозоиды (1677), бактерии (1683), а также простейших и отдельные растительные и животные клетки. Микроскоп Левенгука был крайне прост и представлял две металлические пластинки. В одной пластинке в центре была закреплена линза, к другой прикреплялась игла, острие которой с помощью винтов перемещалось в фокусе. Объект насаживался на иглу или приклеивался к ней. Был первым исследователем, который обнаружил живые микроорганизмы и описал их в своем труде «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком» (1695). Тем не менее до обнаружения первых патогенных микроорганизмов и научно обоснованного метода борьбы с ними оставалось почти два столетия эмпирических поисков.

Оспопрививание

Эдвард Дженнер, который заметил, что у крестьянок, доивших коров, больных коровьей оспой, на руках образуются пузырьки, напоминающие оспенные пустулы. Через несколько дней они нагнаиваются, подсыхают и рубцуются, после чего эти крестьянки никогда не заболевают натуральной оспой.В течение 25 лет Дженнер проверял свои наблюдения и 14 мая 1796 г. провел публичный эксперимент по методу вакцинации(инокуляция): привил восьмилетнему мальчику содержимое пустулы с руки крестьянки заразившейся коровьей оспой . Полтора месяца спустя Э. Дженнер ввел Джеймсу содержимое пустулы больного натуральной оспой – мальчик не заболел. Повторная попытка заразить мальчика оспой спустя пять месяцев также не

дала никаких результатов — Джеймс Фиппс оказался невосприимчивым к этому заболеванию. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование причин и действий коровьей оспы». В том же году вакцинация была введена в английской армии и на флоте, а в 1803 г. было организовано Королевское дженнеровское общество (Royal Jennerian Society), возглавлявшееся самим Дженнером. Общество ставило своей целью широкое введение вакцинации в Англии. Смертность от оспы снизилась более чем в три раза. В 1808 г. оспопрививание в Англии стало государственным мероприятием. Невежды полагали, что после прививок коровьей оспы у пациентов вырастут рога, копыта и другие признаки анатомического строения коровы . Древнем Востоке применяли метод инокуляции (вариаоляции): содержимое пустул больного натуральной оспой средней тяжести втирали в кожу предплечья здорового человека, который, как правило, заболевал нетяжелой формой оспы, хотя наблюдались и смертельные исходы. Вакцинация того времени значительно отличалась от сегодняшнего оспопрививания. Антисептики не существовало (о ней не знали до конца XIX в.). Прививочным материалом служило содержимое пустул привитых детей,.а значит, была опасность побочного заражения рожей, сифилисом и т. п.

(15 вопрос) Научная Микробиология и иммунология (Пастер) Развитие бактериологии (Кох)

Луи Пастер — основоположника научной микробиологии и иммунологии. Достижения в области микробиологии открыли большие перспективы в развитии промышленности (от изготовления уксуса, вина и пива во Франции времен Пастера до синтеза биологически активных веществ), сельского хозяйства (развитие шелководства, борьба с эпизоотиями, сохранение продуктов), сделали возможным научно обоснованную борьбу с эпидемиями (изготовление вакцин, сывороток и т. п.). Основными открытиями Пастера являются: ферментативная природа молочно-кислого (1857), спиртового (1860) и масляно-кислого (1861) брожения, изучение болезней вина и пива (с 1857 г.),

Изучая брожение, Луи Пастер сделал еще одно важное открытие: он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их — микробы, вызывающие масляно-кислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива. Опровержение гипотезы самопроизвольного зарождения . исследование болезней шелковичных червей – пебрина (1865),

С 1865 года Луи Пастер начал изучать причины болезни тутового шелкопряда на юге Франции. Ученый нашел эффективные методы борьбы с этим заболеванием и спас шелководство. Основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры, 1880), создание вакцины против Сибирской язвы (1881) путем искусственного изменения вирулентности

микроорганизмов, создание антирабической вакцины (1885). Даты этих великих открытий запечатлены на мемориальной доске дома Пастера в Париже, где располагалась его первая лаборатория .Прибыли, полученные Францией в результате открытий Пастера, превысили контрибуцию, наложенную на нее Пруссией в 1871 г. В 1885 г. Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию.

Роберт Кох – основоположника бактериологии, лауреата Нобелевской премии Кох установил правило, которое получило название триады Генле-Коха: для доказательства этиологической роли микроорганизма в возникновении данной заразной болезни необходимо:

1) обнаруживать данный микроб в каждом случае данного заболевания (причем при других болезнях или у здорового человека он не должен встречаться);

2) выделить его из тела больного в чистой культуре;

3) вызвать такое же заболевание у подопытного животного, заразив его чистой культурой этого микроба.

 Кох первым предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах (1877), окончательно установил этиологию Сибирской язвы (1876), открыл возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).

Он проследил и проанализировал прямую связь между болезнью и микроорганизмами. Одно из главных его открытий – это нахождение возбудителя туберкулеза. Он стал первым ученым, которому удалось доказать способность сибирской язвы образовывать споры.

(16 вопрос). Физиология и экспериментальная медицина. Достижения по изучению отдельных систем и функций организма. И. Мюлер, К.Бернар

Эмпирический период

Первые представления о работе отдельных органов человеческого тела начали складываться в глубокой древности и изложены в дошедших до нас сочинениях философов и врачей древнего Востока, древней Греции и древнего Рима.

В период классического средневековья, когда господствовала церковная схоластика и жестоко преследовались попытки опытного познания природы, в развитии естествознания наблюдался застой. В эпоху Возрождения анатомо-физиологические и естественнонаучные исследования, произведенные А. Везалием, М. Серветом, Р. Коломбо, Дж. Фабрицием, Г. Фаллопием, Г. Галилеем, С. Санторио и другими, подготовили почву для будущих открытий в области физиологии.

Экспериментальный период

Физиология как самостоятельная наука, основанная на экспериментальном методе исследования, ведет свое . Начало от работ ' Уильяма Гарвея, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения (1628). С позиций законов механики ученые пытались объяснить работу двигательного аппарата, механизм вентиляции легких, функции почек и т.д.

Большую роль в развитии физиологии сыграл швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт Альбрехт Галлер. Он пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких, установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), определил зависимость силы сокращения от величины стимула и тем самым развил представления Декарта о рефлексе. Галлер первым заметил, что сердце сокращается непроизвольно под действием силы, которая находится в самом сердце.

Выдающимся достижением XVIII в. явилось открытие биоэлектрических явлений, ("животного электричества") в 1791 г. итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани, что положило начало электрофизиологии.

Среди основоположников физиологии и экспериментальной медицины выдающееся место занимает немецкий естествоиспытатель Иоганнес Мюллер. Ему принадлежат фундаментальные исследования и открытия в области физиологии, патологической анатомии, эмбриологии. В 1833 г. основные положения о рефлекторной деятельности спинного мозга; которые нашли дальнейшее развитие в трудах И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

В течение своей 25-летней учёной деятельности Мюллер написал более 200 научных работ. В области физиологии и физиологической химии ему принадлежат исследования над органами чувств, первое точное доказательство положения Белля, первое точное изложение учения о рефлексах, исследование голосового аппарата человека и объяснение его деятельности, открытие и исследование лимфы земноводных, исследования над кровью, открытие хондрина. В патологической анатомии главная заслуга Мюллера та, что он был основателем современного учения об опухолях.

Клод Бернар - французский медик, исследователь процессов внутренней секреции, основоположник эндокринологии, автор многих научных трудов. Французский физиолог, один из основоположников современной физиологии и экспериментальной патологии. Самыми главными открытиями ученого являются: открытие гликогено-образовательной функции печени; доказательство, что гликоген печени является источником происхождения сахара (глюкозы) крови; изучение механизма образования гликогена в печени и его отношения к углеводному обмену и, в частности, роль при этом нервной системы; создание

основанной на экспериментах гипотезы сахарного мочеизнурения (диабета); экспериментальные исследования по значению поджелудочной железы и печени в пищеварении и в усвоении пищи. До К. Бернара считали, что пищеварение совершается в желудке, ученый показал, что главные преобразования в пище происходят в кишечнике, в частности жиры эмульгируются и расщепляются на жирные кислоты и глицерин.

Жизнь и деятельность Клода Бернара неразрывно связаны с развитием экспериментальной медицины, одним из основоположников которой он был. Прежде всего Бернар известен благодаря разработанной им концепции гомеостаза. Его формулировка «Постоянство внутренней среды — залог свободной и независимой жизни» остаётся актуальной и в настоящее время. Много внимания уделял исследованию физиологического действия ядов, особенно кураре и угарного газа. Детально изучил физиологические механизмы сокоотделения и значение переваривающих свойств слюны, желудочного сока и секрета поджелудочной железы для здорового и больного организма, заложив, таким образом, основы экспериментальной патологии.

17 вопрос Клиничекая медицина в новое время. Терапия. Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Г. Буаргааве и утверждение клинического времени

Клиническая медицина, как и все естествознание нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался метафизический материализм, но он был в несостоявшимся обьяснить все процесс окружающего мира. Возникает почва для виталистических концепций, т. е. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, факторами, такими как «жизненная сила». Открытия в области естествознания существенно ослабляли метафизические концепции в медицине и укрепляли позиции материализма.

В конце 17 — начале 18 в. решающая роль в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе принадлежала Лейденскому университету (Голландия). При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве (1668—1738), возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, ректор университета. По его утверждению, «клинической называется медицина, которая наблюдает больных у их ложа». Тщательное обследование больного Г. Бурхааве сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Бурхааве первым применил в клинической практике усовершенствованный термометр Г. Д. Фаренгейта и использовал лупу для анатомических исследований.

Клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему съезжались студенты и врачи из многих стран, называя его («всей Европы учитель»). Лекции Бурхааве посещали видные деятели того времени, в том числе Петр I.

18 вопрос Клиническая медицина, как и все естествознание нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался метафизический материализм, но он был в несостоявшимся обьяснить все процесс окружающего мира. Возникает почва для виталистических концепций, т. е. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, факторами, такими как «жизненная сила». Открытия в области естествознания существенно ослабляли метафизические концепции в медицине и укрепляли позиции материализма. Существовал разрыв между врачами, вооруженными экспериментальным методом, и врачами, которые практически не использовали никаких инструментальных методов обследования больного. Клиническая медицина отставала естественных наук.

Возвращает клиническую медицину Герман Буркааве "Советник врачам", он наблюдает за пациентами, впервые использовал термометр Фаренгейта. Отсутсвие диагностических приборов. Существовали лишь опрос, прощупывание пульса, температуру мерили рукой.

Перкуссия - выстукивание, ввёл Леопольд Ауэнбруггер,(1761) он видел как его отец простукивал бочку с вином, определяя количество вина в ней. Этот метод был не принят. Жан Корвизар возрождает этот метод в 1808, перевёл труд Ауэнбруггера и дополнил своими наблюдениями, способствовал внедрению перкуссии в мед практику.

Термометрия. 1714 - спиртовой термометр Фаренгейта(Голландия) 0-600*, 96 - температура тела здорового человека. 1742 - ртутный термометр Цельсия, 0-100*, (0 кипение воды, 100 таяние льда). Мортен Штрёмер перевернул шкалу Цельсия. Также термометрия сначала была не принята в медицине. Лишь в 1861 Боткин успешно вводит термометр в практику.

Аускультация - выслушивание звуков. Вводит Рэнэ Лаэннэк в 1819, во время осмотра он не мог расслышать звуки в груди у полной женщины и сложил лист трубкой, благодаря этому ему удалось прослушать легкие пациентки. Далее ни вводит деревянный стетоскоп, потом Камман создаёт уже гибкий биаурикулярный стетоскоп с мембраной.

Открытие электрона, написание квантовой теории способствовали открытию рентгеновского излучения Рентгеном(1895), он сделал фото руки жены с кольцом и разослал его другим учёным.

Вопрос

Бурное развитие естествознания в эпоху Возрождения и последующий период создало предпосылки для развития хирургии как научной дисциплины. Это связано с поисками решений трех сложнейших проблем, которые тысячелетиями тормозили ее развитие: кровотечение, отсутствие обезболивания и инфицирование ран.

В 1846 г. американский дантист Уильям Мортон , испытавший на себе усыпляющее и обезболивающее действие паров эфира, предложил Дж. Уоррену проверить на этот раз действие эфира во время операции. Уоррен согласился и 16 октября 1846 г. впервые успешно осуществил удаление опухоли в области  шеи под эфирным наркозом, который давал Мортон. Здесь необходимо отметить, что сведения о действии эфира на организм У. Мортон получил от своего учителя — химика и врача Чарлза Джексона , который по праву должен разделить приоритет этого открытия. Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз нашел самое широкое применение. Первые в России операции под эфирным наркозом были произведены в Риге и Москве. Экспериментальной проверкой действия эфира на животных (в Москве) руководил физиолог А. М. Филома-фитский.

В 1847 г. шотландский акушер и хирург Джеймс Симпсон. Впервые применил хлороформ в «качестве обезболивающего средства в акушерстве и хирургии. В 1904 г. С. П. Федоров и Н. П. Крав-ков положили начало разработке методов неингаляционного (внутривенного) наркоза.

С открытием наркоза и развитием его методов началась новая эпоха в хирургии.

разослал его другим учёным.

20 вопрос Эмпирические начала антисептики связаны с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса. Работая в акушерской клинике в Вене, он обратил внимание на то, что в одном отделении, где обучались студенты, смертность от родильной горячки достигала 30%, а в другом, куда студенты не допускались, смертность была невысокой. После длительных поисков, не зная еще о роли микроорганизмов в развитии сепсиса, Земмельвейс показал, что причиной родильной горячки являются грязные руки студентов, которые приходят в родильное отделение после анатомирования трупов. Объяснив причину, он предложил метод защиты – мытье рук раствором хлорной извести, и смертность снизилась до 1-3% (1847). Тем не менее при жизни Земмельвейса крупнейшие западно-европейские авторитеты в области акушерства и гинекологии не признали его открытия. Научного обоснования антисептики и асептики не было до работ Л. Пастера, который показал, что процессы брожения и гниения связаны, с жизнедеятельностью микроорганизмов(1863). Идею Пастера в хирургию впервые принес английский хирург Джозеф Листер, который связал нагноение ран с попаданием и развитием в них бактерий. Дав научное объяснение – хирургической инфекции, Листер впервые разработал теоретически обоснованные мероприятия по борьбе с ней. Его система основывалась на применении 2-5% растворов карболовой кислоты и включала в себя элементы

антисептики (уничтожение микробов в самой ране) и асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной: рук хирурга,.инструментов, перевязочного материала). Придавая большое значение воздушной инфекции, Листер распылял карболовую кислоту и в воздухе операционной. В 1867 г. в журнале Листер опубликовал ряд статей, в которых изложил существо своего метода, подробно раскрытое в его последующих работах. Листер являлся членом Лондонского королевского общества (1895-1900).

Основоположниками асептики явились немецкие хирурги Эрнст фон Бергманн и его ученик К. Шиммельбуш. В 1890 г. они впервые доложили о методе асептики на X Международном конгрессе врачей в Берлине. В конце 80-х годов XIX в. в дополнение к методу антисептики был разработан метод асептики, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану. Асептика основана на действии физических факторов и включает в себя стерилизацию в кипящей воде или паром инструментов, перевязочного и шовного материала, специальную систему мытья рук хирурга, а также целый комплекс санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в хирургическом отделении.

 Первые опыты по переливанию крови животным начались в 1638 г. (К. Potter). В 1667 г. французский ученый Ж. Дени осуществил первое успешное переливание крови ягненка человеку. Однако после того, как четвертый опыт завершился смертью больного, опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впервые это осуществил английский акушер Дж. Бланделл в 1819 г. Однако научно обоснованное переливание крови стало возможным лишь после открытия групп крови системы АВ0 австрийским ученым Карлом Ландштейнером. Смешивая эритроциты одних людей с сыворотками крови других, К. Ландштейнер обнаружил, что при одних сочетаниях эритроцитов и сывороток происходит гемагглютинация, а при других – ее нет. Показав таким образом неоднородность крови различных пациентов, он условно выделил три группы крови: А, В и С. Позднее А. Декастелло и А. Штурли обнаружили еще одну группу крови, которая, по их мнению, не укладывалась в схему Ландштейнера. В 1907 г. чешский врач Ян Янский, изучавший в психоневрологической клинике Карлова Университета (Прага) влияние сыворотки крови психически больных на кровь экспериментальных животных, описал все возможные варианты агглютинации, подтвердил наличие четырех групп крови у человека и создал их первую полную классификацию, обозначив римскими цифрами от I до IV. Наряду с цифровой существует также и буквенная номенклатура групп крови, утвержденная в 1928 г., Лигой Наций. В 40-е годы Ландштейнер открывает резус-фактор.

21 вопрос . Акушерство и гинекология. Появление первых акушерских клиник и кафедр. Ф.Морисо и становление французской школы акушеров. Педиатрия. Т.Сиденгам.

Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплины началось во Франции на рубеже XVII—ХУШ вв. В значительной степени этому способствовала организация акушерских клиник. Первая из них была открыта в Париже (XVII .в.) в госпитале Hotel-Dieu. Здесь сформировалась первая школа французских акушеров, видным представителем которой был Франсуа Морисо (1637—1709)—автор капитального руководства о болезнях беременных женщин (1668), предложивший несколько новых акушерских операций и инструментов.

XVIII век явился периодом становления акушерства в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Так, в 1729 г. в Страсбурге был открыт первый в Европе родильный дом-клиника (изначально родильные дома – для бедных слоёв населения). В 1751 г. в Геттингене была организована первая университетская акушерская клиника, где обучали студентов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 452.