Содержание
Введение
Глава I. Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
§ 1.1 Особенности музеефикации археологического наследия
§ 1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий
§ 1.3 Музеефикация Казанского Кремля
Глава II. Особенности реставрации и консервации недвижимых объектов историко-культурного наследия
Глава III. Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что быстроменяющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью историко-культурного наследия в формировании российской культуры. Современная музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость. Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим, необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика стала реальным явлением. Однако существует расхожее мнение о том, что утерянный памятник якобы легко можно реконструировать без ущерба подлинности, что не совсем верно. Освоение историко-культурного наследия не может существовать обособленно, не взаимодействуя с семиосферой культуры.
До сих пор в музейной теории и практике термин «музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования. Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта. Активизация музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок. Музеефикация ещё не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние. Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и теоретический аспекты. Теории, определяющей направление практической работы, уделялось недостаточное внимание. Необходимо придать музеефикации чёткие формы и содержание. В этой связи, следует отметить особую значимость вклада в развитие и осмысление проблем музеефикации доктора культурологии, автора диссертации «Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе» Э.А. Шулеповой. Соединение музееведческих приёмов и методов исследования с категориями и понятиями философии, культурологии, географии, регионоведения потребовало рассмотрения темы исследования в междисциплинарном контексте. До сих пор феномен музеефикации историко-культурного наследия изучали преимущественно архитекторы, реставраторы, музееведы, историки, краеведы, оставляя вне поля зрения пространственно-контекстуальные связи и социокультурные аспекты. Особую важность представляют так же работы Юга де Варена, М.Е. Каулен, М. Керьена, Ж.А. Ривьера, Э.А. Шулеповой, касающиеся природы «средовых музеев». Большой интерес имеет концептуальный и эмпирический материал, содержащийся в публикациях журналов «Museum» и «Мир музея». Однако, собственно музееведческих методов, ввиду недостаточной методологической разработанности вопроса, не так уж много. К тому же, феномен историко-культурного наследия изучен далеко не полностью и не вполне систематизирован.
Заключение
Среди недвижимых объектов культурного наследия России, подвергающихся проявлению факторов экологического риска, выделяются прежде всего памятники истории и культуры, находящиеся под охраной закона прямого действия "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Государственный учет памятников в соответствии с названным выше законом осуществляется по следующим основным их видам:
- памятники истории - 24192 объекта;
- памятники археологии - 14974 объекта;
- памятники градостроительства и архитектуры - 22500 объектов;
- памятники монументального искусства - 2357 объектов.
Состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется экспертами как неудовлетворительное. Около 70% общего числа объектов нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические. В течение 1999 года в 53 субъектах Федерации зафиксирована полная утрата 113 памятников. Экологически агрессивная среда ускоряет естественное разрушение памятников вследствие процессов старения. Отмеченный феномен характерен не только для памятников белокаменной архитектуры, но и для традиционного в России деревянного зодчества. Объекты историко-культурного наследия необходимо сохранять, для передачи их в хорошем состоянии будущим поколениям. Лучшими методами сохранения наследия в настоящее время является музеефикация, реставрация и консервация объектов наследия. Культурный туризм также выступает в качестве метода сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия.
Список используемой литературы
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.-СПб., 2003.
2. Девина Р.А., Дорохов В.Б., Илларионова И.В. Пути решения проблем сохранения памятников истории и культуры, находящихся в церковных зданиях //ТПС. СПб., 2000. Вып. 20.
3. Консервация и реставрация памятников и исторических зданий. М., 1978.
4. Медведев А.Н. Музеефикация памятников археологии в России. М., 2004.
5. Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974.
6. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. М., 1971.
7. Никитин М.К., Мельникова Е.П. Химия в реставрации. СПб., 2002.
8. Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М. 1974.
9. Росс С. История и этика консервации //ТПС. СПб., 1995. Вып. 17.
10. Российская музейная энциклопедия. М., 2001.
11. Сапрунова В. Туризм. М., 1997.
12. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004.
13. Чижова В.П. Туризм и национальные парки. М., 1992.
Содержание
Введение
Глава I. Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
§ 1.1 Особенности музеефикации археологического наследия
§ 1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий
§ 1.3 Музеефикация Казанского Кремля
Глава II. Особенности реставрации и консервации недвижимых объектов историко-культурного наследия
Глава III. Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что быстроменяющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью историко-культурного наследия в формировании российской культуры. Современная музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость. Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим, необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика стала реальным явлением. Однако существует расхожее мнение о том, что утерянный памятник якобы легко можно реконструировать без ущерба подлинности, что не совсем верно. Освоение историко-культурного наследия не может существовать обособленно, не взаимодействуя с семиосферой культуры.
До сих пор в музейной теории и практике термин «музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования. Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта. Активизация музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок. Музеефикация ещё не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние. Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и теоретический аспекты. Теории, определяющей направление практической работы, уделялось недостаточное внимание. Необходимо придать музеефикации чёткие формы и содержание. В этой связи, следует отметить особую значимость вклада в развитие и осмысление проблем музеефикации доктора культурологии, автора диссертации «Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе» Э.А. Шулеповой. Соединение музееведческих приёмов и методов исследования с категориями и понятиями философии, культурологии, географии, регионоведения потребовало рассмотрения темы исследования в междисциплинарном контексте. До сих пор феномен музеефикации историко-культурного наследия изучали преимущественно архитекторы, реставраторы, музееведы, историки, краеведы, оставляя вне поля зрения пространственно-контекстуальные связи и социокультурные аспекты. Особую важность представляют так же работы Юга де Варена, М.Е. Каулен, М. Керьена, Ж.А. Ривьера, Э.А. Шулеповой, касающиеся природы «средовых музеев». Большой интерес имеет концептуальный и эмпирический материал, содержащийся в публикациях журналов «Museum» и «Мир музея». Однако, собственно музееведческих методов, ввиду недостаточной методологической разработанности вопроса, не так уж много. К тому же, феномен историко-культурного наследия изучен далеко не полностью и не вполне систематизирован.
Глава I . Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.
Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще Ф.И. Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием. Наибольшее число среди музеефицированных объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнее включаются памятники археологии, науки и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.