Глава I. Сущность человеческого капитала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Большое внимание уделяется инвестированию в человеческий капитал и факторам его накопления, так как это непосредственно влияет на развитие и совершенствование человеческого капитала. В Украине развитие человеческого капитала является необходимым, но к сожалению на данном этапе оно является слабым, т.к не владеет достаточно развитой научно-технической и информационной базой. Для этого необходимо как можно глубже изучить все нюансы и требования эффективного развития человеческого капитала и определить значимость его накопления.



Глава I. Сущность человеческого капитала

 

Методы оценки человеческого капитала

 

Совершено очевидно, что именно человеческий капитал - является фундаментом капитала знаний предприятия, поскольку все остальные компоненты или являются производными деятельности человеческого капитала, или влияние человеческого фактора на остальные компоненты имеет определяющее значение.

Единой методики оценки человеческого капитала не существует. Известны различные точки зрения авторов, которые можно кратко изложить следующим образом. Одним из наиболее распространенных методов является исчисление человеческого капитала отдельной личности и его оценки в структуре интеллектуального капитала предприятия. Данной теории придерживаются такие ученые как У. Фарр, Л. Дублин и др.

В основу метода положена попытка оценки приведенной стоимости потока затрат, связанных с формированием человеческого капитала и будущего потока доходов, которое обеспечит получение человеческого капитала конкретной личности. Рассмотрим подробнее некоторые методы оценки человеческого капитала.

Заключение

 

Человеческий капитал занимает важное место в развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого капитала привело к тому что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, т.к необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий. .

Появление теории человеческого капитала связано с научными трудами Вильяма Пэтти, Адама Смита, Альфреда Маршалла.

Теоретические основы были сформулированы американским экономистом Теодором Шульцем, а базовая теоретическая модель была разработана Гэри Беккером. Беккер первым осуществил статистически объективный подсчет экономической эффективности процесса образования, определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к расходам. По оценкам Г. Беккера эффективность составляет 12-14% годовой прибыли.

Т. Щульц одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Получение образования и начало трудовой деятельности является начальным этапом формирования индивидуального человеческого капитала. Следующий этап является более длительным. Он основан на приобретении профессиональной квалификации и жизненного опыта. Человеческий капитал представляет собой невещественные блага длительного пользования, которые накапливаются и реализуются в результате производственной деятельности людей во времени. Наиболее важной чертой капитала является то, что он сам является продуктом производства. Человеческий капитал как продукт производства представляет собой накопленные в процессе обучения и трудовой деятельности знания, умения и навыки. Человеческий капитал, как и любой другой, способен накапливаться. Накопление человеческого капитала начинается с дошкольного образования и продолжается в течение всей общественной деятельности.

Человеческий капитал является главной производительной силой, человек должен быть вооружен средствами производства и знаниями, то есть быть достаточно образованным. В настоящее время все большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческие ресурсы играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста.

Наращивание интеллектуальных преимуществ является залогом достижения успеха. Эффективность развития предприятия и экономики государств в целом в огромной степени зависит от того, сколько средств и в какой момент времени они направляются на развитие человеческого капитала. Данный вид вложений приносит значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономико-социальный эффект, поэтому является наиболее выгодным с точек зрения человека, предприятия и всего общества в целом. По данным сайта auditfin.com в развитых странах 60% прироста национального дохода обусловлены приростом знаний и образованности общества.

В настоящее время растут роль науки и образования, усиливается значение интеллектуальной деятельности во всех сферах производства. Интеллектуальный труд, представляющий собой деятельность людей по производству, усвоению и практическому применению знаний, приобрел господствующее положение. Проявляется этот процесс двояко: растет роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются важнейшими факторами социально-экономического прогресса.

Теория человеческого капитала приобрела значительное общественное распространение и признание в мировой научной мысли. Постоянно проводятся научные исследования и выходят множество научных публикаций по этим вопросам. К сожалению, сегодня вопросы, связанные с исследованием проблем формирования, сохранения и повышения эффективности использования человеческого капитала Украины, являются одними из самых неисследованных в общей структуре экономической науки.



Список использованной литературы

 

1. Букоич У. Уильямс Р. Управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Гришнова О.А. Людський розвиток: Навч. посіб. - К.: КНЕУ, 2006., с.308

3. Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Дис... канд. экон. наук: 08.00.01: Пятигорск, 2001 РГБ ОД Пятигорск, 2001, с. 191

4. Добрынин А.Н., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: "Наука", 1999. - с.312

5. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. - с.160

6. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. с.350

7. Козырь Ю.В. Размышления о стоимостной оценке знаний. - М.: ИФРА-М, 2004.

8. Лукашевич В.В. Эффективность инвестиции в человеческий капитал // Журнал "Полигрфист и Издатель". - №6. - 2002.

9. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Т.2. - М.: Республика, 1992, - с.984

10. Марцинкевич В.И., Соболева Н.В. Экономика человека, 1995, 286 с.

11. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия. - Москва - Ростов -на - Дону, "МарТ", 2004. с.463

12. Thurow L. Greating Wealth. The New Rules for Individuals.companies Countries in a Knowledge - Based Economy N. Y., 1999. p.15

13. www.libertarium.ru аннотация 23.08.1998, Ростислав Исакович Капелюшников

14. ru. wikipedia.org // Человеческий_капитал // История вопроса

15. auditfin.com

 

Введение

 

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого капитала, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Большое внимание уделяется инвестированию в человеческий капитал и факторам его накопления, так как это непосредственно влияет на развитие и совершенствование человеческого капитала. В Украине развитие человеческого капитала является необходимым, но к сожалению на данном этапе оно является слабым, т.к не владеет достаточно развитой научно-технической и информационной базой. Для этого необходимо как можно глубже изучить все нюансы и требования эффективного развития человеческого капитала и определить значимость его накопления.



Глава I. Сущность человеческого капитала

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 196.