Совершенствование структуры национальной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис:

1)несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;

2)энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

3)относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;

4)недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Для преодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики и направление роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные пропорции (между государственным и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетом вышеизложенного при выделении направлений структурных преобразований следует исходить из следующих основных принципов:

■ переход на инновационный путь развития;

■ приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных, экспортоориентированных импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

■ учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции;

■ обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

■ комплексность развития производительных сил страны и се регионов;

■ концентрация ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ;

■ экологизация экономики;

■ рациональное сочетание системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

При проведении структурных преобразований следует учитывать опыт государств, добившихся подъема экономики в относительно короткий срок, конечно, с учетом специфики межотраслевых комплексов и отраслей страны. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по нижеследующей схеме:

1) группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство, картофелеводство); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт);

2) традиционные отрасли промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, соответствующие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность);

3) наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и наиболее полно использующие человеческий потенциал Беларуси (отрасли и производства, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образования и научного обслуживания).

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии и т. д. (выборочно). Целевые установки структурной перестройки экономики заключаются в снижении доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных технологий. Приоритеты следует сохранить за информатизацией, программным обеспечением, внедрением нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией энергетической отрасли, развитием биотехнологии и генетики.

Системный подход к решению проблемы структурной перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

• структурная модернизация экономики;

• полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

• постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

• перехода на инновационный путь развития экономики;

• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

• приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

Инновационное развитие

Международная кооперация в науке и технологиях является средством, с помощью которого страны могут использовать полученные в мире знания в интересах собственного развития, так как ни одна страна не в состоянии самостоятельно генерировать их в полном объеме.

Средства, выделяемые на международное научно-техническое развитие, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки. Сегодня в стране в сфере науки и технологий действуют более 30 международных договоров с правительствами государств ближнего и дальнего зарубежья. Ведущее место среди них занимает Россия. С целью развития международного сотрудничества разрабатывается план мероприятий по интеграции Беларуси в Европейское исследовательское пространство и в «Болонский процесс» интеграции высшего и последипломного образования. Анализируя научно-инновационный потенциал и его составляющих, следует отметить, что позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явления, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. В результате затраты на науку в расчете на одного исследователя в Беларуси в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП стабилизировалась на уровне ниже 1 % (критического для нормального развития значения). Доля работников, выполняющих исследовательские работы, в численности населения республики, занятого в экономике в 2009 г., составляла всего около 0,54 %, тогда как в начале 90-х гг. XX в. она превышала 1 %. Быстро морально устаревает материальная база науки, темпы ее обновления не компенсируют этот процесс. Уровень макропараметров инновационной сферы (доля высокотехнологической, наукоемкой продукции в экспорте, удельный вес новой продукции, доля прогрессивных технологий и др.) низок по сравнению с высокоразвитыми странами. Из используемых в экономике республики технологий 80 % составляют преимущественно традиционные.

Продолжает сохраняться разрыв между наукой и производством, научными исследованиями и практической реализацией результатов исследовательских работ. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах. Актуальными остаются проблемы использования объектов интеллектуальной собственности, организации их правовой охраны, а также коммерциализации нововведений.

Наиболее существенными барьерами для инноваций на технологически развитых предприятиях являются (по убыванию значимости): отсутствие финансовых средств, недостаток квалифицированных кадров-инноваторов, налоговая система, отсутствие доступа к новым технологиям и информации о них, узость рынка сбыта, высокие издержки внедрения новшеств. В результате менее 13 % промышленных предприятий осуществляют разработку и освоение инноваций (в 1990 г. — до 70 % ).

Таким образом, по основным компонентам инновационного потенциала инновационная сфера страны не в полной мере соответствует современным требованиям организации разработки и внедрения нововведений, эффективной коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности, использования новейших зарубежных технологий, привлечения инвестиций для финансирования инновационных программ.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. В течение 2001—2004 гг. были приняты новые законодательные и другие нормативные акты, учитывающие актуальные проблемы Беларуси, ее специфику, с ориентацией на мировые тенденции, технические, организационные, институционально-правовые и иные решения в инновационной сфере высокоразвитых стран. В числе этих документов Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (16.11.2002 г.), Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» (05.07.2002 г. № 362), постановления Совета Министров Республики Беларусь «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности» (22.05.2003 г.), «О Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003—2007 годы» (31.07.2003 г.), № 1103 от 31.08.2006 г. «Об использовании результатов научно-исследовательских и ОКР» , Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы» и др.

С учетом задач совершенствования управления научной сферой, поставленных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.03.2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также исходя из решений, выработанных на Витебском семинаре по инновационной деятельности в 2004 г., специалисты Национальной академии наук Беларуси, ГКНТ, других министерств, ведущих НИИ и вузов страны разработали «Концепцию развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г.» и «Перечень приоритетов научной деятельности и приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006—2010 гг.». Разработан Закон «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь».

В целом современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики государства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:

- организационную структуру — совокупность организаций государственного и частного секторов экономики, субъектов инновационной деятельности, осуществляющих исследования и разработки, производство и реализацию инновационной продукции (университетов и академий, НИИ, крупных и мелких компаний, региональных научных и технологических центров), а также занятых управлением и формированием инновационной сферы;

- инфраструктуру (систему комплексного обслуживания первичного процесса производства новых знаний и инноваций) — центры поддержки инновационного предпринимательства, технико-внедренческие зоны и др.;

- институциональную и правовую среду (рыночные институты, банки, фонды, кредитные организации, совокупность законодательных и нормативных актов, определяющих формы и методы взаимодействия субъектов инновационной деятельности и других сегментов национальной экономики, т.е. механизмы их интеграции в целостное образование);

- систему подготовки и переподготовки кадров;

- систему управления (менеджмента) и регулирования процессов формирования сетевых национальных систем, финансирования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком. В совокупности с охраной и развитой правовой системой использования и передачи интеллектуальной собственности финансовая система создает действенные стимулы для производства и использования знаний, коммерциализации нововведений.

Итак, стратегической целью НИС является перевод экономики Беларуси на инновационный путь развития. Для этого она должна отвечать следующим требованиям:

- быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;

- опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;

- иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений.

Соответственно, стратегическими приоритетами НИС должны стать информационно-коммуникационные технологии, компьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены :

- ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

- новые материалы и новые источники энергии;

- информационные и телекоммуникационные технологии;

-технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

- промышленные биотехнологии;

- экология и рациональное природопользование;

- медицина и фармация.

Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.

В рамках данных документов основными задачами являются следующие:

- создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

- формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

- постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора экономики и социальной сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;

- адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

- рациональное сочетание государственного регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров;

- поддержка научных исследований, разработок в приоритетных направлениях развития науки и технологий;

- укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;

- расширение инновационной инфраструктуры в регионах страны (центров трансфера технологий, центров по поддержке предпринимательства), развитие частного сектора в науке, венчурных фондов и предпринимательства, создание территориальных инновационных центров с целью не только технологического, но и социально-экономического развития территорий, включающих сеть научно-исследовательских центров, конструкторских бюро и других организаций, занимающихся инновационными проектами, направленными на создание высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Важнейшим шагом в этом направлении явился Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» (22.09.2005 г. № 12), призванный не только развивать белорусскую науку, но и разрабатывать «программное обеспечение, информационно-коммуникационные, иные новые и высокие технологии, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики».

Задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики потребуют существенных финансовых вложений в сферу науки. Внутренние затраты на исследования и разработки к 2011 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования в общих затратах на исследования, разработки и работы по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции должны составить не менее 50 %

Реалии глобальной конкурентной борьбы ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития - как безальтернативную возможность сохранения экономической независимости.

Решение о формировании инновационно-ориентированной экономики было принято руководством Беларуси несколько лет назад, тогда же начала реализовываться Государственная программа инновационного развития страны на 2007-2010 годы.

По мнению академика Г. Лыча, исходившему из зарубежного опыта, для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов.

Во-первых, это - научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска и последующего развития инновационного процесса. Во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности. В-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности. Наконец, в четвертых, это, собственно, востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц, объединенных в единой национальной инновационной системе.

Именно с этой точки зрения имеет смысл говорить о том, насколько успешно мы двигаемся в избранном направлении. Анализ состояния дел в инновационной сфере Беларуси показывает, что, несмотря на декларируемую риторику, до сих пор здесь проблем более чем достижений. Как известно, Беларусь обладает третьим по величине, после России и Украины научно-техническим потенциалом среди стран-участников СНГ. Инновационная инфраструктура включает Парк высоких технологий, 10 научно-технологических парков, 5 инновационных центров, 24 центра трансфера технологий, 9 бизнес-инкубаторов, 10 информационно-маркетинговых центра. Подавляющая часть указанных организаций является государственными, эффективность их деятельности относительно невысока, а влияние на развития частного бизнеса, не говоря уже о национальной экономике Беларуси в целом, чрезвычайно мало.

Уровень инновационной активности производственных предприятий страны остается крайне низким, составляя по данным на 2007 год, 17,8 %, что в 3,5 раза меньше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза -- с 600 до 274 в 2007 году. Их персонал составляет всего 2,65 тыс. человек или 0,5 % от общей численности работающих в малых предприятиях. То есть, профессионально инновациями в стране занято всего-то 2,65 тыс. человек или 0,06 % от экономически активного населения Беларуси. Отсюда и очевидное отсутствие зримых результатов. Число инновационно-активных промышленных предприятий в 2007 году составляло 380 единиц (в 2002 году – 325). Из этого ясно, что круг потребителей инноваций из числа субъектов хозяйствования крайне незначителен, а сами услуги инновационного характера попросту невостребованы по причине слабой инновационной восприимчивости отечественной экономики. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме инновационной продукции в 2007 году составил 14,8 % (в 2002 году -9,4%). Причем из общего объема инновационной продукции в 2007 году 73,1% отгружался на экспорт, не будучи востребованным на внутреннем рынке. Число созданных в стране производственных технологий за последние 5 лет также принципиально не менялось: в 2002 году – 407 технологий, в 2007 году – 375. В то же время использование передовых промышленных технологий выросло с 13156 единиц в 2002 году до 19256 в 2007 году.

Насколько приоритетна для государства инновационная сфера, наглядно показывают межстрановые сопоставления. Принято считать, что для нормального развития научно-технического потенциала отношение затрат на проведение научных исследований и разработок к валовому внутреннему продукту должно быть выше 1%. В развитых странах этот показатель достигает 2,5 - 3,0 % и более. Наукоемкость же ВВП в размере 1 % и ниже оценивается как критическая. Если такой ее уровень наблюдается на протяжении нескольких лет подряд, то происходит деградация научно-технического потенциала. Внутренние затраты на НИР в % к ВВП в 2005 году у Беларуси сложились на уровне 0,68% (20-е место в Европе), по этому показателю мы находились ниже Литвы (0,76%) и выше Греции (0,61%). Первое место – у Швеции – 3,86%. Следует отметить, что такое положение с наукоемкостью ВВП наблюдается в Беларуси с начала 1990-х гг. XX века столетия, и до сих пор эта тенденция сохраняется…

По бюджетным ассигнованиям на НИР в % к ВВП в 2005 году Беларусь находилась на 17 месте (0,38%) в рейтинге стран Европы, находясь выше Венгрии (0,38%) и ниже Эстонии (0,4%). Первое место занимала Финляндия -1,03%.

Таким образом, цифры наглядно свидетельствуют о том, насколько приоритетна инновационная сфера для белорусского государства… Слабым утешением здесь является то обстоятельство, что согласно Докладу о развитии человека 2007/2008 ООН, Беларусь по индексу человеческого развития занимает 64-е место (из 175 стран), прежде всего за счет доставшейся от советских времен системы образования… Ответ, почему так происходит, дает системный анализ системный анализ: если система (т.е. национальная экономика) стабильна и связи между ее элементами прочны – встроиться в нее чему-то новому крайне сложно.

Сложившаяся в Беларуси в послевоенный период индустриальная модель экономики до сих пор себя оправдывала, и лишь разразившийся глобальный кризис со всей очевидностью обозначил проблему структурной перестройке национальной экономики. О том, что такая проблема назрела, наглядно свидетельствуют цифры: менее 20% продукции машиностроения в СНГ (а «становым хребтом» национальной экономики Беларуси является именно машиностроение), соответствует мировому уровню. Происходит вытеснение ее с рынка, и это при том, что в структуре мирового экспорта удельный вес продукции машиностроения и приборостроения постоянно увеличивается (к 2005 году достигнув отметки 40%), в экспорте из стран СНГ он наоборот сократился до 4-5 % (в 1990 году – 17%). В Беларуси доля машин и оборудования в общем экспорте страны в период с 1998 года по 2005 год снизилась с 30,2 до 20,3%, а например, минеральных удобрений выросла почти в 4 раза – с 8,4 до 35,4%.

Констатировав указанную картину, резонен вопрос, что же надлежит сделать, чтобы ситуацию изменить. В рамках восточного типа цивилизационного прогресса, к которому исторически тяготеет Беларусь (как и Россия), кардинальные изменения возможны лишь за счет реализации стратегии «догоняющего» технико-экономического развития.

Российский исследователь Г.Ханин, проанализировав опыт социально-экономических модернизаций России в XVIII –XX столетиях, показал, что реальный рывок в развитии страны, может достигнут посредством решения комплекса следующих задач:

1. кардинальный рост доли накопления в ВВП страны (более 30%, против нынешних 20-25);

2. наращивание человеческого капитала, повышение профессиональной компетентности руководителей и специалистов на всех уровнях социальной иерархии;

3. высокая оценка и стимулирование квалифицированного высокопроизводительного труда, как материальная, так и моральная;

4. наличие мобилизующей национальной идеи (овладевшей массами, как говорил В.И.Ленин);

5. доминирующая роль государства в инициации процесса модернизации и обеспечении экономического рывка, ибо частный капитал традиционно слаб и эгоистичен;

6. радикальная и всеобъемлющая чистка правящей элиты, ее кардинальное обновление в соответствии с требованиями процесса модернизации;

7. установление жесткого режима личной власти главы государства;

8. умелое и гибкое использование внешнеэкономических связей для трансфера знаний и технологий из-за рубежа, а также обеспечение защиты нарождающихся отраслей экономики посредством протекционистских мер.

С учетом того обстоятельства, что комплексная модернизация Беларуси, понимаемая как конкретно-исторический этап форсированного развития страны (10-15 лет), характеризующийся модернизацией существующих и «укоренением» новых социальных институтов на принципиально иной технологической и экономической базе, становится неизбежной, и, следовательно, начинать подготовку к ней надлежит уже сейчас.

Назрела настоятельная необходимость реализации комплекса системных мероприятий по активизации инновационной деятельности, в рамках которых надлежит:

1. Подготовить и принять пакет нормативно-правовых актов Республики Беларусь, предусматривающих организационно-правовое оформление специализированной отрасли по производству и коммерциализации нововведений «Инновационная индустрия». Законодательно определить субъекты экономической деятельности, относящиеся к отрасли «Инновационная индустрия»:

-организации, осуществляющие трансфер технологий и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;

-организации, осуществляющие комплексную поддержку инновационной деятельности – субъекты инновационной инфраструктуры;

-организации, осуществляющие деятельность в сфере бизнес-образования;

-организации, осуществляющие защиту и использование объектов интеллектуальной собственности;

- венчурные организации;

-организации, осуществляющие разработку, производство и реализацию высокотехнологичной (наукоемкой) продукции (резиденты Парка высоких технологий, предприятия наукоемкого машиностроения, микроэлектроники, фармацевтики);

2. В целях обеспечения государственного регулирования комплексного развития Национальной инновационной системы Беларуси, и, в том числе, отрасли «Инновационная индустрия», на базе Государственного комитета Республики Беларусь по науке и технологиям и Министерства промышленности Республики Беларусь создать республиканский орган государственного управления - Министерство инновационного и технологического развития Республики Беларусь;

3. Подготовить проект и принять Инновационный кодекс Республики Беларусь, в котором закрепить принципы и механизм государственно-частного партнерства в области реализации инновационной и научно-технологической политики Республики Беларусь;

4. Обеспечить государственную поддержку создания и развития Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры Беларуси;

5. Стимулировать создание и развертывание сети малых инновационных предприятий при университетах и учреждениях НАН Беларуси, в том числе и на партнерских условиях с предприятиями госсектора и субъектами частного бизнеса;

6. В процессе разработки государственных целевых комплексных и научно-технических программ привлекать в качестве соразработчиков (соавторов) общественные объединения профессиональной направленности и бизнес-ассоциации, а также наиболее авторитетные консалтинговые компании Беларуси (на конкурсной основе);

7. Для организации НИОКР за счет бюджетных средств, и последующей коммерциализации их результатов, использовать преимущественно проектный подход, при этом подбирать исполнителей проекта на конкурсной основе, не допуская дискриминации субъектов частного бизнеса;

8. Для повышения профессиональной компетентности субъектов национальной экономики (в том числе и частного бизнеса) в области инновационного менеджмента, принять и обеспечить реализацию Государственной программы перспективной подготовки кадров для экономики знаний. При этом, исполнители программы должны подбираться на конкурсной основе из числа наиболее авторитетных бизнес-школ и отдельных преподавателей Беларуси и стран СНГ. На первом этапе развертывания подготовки кадров целесообразно создание специализированной бизнес-школы по подготовке инновационных менеджеров, с дислокацией ее в Парке высоких технологий, а затем, по мере накопления опыта и наличия компетентных тренеров-преподавателей, развертывание сети учебно-инновационных центров в регионах;

9. В целях концентрации на приоритетных направлениях развития национальной экономики Беларуси наиболее опытных и компетентных специалистов, сформировать Национальный банк интеллектуальных ресурсов, включающий категории специалистов:

-руководители проектов (организаторы инновационных производств);

-компетентные специалисты в области стратегического управления, маркетинга, финансов, коммерциализации и трансфера технологий;

-бизнес-тренеры, осуществляющие трансфер знаний;

10. В целях развития национального рынка научно-технологической продукции и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов интеллектуальной собственности, создать специализированную государственную организацию по коммерциализации и продвижению результатов интеллектуальной деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Определить перечень уполномоченных государством организаций, осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности на внешнем рынке;

11. В целях создания в Беларуси задела производств, основанных на технологиях 6-го технологического уклада, целесообразно инициация и последующая реализация государством 2-3-х крупномасштабных проектов по созданию в Беларуси индустрии биотехнологий и наноматериалов с ориентацией на потребности отечественных фармацевтики, машиностроения и стройиндустрии.

Системная и последовательная реализация предлагаемых мероприятий позволит обеспечить качественный прорыв на пути формирования в Беларуси экономики инновационного типа, что приведет к росту национальной конкурентоспособности и будет способствовать разрешению важнейших экономических проблем (вроде: перманентно отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, чрезмерно высокого уровня материало- и энергоемкости отечественного производства, зависимости от российских углеводородов, и т.д. и т.п.)

Важное значение имеет расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь с Россией, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Особое внимание следует уделить формированию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества (совместных научных центров, технопарков, центров трансфера технологий и др.), созданию условий для привлечения зарубежных инвестиций для проведения научных исследований и разработок с целью последующего использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.

 


Заключение

 

Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

- наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

- относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

- слабая инновационная активность;

- дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

- недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

- работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

- опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

- повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

- инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

- национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

- наращивание экспортного потенциала страны;

- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

- развитие малых и средних городов;

- жилищное строительство.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.




Дата: 2019-07-31, просмотров: 172.