НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Дипломная работа

Захаровой С.В.

Научный руководитель:

кандидат психологических

наук, доцент Гунина Е.В.

ЧЕБОКСАРЫ - 2000

РЕЦЕНЗИЯ

заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы с.Кудеиха Порецкого района Чувашской Республики Холодновой Ольги Алексеевны на дипломную работу Захаровой Светланы Вячеславны "НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ".

Дипломная работа "НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ" содержит большой теоретический и практический материал по проблеме общения в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется в ра­боте на изучение взаимоотношений подростков со сверстниками. Делается заключение, что причины трудностей об­щения в подростковом возрасте часто становятся очень актуальными в школе. Часто такого рода трудности возника­ют из-за личностных особенностей подростков.

Работа состоит из двух глав. В первой главе подробно освещаются теоретические вопросы по проблеме общения в подростковом возрасте, даётся общая харак­теристика подросткового возраста, показана специфика обще­ния, его особенностей, названы основные причины трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание эксперимента, проведённого на базе средней школы с. Кудеиха Порецкого района.

Дипломная робота имеет большое практическое значение для работы школьного психолога, классных руково­дителей. Проблемы общения, которые затрагивает автор дип­ломной работы, являются актуальными, особенно в условиях современной школы.

Данная дипломная работа заслуживает положительной оценки.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

Заместитель директора

по учебной работе                                                          Холоднова О.А.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.

1.1. Подростковый возраст, его особенности.

1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.

1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.

2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

2.1. Методики исследований.

2.2. Результаты исследования и их анализ.

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение



В В Е Д Е Н И Е.

 

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен­ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

(3, 4, 13, 14, 18, 20, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 33)

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится обще­ние. (4, 8, 11, 13, 14, 15, 17)

Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович /3/ отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз­никать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью дипломной работы является выявление основных причин труднос­тей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблема обще­ния в подростковом возрасте.

2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости коммуникативных способностей от личностных особенностей и составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения подростков.

Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса Кудеихинской средней школы Порецкого района. Количество испытуемых - 14 человек. Предметом исследования является уровень коммуникативных спо­собностей старших подростков.

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- методики диагностики уровня коммуникативных способностей личностных особенностей испытуемых (тест Кэттеля)

Структура работы:

Работа, объёмом 47 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (37 источников), приложения.

В первой главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.

Во второй главе представлен анализ данных полученных в ходе исследования.

В заключении формируются выводы по данной проблеме.

В приложении представлены некоторые фрагменты коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей у подростков в процессе общения.

В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника /25/. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей /25/. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.

 

I ЭТАП – констатирующий.

Диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.

 

II ЭТАП – формирующий.

Составление и выполнение программы психокоррекционных игр по профилактике и преодолению трудностей общения подростков в экспериментальной группе.

 

III ЭТАП – контрольный.

Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной группе.

 В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:

1 серия – направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.

2 серия – направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.

 

II.2. Методики исследований.

 

1. Методика "Тест Кеттеля"

(сокращенный вариант) /29/

 

Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров вопросов.

 

1. a b c 14. 27. 40. 53. 66. 79. Итог Среднее значение Пояснение
2.       15. 28. 41. 54. 67.        
3.       16. 29. 42. 55. 68.        
4.       17. 30. 43. 56. 69.        
5.       18. 31. 44. 57. 70.        
6.       19. 32. 45. 58. 71.        
7.       20. 33. 46. 59. 72.        
8.       21. 34. 47. 60. 73.        
9.       22. 35. 48. 61. 74.        
10.       23. 36. 49. 62. 75.        
11.       24. 37. 50. 63. 76.        
12.       25. 38. 51. 64. 77.        
13.       26. 39. 52. 65. 78.        

 

 

Вопросы.

1. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:

a) бандитом;

b) святым;

c) тучей.

 

2. Когда я ложусь спать, я:

a) засыпаю быстро;

b) нечто среднее;

c) засыпаю с трудом.

 

3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большиство машин;

b) не знаю;

c) обогнать все идущие впереди машины.

 

4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

a) верно;

b) трудно сказать;

c) неверно.

 

5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

 

6. Я скорее занимался:

a) фехтованием и танцами;

b) затрудняюсь сказать;

c) борьбой и баскетболом.

 

7. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

 

9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

 

10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

 

11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

 

12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:

a) верно;

b) затрудняюсь сказать;

c) неверно.

 

13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец первого столбца.

 

14.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный" – это:

a) небрежный;

b) приблизительный;

c) неверно.

 

15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

 

16. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;

b) затрудняюсь ответить;

c) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.

 

17. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаковой тщательно;

b) затрудняюсь сказать;

c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее взялись.

 

18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

a) да;

b) возможно;

c) нет.

 

19. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной;

b) делают и то и другое поровну;

c) дают мне советы.

 

20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают мдеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

a) верно;

b) затрудняюсь ответить;

c) неверно.

 

22. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

 

23. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

a) играть в шахматы;

b) трудно сказать;

c) играть в городки.

 

24. Мне нравятся общительные компанейские люди:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

 

25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

 

26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

Конец второго столбца.

 

27. Какое слово не связано с другим:

a) кошка;

b) близко;

c) солнце.

 

 

28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня;

b) нечто среднее;

c) не беспокоит меня совершенно.

 

29. Если бы у меня было много денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;

b) не знаю;

c) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

 

30. Люди должны делать больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

31. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и мог остаться один;

b) не знаю;

c) живым и подвижным.

 

32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

a) да;

b) не знаю;

c) нет.

 

33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если нелегко для них:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

 

34. Я стараюсь смеяться над шуткам не так громко, как это делает большинство людей:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

 

35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

 

36. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров;

b) не знаю;

c) скрипичным соло.

 

37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:

a) в деревне с одним или двумя друзьями;

b) затрудняюсь сказать;

c) возглавляя группу в туристическом лагере.

 

38. Усилия, затраченные на составление планов:

a) никогда не лишние;

b) трудно сказать;

c) не стоят этого.

 

39. Необходимые поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец третьего столбца.

 

40. Дом так относится к комнате, как дерево:

a) к лесу;

b) растению;

c) листу.

 

41. То, что я делаю, у меня не получается:

a) редко;

b) иногда;

c) часто.

 

42. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть;

b) не знаю;

c) предпочитаю действовать наверняка.

 

43. Мне больше нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;

b) трудно сказать;

c) со средними способностями, но зато умеющих противостоять всяким соблазнам.

 

44. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем большинство людей;

b) не знаю;

c) медленнее, чем другие люди.

 

45. На меня большое впечатление производят:

a) мастерство и изящество;

b) трудно сказать;

c) сила и мощь.

 

46. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

a) да;

b) нечто среднее;

c) нет.

 

47. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;

b) затрудняюсь ответить;

c) советоваться с друзьями.

 

48. Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

 

49. В школьные годы я больше всего получил знаний:

a) на уроках;

b) трудно сказать;

c) читая книги.

 

50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

a) верно;

b) иногда;

c) неверно.

 

51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другими вопросами;

b) затрудняюсь ответить;

c) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.

 

52. У меня возникают сильные эмоции, тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без всякой причины:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

Конец четвертого столбца.

 

53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5 будет:

a) 10;

b) 5;

c) 7.

 

54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

a) да;

b) иногда или не знаю;

c) нет.

 

55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство.

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

56. На вечеринке мне нравится:

a) принимать участие в интересной работе;

b) затрудняюсь ответить;

c) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.

 

57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

58. Если бы смог перенести в прошлое, я бы больше хотел встретиться:

a) с Колумбом;

b) не знаю;

c) с Пушкиным.

 

59. Я вынужден удерживать себя, чтобы не улаживать чужие дела:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

 

61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

a) сразу же думаю, что у него плохое настроение;

b) не знаю;

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

 

62. Все несчастья происходят из-за людей:

a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;

b) не знаю;

c) которые отвергают новые, многообещающие предложения.

 

63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

64. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

 

65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

a) верно;

b) не знаю;

c) неверно.

Конец пятого столбца.

 

66. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:

a) отстают;

b) идут правильно;

c) спешат.

 

67. Мне бывает скучно:

a) часто;

b) иногда;

c) редко.

 

68. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:

a) верно;

b) иногда;

c) нет.

 

69. Дома в свободное время я:

a) болтаю и отдыхаю;

b) затрудняюсь ответить;

c) занимаюсь интересующими меня делами.

 

70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

71. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно точно также выражать прозой.

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

a) да, в большинстве случаев;

b) иногда;

c) нет, редко.

 

73. Я думаю, что было бы интереснее быть:

a) натуралистом, работать с растением;

b) не знаю;

c) страховым агентом.

 

74. Я подвержен беспричинному страх и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

a) да;

b) трудно сказать;

c) нет.

 

76. Я предпочитаю игры:

a) где надо играть в команде и иметь партнера;

b) не знаю;

c) где каждый играет сам за себя.

 

77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

a) да;

b) иногда;

c) нет.

 

79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?:

a) двоюродным братом;

b) племянником;

c) дядей.

 

Бланк.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  
21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  
31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  

 

Обработка результатов.

 

С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.

Дешифратор.

Коммуникативные способности Организаторские способности  
1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39- 2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40-

 

После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

 

Интерпретация результатов.

 

Пользуясь оценочной шкалой, профориентатор, школьный психолог определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей.

 

Способности

Уровень

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Коммуникативные 0,1-0,45 0,46-0,55 0,56-0,65 0,66-0,75 0,78-1,0
Организаторские 0,2-0,55 0,56-0,65 0,66-0,7 0,71-0,8 0,81-1,0

 

Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

Методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникационных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития людей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первый из выводов дипломной работы заключается в том, что, рассматривая причины и факторы, осложняющие общение подростков, следует обратить внимание на возрастные особенности.

Подростковый возраст традиционно является трудным в воспитательном отношении. Об актуальности проблем психологии подростка свидетельствует наличие обширной литературы.

/1,4,14,15,17,18,19,20,24,25,27,28,30,31,33/

Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др. Анализ полученных данных исследования, направленного на выявление уровня коммуникативных способностей, показал следующие результаты: выявляются следующие уровни коммуникативных способностей: низкий – 1 ученик (7%), ниже среднего – 2 ученика (14,3%), средний – 6 учеников (43%), высокий – 2 ученика (14,3%), очень высокий – 3 ученика (21,4%).

 

ВЫВОДЫ

 

1. Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

2. Общение является основной ведущей деятельностью в подростковом возрасте. С целью диагностики коммуникативных способностей применена методика КОС-1. После повторного проведения методики были выявлены следующие результаты:

- выделяются три уровня коммуникативных способностей у подростков экспериментальной группы: средний (6 учеников), высокий (4 ученика), очень высокий (4 ученика). Ниже среднего и низкого уровня коммуникативных способностей нет.

- предположили, что на уровень коммуникативных способностей могут влиять личностные особенности испытуемых, т.е. трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдается трудности личностного плана. С этой целью была проведена методика – тест Кэттела;

- результаты полученных данных по методике теста Кэттела выявил следующие личностные особенности: самоуверенность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.

- по результатам полученных данных методики теста Кэттела, КОС-1, была проведена психокоррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении;

- коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней (динамика очень высокого уровня растет на 14,3%, динамика низкого и ниже среднего уровней падает до нуля, на 7% увеличивается высокий уровень, доминирующим уровнем является средний уровень коммуникативных способностей, который имеет постоянный показатель за счет сокращения после проведения психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней, за счет перевода испытуемых на высокий уровень).

- результаты полученных данных исследования показали, что при устранении причин, вызывающих негативные качества личности, у испытуемых повышается уровень коммуникативных способностей, что позволило сделать вывод о том, что причинами трудностей в общении подростков могут выступать их личностные особенности.

Полученные данные позволяют разработать конкретные коррекционно-развивающие программы по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте. Для ознакомления с другими диагностико-коррекционными программами можно использовать дополнительную литературу. /6,7,10,13,16,26,35/

 



Приложение.

Некоторые занятия по профилактике и преодолению трудностей общения. /6,7/

 

Тема 3. Помехи в общении.

Занятие №1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте.

Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.

 

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.

б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.

Обсуждение.

Достаточны ли ваши взможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?

Информация для педагога-психолога.

В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, компании, семье и т.д.) Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.

 

Занятие №2. "Маски" в общении.

Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Порядок работы

Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:

1) безучастности;

2) прохладной вежливости;

3) высокомерной неприступности;

4) агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание");

5) послушания или угодливости;

6) деланной доброжелательности или сочуствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости;

(Поскольку в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются).

Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою "маску".

 

Вариант 1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы изобразить маску и продемонстрировать ее всем.

Вариант 2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивается "живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух минут (можно разыграть сцены из "Ревизора" Н.В. Гоголя).

Информация для педагога-психолога.

Вариант 2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими "масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни и чем они помогают и чем мешают в общении.

 

Занятие №3 (1 час) Искажение информации в общении.

Цель: показать, как мешает общению искажение информации.

Ведущий преподаватель предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения:

Упражнение 1. "Зеркало"

Упражнение 2. "Испорченный телефон"

Обсуждение. Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении. Какие мысли, чувства, желания появились, как изменяют информацию пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся.

Занятие 5 (2 часа). Влияние врожденных факторов на стиль общения.

Цель: научиться понимать – какой темперамент у человека, что можно ожидать от людей того или иного темперамента, различать форма коммуникации, агрессию и эмоциональный "всплеск".

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает абстрактную ситуацию, например: "Вы спешите на встречу. Вас обрызгивает проезжающий мимо автомобиль". Как вы поведете себя в данном случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, которые бы вы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на 4 группы по сходству реакций.

Обсуждение.

Какие реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента?

Какие чувства вызывают Эти реакции у людей другого темперамента?

Какие последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы?

Конструктивные и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента.

Информация для педагога-психолога.

Выводов лучше не навязывать, опасаясь установленных стереотипов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р.Т. Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток". Практичес­кое руководство для отчаявшихся родителей- М.Просвещение,1991

2. Бодалёв А.А. "Личность и общение": Избранные труды. М, 1983

3. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968

4. "Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост­ков" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1967

5. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", -М.Просвещение, 1990

6. Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. "Основы конструктивно­го общения. "Методическое пособие для преподавателей" -Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство 1997

7. Григорьева Т. Г. "Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1997

8. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния", М. Просвещение ,1967

9. Зимняя И.А. "Педагогическая психология". Учебное пособие. Ростов на Дону: Издательство "Феникс ",1997

10. "Игры,обучение,тренинг,досуг..." под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах - М. Новая школа, 1994

11. Казнова Г.В. "Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков " Вопросы психологии. 1983, №3, стр. 40-45

12. Кащенко В.П. "Педагогическая коррекция. Исправление недостат­ков характера у детей и подростков", Книга для учителя, М.Просвещение,1994

13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996

14. Кон И.С. "Психология ранней юности" - М. Просвещеиие,1980

15. Кон И. С. "Психология старшеклассника" : Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980

16. Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение - М. "КСП", Институт психологии РАН, 1997

17. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978

18. Личко А. Е. "Подростковая психиатрия ", Д. Медицина, 1985

19.Мадорский Л.Р., Зак А.3. "Глазами подростков", Книга для учителя М. Просвещение,1991

20. Мир детства, Подросток - М, 1982

21. Миславский Ю. А. "Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте" - М., Педагогика, 1991

22. Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", М. Педагогика, 1984

23. Поварницына Л.А. "Психологический анализ трудностей обще­ния", М. 1987

24. "Психология современного подростка" под редакцией Д.И.Фельд-штейна - М. Педагогика, 1987

25. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией Дубровиной И.В., М. Международная педагогическая академия, 1995

26.Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа,1995

27. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире" - М. Просвещение, 1991

28. Степанов В. Г. "Психология трудных школьников" – М. "Академия", 1997

29. Столяренко Л.Д. "Основы психология". Ростов на Дону, издатель­ство "Феникс", 1997

30. "Учителям и родителям о психологии подростка", под редак­цией Араканова Т.Г. - М. Высшая школа, 1990

31.Фельдштейн Д.И. "Психологические аспекты изучения современ­ного подростка." Вопросы психологии,1985, №1

32.Фельдштейн Д.И. "Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка", Вопросы психологии, 1980, №4

36. "Формирование личности в переходный период от подрост­кового к юношескому возрасту " под редакцией Дубровиной И.В., М. Педагогика,1987

34. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. "Психологический справочник учителя" М. Просвещение, 1991

35. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. "Психология саморазвития" М. Интерпракс, 1995

З6. Эльконин Д.Б. "К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте ". Вопросы психологии, 1971, №4

37. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения – М. 000 Издательство АСТ. 1997

 

ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

Дипломная работа

Захаровой С.В.

Научный руководитель:

кандидат психологических

наук, доцент Гунина Е.В.

ЧЕБОКСАРЫ - 2000

РЕЦЕНЗИЯ

заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы с.Кудеиха Порецкого района Чувашской Республики Холодновой Ольги Алексеевны на дипломную работу Захаровой Светланы Вячеславны "НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ".

Дипломная работа "НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ" содержит большой теоретический и практический материал по проблеме общения в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется в ра­боте на изучение взаимоотношений подростков со сверстниками. Делается заключение, что причины трудностей об­щения в подростковом возрасте часто становятся очень актуальными в школе. Часто такого рода трудности возника­ют из-за личностных особенностей подростков.

Работа состоит из двух глав. В первой главе подробно освещаются теоретические вопросы по проблеме общения в подростковом возрасте, даётся общая харак­теристика подросткового возраста, показана специфика обще­ния, его особенностей, названы основные причины трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание эксперимента, проведённого на базе средней школы с. Кудеиха Порецкого района.

Дипломная робота имеет большое практическое значение для работы школьного психолога, классных руково­дителей. Проблемы общения, которые затрагивает автор дип­ломной работы, являются актуальными, особенно в условиях современной школы.

Данная дипломная работа заслуживает положительной оценки.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

Заместитель директора

по учебной работе                                                          Холоднова О.А.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте.

1.1. Подростковый возраст, его особенности.

1.2. Специфика общения в подростковом возрасте.

1.3. .Основные трудности в коммуникативной деятельности.

2. Экспериментальное психологическое изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

2.1. Методики исследований.

2.2. Результаты исследования и их анализ.

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение



В В Е Д Е Н И Е.

 

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростничество - это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Главное содержание подросткового возраста доставляет его переход от детства к взрослой. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особен­ности личности детей подросткового возраста. Рассмотрев эти особенности, используя данные отечественной психологии, в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н. Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и д.р.

(3, 4, 13, 14, 18, 20, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 33)

Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность имеет свое ведущее значение в психологическом развитии учащихся. Ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится обще­ние. (4, 8, 11, 13, 14, 15, 17)

Эти исследователи так или иначе сходятся в признании того огром­ного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович /3/ отличает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В процессе общения у подростков могут воз­никать различные затруднения.

Такие трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. Проблема затруднений (или “барьеров” общения) в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.)

В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Целью дипломной работы является выявление основных причин труднос­тей, возникающих в общении подростков. Задачами дипломной работы являются:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблема обще­ния в подростковом возрасте.

2. Изучение коммуникативных способностей подростков с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

3. Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости коммуникативных способностей от личностных особенностей и составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей общения подростков.

Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса Кудеихинской средней школы Порецкого района. Количество испытуемых - 14 человек. Предметом исследования является уровень коммуникативных спо­собностей старших подростков.

Методы исследования:

- изучение литературных источников;

- методики диагностики уровня коммуникативных способностей личностных особенностей испытуемых (тест Кэттеля)

Структура работы:

Работа, объёмом 47 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (37 источников), приложения.

В первой главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста, специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей, возникающих в общении.

Во второй главе представлен анализ данных полученных в ходе исследования.

В заключении формируются выводы по данной проблеме.

В приложении представлены некоторые фрагменты коррекционной программы по профилактике и преодолению трудностей у подростков в процессе общения.

В качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового возраста, т.к. они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника /25/. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие способностей и потребностей /25/. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в подростковом возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у подростков в процессе общения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно направлено на выявление причин, вызывающих трудности в общении, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода от подросткового возраста к юношескому.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.