Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного».
В экономической литературе имеется немало определений антикризисного управления. Одно из них: антикризисный менеджмент — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах. В организации на любом этапе ее развития существует опасность кризиса даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Поэтому, по мнению ряда современных российских авторов, управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным. Отсюда, антикризисное управление можно определить как управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
С позиций стратегического менеджмента антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента определения миссии и целей предприятия, поддержания стратегического потенциала, способного обеспечивать в течение продолжительного периода конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Тогда антикризисное управление — это:
1. Анализ состояния макро- и микросреды и определение миссии предприятия;
2. Исследование экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней сред предприятия с целью раннего обнаружения «слабых сигналов» об угрозе приближения кризиса;
3. Стратегический контроллинг деятельности предприятия и выработка стратегии предотвращения его несостоятельности;
4. Оперативная оценка и анализ финансового состояния предприятия и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
5. Разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него предприятия;
6. Постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Такая трактовка сущности антикризисного управления определяет его предотвращающую, опережающую направленность.
Ряд авторов в антикризисном управлении основное значение придают предотвращению неплатежеспособности и несостоятельности предприятия и предлагают следующее его определение. Антикризисное управление — это:
1. Предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;
2. Анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития;
3. бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;
4. разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией.
Более правильно рассматривать антикризисное управление как систему, имеющую следующие элементы:
1. Прогнозирование кризиса;
2. профилактика кризиса;
3. преодоление кризиса;
4. вывод предприятия из кризиса;
5. нейтрализация последствий кризиса.
Определение банкротства
Несостоя́тельность (банкро́тство ) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником. Целью банкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник - юридическое лицо). В некоторых государствах (Российская Федерация к ним не относится) банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо.Нормы действующего международного права не содержат процедуры признания несостоятельным государственного образования, однако история знает многочисленные примеры, когда суверенное государство заявляло о «дефолте», то есть о своём отказе от платежей по внутренним и внешним долгам
3. Диагностика банкротства на примере анализа финансового состояния ОАО «Солнце»
Дата: 2019-07-31, просмотров: 210.