Основными статьями расходов региональных и местных бюджетов являются расходы на народное хозяйство (промышленность, строительство и энергетику, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение) и на межбюджетные расчеты.
На долю региональных бюджетов приходится почти 50% общих бюджетных расходов субъектов РФ, 46% расходов сосредоточено в местных бюджетах 1-ю уровня и менее 5% - в бюджетах малых городов, поселков и бывших сельсоветов (табл.2).
Наибольшая степень централизации характерна для внутрирегиональных межбюджетных трансфертов, поскольку именно через региональные бюджеты осуществляется территориальное перераспределение средств между районами и городами. Весомая доля расходов по данной статье (около 16%) приходится на районные бюджеты, через которые осуществляется частичное выравнивание бюджетной обеспеченности городов районного подчинения, поселков и сельских администраций. Что касается остальных бюджетов, то для них расходы по межбюджетным трансфертам представляют собой взаимные расчеты с вышестоящими бюджетами и потому не выполняют функций бюджетного выравнивания.
Почти столь же высок уровень централизации расходов производственного характера. Из региональных бюджетов финансируем ся по 72% ассигнований в промышленность и сельское хозяйсто. На долю местных бюджетов 1-го уровня приходится 27%, причем, пк и следует ожидать, по промышленным расходам лидируют города областного подчинения, по сельскохозяйственным - районы.
Расходы на транспорт и связь примерно поровну разделены между региональными бюджетами и местными бюджетами 1-го уровня, причем среди последних ведущее место занимают крупные города с их дорогостоящими системами общественного транспорта. Среди народнохозяйственных расходов наименьший уровень централизации характерен для расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Основная часть текущих субсидий и дотаций этой отрасли финансируется бюджетами городов областного подчинения.
В совокупности расходы на народное хозяйство примерно поровну делятся между региональными бюджетами и местными бюджетами 1-го уровней, оставляя низшему уровню бюджетной системы менее 3% от общей суммы затрат данного вида.
Наиболее децентрализованными являются расходы на социально-культурные мероприятия. Около 60% расходов на образование приходится на долю местных бюджетов 1-го уровня, еще 26% -местных бюджетов 2-го уровня, между которыми распределены (в различной пропорции) детские дошкольные и общеобразовательные (начальные, неполные и полные средние школы) учреждения.
Основные расходы на здравоохранение (59%) в основном сосредоточены в местных бюджетах 1-го уровня, за которыми закреплены городские и районные больницы, основная часть поликлиник и аптек. Региональные бюджеты финансируют 37% расходов (учреждения регионального значения - областные больницы, специализированные клиники, диспансеры, а также капитальные вложения), местные бюджеты 2-го уровня - менее 5% (в основном сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты).
Таблица 2.
Распределение расходов между уровнями бюджетной системы субъектов РФ в 1995 году, %
Статьи расходов | Бюджеты | ||||||
Субъектов РФ | Региональные | Городов областного подчинения | Районные | Городов районного подчинения | Поселковые | Сельские | |
Всего доходов | 100 | 49,5 | 30,7 | 15 | 0,7 | 1,2 | 2,9 |
Итого расходов | 100 | 44 | 35,3 | 14,8 | 0,8 | 1,5 | 3,5 |
Народное хозяйство | 100 | 48,1 | 37,8 | 11,4 | 0,8 | 0,9 | 1 |
Промышленность | 100 | 72 | 17 | 10,5 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Сельское хозяйство | 100 | 72,4 | 6,2 | 20,9 | 0 | 0,1 | 0,4 |
Транспорт | 100 | 52,5 | 42,5 | 4,6 | 0,3 | 0,1 | 0,1 |
ЖСК | 100 | 38,4 | 47,1 | 10,6 | 1,1 | 1,3 | 1,4 |
Соц.-культурные мероприятия | 100 | 31,6 | 38,9 | 19,9 | 1,1 | 2,3 | 6,3 |
Образование | 100 | 23,4 | 40,5 | 20,3 | 1,7 | 3,9 | 10,2 |
Здравоохранение | 100 | 36,8 | 41 | 17,6 | 0,6 | 1,3 | 2,7 |
Культура и искусство | 100 | 45 | 22,7 | 19,6 | 0,5 | 1,3 | 11 |
Социальная политика | 100 | 38,2 | 36,1 | 24 | 0,4 | 0,4 | 1 |
Межбюджетные трансферы | 100 | 73,9 | 10 | 15,7 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
Наибольшая централизация социально-культурных расходов имеет место для культуры и искусства. Однако именно в этой статье расходов наиболее высока доля сельских бюджетов, финансирующих наиболее «массовые» учреждения (библиотеки и дома культуры).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.