Содержание
Введение
1. Понятие и роль прибыли на предприятии
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции
1.2 Планирование прибыли
1.3 Распределение прибыли и ее использование
2. Расчёт прибыли на примере предприятия ГУ «Республиканского
киновидеоцентра»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ГУ
«Республиканского киновидеоцентра»
2.2 Расчет показателей прибыли на предприятии ГУ «Республиканского
киновидеоцентра»
2.3 Формирование и использование прибыли на предприятии ГУ
«Республиканского киновидеоцентра»
2.4. Пути повышения прибыли на ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.
В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В плановой экономике, ориентированной на увеличение объёма товарооборота, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами прогрессивными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе деятельности торгового предприятия.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.
За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвящённых понятию прибыли и возможным направлениям и путям её увеличения в новых условиях. Следует отметить, что взгляды современных исследователей на сущность прибыли в основном совпадают, и проблема состоит только в определении наиболее эффективных методов её анализа, формирования и планирования, путей её увеличения. Учёные сходятся во мнении, что прибыль – это основной оценочный показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Но несмотря на схожесть мнений о сущности прибыли, критерии и индикаторы для её оценки выдвигаются разные. Существуют вопросы, недостаточно разработанные применительно к нынешней ситуации переходного периода. Многие проблемы, относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному. На сегодняшний день отсутствует единая система показателей прибыли, не сложилось общего мнения относительно конкретных форм и методов расчёта прибыли, методики её анализа, поиска путей повышения прибыли и рентабельности.
Планирование прибыли
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
прибыль от продажи продукции и товаров;
прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
прибыль от реализации основных средств;
прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
прибыль (убыток) от внереализационных операций
Существует три основных метода планирования прибыли :
1. метод прямого счета
2. аналитический метод
3. метод совмещенного расчета
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:
П = (О × Ц) ― (О × С),
где П – плановая прибыль
О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении
Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов)
С – полная себестоимость единицы продукции
Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле
Прп = Врп – Срп,
где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок)
Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции
Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле
Прп = Пн + Птп – Пк
Достоинством данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
Существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:
- внешние
- внутренние
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на:
- внепроизводственные
- производственные (экстенсивные и интенсивные)
Факторы, влияющие на величину прибыли |
Внутренние | Внешние |
Производственные | Внепроизводственные |
Экстенсивные | Интенсивные |
Рис. 1.4 Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Внешние факторы – это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.
Производственные факторы – это факторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивные – качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.
Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Таблица 2. 3 . Расчет налогооблагаемой прибыли, тыс. руб.
Показатели | 2006 г. тыс.р. | 2007 г. тыс.р. | Отклонения (+, -) |
1. Выручка от реализации товаров, продукции, услуг | 11375 | 8680 | +2695 |
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг. | 10656 | 8075 | +2581 |
3.Расходы периода коммерческие управленческие | 81 342 | 67 283 | +14 +59 |
1. Прибыль от реализации продукции и услуг | 296 | 255 | +41 |
2. Прибыль от прочей реализации | - | - | |
3. Операционным доходы | 1 | 1 | 0 |
4. Операционные расходы | 10 | 106 | -96 |
5. Балансовая прибыль | 287 | 150 | +137 |
6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения | +19 | -8 | +27 |
7. Льготы по налогу на прибыль | - | - | |
8. Налогооблагаемая прибыль | 306 | 142 | +164 |
9. Ставка налога на прибыль | 35% | 30% | +5% |
10. Сумма налога на прибыль | 107 | 43 | +64 |
Далее рассмотрим формирование чистой прибыли.
Таблица 2.4. Расчет влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | Отклонения (+, -) |
1. Прибыль от реализации продукции и услуг | 296 | 255 | +41 |
2. Прибыль от прочей реализации | - | - | |
3. Операционным доходы | 1 | 1 | 0 |
4. Операционные расходы | 10 | 106 | -96 |
5. Балансовая прибыль | 287 | 150 | +137 |
6. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения | +19 | -8 | +27 |
7. Льготы по налогу на прибыль | - | - | |
8. Налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.3-стр.4) | 306 | 142 | +164 |
9. Ставка налога на прибыль | 35% | 30% | +5% |
10. Сумма налога на прибыль | 107 | 43 | +64 |
11.Чистая прибыль | 180 | 107 | +73 |
Сумма налога на прибыль увеличилась на 64 тыс. руб., на ту же сумму уменьшилась чистая прибыль, за счет увеличения налогооблагаемой прибыли и увеличения налоговой ставки (с 30% до 35%).
На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд (резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись) и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.
Итак из табл.2.4. следует, что сумма чистой прибыли увеличилась основном за счет роста прибыли от реализации. Но рост себестоимости вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.
Прибыли
Таблица 2. 5 . Формирование и распределение балансовой прибыли ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
Показатели | Отчетный период 2006г., тыс.р. | Аналогичный период 2007 г., тыс.р. |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг | 11 375 | 8 680 |
2. Себестоимость (производственная) реализация товаров, продукции, работ, услуг. | 10 656 | 8 075 |
3. Валовый доход | 719 | 605 |
4.Расходы периода : коммерческие управленческие | 423 81 342 | 350 67 283 |
5. Прибыль (убыток) от реализации | 296 | 255 |
6. Сальдо операционных результатов | -9 | -105 |
7. прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности | 287 | 150 |
8. Сальдо внереализационных результатов | - | - |
9. прибыль (убыток) отчетного периода балансовая прибыль | 287 | 150 |
Выявлен финансовый результат: прибыль в 2006 г. составляла – 150тыс. руб., а в 2001г. – 287 тыс. руб.
Таким образом, в данном пункте рассмотрены формирование финансового результата ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
за 2006 год и 2007 год.
После формирования балансовой прибыли предприятие уплачивает налоги в бюджет государства, а оставшаяся, часть прибыли остается в распоряжении предприятия.
Таблица 2.6. Налоги из прибыли
Виды налога
Сумма, тыс. руб.
Доля отчислений %
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. 2.1.).
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.
Из данных табл. 2.1. следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 191,30%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, оставшейся в распоряжении организации.
Выручка от реализации товаров, услуг, работ растет быстрее, чем прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.
Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Это связано с отменой начисления налога на ЖКХ, который увеличивал операционные расходы, тем самым уменьшал налогооблагаемую прибыль. Все это привело к увеличению прибыли отчетного периода.
Рассмотрим на примере ГУ «Республиканского киновидеоцентра» расчет распределения и использования прибыли.
Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись.
Проведя расчет распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является - чистая прибыль.
Таблица 2.7. Данные об использовании чистой прибыли, тыс.р.
Показатель | Отчетный год 2001 | Аналогичный период прошлого года 2000 | Отклонения (+, -) |
1. Чистая прибыль | 180 | 107 | +73 |
2. Распределение чистой прибыли: | |||
в фонд накопления | 45 | 32.1 | +12.9 |
в фонд потребления | 108 | 54 | +54 |
в фонд социальной сферы | 18 | 16 | +2 |
3. Доля в чистой прибыли, % | |||
фонда накопления | 25 | 30 | -5 |
фонда потребления | 60 | 50 | 10 |
в фонд социальной сферы | 10 | 15 | -5 |
Киновидеоцентра»
Как показывает расчет ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
наблюдается повышение прибыли от реализации продукции. Так в 2006 году она составила 150 тыс. руб., а в 2007 году – 287 тыс. руб.
На изменение прибыли повлияли следующие факторы: себестоимость, разновидность выполняемых работ, объем реализации. Широкая гамма выполняемых работ и услуг укрепляет позиции ГУ «Республиканского киновидеоцентра»на рынке, расширяет объем оказываемых услуг.
Расчет использования прибыли ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
показал, как распределялись средства в фонд потребления и в фонд накопления.
На ГУ «Республиканском киновидеоцентре» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера, что повлекло за собой замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности роста товарооборота и прибыли.
Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.
Таким образом ГУ «Республиканскому киновидеоцентру»
нужно пересмотреть порядок распределения прибыли, направляя большую часть на формирование фонда накопления.
Таким образом, для увеличения положительного результата ГУ «Республиканскому киновидеоцентру» предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:
1. Основными источниками увеличение суммы прибыли является увеличение объема реализации продукции, услуг, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
2. Строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ. Особо важно предприятию, найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ.
3. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
4. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции, услуг. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
5. Улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ.
6. Так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.
7. Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования
8. Сокращение не производственных расходов и производственного брака.
9. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для выполнения работ.
Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии.
Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции и услуг, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.
Как уже упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.
Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
2. Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.
3. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4. Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.
Особой проблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по поиску заказчика. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого выполнения работ.
Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов предлагаемых работ и доходов.
Заключение:
Постоянное улучшение технологического процесса производства, повышение качества оказываемых услуг, «нормальное» налоговое законодательство, расширение производства, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное управление – это самые главные, но далеко не все, слагаемые максимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой.
Прибыль, вот для чего, и ради чего, человек - предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведь вкладывая каждый рубль, имеющийся у него в кармане, он надеется получить от него отдачу, в виде прибыли.
Государство должно всячески помогать развиваться предпринимательству в стране, ведь это одна из основных частей государственного дохода. А осуществлять оно это может через законодательные акты.
Постоянная нестабильность налогового законодательства заставляет каждого желающего человека стать предпринимателем сто раз задуматься, а не окажется ли он в убытке после очередного изменения налогового кодекса, не произойдёт ли так, что прибыль, ради которой, прежде всего, рискует именно он, превратится в «гроши», ради которых и вовсе не стоило бы рисковать.
Список литературы:
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономика предприятия-М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бланк И. А.Управление прибылью - М.: Ника-Центр,2000.
3. Бороненкова С.А. Экономика предприятия- Екатеринбург:УГЭУ, 2000.
4. Глушков И. Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету: 6-ое издание, перераб. и доп. – Новосибирск: ЭКОР, 2000.
5. Дьякова В. Г., Лещева В. Б., Любушин Н. П. Финансово-экономическая деятельность предприятия - М.; 2001.
6. Ковалев В.В. Средства предприятия и их использования. Бухгалтерский учет. – М.; 2000.
7. Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли- М.:Жур."Экономист",№3,2000,с.49-60.
8. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет: учебное пособие. — 4-еизд., пере-раб. и доп. - М.: ИНФРА-М.; 2002.
9. Негашев Е. В. Финансы предприятия в условиях рынка - М.: Высшая школа, 2000.
10. Полтрак А.Ф.Экономика предприятия-М.: Инфра-М,2001.
11. Савицкая Г.В. Экономика предприятия – М.: Инфра-М.,2004.
12. Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых результатов деятельности предприяти . Консультант директора. – М.;2000.
13. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Затраты и прибыль – М.: ЮНИТИ – Дана, 2002.
14. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
15. Шадрина Г.В. Экономика предприятия – М.: финансы и статистика, 2003.
16. Шамай Л.Г., Трубочнина М.И. Экономическая деятельность предприятий – М.: ИНФРА – М, 2004г.
Содержание
Введение
1. Понятие и роль прибыли на предприятии
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции
1.2 Планирование прибыли
1.3 Распределение прибыли и ее использование
2. Расчёт прибыли на примере предприятия ГУ «Республиканского
киновидеоцентра»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ГУ
«Республиканского киновидеоцентра»
2.2 Расчет показателей прибыли на предприятии ГУ «Республиканского
киновидеоцентра»
2.3 Формирование и использование прибыли на предприятии ГУ
«Республиканского киновидеоцентра»
2.4. Пути повышения прибыли на ГУ «Республиканского киновидеоцентра»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.
В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В плановой экономике, ориентированной на увеличение объёма товарооборота, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами прогрессивными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе деятельности торгового предприятия.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.
За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвящённых понятию прибыли и возможным направлениям и путям её увеличения в новых условиях. Следует отметить, что взгляды современных исследователей на сущность прибыли в основном совпадают, и проблема состоит только в определении наиболее эффективных методов её анализа, формирования и планирования, путей её увеличения. Учёные сходятся во мнении, что прибыль – это основной оценочный показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Но несмотря на схожесть мнений о сущности прибыли, критерии и индикаторы для её оценки выдвигаются разные. Существуют вопросы, недостаточно разработанные применительно к нынешней ситуации переходного периода. Многие проблемы, относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному. На сегодняшний день отсутствует единая система показателей прибыли, не сложилось общего мнения относительно конкретных форм и методов расчёта прибыли, методики её анализа, поиска путей повышения прибыли и рентабельности.
Понятие и роль прибыли на предприятии
Прибыль - это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода, она является важнейшей экономической категорией и основой целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при это денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 204.