Оглавление
Введение
Глава 1. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой
1.1 Особенности мышления детей 6 - 7 лет
1.2 Особенности мышления детей 6 - 7 лет в связи с экологическим образованием
1.3 Организация педагогического процесса
Глава 2. Влияние игр природоведческого характера на умственное развитие детей
2.1 Развитие интереса детей к природе через игру
2.2 Влияние дидактических игр на умственное развитие детей 6 - 7 лет
Заключение
Список литературы
Введение
Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как на средство расширения возможностей развития личности, определили в России новое направление политики общественного дошкольного образования. Вместо адаптивно-инструктивной модели воспитания, когда приоритетной целью воспитательного процесса является формальное усвоение ребенком суммы знаний и умений, воспитательные учреждения ориентируются на поисково-деятельностную модель, при которой создаются условия для познания детьми картины мира посредством творческой деятельности.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у ребенка, желание узнать больше.
В воспитании мышления дошкольника основное значение имеют педагогические воздействия, направленные на развитие образного мышления, увеличение его отвлеченности и обобщенности, вооружение детей способами использования образных средств (наглядных моделей) для самостоятельного решения мыслительных задач. Развивающее значение дошкольного обучения может быть существенно усилено, если в его ходе специально знакомить детей с новыми видами наглядных моделей и, главное, учить детей активному моделированию, т. е. самостоятельному построению и использованию наглядных моделей в разных видах деятельности. Такое обучение может начинаться уже в младшем дошкольном возрасте.
Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, становится особенно важным обогащение содержания картины мира у дошкольников, организованное в процессе подготовки и проведения игры. Благодаря игре дети усваивают культурные нормы, способы индивидуального и группового поведения.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Исследованием данной проблемы занимались Люблинская А.А., Венгер Л.А., Мухина В.С., Виноградова Н.Ф., Аванесова В.Н., Николаева С.Н., Урадовских Г.В., Фрейдкин Н.С. и др.
Объектом исследования курсовой работы является умственное развитие детей 6 – 7 лет.
Предметом исследования - дидактические игры природоведческого характера, влияющие на умственное развитие детей 6 – 7 лет.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ влияния дидактических игр природоведческого характера на умственное развитие детей.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе анализа литературы определить особенности развития мышления детей 6 – 7 лет;
- проанализировать особенности развития интереса к природе у дошкольников 6 – 7 лет;
- обосновать влияние дидактических игр на умственное развитие детей 6 – 7 лет.
Методом исследования данной курсовой работы является метод теоретического анализа литературы.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала ребенок манипулирует предметами, не учитывая их специфических особенностей.
С того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами ребенка.
Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюдения, которое выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. Нарушение привычного порядка, вызывающее чувство недоумения, порождающее стремление понять, является исходным моментом новой, особенно активной умственной деятельности ребенка. Этот новый этап открывается периодом вопросов (четвертый год жизни).
В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
В этом возрасте дети начинают подмечать сходство и различие предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления.
Дети 6 – 7 лет уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.
Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности найдет отражение в его играх.
Список литературы
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. // Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972 - С. 71-73.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М.: Просвещение, 2002. – 198с.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. – 212с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: 1998. – 268с.
6. Волкова Н. П. Педагогика. – Киев: Издат. центр Академия, 2001 - С. 113-116.
7. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008с.
8. Золотова Е. И. Роль сравнения в ознакомлении детей с животными. // Дошкольное воспитание. – 1971. - №2.
9. Люблинская А.Л. Психологические основы учебной деятельности // XXV Герценовские чтения «Педагогика начального обучения». - Л., 1972. - 268с.
10. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях - М.: Новая школа, 2003. – 126с.
11. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1995. – 208с.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416с.
13. Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971. – 96с.
14. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1968. – 498с.
15. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384с.
16. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 266с.
Оглавление
Введение
Глава 1. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой
1.1 Особенности мышления детей 6 - 7 лет
1.2 Особенности мышления детей 6 - 7 лет в связи с экологическим образованием
1.3 Организация педагогического процесса
Глава 2. Влияние игр природоведческого характера на умственное развитие детей
2.1 Развитие интереса детей к природе через игру
2.2 Влияние дидактических игр на умственное развитие детей 6 - 7 лет
Заключение
Список литературы
Введение
Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как на средство расширения возможностей развития личности, определили в России новое направление политики общественного дошкольного образования. Вместо адаптивно-инструктивной модели воспитания, когда приоритетной целью воспитательного процесса является формальное усвоение ребенком суммы знаний и умений, воспитательные учреждения ориентируются на поисково-деятельностную модель, при которой создаются условия для познания детьми картины мира посредством творческой деятельности.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у ребенка, желание узнать больше.
В воспитании мышления дошкольника основное значение имеют педагогические воздействия, направленные на развитие образного мышления, увеличение его отвлеченности и обобщенности, вооружение детей способами использования образных средств (наглядных моделей) для самостоятельного решения мыслительных задач. Развивающее значение дошкольного обучения может быть существенно усилено, если в его ходе специально знакомить детей с новыми видами наглядных моделей и, главное, учить детей активному моделированию, т. е. самостоятельному построению и использованию наглядных моделей в разных видах деятельности. Такое обучение может начинаться уже в младшем дошкольном возрасте.
Учитывая, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, становится особенно важным обогащение содержания картины мира у дошкольников, организованное в процессе подготовки и проведения игры. Благодаря игре дети усваивают культурные нормы, способы индивидуального и группового поведения.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Исследованием данной проблемы занимались Люблинская А.А., Венгер Л.А., Мухина В.С., Виноградова Н.Ф., Аванесова В.Н., Николаева С.Н., Урадовских Г.В., Фрейдкин Н.С. и др.
Объектом исследования курсовой работы является умственное развитие детей 6 – 7 лет.
Предметом исследования - дидактические игры природоведческого характера, влияющие на умственное развитие детей 6 – 7 лет.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ влияния дидактических игр природоведческого характера на умственное развитие детей.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе анализа литературы определить особенности развития мышления детей 6 – 7 лет;
- проанализировать особенности развития интереса к природе у дошкольников 6 – 7 лет;
- обосновать влияние дидактических игр на умственное развитие детей 6 – 7 лет.
Методом исследования данной курсовой работы является метод теоретического анализа литературы.
Глава 1. Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой
Дата: 2019-07-31, просмотров: 264.