Перспективы экономической интеграции стран СНГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять – по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.

Что касается Содружества Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что у СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.

Логика экономического и политического выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной проблемой для политической элиты является болезненное восприятие необходимости добровольного делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые межгосударственные союзы ведут к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.

Отсюда неизбежен поиск компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.

Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:

1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.

2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.

3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.

Другие считают, что развитие Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто не отказывается от сотрудничества в целом, а центростремительных тенденций потенциально больше, чем центробежных, что тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.

Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских структур в развитии экономических отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

В предстоящий период экономическое сотрудничество России со странами СНГ будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана основных мероприятий по её реализации.

Концепцией определено, что экономическое сотрудничество сегодня является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

Основной целью в среднесрочной перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.

Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.

 Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами представительной и исполнительной власти

Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки – Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, – В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.

 

 



Заключение

 

Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.

Первые пять-шесть лет после распада СССР характеризуются глубоким дезинтеграционным процессом на всём постсоветском пространстве. После 1996-1997 годов наблюдается некоторое оживление в хозяйственной жизни Содружества. Происходит регионализация его экономического пространства.

Появились объединения Содружества Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Таможенный союз, переросший впоследствии в Евразийское экономическое сообщество, Центрально-азиатское экономическое сообщество, объединение Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана и Молдовы, Тройственный экономический союз.

В каждом объединении наблюдаются интеграционные процессы различной интенсивности, не позволяющие однозначно утверждать бесперспективность их дальнейшего развития. Однако отчётливо вырисовались интеграционные процессы высокой интенсивности в Союзе России и Белоруссии (СБР) и ЕврАзЭС. ЦАЭС и ГУУАМ же, по мнению некоторых специалистов, являются экономическими пустоцветами.

Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности

На современном этапе интеграции целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество.

Что касается использования многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:

— восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;

— проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;

— создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;

координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;

— поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики.

Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.

Имеется ряд ошибок в подходе России к интеграции. Во-первых, ставка делается на нефтегазовую дипломатию и страны СНГ воспринимают это как удавку. Во-вторых, Россия слишком сосредоточилась на противодействии козням Запада и прозевала изменившиеся тенденции в общественной жизни соседних стран. США и Европейский союз работают в этих странах эффективнее. Они сделали ставку на молодежь, на эмоциональный прорыв к модернизации, реформам, к смене поколений в руководстве. В-третьих, плохо объясняется, почему быть с Россией выгоднее, не доводятся совместные акции до низов, например, важные соглашения с Украиной по двойному гражданству, созданию Единого экономического пространства.

Россия за десять лет может стать финансовым центром стран СНГ при условии реализации соответствующей государственной политики, заявил директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Иван Осколков. Ранее первый вице-премьер и кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев, представляя свою экономическую программу, отметил, что Россия должна стать одним из мировых финансовых центров, а рубль - региональной резервной валютой.

Экономисты считают, что предпосылки для этого действительно есть. В частности, по территории, накопленным международным резервам, экономическому и транзитному потенциалу Россия имеет основания для того, чтобы стать центром интеграции для ближайших соседей.

 



Список литературы

 

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.

2 Аяцков Д. Для интеграции нет альтернативы // Межгосударственный экономический Комитет Экономического Союза. Информационный бюллетень. – М. – Январь 2004.

3 Белоусов Р.Экономика России в обозримом будущем.//Экономист 2007,№7,

3-11.

4 Бородин П. Торможение интеграции неплохо проплачивается. // Российская Федерация сегодня. - № 8. 2005.

5 В. Мау. Биржа СНГ – инструмент влияния на запад.// Российская Федерация сегодня.-№ 5. 2006

6 Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007

7 Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.;

8 Гущин О. СНГ: ожидания и результаты.// Российская Федерация сегодня 2005. № 2.

9 Зверев А., Глисен Ф. - Экономические итоги 2007 года, предварительные оценки//Экономист 2008,№1,15.

10 Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества). – М. РИЦ ИСПИ РАН. – 2002.

11 Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. – М. – 1998.

12 Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 26.04.2007

13 Куков Р., Савка А. - Мировое хозяйство и тенденции интеграции //Экономист. 2005, №7, стр. 10-22.

14 Либман А.М., Хейфец Б.А. - Экспансия российского капитала в станы СНГ//Вопросы экономики 2007,№ 8.

15. Лохматов. Е. Евразийское экономическое сообщество: этапы становления // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 24.12.2006

16 Львов И. - О стратегии развития России//Экономист 2007,№2,3-11.

17 Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 2005; Инновационный путь развития для новой России

18. Отношения России со странами СНГ//Российский экономический журнал 2007,№9-11,49.

19 Петров Ю., Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // РЭЖ 7-8, 2006.

20 Петраков Н., Шагалов Г. Валютный фактор в экономической интеграции стран СНГ. – Февраль 2003.

21 Плышевский Б. - Производство ВВП в станах СНГ.//Экономист 2007,№6,19

22 Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 02.08.2007

23 Сидорович А.В., «Курс экономической теории»//Издательство «Дело» и «Сервис»,2007.

24 Хейфец Б. - Взаимные инвестиции в СНГ//Экономист. 2005, №8, 55-60

25 Цветов П. Эксперты ООН: «России необходимо развивать экономику, основанную на знаниях»..// Российская Федерация сегодня. - №4. 2005.

26 Черповец О. - Возможности и перспективы экономического сближения //Экономист 2005, №1, стр. 40-45

27 Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе//Экономист 2008 №1,93

28 Щербанин Ю. Что нужно для общей транспортной политики в СНГ..// Российская Федерация сегодня. - № 22. 2006

29 Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. – Июнь 2007

30 Шопина И.- АСЕАН как механизм интеграции//Экономист 2006, №9, 67-76

31 www.kremlin.ru/

32 www.glossary.ru/

Дата: 2019-07-31, просмотров: 174.