Распределение расходов между уровнями бюджетной системы субъектов Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными статьями расходов региональных и местных бюдже­тов являются расходы на народное хозяйство (промышленность, строительство и энергетику, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение) и на межбюджетные расчеты.

На долю региональных бюджетов приходится почти 50% общих бюджетных расходов субъектов РФ, 46% расходов сосредоточено в местных бюджетах 1-ю уровня и менее 5% - в бюджетах малых городов, поселков и бывших сельсоветов (табл.2).

Наибольшая степень централизации характерна для внутрирегиональных межбюджетных трансфертов, поскольку именно через ре­гиональные бюджеты осуществляется территориальное перерас­пределение средств между районами и городами. Весомая доля расходов по данной статье (около 16%) приходится на районные бюджеты, через которые осуществляется частичное выравнивание бюджетной обеспеченности городов районного подчинения, посел­ков и сельских администраций. Что касается остальных бюджетов, то для них расходы по межбюджетным трансфертам представляют собой взаимные расчеты с вышестоящими бюджетами и потому не выполняют функций бюджетного выравнивания.

Почти столь же высок уровень централизации расходов производственного характера. Из региональных бюджетов финансируем ся по 72% ассигнований в промышленность и сельское хозяйсто. На долю местных бюджетов 1-го уровня приходится 27%, причем, пк и следует ожидать, по промышленным расходам лидируют города областного подчинения, по сельскохозяйственным - районы.

Расходы на транспорт и связь примерно поровну разделены между региональными бюджетами и местными бюджетами 1-го уровня, причем среди последних ведущее место занимают крупные города с их дорогостоящими системами общественного транспорта. Среди народнохозяйственных расходов наименьший уровень цен­трализации характерен для расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Основная часть текущих субсидий и дотаций этой отрасли финансируется бюджетами городов областного под­чинения.

В совокупности расходы на народное хозяйство примерно по­ровну делятся между региональными бюджетами и местными бюджетами 1-го уровней, оставляя низшему уровню бюджетной системы менее 3% от общей суммы затрат данного вида.

Наиболее децентрализованными являются расходы на социаль­но-культурные мероприятия. Около 60% расходов на образование приходится на долю местных бюджетов 1-го уровня, еще 26% -местных бюджетов 2-го уровня, между которыми распределены (в различной пропорции) детские дошкольные и общеобразователь­ные (начальные, неполные и полные средние школы) учреждения.

Основные расходы на здравоохранение (59%) в основном со­средоточены в местных бюджетах 1-го уровня, за которыми за­креплены городские и районные больницы, основная часть поли­клиник и аптек. Региональные бюджеты финансируют 37% расхо­дов (учреждения регионального значения - областные больницы, специализированные клиники, диспансеры, а также капитальные вложения), местные бюджеты 2-го уровня - менее 5% (в основном сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты).

 

Таблица 2.

Распределение расходов между уровнями бюджетной системы субъектов РФ в 1995 году, %

 

Статьи расходов

Бюджеты

Субъектов РФ Региональные Городов областного подчинения Районные Городов районного подчинения Поселковые Сельские
Всего доходов 100 49,5 30,7 15 0,7 1,2 2,9
Итого расходов 100 44 35,3 14,8 0,8 1,5 3,5
Народное хозяйство 100 48,1 37,8 11,4 0,8 0,9 1
       Промышленность 100 72 17 10,5 0,2 0,2 0,2
       Сельское хозяйство 100 72,4 6,2 20,9 0 0,1 0,4
       Транспорт 100 52,5 42,5 4,6 0,3 0,1 0,1
       ЖСК 100 38,4 47,1 10,6 1,1 1,3 1,4
Соц.-культурные мероприятия      100 31,6 38,9 19,9 1,1 2,3 6,3
       Образование 100 23,4 40,5 20,3 1,7 3,9 10,2
       Здравоохранение 100 36,8 41 17,6 0,6 1,3 2,7
       Культура и искусство 100 45 22,7 19,6 0,5 1,3 11
       Социальная политика 100 38,2 36,1 24 0,4 0,4 1
Межбюджетные трансферы 100 73,9 10 15,7 0,1 0,1 0,2

 

 

Наибольшая централизация социально-культурных расходов имеет место для культуры и искусства. Однако именно в этой статье расходов наиболее высока доля сельских бюджетов, финанси­рующих наиболее «массовые» учреждения (библиотеки и дома культуры).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.