Источники и периодизация церковной истории.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предварительные сведения о церковной истории

Понятие о науке.

История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последова- тельности и прагматической связи. Предмет и характер науки точнее определяется и яснее выступает из названия, данного ей еще историком IV-го в., еп. Евсевием Кесарийским εκκλησιαστική ιστορία, т.е. из слов ιστορία и εκκλησία. Слово ιστορία, как и ιστωρ, происходит от οιδα, которое в противополож- ность к γιγνώσκο означает знание фактическое, полученное путем наблюдений. ‘Ιστορία есть расспрашивание, разузнавание людьми о чем либо совершившемся, когда личным свидетелем этого почему либо не удалось быть. В этом случае, с первого взгляда, смысл греческого слова ιστορία как будто верно передается немецким Geschichte, но на самом деле между ними есть значительное различие: Geschichte, от geschehen, способно обозначать все случившееся; однако первый греческий историк, отец истории, Геродот в своем повествовании, например, о скифах сообщает лишь, по его мнению, замечательное, характерное, заслуживающее внимания совре- менников и потомства. Такой смысл утвердился и в общечеловеческом сознании: “историче- ское” — это нечто важное, серьезное, великое, — так, чтобы вспомнить “дни древние” и “по- учиться из них.” Следовательно, под историей разумеется теперь повествование о замечатель- ных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить из уст очевидца, во всяком случае, от лица хорошо осведомленного, словом, из источника вполне достоверного. Εκκλησία происходит от καλέω, καλειν — звать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία — это чрезвычайное собрание всего народа для разрешения са- мых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления или βουλή. Идея весьма ясная и богатая своим содержанием. Но она сохранена только у тех наро- дов, которые удержали это слово. Например, римляне точно передали это слово, переписав его латинскими буквами — ессlеsia, а от них заимствовали нации, ставшие христианскими благо- даря римской Церкви, например, французы — eglise, итальянцы — chiesa, испанцы — iglesia. Славянское слово “церковь” уже лишено указанной идеи. Древне-славянское слово “цръкы,” церковь, немецкое Kirche происходят от греческого τό κυριακόν, что означает собрание верую- щих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви. В евангелиях сло- во “εκκλησία” встречается лишь три раза и это именно в евангелии Матфея (16:18): “Созижду Церковь мою” и в гл. (18:17): “Скажи церкви: а если церкви не послушает...” В посланиях же апостольских, особенно у Апостола Павла — слово εκκλησία и сродные ему — κλησις, κλητος — употребляются очень часто. Конечно, Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и вероятно воспользовался для названия церкви арамейским эдма. Однако, апо- столы и последователи Христовы, знавшие, разумеется, наряду с греческим и арамейский или сиро-халдейский язык, — несомненные свидетели в пользу того, что употребленное ими, как переводное греческое слово “εκκλησία” точнейшим образом соответствует арамейскому слову в устах Иисуса Христа. Церковь (η εκκλησία του Χριστου — Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Ду- хом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Holy Trinity Orthodox Mission 5 Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному (τήν βασιλείαν του Θεου, του Χριστου, των ουρανων). Отношение между Церковью, Царством Божиим и Царством Небесным не под- дается уяснению1. В Церкви два элемента или фактора — божественный и человеческий. Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спаситель- ных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви эле- мент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, как показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. — Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фак- тор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её. История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая; этим опреде- ляется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктив- ным методом. С другой стороны, церковная история есть наука богословская, входит в семью богослов- ских наук и здесь занимает свое определенное место. Задача и метод. Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без пре- следования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой сто- роны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то цер- ковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели — спасению их душ. В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области: а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал, б) изучить его кри- тически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный матери- ал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по истори- ческому методу. Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом раз- витии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, — поскольку оно есть дар с неба, — ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству — ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интелли- гентной — уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в. 1 Замечание известного историка Карла Гизелера: “Церковь так же относится к Царству, как израильская община (Кегал Ягве יהוה קהל Числ. 20:4) к идеальной теократии” — не может быть признано удовлетворительным. По известной евангельской притче, где Царство Небесное упо- добляется неводу, вверженному в море, в него попадали рыбы и хорошие и плохие (13:47-48), по понятиям же идеальной теократии присутствие в ней грешных членов исключается.

 

Эпоха вселенских соборов

С первых лет существования Церкви в ней стали появляться разного рода лжеучения (ереси), которые представляли большую опасность, нежели открытые гонения. Ересь (с греч. «выбор, мнение») — это учение, искажающее хранимое Церковью Божественное Откровение. Нарушение чистоты веры и искажение вероучения влечет за собой отпадение от Церкви. Лжеучителя, распространяющие ереси, и их сторонники называются еретиками.

Еретики стали особенно волновать Церковь в то время, когда прекратились внешние гонения

на нее, и христианская вера была объявлена господствующею в Римской империи. Для выяснения и формулировки истинного учения и для обличения лжеучений в Церкви проводились Вселенские Соборы — собрания епископов христианских общин со всей Церкви. Период с 325 г., когда был созван Первый Вселенский Собор, по 787 г. — время проведения Седьмого Вселенского Собора, называется эпохой Вселенских Соборов.

Вселенский Собор — это единственный высший авторитет в Церкви по вопросам вероучения. На Вселенских Соборах был составлен единый для всей Церкви Символ веры и сформулированы основные истины (догматы) христианской веры, обязательные для усвоения всеми верующими.

Первый Вселенский Собор был созван святым равноапостольным Константином в городе Никее в 325 г., чтобы разрешить несогласия, возникшие по поводу ереси Ария. Арий, пресвитер из Александрии, учил, что Господь Иисус Христос не был Богом; Арий утверждал, что Христос называется Сыном Божиим не потому, что Он Бог по природе, но как первое и совершеннейшее творение Божие, усыновленное Богу.

Лжеучение Ария было отвергнуто, и утвержден был догмат единосущия Сына Божия с Богом-Отцом. Для того чтобы все христиане могли точно знать истинное вероучение, основные положения его были изложены в Символе веры.

Второй Вселенский Собор был созван императором Феодосием I и состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. Собор был собран против ереси Македония, епископа Константинополя. Македоний отрицал божественную природу Святого Духа и называл Его тварью или силою; эту силу считал равно подчиненной и Отцу, и Сыну. Ересь Македония является одной из разновидностей арианства.

Собор отклонил лжеучение Македония и дополнил Никейский Символ веры. Составленный на первых двух вселенских Соборах Символ веры стал называться Никео-Цареградским.

Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 г. и был собран для обличения ереси Нестория. Последний утверждал, что Иисус Христос был только человеком, в котором, как в храме, обитал Бог. Несторий называл Иисуса Христа не Богочеловеком, а богоносцем, а Пресвятую Деву Марию — христородицей, а не Богородицей.

Собором было определено, что Иисус Христос есть одно Лицо, совершенный Бог и Человек. Поэтому Деву Марию, хотя Она родила Христа по человечеству, Собор признал достойным именовать Богородицей.

Третий Вселенский Собор запретил вносить в составленный на Первом и Втором Соборах Символ веры какие-либо изменения.

Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 г. и был собран против ереси монофизитов. Монофизиты утверждали, что в Господе Иисусе Христе только одна природа — божественная. Монофизиты считали, что даже сравнивать Христа с людьми — неблагочестиво. Тайна воплощения понималась ими неверно: отрицалось восприятие Богом человеческой природы во всей ее полноте, в то время как по учению Церкви это непременное условие для всецелого исцеления этой природы.

Четвертый Вселенский Собор провозгласил, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему — кроме нерожденности, по человечеству же Он во времени родился от Пресвятой Девы Богородицы и во всем подобен нам — кроме греха. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во Христе как едином Лице неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Эти определения показывают, что, соединившись в Лице Спасителя, божественная и человеческая природы

 

· не слились между собой и не образовали некую новую природу (то есть пребывают неслиянно);

·  не изменились и не потеряли своих качеств (неизменно);

· Несмотря на различие свойств, обе природы объединены в едином лице богочеловека Иисуса Христа (нераздельно) ;

· И с момента зачатия в утробе Божией Матери уже никогда не разлучаются (то есть соединены неразлучно).

 

Несмотря на осуждение, монофизитство (как и несторианство) не исчезло; в некоторых странах (Египте, Армении) оно укрепилось и существует до настоящего времени.

Пятый Вселенский Собор был созван императором Юстинианом Великим в Константинополе в 553 г. Главным предметом обсуждения на Соборе стали сочинения трех богословов Сирийской Церкви, связанные с несторианством и которые ранее не были осуждены, а также учение известного церковного писателя древней Церкви Оригена (ум. ок. 254 г.).

Собор осудил учения Оригена и одного из сирийских богословов — Феодора Мопсуестийского. В отношении двух других церковных деятелей, Ивы Эдесского и Феодорита Киррского, соборное осуждение относилось только к некоторым их сочинениям.

Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680—681 гг. и был собран против ереси монофелитов85. Монофелитство возникло как компромиссный вариант:             византийский

император попытался таким образом склонить православных жителей империи к некоторой уступке многочисленным монофизитам, чтобы достичь внутреннего мира. Монофелиты утверждали, что у Господа Иисуса Христа две природы, но одна воля — божественная.

Самым выдающимся защитником учения о двух волях во Христе был преп. Максим Исповедник. Еще до созыва Шестого Вселенского Собора, на котором монофелитство было осуждено, он пострадал за верность православному учению: ему отсекли язык и правую руку.

Шестой Собор определил признавать в Иисусе Христе две воли — Божественную и человеческую, сообразно двум природам.

Спустя 10 лет (в 691 г.) этот Собор вторично собрался для дополнения решений предыдущих Соборов, относящихся к правилам благочестия. Этот Собор получил название Пято-Шестого или Трулльского (он был собран в зале со сводами — труллами). Пято-Шестой Собор принял для руководства Церкви 85 апостольских правил, правила Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Позднее к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов. Эти правила легли в основу церковного управления.

Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 г. и был собран против ереси иконоборчества. Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась при императоре Льве Исавре (717—741). Иконоборцы считали, что почитание святых икон является идолопоклонством. Император, при поддержке некоторых епископов, запретил почитать иконы и приказал выносить иконы из храмов и частных домов для уничтожения. Всех, кто оказывал сопротивление воинам, сжигавшим иконы, заключали под стражу и казнили.

Одним из самых активных защитников почитания икон стал прп. Иоанн Дамаскин. В наказание за написанные им послания в защиту икон ему отрубили правую руку. Житие этого святого рассказывает о чуде: после молитвы св. Иоанна перед иконой Богородицы отрубленная рука соединилась с телом.

Гонение, начатой Львом Исавром, продолжалось около 60 лет, пока императрица Ирина, ревностная почитательница икон, не собрала в Никее Седьмой Вселенский Собор. На Соборе иконоборческая ересь была отвергнута, а икона стала рассматриваться как свидетельство действительности Боговоплощения: Бог стал Человеком и явил Себя миру, следовательно, Его можно изображать. Собор определил, что, почитая святые иконы и воздавая им поклонение, верующий почитает не доску и краски, но Того, чей образ изображен на иконе.

После Седьмого Вселенского Собора иконоборческая ересь еще около 25 лет волновала Церковь. Почитание икон было окончательно восстановлено на Поместном Константинопольском Соборе в 843 г. при императрице Феодоре II. На этом Соборе был установлен праздник Торжества Православия (отмечается в первое воскресенье Великого поста).

Таким образом, значение Вселенских Соборов было в том, что они раскрыли и сформулировали учение Церкви, основанное на Священном Писании и Предании; на Соборах был составлен общий для всей Церкви Символ веры; были определены общие правила устроения церковной жизни. В эту эпоху благодаря деятельности Вселенских Соборов Церковь смогла устоять перед соблазном ересей.

 

Предварительные сведения о церковной истории

Понятие о науке.

История христианской Церкви, как дисциплина, есть изучение прошлого в жизни Церкви и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последова- тельности и прагматической связи. Предмет и характер науки точнее определяется и яснее выступает из названия, данного ей еще историком IV-го в., еп. Евсевием Кесарийским εκκλησιαστική ιστορία, т.е. из слов ιστορία и εκκλησία. Слово ιστορία, как и ιστωρ, происходит от οιδα, которое в противополож- ность к γιγνώσκο означает знание фактическое, полученное путем наблюдений. ‘Ιστορία есть расспрашивание, разузнавание людьми о чем либо совершившемся, когда личным свидетелем этого почему либо не удалось быть. В этом случае, с первого взгляда, смысл греческого слова ιστορία как будто верно передается немецким Geschichte, но на самом деле между ними есть значительное различие: Geschichte, от geschehen, способно обозначать все случившееся; однако первый греческий историк, отец истории, Геродот в своем повествовании, например, о скифах сообщает лишь, по его мнению, замечательное, характерное, заслуживающее внимания совре- менников и потомства. Такой смысл утвердился и в общечеловеческом сознании: “историче- ское” — это нечто важное, серьезное, великое, — так, чтобы вспомнить “дни древние” и “по- учиться из них.” Следовательно, под историей разумеется теперь повествование о замечатель- ных событиях прошедшего времени, о которых рассказ интересно получить из уст очевидца, во всяком случае, от лица хорошо осведомленного, словом, из источника вполне достоверного. Εκκλησία происходит от καλέω, καλειν — звать, призывать, приглашать. По закону афинского законодателя Солона, εκκλησία — это чрезвычайное собрание всего народа для разрешения са- мых важных государственных дел, превышавших полномочия постоянного управления или βουλή. Идея весьма ясная и богатая своим содержанием. Но она сохранена только у тех наро- дов, которые удержали это слово. Например, римляне точно передали это слово, переписав его латинскими буквами — ессlеsia, а от них заимствовали нации, ставшие христианскими благо- даря римской Церкви, например, французы — eglise, итальянцы — chiesa, испанцы — iglesia. Славянское слово “церковь” уже лишено указанной идеи. Древне-славянское слово “цръкы,” церковь, немецкое Kirche происходят от греческого τό κυριακόν, что означает собрание верую- щих, принимающих живое, деятельное участие в жизни и событиях Церкви. В евангелиях сло- во “εκκλησία” встречается лишь три раза и это именно в евангелии Матфея (16:18): “Созижду Церковь мою” и в гл. (18:17): “Скажи церкви: а если церкви не послушает...” В посланиях же апостольских, особенно у Апостола Павла — слово εκκλησία и сродные ему — κλησις, κλητος — употребляются очень часто. Конечно, Иисус Христос проповедовал своим современникам по-арамейски и вероятно воспользовался для названия церкви арамейским эдма. Однако, апо- столы и последователи Христовы, знавшие, разумеется, наряду с греческим и арамейский или сиро-халдейский язык, — несомненные свидетели в пользу того, что употребленное ими, как переводное греческое слово “εκκλησία” точнейшим образом соответствует арамейскому слову в устах Иисуса Христа. Церковь (η εκκλησία του Χριστου — Мф. 16:18; 1 Кор. 10:32; Гал. 1:13) есть основанное и руководимое Иисусом Христом, Сыном Божиим, общество верующих в Него, освящаемых Ду- хом Святым в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни. Церковь не только земное учреждение; она преследует неземные цели: осуществление среди людей Holy Trinity Orthodox Mission 5 Царства Божия, приготовление их к Царству Небесному (τήν βασιλείαν του Θεου, του Χριστου, των ουρανων). Отношение между Церковью, Царством Божиим и Царством Небесным не под- дается уяснению1. В Церкви два элемента или фактора — божественный и человеческий. Основание Церкви, руководство ею и все освящающие действия от Бога. Объект же спаситель- ных воздействий, среду, материал представляют люди. Однако, человек не есть в Церкви эле- мент механический, люди не суть среда пассивная. Против механического взгляда на людей уже самое наименование Церкви εκκλησία, как показано выше. В христианской Церкви человек участвует своею свободною волею в собственном спасении и устроении Царства Божия на земле. Без свободного деятельного участия человека, Бог не может спасти его. — Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фак- тор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её. История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая; этим опреде- ляется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктив- ным методом. С другой стороны, церковная история есть наука богословская, входит в семью богослов- ских наук и здесь занимает свое определенное место. Задача и метод. Изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей. Задача истории не просто, так сказать, описать действительность и познать её без пре- следования каких либо побочных целей, при соблюдении полной объективности, но сделать понятным целое историческое развитие, все изменения и, насколько возможно, объяснить ход истории. Церковная история есть один из отделов, частей или сторон общего человеческого развития; уже в силу этого она не может быть изолирована от всеобщей истории. С другой сто- роны, есть и большое различие между ними. Если светская, гражданская история имеет в виду земное, политическое, культурно-просветительное развитие народов (человечества), то цер- ковная история изображает стремление людей к вечной, небесной цели — спасению их душ. В частности, задача церковной истории заключается в том, чтобы в подлежащей области: а) собрать факты, извлечь данные из всех соответствующих областей, характеризующие жизнь Церкви, словом, приобщить к делу весь доступный исторический материал, б) изучить его кри- тически, установив подлинное, автентичное, отвергнув подложное, фальсифицированное и указав сомнительное и в) наконец, изложить весь добытый и критически проверенный матери- ал с соблюдением должных правил. Очевидно, что изложение исторических фактов не может быть простым летописным повествованием о событиях, а должно быть составлено по истори- ческому методу. Факты нужно расположить в строго хронологическом порядке. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом раз- витии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями. Конечно, в полной совершенной степени исторический метод не применим в церковной истории, поскольку входит в неё божественный элемент, не подлежащий учету со стороны человеческого исследования. При помощи чисто исторического метода, например, мы не можем выяснить ни происхождения христианства, — поскольку оно есть дар с неба, — ни главных эпох в его развитии, почему, например, не удалось язычеству — ни его внешней политической государственной силе, ни внутренней - философской, интелли- гентной — уничтожить христианства в течение II и III в. и предупредить его победу в IV в. 1 Замечание известного историка Карла Гизелера: “Церковь так же относится к Царству, как израильская община (Кегал Ягве יהוה קהל Числ. 20:4) к идеальной теократии” — не может быть признано удовлетворительным. По известной евангельской притче, где Царство Небесное упо- добляется неводу, вверженному в море, в него попадали рыбы и хорошие и плохие (13:47-48), по понятиям же идеальной теократии присутствие в ней грешных членов исключается.

 

Источники и периодизация церковной истории.

Источники церковной истории. Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установле- нию исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные до- кументы. Древние историки Церкви также могут быть отнесены к источникам — непосредст- венным, поскольку описывают прямо по опыту наблюдаемую ими жизнь, и посредственным, поскольку изображают ход церковных событий, пользуясь чужими письменными данными или устными рассказами. Монументальные источники. К ним относятся а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Они не рассказывают истории жизни христианской Церкви на че- ловеческом языке, но служат выражением духа и быта христиан, отражением их верований и настроений. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живо- писью, христианскими алтарями и гробницами. Они подробно описаны проф. Dе Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculoantiquiores. Bd. I. Romae 1857. Вd. lI. Тl. I. Rоmае 1887. Христианские надписи Галлии описаны Le Blant, испанские и британские — Нübner’ом. — б) К монументальным памятникам также принадлежат различные надписи на печатях, монетах и других предметах. Источники этого рода должны быть поставлены очень высоко. На камнях, мраморных памятниках, стенах не так легко писать. Если же кто делал по- добные надписи, то имел серьёзные побуждения к тому. Из памятников этого рода известны, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского и Сабинского божества Сема (Sеmо). Письменные памятники: а) К ним относятся римско-византийские юридические предписа- ния касательно христиан — эдикты, указы, новеллы, собранные в Сodex Тheodosianus (ed. Тh. Моmmsen et Р.М. Меуеr, Веrоl. 1905), Corpus juris civilis Justiniani (ed. Mommen, Веrоl. 1892- 1895), в позднейших законодательных памятниках царей Василия, Льва и Константина (у Leuenclavius. Jus graeco-romanum. 2 Вd., Frankof 1596). Духовные и светские касательно хри- стианской Церкви собраны в Σύνταγμα Rhalli и Potti и изданы в Афинах в 1852-1859, в шести томах in 8-vо, а затем кардиналом Pitra, Juris ecclesiasticae graecorum historia et monumenta, б) различные христианские акты официального, юридического характера — постановления собо- ров поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церк- вам, обществам и лицам, в) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнород- ные исповедования, или изложения веры, мученические акты, — г) творения свв. отцов и учи- телей Церкви и церковных писателей.

Основные этапы истории христианской Церкви

В истории Церкви можно выделить несколько этапов:

1) 34—313 гг. — от апостольских времен до признания христианской веры при императоре Константине Великом. Это период быстрого распространения Церкви трудами апостолов и их учеников. После разрушения Иерусалима в 70-е годы небольшая христианская община превращается во Вселенскую Церковь, охватывающую Ближний Восток, часть Европы, Северную Африку, Индию, Эфиопию. В этот период формируется канон78 Священного Писания Нового Завета, складывается иерархическая организация Церкви, определяются формы богослужебной жизни. С этим же периодом связана история гонений на Церковь — вначале со стороны иудеев, затем масштабные преследования со стороны языческой власти, римских императоров.

2) 313—1054 гг. — от времени Константина Великого до разделения Церкви на Восточную и Западную (Православную и Католическую). В это время возникает православная Византийская империя. Ведется активная борьба с ересями и формулируется вероучение (эпоха семи Вселенских Соборов, 325—787 гг.). Однако в этот же период возникают разногласия между восточной и западной частями Церкви, впоследствии приведшие к их разделению.

3) 1054—1453 гг. — от разделения Церквей до падения столицы Византийской империи, Константинополя. В Византии этот период характеризуется сложной политической обстановкой и духовным кризисом, что, в итоге, привело к падению православной империи под ударами турок-мусульман. Центр Православия переместился в другое христианское государство — Русь. Западная же Церковь, не теряя политической власти, все больше уклонялась от апостольского предания. В XVI веке, как протест против злоупотреблений католической иерархии, на Западе появляется протестантизм (движение Реформации, с 1517 г.); наиболее крупными течениями его стали лютеранство, кальвинизм и англиканство. Но и протестантизм не дал оздоровления Западной Церкви. Впоследствии от протестантизма отделилось (и отделяется до сих пор) множество различных сект. Восточная же Церковь сохраняла и по настоящий день хранит чистоту христианской веры.

4) XVI—XXI вв. — это время самостоятельного развития Поместных Православных Церквей (среди которых самой крупной является Русская Православная Церковь).

Дата: 2019-07-31, просмотров: 156.