Раздел I . Глобализация. Ее влияние на мировой процесс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

 

Введение

Раздел I. Глобализация. Ее влияние на мировой процесс

I.1 Подходы к определению

I.2 Основные аспекты сущности глобализации

I.3 Противоречивость процесса глобализации

Раздел II. Антиглобализация как политический и социокультурный феномен

II.1 Сущность антиглобализации

II.2 Тенденции и модели процесса антиглобализации

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Существование глобализации как явления само по себе не вызывает сомнений и никем не оспаривается. Однако определение глобализации представляет немалые научные трудности, усугубляемые политическим звучанием проблемы, стоящими за ней беспрецедентными по масштабу и концентрации интересами, как материального, так и в не меньшей степени идеологического характера. Наличие заинтересованности в глобализации неоколониалистами, обусловливает намеренную переоценку реального значения глобализации в современном мире. Данное утверждение не следует понимать как отрицание самого явления и его значимости: то и другое объективно присутствует, однако искусственно и однобоко раздувается в угоду крайне эгоистическим финансово-экономическим и идеологическим интересам.

Объективное содержание глобализации составляют разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что позволяет и требует рассматривать глобализацию как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в ее системности, но внутренне весьма противоречивую. В литературе чаще всего указывается на несколько зримых источников всех или части тех процессов, которые в совокупности и образуют явление глобализации в целом.

Идея глобализации — одна из самых молодых социологических конструкций; вплоть до 1987 г. в базе данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержится упоминаний о книгах, в названии которых использовалось бы понятие “глобализация”. В научный оборот его ввел Р. Робертсон, впервые использовавший данный термин в 1983 г.; в 1985 г. он дал его подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в специальном исследовании.

Уткин А.И. в книге «Мировой порядок XXI века» дает такое определение этому охватившему все сферы общественной жизни явлению. Глобализация – это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования.[26]

Актуальность рассматриваемой темы:

Проблема глобализация сегодня – самый актуальный вопрос, обсуждаемый самыми различными специалистами – политологами, экономистами, социологами, философами, даже географами. Экономисты говорят о глобализации экономики, географы о создании «экономических архипелагов», в частности ассоциаций крупнейших мегаполисов, социологи о сближении образа жизни людей, политологи о завершении «холодной войны», об ускорении транснационализации, усилении взаимозависимости государств, уменьшении их суверенитета.

Предметами исследования выступают глобализация и, как следствие множества противоречивостей, возникшее движение антиглобалистов – процессы, охватившие все сферы общественной жизни, а также явления и новые тенденции, появившиеся благодаря сближению отношений между мировыми сообществами.

Анализ использованной литературы:

Явления глобализации активно обсуждаются в зарубежной, а в последнее время и в отечественной литературе, но из-за различных подходов к исследуемому явлению и отсутствию единого мнения у авторов, их можно разделить на несколько течений, вот некоторые из них:

- Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как целенаправленная стратегия монополистического капитала и американского империализма, имеющая целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию «периферийных» и «полупериферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра». Основными сторонниками данной концепции являются: немецкий исследователь Карл-Хайнц Рот, итальянец Марко Ревелли, лидер Коммунистической партии России (КПРФ) Г.А. Зюганов.

- Теоретики, рассматривающие глобализацию как процесс «обнищания» национальных государств, порождающий индустриализацию и конвергенцию. К данному течению можно отнести «Постиндустриализм» Д. Белла, «Мир - системные модели» И. Валлерстайна.

- Сторонники реалистской парадигмы понимают ее в духе «столкновения цивилизаций», как результат победы Запада во главе с США в холодной войне над СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир. Основателем реалисткой парадигмы, идеологом ее является выдающийся американский политолог Самюэль Филлипс Хантингтон. Продолжил исследование данной проблемы автор концепции «Третьей волны демократизации» А. Тоффлер.

- Неолибералы рассматривают глобализацию, как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности. Неолибералы рассматривают процесс сближения мирового сообщества только как положительное для всех ее членов явления, веря что глобализация приведет нации к мирному сосуществованию и благосостоянию всех людей. Так же считает и известный американский политолог Д. Сорос и такие исследователи как Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек.- Отечественные же политические исследователи: А.С. Панарин, В.Л. Иноземцев к явлению глобализации относятся скептически, отмечая, что глобализация стала одной из важнейших глобальных проблем человечества и несет опасность восточной цивилизации.

Для разностороннего изучения глобализации, изучения ее проблем и перспектив в научном мире выделилось новое научное направление как глобалистика, с каждым этапом сближения наций приобретающая все более важное значение. В рамках глобалистики как междисциплинарной науки выделяют несколько направлений исследований глобализационных процессов. К ним относятся мир–системный анализ, модель глобальной культуры, модель глобального общества, модель глобального капитализма.

При написании данной курсовой работы нередко приходилось пользоваться достигнутыми результатами данного научного направления.

Целью курсовой работы является изучение такого явления как глобализация, анализ перспектив антиглобалистов в борьбе со сближением мировых сообществ, анализ влияния этих процессов на политическую, экономико-финансовую и социо-культурную сферы жизни мирового сообщества, а точнее тех наций из которых оно состоит. Также проводились попытки предсказания хода развития мирового сообщества через анализ первых результатов конфликта между "Западом и остальным миром".

Задачи:

1. изложить основные теоретические аспекты сущности глобализации и антиглобализма;

2. проанализировать влияние рассматриваемых явлений на протекание общемировых процессов;

3. определить возможности процессов глобализация и антиглобализация, их перспективы;

4. провести моделирование развития мирового сообщества и вывести итоги о позитивном или негативном характере процесса глобализации.

Методы использованные при написании курсовой работы:

1. Обще-логический метод, являющийся самым распространенным в любом научном исследовании. С помощью его я использовал: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию событий, влияющих на появление, развитие и расширение процесса глобализации и появление и деятельность движения антиглобалистов.

2. Сравнительный метод я использовал как один из важнейших методов в «Political science», т.к. наиболее строгий политический анализ и выводы науки по данной рассматриваемой проблеме могут быть достигнуты лишь путем сравнения различных неоднозначных первых результатов сближения мировых сообществ.

3. Глобализация представляет собой достаточно сложное, многоаспектное, динамично развивающееся явление. И для полного изучения данного явления я применял метод системного анализа.

4. Исторический метод. В политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из:

Введения, в котором я обозначил актуальность темы, вывел предмет исследования, сделал анализ использованной литературы, определил цель работы, поставил необходимые для полного освещения исследуемой проблемы задачи, которые в дальнейшем раскрыл.

Раздел I посвящен анализу явления, охватившему практически все мировое пространство – глобализации. Данный раздел я посвятил не только рассмотрению подходов к определению процесса глобализации (параграф I.1), ее основных сущностных аспектов (параграф I.2), но и освещению противоречивого характера данной мировой тенденции (параграф I.2).

В Разделе II я делаю анализ такого политического и социокультурного феномена как антиглобализация. В параграфе II.1 я освещаю сущность данного процесса, а в параграфе II.2 рассматривая наметившиеся тенденции, модели проявления процесса антиглобализации.

Курсовая работа завершена Заключением, в котором я подвел итог проделанной работе и сделал выводы по исследуемой проблеме.

Исследовательская работа оснащена Списком использованной литературы, в котором автор обозначил использованные материалы.

 



I .1 Подходы к определению

 

Вопрос единства мирового пространства затрагивается уже в трудах западных исследователи XIX - середины XX в. - А.Сен-Симона, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса. Карл Маркс говоря о развитии капитализма и всемирного рынка, о Великих географических открытиях, о колониальной системе и как следствие всего этого – мировых войнах, отмечал глобальный характер человеческих отношений. О. Конт, в свою очередь, отмечал единство исторического общечеловеческого развития. В XX в. человеческие отношения постоянно географически и духовно расширялись, приобретая черты общества без границ, с наметившимся исчезновением территориальности и национальности, приведшее к середине XX в. к формированию у землян образа «глобальной общности». В это время в трудах американских исследователей глобальных отношений разрабатываются начальные парадигмы глобализации: глобализация как расселение человечества, глобализация как новое, мощное ускорение модернизации; глобализация как постмодернизация. Тогда же происходит формирование единого информационного поля, работа которого, усилиями и поддержкой американских властей, направлена на оправдание «вестернизации», капитализма, его мировой политики. [4]

В 80-х гг. западные исследователи Дж. Хоманс, П. Блоу, Р. Эмерсон отмечали, что связь сфер глобализации и социальных обменов – материальные обмены - локализуют, политические - интернационализируют, а социокультурные - глобализируют.

В 90-е годы происходит окончательное оформление американской мировой гегемонии: американская валюта, западные ценности, идеи захватывают наконец-то покорившиеся пространства, завершая первый удачный этап развития глобализационных процессов. Идея глобализации становится на долгие годы самой популярной в научных кругах, порождая все новые искания в данной сфере.

- Теории, предвосхищающие глобализацию.

Под данной парадигмой можно объединить труды известных зарубежных и отечественных исследователей - И. Валлерстайна, P. Робертсона, Г. C. Батыгина, Н. H. Моисеева, которые отмечают, что глобализация — это процесс стадиального становления мира как единого, взаимосвязанного экономического, политического, культурного пространства.

«Несмотря на то, что глобализация как проблема возникла не так давно... если посмотреть на историю человечества, то при всей ее противоречивости и неоднозначности можно обнаружить тенденцию ко все более тесному взаимодействию территорий, экономик, политической, культурно-духовной и иной деятельности... При этом на протяжении истории основания для такого объединения были различными. Например, в средневековой Европе таким основанием было христианство, в период холодной войны — идеология, а в последнее время — прежде всего современные информационные и коммуникационные технологии», — пишут M. М. Лебедева И А. Ю. Мельвиль. [4]

То есть глобализация — это процесс, начавшийся еще на ранних этапах истории, однако только сейчас ставший всеобщим. Так, согласно Р. Робертсону, идея глобальности родилась еще во времена Полибия, реально же процесс глобализации начался с XV в., а особенно активно развернулся в 1870-х гг. — середине ХХ в.

“Интерес к проблемам, охватываемым понятием “глобализация”, возникал всякий раз, когда под вопрос ставился сложившийся социальный и международный порядок, — считает Л. Гудков. На протяжении последнего века с небольшим это происходило, по меньшей мере, трижды.

Впервые подобные вопросы начали обсуждаться еще в конце XIX столетия среди таких тем, как „геополитика”, „империализм”, складывание международных финансово-промышленных корпораций, конференции о мире и разоружении, необходимость и возможность формирования наднациональных и международных представительских органов. Несколько позже, в 10-x годах ХХ в., речь зашла уже об интеграции Европы. Второй раз дискуссии этого рода были связаны с осмыслением завершившейся эпохи колониализма и экспансии современной цивилизации в страны третьего мира. Нынешняя, третья по счету, волна дискуссий поднялась в начале 1990-x гг.». Некоторые исследователи именно с периодом 1870-1914 гг. связывают начало глобализации (или первую гло6ализацию), протекавшую тогда в форме процессов интернационализации экономики (прежде всего торговли); политики и культуры. Так, B. Федорова пишет: «Нынешнюю глобализацию можно считать второй. Первая представляла собой английский free trade, обеспечивший свободное перемещение товаров, капиталов и людей. Этот процесс, начавшийся в 1885 г., мог бы продолжаться по сей день, если бы не был прерван тремя системными оппозициями — национализмом (Первая мировая война), коммунизмом (Великая Октябрьская революция) и фашизмом (Вторая мировая война). B результате процесс глобализации был остановлен более чем на 70 лет». [25]

- Современные глобалистские теории.

Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов в мире и ведет к «втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций». Неизменно подчеркивая экономические основы происходящих сегодня в мире глобальных изменений, разные авторы (Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек, С. Леш, Дж. Ури). выделяют различные аспекты глобализации, например: организационно-управленческий, экономический, технический, пространственный, культурный, политический.

Показательным в данном контексте является понимание современного этапа глобализации, предложенное Энтони Гидденсом, который определяет его как “интенсификацию всемирных отношений, связывающих отдаленные друг от друга места таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за многие мили отсюда, и нао6орот”. [18]

- Идеи становления единой модели глобальной системы.

В основе данной парадигмы лежат концепции формационной или цивилизационной модели глобальной системы.

Основными вехами данной парадигмы считаются «Теория общественно-экономической формации» К. Маркса и идея индустриального и постиндустриального общества с их общей евро – американо - центристской направленностью (У. Ростоу, Д. Белл, К. Гелбрейт, А. Турен). Необходимо отметить и «Волновую теорию» глобальной системы А. Тоффлера - аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации, с их столкновениями в современной эпохе.

Сторонники идеи становления единой модели глобальной системы видят в глобализации современную стадию процесса интеграции мира, формирования целостной человеческой цивилизации, предвестие глобального гражданского общества и начало новой эры мира и демократизации.

- Концепции основанные на итогах XX века в макросоциальном измерении.

XX в. открыл нам одну неопровержимую истину - невозможность существования одной универсальной цивилизации. XX век можно охарактеризовать как последнее предупреждение цивилизации потребления, «кризис» революций, преобладание демократий «меньшинства».

В 80-годы успех в “холодной войне” определил два отправных пункта для идеологов Евро - Атлантической цивилизации:

- представление о том, что цивилизационный образ “условного Запада” стал в мире определяющим для современного мира и история в своем классическом формате завершена (Ф. Фукуяма);

- существование в современном мире множества цивилизаций, которые еще придется вводить в требуемый цивилизационный образ (С.Хантингтон).

Кризис человеческой цивилизации, конфликт цивилизаций – это основные положения, высказанные С. Хантингтоным в своей книге «Столкновение цивилизаций», явившейся первая пробой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация” во второй половине XX века. Слова американского политолога основанные на событиях XX столетия «Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром"» стали пророческими. [24]

А как показали первые два десятилетия XXI в. вся практика управления цивилизациями сводится в истинность описания поля “Великой Игры”. доктрины Бжезинского и Хантингтона присутствуют в современной международной политике, насаждаемой мировому сообществу американским правительством.

- Теории модернизации и глобализации.

Основными идеями данного подхода являются - модернизм как теория и метод изучения современного общества, противостоящего «традиционному» и модернизация как глобальные перемены, связанные с индустриализацией, урбанизацией и рационализацией. Постмодернизм выступает как глобализирующий фактор, как «строитель» «информационного общества», «технотронного общества»,- отмечал Зб. Бжезинский. [2] В то же время Э. Че Гевара с его контрмодернизмом «как идеологией мировой социалистической революции» отстаивал право на существование не захваченных глобализацией систем.

Торжество категории "глобализация" как максимы практически необратимого конструктивного движения человечества к новому мировому порядку практически наступило, но, по моему мнению, неоднородность, противоречивость и свойственность человечеству к постоянной изменчивости, либо трансформируют насажденный с помощью капитала мировой порядок в сторону увеличения роли национального и личностного, либо глобализация под веянием истории постепенно сойдет на нет.

 

Заключение

 

В заключение можно с уверенностью сказать, что сегодня глобализация – реальность, мощная трансформирующая мир сила, ответственная за массовую эволюцию обществ и экономик, за изменение форм правления и всего мирового порядка. Она постепенно разрушает различия между отечественным и иностранным, между внутренними и внешними проблемами. Глобализация является длительным процессом, исполненным противоречий, подверженный всевозможным конъюнктурным изменениям. По мнению эволюционистов, мир постепенно и безвозвратно разделится на богатые и бедные страны, причем это разделение будет очень четким, однако не будет ни второго, ни третьего мира, эта стратификация будет сложнее. Под эгидой строительства качественно нового объединенного мира, в котором человечество будет уверено в своей безопасности и счастливом будущем происходит сближение экономик, открытие границ, внедрение, а вернее сказать насаждение социальных, культурных, и духовных ценностей Западной цивилизации остальному миру, давление на политику стран, окованных цепями западного капитала – эти явления мы не только наблюдаем, но независимо от нас становимся участниками.Западный мир, под предлогом глобализации, обещает нам доступ к мировым благам и достояниям, однако если посмотреть повнимательнее, то обнаружится, что все эти блага распределены в небольшом, относительно остальной части планеты, регионе мира – Западной Европе и США. Например, Шенгенские соглашения хоть и открыли границы стран Западной Европы друг для друга, однако плотно закрыли для остальной части мира. Создаются новые технологии, позволяющие связываться с любой точкой планеты в считанные секунды, однако и они доступны только населению развитых стран, для населения же развивающихся стран все еще актуальна проблема голода и нехватки чистой питьевой воды. Мы говорим о повышающейся роли международных организаций, однако США могут запросто, даже не поставив в известность ООН, начать военную операцию против суверенного государства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что глобализация – это процесс длительный, неоднозначный. Если понимать глобализацию, как слияние общемировой экономической, политической и социальной жизни, то процесс этот еще только на начальном своем этапе.

Объективно глобализация сейчас существует только для стран Западной Европы. Проблема связана с вопросом, кто оказывается в выигрыше от глобализации, на сегодня является ведущей. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.

Некоторые оппоненты говорят о возможности глобальной конвергенции доходов, аргументируя это тем, что экономика бедных государств развивается более высокими темпами, чем богатых. На самом же деле быстрый рост характерен лишь для небольшой группы стран Юго-Восточной Азии (так называемых“азиатских тигров”), тогда как наименее развитые в экономическом отношении страны отличаются гораздо более низкими темпами роста, чем богатые государства. Их выгоды от глобализации минимальны.В результате происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе глобализации быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.Растущий разрыв в доходах вызывает недовольство с их стороны, чреватое международными конфликтами, поскольку государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве. За последние 15 лет доход на душу населения понизился в более чем 100 странах, потребление на душу сократилось в более чем 60.Около 150 млн. человек, население равное совокупному населению Франции,Нидерландов и скандинавских стран впало в нищету после развала Советского Союза. Среди 4,4 млрд. людей, живущих в развивающихся странах, три пятых находятся в условиях, не соответствующих минимальным санитарным требованиям, одна треть лишена нормальной питьевой воды, одна пятая не доедает.Вторая проблема связана с потенциальной региональной или глобальной нестабильностью из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность носит не только теоретический характер, а является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в Азии, начавшийся летом 1997 г. в Таиланде, а затем перекинувшийся на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до

Южной Кореи. Или мировой финансовый кризис, начавшийся в США, из которого мировое сообщество не смогло выйти по сегодняшний день. Подобные явления свидетельствуют о большой уязвимости взаимосвязанных экономик.Мировой спад или депрессия способны повлечь за собой призывы разорвать взаимные связи и зависимости, созданные в ходе глобализации, как это произошло во времена Великой депрессии 30-х годов в США. Результатом может стать экономический конфликт с угрозой превращения в экономическую войну или даже военное столкновение.Третий круг порождаемых глобализацией проблем вызван опасением, что контроль над экономикой отдельных стран может перейти от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям.В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета. По данной причине глобализация может вызвать у национальных лидеров чувство беспомощности перед ее силами, а у электората – антипатию к ней. Такие настроения могут легко перейти в крайний национализм и ксенофобию с призывами к протекционизму, повлечь за собой рост экстремистских политических движений, что потенциально чревато серьезными конфликтами.Иногда в разряд издержек глобализации относят безработицу в экономически развитых странах с высоким уровнем заработной платы. Но это утверждение опровергается низкой нормой безработицы во многих из них и ее высоким уровнем в государствах с низкой заработной платой. Национальная политика и технологический прогресс являются более важными детерминантами занятости, чем факторы глобализации.

С глобализацией увязывают и миф о том, что она угрожает социальному благосостоянию некоторых стран, однако значительно большее влияние на эту сферу оказывают другие факторы – налоговая политика и демографические тенденции. Однако нельзя отрицать тог факта, что в последнее время во многих развитых странах уменьшается процентная доля среднего класса.Важно отметить, что экономические аспекты являются лишь одним компонентом результатов глобализации, которая имеет последствия и неэкономического характера, сопряженные с огромными рисками, потенциальными издержками и даже возможностью катастрофы. Одной из таких областей является сфера безопасности, где глобализационные процессы могут привести к возникновению конфликтов. Другая область – это политические кризисы, способные перерасти из локальных в крупномасштабные события, а если их вовремя не устранить, то привести к катастрофе. В качестве третьей сферы можно назвать экологию и здравоохранение. Глобальные взаимосвязи чреваты и глобальными экологическими бедствиями, связанными, например, с всеобщими потеплением и изменением климата, широкомасштабными эпидемиями.Нельзя не сказать еще об одном, на мой взгляд, негативном явлении современного мирового сообщества – о т.н. «двойных стандартах». Это явление – прямое следствие увеличивающейся взаимозависимости государств. Например,США посчитали Югославию зоной своих интересов и даже без санкции ООН сочли возможным применить военную силу. [16]На мой взгляд спасти мировое сообщество от надвигающейся глобальной катастрофы могут только объединившиеся антиглобалистские организации отстаивающие интересы различных, и, подчас, широких слоев населения, реагирующие на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического фактора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.Итак, глобализация представляет собой процесс, который в значительной мере будет определять историческое развитие в новом веке. Этот процесс связывает все стороны жизни национальных обществ в единой мировой системе, меняется значение национальных и интернациональных интересов. Глобализация открывает перед человечеством невиданные возможности процветания и одновременно таит в себе колоссальные опасности, ставящие под угрозу само существование нашей цивилизации. Поэтому глобализация, пути ее развития стали предметом острых дискуссий. Возникли общественные движения, выступающие с требованиями предотвратить отрицательные последствия этого процесса. Их участники используют слово "глобализация" как ругательное. Президент Венесуэлы Х.Чавез заявил, что "дикая неолиберальная" экономическая политика превратила мир в "царство сатаны". Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию можно только трансформировав ее. Задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу человеку. А это требует существенного повышения уровня управляемости международной системой, чтобы использовать позитивные возможности глобализации и предотвратить ее негативные последствия. Сегодня проблема управления - ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит урегулирование иных крупных проблем. Ее актуальность находит все более широкое признание в выступлениях государственных деятелей, в актах межправительственных и общественных организаций.

 



Список использованной литературы

1. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. Пер. с англ. М.: Международные отношения, 2004.

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и ее геостратегические императивы). М., 1999. - с. 37 [2]

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

4. Братимов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000.

5. Бузгалин А. В. Глобализация, антиглобалистские движения и Россия // Альтернатива.- 2001.- №4 [5]

6. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире.- Спб., 2001. - с. 54 [6]

7. Ващекин Н.П., М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. Глобализация и устойчивое развитие. М.: 2002.

8. Глобализация и локализация: тенденции и проблемы // Первый Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество».- 27-30 сентября 2000г.- СПб., 2000. - с. 38-74 [8]

9. Глобализация как стержневая проблема грядущего мира (круглый стол) // Международная жизнь.- 2000.- №11. - с. 22-23 [9]

10. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) / Ред. А.Н. Неклесса.- Спб., 2000.

11. Глобализация: многостороннее измерение. / Под общецй ред. В.А. Михайлова, В.С. Буянова.- М.: Книга и бизнес, 2004.- с. 44[11]

12. Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль -XXI.- 2000.- № 1.- с. 26-36 [12]

13. Иноземцев В.Л. Глобализация — наивная мечта ХХ века // Человек.- №5.- 2003.- с. 38-39 [13]

14. В.Л.Иноземцев, Е.С.Кузнецова. Глобальный конфликт ХХI века. Размышления об истоках и перспективах межцивилизационных противоречий // ПОЛИС.- 2001.- № 6.- с. 131–139[14]

15. Кузнецов В.И. Что такое глобализация? // МЭиМО.- 1998.- № 2. - с. 9-12 [15]

16. Максименко В.И. Происходит ли глобализация? // Pro ее Contra.- Т. 4.- № 4.- с. 18-24[16]

17. Мартин Г., Шуманн X . Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001

18. Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. Учебное пособие. М., 2003.- с. 65-69 [18]

19. Проблемы глобализации: реальность, тенденции, прогнозы. // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2001.

20. Сентябрев А. Антиглобализм – настоящее и будущее // Обозреватель.- 2007.- №8.- с. 23-25 [20]

21. Сорос Дж. Тезисы о глобализации // Вестник Европы.- 2001.-№ 2.

22. Тоффлер Э. Третья волна // США - экономика, политика, идеология.- 1982.- № 7-11.

23. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис.- 1994.- №1.- с.33-48. [23]

24. Удовик С. Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002. [24]

25. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.- [25]

26. Эльянов А.Я. Проблемы и противоречия глобализации. СПб., 2000.- с. 43-47 [26]

План

 

Введение

Раздел I. Глобализация. Ее влияние на мировой процесс

I.1 Подходы к определению

I.2 Основные аспекты сущности глобализации

I.3 Противоречивость процесса глобализации

Раздел II. Антиглобализация как политический и социокультурный феномен

II.1 Сущность антиглобализации

II.2 Тенденции и модели процесса антиглобализации

Заключение

Список использованной литературы



Введение

 

Существование глобализации как явления само по себе не вызывает сомнений и никем не оспаривается. Однако определение глобализации представляет немалые научные трудности, усугубляемые политическим звучанием проблемы, стоящими за ней беспрецедентными по масштабу и концентрации интересами, как материального, так и в не меньшей степени идеологического характера. Наличие заинтересованности в глобализации неоколониалистами, обусловливает намеренную переоценку реального значения глобализации в современном мире. Данное утверждение не следует понимать как отрицание самого явления и его значимости: то и другое объективно присутствует, однако искусственно и однобоко раздувается в угоду крайне эгоистическим финансово-экономическим и идеологическим интересам.

Объективное содержание глобализации составляют разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что позволяет и требует рассматривать глобализацию как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в ее системности, но внутренне весьма противоречивую. В литературе чаще всего указывается на несколько зримых источников всех или части тех процессов, которые в совокупности и образуют явление глобализации в целом.

Идея глобализации — одна из самых молодых социологических конструкций; вплоть до 1987 г. в базе данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержится упоминаний о книгах, в названии которых использовалось бы понятие “глобализация”. В научный оборот его ввел Р. Робертсон, впервые использовавший данный термин в 1983 г.; в 1985 г. он дал его подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в специальном исследовании.

Уткин А.И. в книге «Мировой порядок XXI века» дает такое определение этому охватившему все сферы общественной жизни явлению. Глобализация – это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования.[26]

Актуальность рассматриваемой темы:

Проблема глобализация сегодня – самый актуальный вопрос, обсуждаемый самыми различными специалистами – политологами, экономистами, социологами, философами, даже географами. Экономисты говорят о глобализации экономики, географы о создании «экономических архипелагов», в частности ассоциаций крупнейших мегаполисов, социологи о сближении образа жизни людей, политологи о завершении «холодной войны», об ускорении транснационализации, усилении взаимозависимости государств, уменьшении их суверенитета.

Предметами исследования выступают глобализация и, как следствие множества противоречивостей, возникшее движение антиглобалистов – процессы, охватившие все сферы общественной жизни, а также явления и новые тенденции, появившиеся благодаря сближению отношений между мировыми сообществами.

Анализ использованной литературы:

Явления глобализации активно обсуждаются в зарубежной, а в последнее время и в отечественной литературе, но из-за различных подходов к исследуемому явлению и отсутствию единого мнения у авторов, их можно разделить на несколько течений, вот некоторые из них:

- Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как целенаправленная стратегия монополистического капитала и американского империализма, имеющая целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию «периферийных» и «полупериферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра». Основными сторонниками данной концепции являются: немецкий исследователь Карл-Хайнц Рот, итальянец Марко Ревелли, лидер Коммунистической партии России (КПРФ) Г.А. Зюганов.

- Теоретики, рассматривающие глобализацию как процесс «обнищания» национальных государств, порождающий индустриализацию и конвергенцию. К данному течению можно отнести «Постиндустриализм» Д. Белла, «Мир - системные модели» И. Валлерстайна.

- Сторонники реалистской парадигмы понимают ее в духе «столкновения цивилизаций», как результат победы Запада во главе с США в холодной войне над СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир. Основателем реалисткой парадигмы, идеологом ее является выдающийся американский политолог Самюэль Филлипс Хантингтон. Продолжил исследование данной проблемы автор концепции «Третьей волны демократизации» А. Тоффлер.

- Неолибералы рассматривают глобализацию, как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности. Неолибералы рассматривают процесс сближения мирового сообщества только как положительное для всех ее членов явления, веря что глобализация приведет нации к мирному сосуществованию и благосостоянию всех людей. Так же считает и известный американский политолог Д. Сорос и такие исследователи как Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек.- Отечественные же политические исследователи: А.С. Панарин, В.Л. Иноземцев к явлению глобализации относятся скептически, отмечая, что глобализация стала одной из важнейших глобальных проблем человечества и несет опасность восточной цивилизации.

Для разностороннего изучения глобализации, изучения ее проблем и перспектив в научном мире выделилось новое научное направление как глобалистика, с каждым этапом сближения наций приобретающая все более важное значение. В рамках глобалистики как междисциплинарной науки выделяют несколько направлений исследований глобализационных процессов. К ним относятся мир–системный анализ, модель глобальной культуры, модель глобального общества, модель глобального капитализма.

При написании данной курсовой работы нередко приходилось пользоваться достигнутыми результатами данного научного направления.

Целью курсовой работы является изучение такого явления как глобализация, анализ перспектив антиглобалистов в борьбе со сближением мировых сообществ, анализ влияния этих процессов на политическую, экономико-финансовую и социо-культурную сферы жизни мирового сообщества, а точнее тех наций из которых оно состоит. Также проводились попытки предсказания хода развития мирового сообщества через анализ первых результатов конфликта между "Западом и остальным миром".

Задачи:

1. изложить основные теоретические аспекты сущности глобализации и антиглобализма;

2. проанализировать влияние рассматриваемых явлений на протекание общемировых процессов;

3. определить возможности процессов глобализация и антиглобализация, их перспективы;

4. провести моделирование развития мирового сообщества и вывести итоги о позитивном или негативном характере процесса глобализации.

Методы использованные при написании курсовой работы:

1. Обще-логический метод, являющийся самым распространенным в любом научном исследовании. С помощью его я использовал: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию событий, влияющих на появление, развитие и расширение процесса глобализации и появление и деятельность движения антиглобалистов.

2. Сравнительный метод я использовал как один из важнейших методов в «Political science», т.к. наиболее строгий политический анализ и выводы науки по данной рассматриваемой проблеме могут быть достигнуты лишь путем сравнения различных неоднозначных первых результатов сближения мировых сообществ.

3. Глобализация представляет собой достаточно сложное, многоаспектное, динамично развивающееся явление. И для полного изучения данного явления я применял метод системного анализа.

4. Исторический метод. В политической науке имеет такое же важное значение, как и любой другой теоретический метод. Историческая ретроспектива дает огромный материал для исторических сравнений и аналогий, помогает понять суть происходящих процессов на современном этапе.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из:

Введения, в котором я обозначил актуальность темы, вывел предмет исследования, сделал анализ использованной литературы, определил цель работы, поставил необходимые для полного освещения исследуемой проблемы задачи, которые в дальнейшем раскрыл.

Раздел I посвящен анализу явления, охватившему практически все мировое пространство – глобализации. Данный раздел я посвятил не только рассмотрению подходов к определению процесса глобализации (параграф I.1), ее основных сущностных аспектов (параграф I.2), но и освещению противоречивого характера данной мировой тенденции (параграф I.2).

В Разделе II я делаю анализ такого политического и социокультурного феномена как антиглобализация. В параграфе II.1 я освещаю сущность данного процесса, а в параграфе II.2 рассматривая наметившиеся тенденции, модели проявления процесса антиглобализации.

Курсовая работа завершена Заключением, в котором я подвел итог проделанной работе и сделал выводы по исследуемой проблеме.

Исследовательская работа оснащена Списком использованной литературы, в котором автор обозначил использованные материалы.

 



Раздел I . Глобализация. Ее влияние на мировой процесс

 

I .1 Подходы к определению

 

Вопрос единства мирового пространства затрагивается уже в трудах западных исследователи XIX - середины XX в. - А.Сен-Симона, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса. Карл Маркс говоря о развитии капитализма и всемирного рынка, о Великих географических открытиях, о колониальной системе и как следствие всего этого – мировых войнах, отмечал глобальный характер человеческих отношений. О. Конт, в свою очередь, отмечал единство исторического общечеловеческого развития. В XX в. человеческие отношения постоянно географически и духовно расширялись, приобретая черты общества без границ, с наметившимся исчезновением территориальности и национальности, приведшее к середине XX в. к формированию у землян образа «глобальной общности». В это время в трудах американских исследователей глобальных отношений разрабатываются начальные парадигмы глобализации: глобализация как расселение человечества, глобализация как новое, мощное ускорение модернизации; глобализация как постмодернизация. Тогда же происходит формирование единого информационного поля, работа которого, усилиями и поддержкой американских властей, направлена на оправдание «вестернизации», капитализма, его мировой политики. [4]

В 80-х гг. западные исследователи Дж. Хоманс, П. Блоу, Р. Эмерсон отмечали, что связь сфер глобализации и социальных обменов – материальные обмены - локализуют, политические - интернационализируют, а социокультурные - глобализируют.

В 90-е годы происходит окончательное оформление американской мировой гегемонии: американская валюта, западные ценности, идеи захватывают наконец-то покорившиеся пространства, завершая первый удачный этап развития глобализационных процессов. Идея глобализации становится на долгие годы самой популярной в научных кругах, порождая все новые искания в данной сфере.

- Теории, предвосхищающие глобализацию.

Под данной парадигмой можно объединить труды известных зарубежных и отечественных исследователей - И. Валлерстайна, P. Робертсона, Г. C. Батыгина, Н. H. Моисеева, которые отмечают, что глобализация — это процесс стадиального становления мира как единого, взаимосвязанного экономического, политического, культурного пространства.

«Несмотря на то, что глобализация как проблема возникла не так давно... если посмотреть на историю человечества, то при всей ее противоречивости и неоднозначности можно обнаружить тенденцию ко все более тесному взаимодействию территорий, экономик, политической, культурно-духовной и иной деятельности... При этом на протяжении истории основания для такого объединения были различными. Например, в средневековой Европе таким основанием было христианство, в период холодной войны — идеология, а в последнее время — прежде всего современные информационные и коммуникационные технологии», — пишут M. М. Лебедева И А. Ю. Мельвиль. [4]

То есть глобализация — это процесс, начавшийся еще на ранних этапах истории, однако только сейчас ставший всеобщим. Так, согласно Р. Робертсону, идея глобальности родилась еще во времена Полибия, реально же процесс глобализации начался с XV в., а особенно активно развернулся в 1870-х гг. — середине ХХ в.

“Интерес к проблемам, охватываемым понятием “глобализация”, возникал всякий раз, когда под вопрос ставился сложившийся социальный и международный порядок, — считает Л. Гудков. На протяжении последнего века с небольшим это происходило, по меньшей мере, трижды.

Впервые подобные вопросы начали обсуждаться еще в конце XIX столетия среди таких тем, как „геополитика”, „империализм”, складывание международных финансово-промышленных корпораций, конференции о мире и разоружении, необходимость и возможность формирования наднациональных и международных представительских органов. Несколько позже, в 10-x годах ХХ в., речь зашла уже об интеграции Европы. Второй раз дискуссии этого рода были связаны с осмыслением завершившейся эпохи колониализма и экспансии современной цивилизации в страны третьего мира. Нынешняя, третья по счету, волна дискуссий поднялась в начале 1990-x гг.». Некоторые исследователи именно с периодом 1870-1914 гг. связывают начало глобализации (или первую гло6ализацию), протекавшую тогда в форме процессов интернационализации экономики (прежде всего торговли); политики и культуры. Так, B. Федорова пишет: «Нынешнюю глобализацию можно считать второй. Первая представляла собой английский free trade, обеспечивший свободное перемещение товаров, капиталов и людей. Этот процесс, начавшийся в 1885 г., мог бы продолжаться по сей день, если бы не был прерван тремя системными оппозициями — национализмом (Первая мировая война), коммунизмом (Великая Октябрьская революция) и фашизмом (Вторая мировая война). B результате процесс глобализации был остановлен более чем на 70 лет». [25]

- Современные глобалистские теории.

Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов в мире и ведет к «втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций». Неизменно подчеркивая экономические основы происходящих сегодня в мире глобальных изменений, разные авторы (Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек, С. Леш, Дж. Ури). выделяют различные аспекты глобализации, например: организационно-управленческий, экономический, технический, пространственный, культурный, политический.

Показательным в данном контексте является понимание современного этапа глобализации, предложенное Энтони Гидденсом, который определяет его как “интенсификацию всемирных отношений, связывающих отдаленные друг от друга места таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за многие мили отсюда, и нао6орот”. [18]

- Идеи становления единой модели глобальной системы.

В основе данной парадигмы лежат концепции формационной или цивилизационной модели глобальной системы.

Основными вехами данной парадигмы считаются «Теория общественно-экономической формации» К. Маркса и идея индустриального и постиндустриального общества с их общей евро – американо - центристской направленностью (У. Ростоу, Д. Белл, К. Гелбрейт, А. Турен). Необходимо отметить и «Волновую теорию» глобальной системы А. Тоффлера - аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации, с их столкновениями в современной эпохе.

Сторонники идеи становления единой модели глобальной системы видят в глобализации современную стадию процесса интеграции мира, формирования целостной человеческой цивилизации, предвестие глобального гражданского общества и начало новой эры мира и демократизации.

- Концепции основанные на итогах XX века в макросоциальном измерении.

XX в. открыл нам одну неопровержимую истину - невозможность существования одной универсальной цивилизации. XX век можно охарактеризовать как последнее предупреждение цивилизации потребления, «кризис» революций, преобладание демократий «меньшинства».

В 80-годы успех в “холодной войне” определил два отправных пункта для идеологов Евро - Атлантической цивилизации:

- представление о том, что цивилизационный образ “условного Запада” стал в мире определяющим для современного мира и история в своем классическом формате завершена (Ф. Фукуяма);

- существование в современном мире множества цивилизаций, которые еще придется вводить в требуемый цивилизационный образ (С.Хантингтон).

Кризис человеческой цивилизации, конфликт цивилизаций – это основные положения, высказанные С. Хантингтоным в своей книге «Столкновение цивилизаций», явившейся первая пробой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация” во второй половине XX века. Слова американского политолога основанные на событиях XX столетия «Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром"» стали пророческими. [24]

А как показали первые два десятилетия XXI в. вся практика управления цивилизациями сводится в истинность описания поля “Великой Игры”. доктрины Бжезинского и Хантингтона присутствуют в современной международной политике, насаждаемой мировому сообществу американским правительством.

- Теории модернизации и глобализации.

Основными идеями данного подхода являются - модернизм как теория и метод изучения современного общества, противостоящего «традиционному» и модернизация как глобальные перемены, связанные с индустриализацией, урбанизацией и рационализацией. Постмодернизм выступает как глобализирующий фактор, как «строитель» «информационного общества», «технотронного общества»,- отмечал Зб. Бжезинский. [2] В то же время Э. Че Гевара с его контрмодернизмом «как идеологией мировой социалистической революции» отстаивал право на существование не захваченных глобализацией систем.

Торжество категории "глобализация" как максимы практически необратимого конструктивного движения человечества к новому мировому порядку практически наступило, но, по моему мнению, неоднородность, противоречивость и свойственность человечеству к постоянной изменчивости, либо трансформируют насажденный с помощью капитала мировой порядок в сторону увеличения роли национального и личностного, либо глобализация под веянием истории постепенно сойдет на нет.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 186.