Государственная экологическая политика Российской Федерации в области природопользования должна быть направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого экономического развития, а также на решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов. Ее стратегическая цель — обеспечение неистощимого рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.
Исходя из этой цели, можно выделить следующие важные направления экологической политики Российской Федерации в области природопользования:
1. Государственное регулирование использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое должно включать совершенствование правовых и экономических рычагов природопользования, поддержку внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, развитие сети особо охраняемых природных территорий, организацию эффективного государственного и общественного контроля за исполнением природоохранного законодательства.
2. Сохранение жизнеобеспечивающих функций гео- и экосистем на основе поддержания таких антропогенных нагрузок, при которых масштабы изъятия возобновляемых ресурсов не превышают скорость их возобновления, а темпы использования невозобновимых ресурсов соответствуют темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены.
3. Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от неблагоприятного воздействия антропогенных факторов, последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения.
4. Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития в разработке и принятии политических и экономических решений; поддержание экологической безопасности государства как важнейшего элемента национальной безопасности Российской Федерации, включая предотвращение возможных опасных последствий при развитии и размещении производительных сил в процессе природопользования.
5. Восстановление свойств и функций гео- и экосистем, нарушенных в результате хозяйственной деятельности человека, для улучшения экологического состояния среды и рационального использования их природно-ресурсного потенциала.
Реализации перечисленных направлений экологической политики должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области ресурсопользования и охраны окружающей среды.
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды по общепризнанным принципам и нормам международного права и положениям международных договоров РФ.
Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария. Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды. Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.
Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружающей среды.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы: общие законопроекты (ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе» и др.), блок законопроектов по экологической безопасности, блок законопроектов по радиационной безопасности населения, блок законопроектов по природным ресурсам.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений.
С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопросы защиты окружающей среды затронуты в гл. 7 «Административные нарушения в области охраны собственности» и гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическое аудирование (ЭА)
Экологическая экспертиза и ОВОС являются одними из методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Разграничим эти и другие понятия.
Закон Российской Федерации “Об экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как “установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы”. При этом в действующем российском законодательстве существует определение понятия “государственная экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающей природной среды”: "государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду". Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как “организационно-правовую форму предупредительного контроля и ... самостоятельный вид управленческой деятельности”, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению "... предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ ... решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)".
Пока единственный действующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС ‑ Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации" (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222), определил оценку воздействия на окружающую среду как "процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности".
На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые смысловые различия.
1. ОВОС ‑ это "процедура учета" экологических требований (или обоснование ‑ информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ ‑ "установление соответствия" этим требованиям уже готового проекта... и "определение допустимости" принятия решения о его реализации (т.е. разрешение ‑ административная мера).
2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства.
3. Целью ОВОС является "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохранных мер, в то время как цель ЭЭ ‑ "предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.
Не имеющее пока нормативно-правового закрепления, понятие "экологическое обоснование" (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии (Минприроды) РФ как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: "доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду"). Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в ещё большей степени, чем экологическая оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являющееся его составной частью (часто даже предшествует ей).
Рассматривая организационный ряд ("жизненный цикл проекта"): обоснование ‑ проектирование ‑ экспертиза ‑ решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из выше определяемых мероприятий. Так, экологическое обоснование ‑ предваряет проектирование, являясь его начальной стадией; ОВОС (экологическая оценка) ‑ или входит как составная часть в проект, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы; экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта. Существует и ещё одно мероприятие, выходящее за рамки проектной стадии жизненного цикла хозяйственной деятельности, относящееся уже к его реализации, т.е. действующему объекту. Речь идет об экологическом аудировании.
Стремительно вторгающееся в российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие, выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологической направленности. Также не имея нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, "экологическое аудирование" (ЭА) по-разному определяется отечественными специалистами, в частности:
как объективный независимый анализ, оценка разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности;
как предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия....
Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценка эксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствия экологическим требованиям и т.д. (audit, review, survey, surveillance, assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА:
инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система... и функционирование оборудования экологическим целям, что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям...;
систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями.
По своей сути ЭА является ни чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности).
В самое последнее время в России появился ещё один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть "экологическим сопровождением хозяйственной деятельности" (ЭСХД). По другому, более точным будет не "экологическое сопровождение". а "экологическое регламентирование хозяйственной деятельности" (ЭРХД).
Из всего многообразия представленных понятий в рамках данной работы обсуждается только экологическая экспертиза, так как именно она юридически закреплена в российских нормативно-правовых документах. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ).
Дата: 2019-07-31, просмотров: 165.