Анализируя составленную по результатам всех методик сводную таблицу (Приложение 7) мы видим, что большинство дошкольников психологически готовы к поступлению в школу. При этом «хорошо» подготовлены к школе 50% дошкольников, «удовлетворительно» – 40%. Полученные данные мы обработали методом математической обработки – критерием U‑Манна-Уитни. Математические значения отражены в табл. 1.
Таблица 1. Показатели критерия U‑Манна-Уитни
VAR00008 | N | Ранг показателя | Суммарный ранг | |
Аффективно-потребност сфера | Мал | 5 | 4,50 | 22,50 |
девоч | 3 | 4,50 | 13,50 | |
всего | 8 | |||
девоч | 3 | 3,50 | 10,50 | |
всего | 8 | |||
Методика «Домик» | Мал | 5 | 4,90 | 24,50 |
девоч | 3 | 3,83 | 11,50 | |
всего | 8 | |||
Методика «Да и нет» | Мал | 5 | 5,00 | 25,00 |
девоч | 3 | 3,67 | 11,00 | |
всего | 8 | |||
Методика «Сапожки» | Мал | 5 | 5,00 | 25,00 |
девоч | 3 | 3,67 | 11,00 | |
всего | 8 | |||
Методика «Звуковые прядки» | Мал | 5 | 4,50 | 22,50 |
девоч | 3 | 4,50 | 13,50 | |
всего | 8 | |||
«Последовательность событий» | Мал | 5 | 4,90 | 24,50 |
девоч | 3 | 3,83 | 11,50 | |
всего | 8 |
По критерию U‑Манна-Уитни можно сделать следующий вывод: У мальчиков выражена ярче, чем у девочек внутренняя позиция школьника, ориентация на образец, копирование в деятельности, умение подчиняться правилам. Также у мальчиков преобладают интеллектуальные способности и логическое мышление.
Общие статистические данные по критерию U‑Манна-Уитни
Аффект потреб сфера | Внутрен позиц школ | методика «Домик» | Методика «Да и нет» | Методика «Сапожки» | Методика «Звуковые прядки» | Методика «Последовательность событий» | |
Mann-Whitney U | 7,500 | 4,500 | 5,500 | 5,000 | 5,000 | 7,500 | 5,500 |
Wilcoxon W | 13,500 | 10,500 | 11,500 | 11,000 | 11,000 | 13,500 | 11,500 |
Z | 000 | -1,183 | -, 689 | -, 816 | -, 816 | 000 | -, 683 |
Asymp. Sig. (2‑tailed) | 1,000 | 237 | 491 | 414 | 414 | 1,000 | 495 |
Exact Sig. [2*(1‑tailed Sig.)] | 1,000 (a) | 393 (a) | 571 (a) | 571 (a) | 571 (a) | 1,000 (a) | 571 (a) |
В результате общих статистических данных, мы можем утверждать, что у детей дошкольников преобладает аффективно-потребностная, мотивационная сфера, логическое мышление и умение обобщать предметы, явления. Выраженность данных показателей подтверждают закономерные особенности психического развития детей дошкольного возраста.
Преобладание выраженности данных особенностей отражают сформированность психологической готовности ребёнка к школе.
Таким образом, с помощью интерпретации данных, мы установили, что низкая психологическая готовность к школе доминирует у девочки Нины. Наблюдения за этой девочкой так же показало, что у нее явно повышенный уровень тревожности, она замкнута, не уверена в себе.
На основе полученных результатов необходимо составить психокоррекционную программу, которая помогла бы не только девочке улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психологической готовности к школе. Исследуя воспитательное воздействие в детском саду, мы считаем, что задачей детского сада выступает постепенное закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Такое закладывание эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей. Поэтому психокоррекционная программа рассчитанная для Нины будет осуществляться в совместной деятельности детей.
Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом образовательного учреждения.
Программа психологической коррекции психологической готовности ребёнка к школе
Дата: 2019-07-31, просмотров: 215.