Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении её эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики.
Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования. Государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями осуществляется с помощью хозяйственного механизма, который представляет собой систему форм и. методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хозяйственных процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство. Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции: · обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы; · согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей. (Способность хозмеханизма согласовывать экономические интересы может служить критерием его совершенства); претворяет в жизнь экономическую политику государства. его стратегические цели и тактические задачи. Каждая страна имеет свой общенациональный хозяйственный механизм, однако можно говорить и о хозмеханиаме отдельных сфер и отраслей экономики, имеющих свою специфику (например, хозмеханизм внешнеэкономической деятельности, АПК, строительства и др.). Хозяйственный механизм — категория историческая; разным этапам в развитии страны соответствует свой особый хозмеханизм. Так, хозяйственный механизм экономики, действовавший в период существования СССР сложился в общих чертах в 30 — 40-е годы. Его отличала высокая степень централизации, которая в значительной степени диктовалась обстоятельствами тех лет (курсом на ускоренную индустриализацию, затем войной, послевоенным восстановлением экономики и т.п.). Недостатки преимущественно административного подхода к руководству экономикой ощущались и тогда, но с особой силой они проявились в последние десятилетия. Хозяйственный механизм не имел в внутренних стимулов саморазвития производства: его распределительный, затратный характер (все затраты покрывались государством, сбыт любой продукции был гарантирован) не побуждал производителей улучшать качество продукции, повышать производительность труда, совершенствовать технологию производства, не ставил преград бесхозяйственности и безответственности. Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.
Недостатки общегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе природопользованию. Хозяйственный механизм природопользования (X М П) — молодой отрасли экономики — стал складываться на рубеже 60 — 70-х годов и до сих пор находится в стадии формирования. Он представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования, обеспечивающих: достижение конечных целей в этой сфере, — удовлетворение потребностей общества в сырье, и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды,. ХМП включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование; финансирование природоохранных мероприятий; экономическое стимулирование рационального природопользования; контроль и учет в экологической сфере; экологическое нормирование, правовое регулирование и т.п. ХМП, сложившемуся в условиях централизованно-плановой экономики," были" свойственны административно-командная -направленность, почти абсолютная централизация и детальная регламентация всей природоохранной1 и ресурсосберегающей деятельности. Однако детальная регламентация природопользователей со стороны центральных плановых органов и служб государственного контроля (а число плановых показателей только по охране земель, например, за десятую и одиннадцатую пятилетки возросло с 37 почти до 60), не принесла желаемых результатов. Состояние и эффективность использования природноресурсного потенциала были неудовлетворительными. В основе административного регулирования природопользования лежат экологические стандарты (нормативы). Нормативы качества окружающей среды в СССР по ряду причин были более строгими, чем в странах Западной Европы и США (например, средняя 24-часовая норма содержания S02 в воздухе составляет в США 365 мг/мэ, в странах ЕС — 90, а в бывшем СССР — 50 мг/м3), что, тем не менее, не стало гарантией лучшего состояния нашей природной среды. Практически никогда такие жесткие нормативы не соблюдались. Чаще всего использовались так называемые временные нормативы (временно согласованные выбросы — ВСВ), отражающие реальные возможности предприятий-загрязнителей. Предполагалось, что предприятие поэтапно будет сокращать свои выбросы до уровня ПДК, но, к сожалению, экологическая сфера не имела себе равных по масштабам несоблюдения нормативов: нередки были случаи превышения допустимых воздействий на окружающую среду в десятки и даже сотни раз. Экономические методы управления в природопользовании Беларуси в рамках бывшего СССР получили значительно меньшее развитие, чем в других отраслях хозяйства, хотя их применение повсюду было весьма ограниченным. Но к концу 80-х годов стало очевидно, что административная система управления не способна обеспечить дальнейшее развитие рационального природопользования и природоохранной деятельности. В 1989 г. была предпринята попытка расширения сферы использования .экономических методов в практике управления природопользованием, что проявилось в эксперименте по введению платы за загрязнение окружающей среды. В разрабатывавшейся в то время Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на перспективу до 2005 г. было предусмотрено проведение комплекса мер по формированию экономического механизма природопользования, но глубокий экономический кризис отодвинул решение экологических проблем на второй план.
Социально-экономическая трансформация, происходящая в настоящее время в нашем обществе, требует принципиально новых подходов к процессам организации, управления и регулирования природопользования. Наметившиеся уже сейчас изменения в государственном регулирований от преимущественного использования административных рычагов управления (правовых норм, стандартов, лимитов, разрешений, запретов, ограничений и т.п.) в сторону расширения сферы применения экономических методов, как свидетельствует мировая практика, будут нарастать по мере усиления экономической стабилизации страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная концепция рационализации природопользования и соответствующих экономических механизмов природопользования и соответствующий экономический механизм природопользования в секторах/комплексах могут быть разработаны и реализованы только после разработки концепции развития самих секторов/комплексах и всей экономики в целом.
В общем, виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:
1) компенсирующий (либеральный в экологическом отношении);
2) стимулирующий (либеральный в экологическом отношении);
3) жесткий, подавляющий и тормозящий развитие природоёмких и загрязняющих видов деятельности.
Экономический механизм природопользования должен быть встроен в экономическую систему, а не представлять собой разрозненный набор мер и инструментов, направленных на решение тех или иных экологических проблем. Рыночный характер этого механизма предполагает регулирующую роль государства, в функции которого входит установление основных направлений, параметров и порядка его применения. Среди основных элементов формирующегося сегодня механизма природопользования можно выделить разработку системы экономических и организационных инструментов природоохранной деятельности, введение платности природопользования и создание рынка природных ресурсов, изменение финансирования природоохранных мероприятий, создание алгоритма реализации крупных государственных и региональных экологических программ.
В заключении необходимо отметить, что все эти направления с различной степенью разработанности применяются в настоящее время в экономике России. Однако целостного экономического механизма природопользования пока не существует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобылев, С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. / С.Н Бобылев, А.Ш Ходжаев. - М.: ТЕИС, 2004.- 472 с.
2. Васильцова В.М., Яковлева Е.Н. Экономика природопользования на предприятии: Учеб. пособие. – Череповец: ИМИТ СПбГПУ, 2007. – 95 с. – ISBN 5-85341-100-4.
3. Глухов В. Экономические аспекты экологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 1995.
4. Дубовик О.В., Экологическое право. – М.: изд. Юристъ, 2002.
5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология и природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 1995.
6. Рыночные методы управления окружающей средой: учебное пособие / Под. ред. А.А. Голуба. – М.: ГУВШЭ, 2002. – 287 с.
7. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.И.Лопатина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.
[1] http://www.kgau.ru/distance/ur_4/ekology/nont/2-6.html#2.6.3#2.6.3
Дата: 2019-07-31, просмотров: 155.