Виды налоговых правонарушений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нарушение налогового законодательства проявляется в нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов. В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных вида налоговой ответственности:

а) ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона «Об основах налоговой системы»);

б) ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона «О подоходном налоге»);

в) ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков (ст. 15 Закона «Об основах налоговой системы»).

Из анализа п. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы" и иных законодательных актов о налогообложении можно сделать вывод о том, что в настоящее время налоговая ответственность налогоплательщиков и лиц, содействующих уплате налога, наступает при совершении ими одного из десяти составов правонарушений, имеющих самостоятельный характер. Данные составы можно классифицировать в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния, следующим образом:

1) сокрытие дохода (прибыли);

2) занижение дохода (прибыли);

3) сокрытие иного объекта налогообложения;

4) неучет иного объекта налогообложения;

5) отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

6) ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

7) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

8) несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

9) задержка уплаты налога, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков;

10) несвоевременное удержание, удержание не полностью или не перечисление в бюджет суммы налогов сборщиком налогов.

Необходимо отметить, что если налоговым законодательством не установлен какой-либо состав правонарушения (в письмах Государственной налоговой инспекции Российской Федерации часто используется термин «занижение налога»), то налоговые органы не вправе применять санкции.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежашей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О).

Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 1351 Налогового Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Как видно из вышеизложенного, суммы штрафов за нарушение налогового законодательства весьма значительны, поэтому любое предприятие обязано вести достоверный и своевременный учет расчетов по налогам и сборам с целью избежать возможного наказания. Одним из способов оптимизации налоговых платежей и ведения расчетов по налогам и сборам является налоговое планирование на предпряитии.


3.2 Налоговое планирование на уровне предприятия

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:

- определение размера объекта налогообложения;

- расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

- осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место. Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджетные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие.

Для учета этих операций используется счет 68 «Расчеты с бюджетом», к которому открываются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый - в пассиве.

Не допускается свертывать сальдо. Так, если, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68 отражено сальдо 5000 тыс. руб./85000 тыс. руб., то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве - 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отражение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000 - 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо выверить взаимные расчеты, оформив акт сверки.

Кроме того, по кредиту счета 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчетов с виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.

В корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68 отражают суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.

Под оптимизацией налоговых платежей понимается не только их минимизация, но и правильное разнесение по срокам платежа. В этих целях в организации разрабатывается налоговый календарь (как правило, помесячно на очередной квартал). В нем учитываются размеры и даты уплаты авансовых и фактических сумм по каждому налогу. Небольшие организации включают показатели налоговых платежей в общий платежный календарь.

Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.

Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.

Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:

- определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);

- определение целей и сфер деятельности;

- разработка программы анализа системы налогообложения;

- формирование информационной базы;

- тестирование состояния системы налогообложения;

- установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;

- составление бизнес-плана;

- выбор стратегии оптимизации налогового бремени;

- оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);

- определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;

- выявление резервов снижения налогового бремени;

- выявление сильных и слабых сторон организации;

- аудит состояния системы налогообложения;

- разработка оргтехмероприятий.

Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации, включающей:

- Способ начисления амортизации основных средств: линейный; ускоренной амортизации при линейном способе; по сумме лет полезного использования; способ уменьшающегося остатка; пропорционально объему выпускаемой продукции.

- Способ начисления амортизации нематериальных активов: линейный способ; пропорционально объему продукции, работ, услуг.

- Способ списания товарно-материальных ценностей: по средней себестоимости; методу LIFO (по себестоимости первых по времени закупок товарно-материальных ценностей); методу FIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей).

В условиях инфляции наиболее выгодно использование метода LIFO. Он позволяет получить более реальную себестоимость списываемых материалов. При намечающемся снижении цен на товарно-материальные ценности целесообразно использовать метод FIFO.

При неясном прогнозе динамики цен целесообразно использовать среднюю себестоимость товарно-материальных ценностей.

- Способ списания накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов.

Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выражается в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей — основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов.

При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главная цель предприятия — приращение собственного капитала. Все, что увеличивает собственный капитал, признается доходами, а все, что его уменьшает, — расходами.

В настоящее время бухгалтерский учет является одним из главных механизмов управления процессами производства и продажей продукции, что способствует совершенствованию организации производства, долгосрочного планирования и прогнозирования, а также анализа хозяйственной деятельности. Переход к рыночным отношениям влечет за собой необходимость адаптировать бухгалтерский учет и отчетность к требованиям переходного периода.

Требования усовершенствования бухгалтерского учета также необходимо ввести и в ООО «Промбетон» с учетом меняющейся экономической обстановки.

На предприятии ООО «Промбетон» необходимо повысить контроль за соблюдением расчетных операций и следить за порядком сверки взаимных расчетов между данными бухгалтерского учета на предприятии и контрагента. Для целей внутреннего контроля утвердить: перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов; инвентаризационную комиссию; постоянно действующую комиссию по оценке и списанию с баланса объектов основных средств и нематериальных активов; порядок и сроки выдачи наличных средств под отчет сотрудникам; порядок оформления отчетов по их использованию; список подотчетных лиц в организации.

Регистры бухгалтерского учета ежемесячно распечатывать на бумажных носителях; осуществлять контроль за хранением и использованием учетной информации.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2001 г. 182 с.

2. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2001.

3. Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». - 2003.

4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятий для целей бухучета на 2004 год. – М.: Издательство "Налоги и финансовое право". - 2003 г.

5. Бухгалтерский учёт /Под ред. дэн профессора А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.

6. Дадашев А.З Налоговое администрирование.–М.:ЮНИТИ, 2002.–298 с.

7. Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2004 № 7 С. 54 - 82

8. Злыгостев Н.Н. Платить налоги – это выгодно// Налоговый вестник 2006. №7 С. 138-140

9. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд– М.: ИНФРА М, - 2005 – 717 с.

10. Налоги: Учеб. пособие/под ред. Д.Г.Черника. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

11. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб: Питер, 2001. – 415 с.

12. Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2003. – 386 с.

13. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: «Кодекс», 2004

14. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». – 2004. – 368 с.

15. Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются// Налоговый вестник 2006 №1 С. 3-7

16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов № 94н от 31 октября 2000 г.)

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств».ПБУ 16/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 №26н (в ред. От 03.03.02.) // Официальные материалы для бухгалтера. -2003. -№6. – с. 8-10

18. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 2000г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001г.) // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»

19. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" // Информационный банк «Консультант Плюс: Высшая школа»

20. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 192 с.

21. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы// Налоговый вестник 2002. №6 С. 145-152

22. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: «Гильдия финансистов», 2002. – 223 с.

23. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1997. – 383 с.

24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 429 с.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 231.