НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Направление 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования магистратура

 

 

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

 

 



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 22

6 ПЕРЕЧЕНЬ образовательных ТЕХНОЛОГИЙ.. 24

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 25

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 25

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 26

 


 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная учебная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование» программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Дисциплина «Нейропсихологические аспекты изучения нарушений речевого развития» имеет общий объём на дневной форме обучения 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная работа (34 часа: 10 часов лекционных занятий и 24 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (38 часов).

На заочной форме обучения 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная работа (14 часов: 4 часа лекционных занятий и 12 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (52 часа), 4 часа – контроль (зачёт).

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

В курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи» рассматриваются теоретические и практические вопросы коррекции высших психических функций детям с речевой патологией.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», «Логопедия», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Основы нейропсихологии».

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, специальной психологии, нейропсихологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах функционирования высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, с интерне-источниками, аннотирования и реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». В данной дисциплине предусмотрено изучение студентами теоретических основ нейропсихологических основ недоразвития речи, методологии нейропсихологического обследования и коррекции речевых нарушений.

Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций детей, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы нарушений развития психической деятельности рассматриваются в курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи», который является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы логопедии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.

1.4. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний и представлений о роли нейропсихологии развития как отрасли психологической науки, ориентированной на оказание помощи детям с нарушениями речи.

Задачи

усвоить современные аспекты изучения мозговых механизмов речевой деятельности в норме и патологии;

изучить особенности патологии речевого процесса с позиций нарушения высших психических функций;

определять направления нейропсихологической диагностики и коррекции с учётом структуры речевого дефекта

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

 

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать Уметь Владеть
1. ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного З.1 знать принципы мозговой организации основных анализаторных систем; ─ З.2 современные подходы к изучению закономерностей организации произвольных движений и действий, а также регуляции психической деятельности в целом;   У.1 уметь использовать методы нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса;   В.1 владеть навыками нейропсихологического исследования при нарушениях  высших психических функций  
2. ПК-7 готов к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности З.3 знать закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности в детском возрасте З.4 знать основные направления комплексной лечебно-реаби­литационной работе по преодолению нарушений речевой и других ВПФ.   У.2 уметь определять специальные методы и приемы развития высших психических  функций; У.3 уметь анализировать мозговые механизмы речевой патологии   В.2 владеть навыками нейропсихологического анализа речевой патологии; В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления детей с речевой патологией.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I Нейропсихологический аспект изучения нарушений речи 6 0 10 16 32
1.1. Мозговые механизмы высших психических функций 2 0 4 4 10
1.2. Нейропсихологическое понятие речевой деятельности 2 0 2 6 10
1.3 Патологии речи с позиции нарушений ВПФ 2 0 4 6 12
2 Раздел II. Комплексная нейропсихологическая диагностика и коррекция при нарушениях речи 4 0 14 22 40
2.1. Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи 2 0 4 8 14
2.2 Нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение при нарушениях речи 2 0 10 14 26
  ВСЕГО: 10 0 24 38 72

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Заочная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I Нейропсихологический аспект изучения речевого недоразвития 2 0 8 26 36
1.1. Мозговые механизмы высших психических функций 2 0 2 8 12
1.2. Нейропсихологическое понятие речевой функции 0 0 2 8 10
1.3 Патологии речи с позиции нарушений ВПФ 0 0 4 10 14
2 Раздел II. Комплексная нейропсихологическая диагностика и коррекция при нарушениях речи 2 0 4 26 32
2.1. Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи 2 0 2 12 16
2.2 Нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение при нарушениях речи 0 0 2 14 16
  Контроль (зачёт)         4
  ВСЕГО: 4 0 12 52 72

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1

Содержание раздела

Кол-во часов: 4 часа

Форма проведения:

семинар   

План:

  1. Современные представления о высших психических функциях.
  2. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия.

4. Современные представления о нейропсихологии развития.

5. Признаки созревания двигательной сферы, виды нарушений

6. Развитие мышления и особенности формирования поведения при нарушении мышления..

7. Виды нарушений эмоциональной сферы.

8. Виды нарушений памяти

 

Список литературы:

[1, 2, ,4, 12, 13, 19, 20, 24, 28, 29,  31,32]

Кол-во часов: 2 часа

Форма проведения: дискуссия

Изучаемые вопросы:

9. Виды и функции речи.

10. Доминантность полушарий..

11. Основные этапы развития речи.

12. Закономерности становления фонематического слуха (анализа, восприятия),

13. Закономерности становления словаря.

14. Закономерности становления грамматического строя речи.

Список литературы:

[1, 2, 3, 6, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 20]

Тема I.3 Патологии речи с позиции нарушений высших психических функций Кол-во часов: 2 часа План: 1. Нейропсихологический и нейролингвистический подходы к представлениям о нарушениях речи. 2. Нейропсихологический анализ нарушения звукопроизношения при нарушениях речи. 3. Нейропсихологический подход к пониманию лексико-грамматического недоразвития речи Список литературы: [1, 2, 6, 9, 10, 12, 17, 21, 25, 27, 29, 31]

Кол-во часов: 4 часа                      

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением, дискуссия

Изучаемые вопросы:

1. Различные взгляды на патогенез алалии

2. Нейропсихологический подход к пониманию различных форм  дизартрии.

3. Мозговые механизмы дислексии и дисграфии.

4. Феномен за­икания с нейропсихологической точки зрения.

5. Нарушения речи при локальных поражениях головного мозга.

Список литературы:

[1, 2, 6, 9, 10, 12, 17, 21, 25, 27, 29, 31]

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема I .1 Мозговые механизмы высших психических функций (2 часа)

1. Составить таблицу «Сравнительный анализ строения и функциональных особенностей трех основных функциональных блоков мозга»

 

6 баллов

2. Составить схему «Модальность высших психических функций»

 

5 баллов

Тема I .2 Нейропсихологическое понятие речевой деятельности (4 часа)

3. Составление схемы «Условия декодирования речевого высказывания».

5 баллов

4. Составление схемы «Условия кодирования речевого высказывания».

Баллов

 

Тема I .3 Патологии речи с позиции нарушений ВПФ (6 часов)

1. Составление таблицы «Нейропсихологический подход к дифференциальной диагностике нарушений речи и нарушений психического развития»

Баллов

2. Контрольная работа по разделу 1.

Баллов

1. Составление мультимедийной презентации «Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения памяти»

Баллов

2. Составление мультимедийной презентации «Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения внимания»

Баллов

3. Составление мультимедийной презентации «Нейропсихологический анализ нарушений вербально-логического мышления»

Баллов

4. Аннотирование литературы по теме «Патологии речевого развития с позиции нарушений ВПФ»

Баллов

5. Составление терминологического словаря по теме «Нейропсихология развития»

Баллов

 

 

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК – 5: З.1;

знать

принципы мозговой организации основных анализаторных систем;

ПК – 7: З.3;

знать

закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности в детском возрасте

1. Таблица «Сравнительный анализ строения и функциональных особенностей трех основных функциональных блоков мозга» 2. Аннотация литературы по теме «Патологии речевого развития с позиции нарушений ВПФ» 3. Схема «Условия декодирования речевого высказывания». 4. Схема «Условия кодирования речевого высказывания». 5. Терминологический словарь по теме «Нейропсихология развития» 6. Коллоквиум 7. Контрольная работа по разделу 1

ПК – 7: У.3

уметь анализировать мозговые механизмы речевой патологии

1. Мультимедийная презентация «Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения внимания» 2. Мультимедийная презентация «Нейропсихологический анализ нарушений вербально-логического мышления» 3. Коллоквиум 4.  Контрольная работа по разделу 1 5. Мультимедийная презентация «Модально-неспецифические и модально-специфические нарушения памяти»

ПК – 7: В.2

владеть

навыками нейропсихологического анализа речевой патологии

1. Таблица «Нейропсихологический подход к дифференциальной диагностике нарушений речи и нарушений психического развития» 2. Схема «Модальность высших психических функций» 3. Коллоквиум 4. Контрольная работа по разделу 1        

Раздел II

Содержание раздела

Тема 2.1. Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи.

Основные принципы нейропсихологической диагностики. Нейропсихологический синдромный анализ. Схема нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи. Методы нейропсихологического обследования двигательных функций, зрительного гнозиса, пространственных представлений, слухового гнозиса, речевых функций, письма и чтения, счета.

Кол-во часов: 2 часа

План:

1. Основные принципы нейропсихологической диагностики.

2. Схема нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 8, 11, 12, 18,  22, 23, 25, 30, 31]

Тема II.1 Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи.

Кол-во часов:4 часа

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением, решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Методы нейропсихологического обследования двигательных функций,

2. Методы нейропсихологического обследования зрительного гнозиса

3. Методы нейропсихологического обследования пространственного восприятия.

4. Методы нейропсихологического обследования слухового гнозиса.

5. Методы нейропсихологического обследования речевых функций.

Список литературы:

[1, 2, 4, 5, 8, 11, 12, 18,  22, 23, 25, 30, 31]

Кол-во часов: 4 часа

План:

1. Научные основы коррекционного обучения.

2. Коррекционное обучение при разных формах патологии речи у детей.

3. Научные основы восстановительного обучения.

4. Характеристика прямых и обходных методов коррекционного и восстановительного обучения.

Список литературы:

[1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 18, 21, 22., 25, 30]

Кол-во часов: 10 часов

Форма проведения:

Семинар, дискуссия, решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Основные принципы коррекционного обучения при разных формах патологии речи у детей.

2. Прямые методы коррекционного обучения.

3. Обходные методы коррекционного обучения.

4. Методы коррекционного обучения при алалии

5. Основные методы работы при различных формах дизартрии

6. Методы коррекционной работы при дисграфии

7. Комплексный подход к коррекции речи при заикании

8. Основные принципы восстановительного обучения.

9. Прямые методы восстановительного обучения.

10. Обходные методы восстановительного обучения

Список литературы:

[1,2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 18, 21, 22., 25, 30]

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема II.1 Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи (8 часов)

1. Составление схемы по теме «Организация  и содержание  нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи».

Баллов

2. Составление таблицы «Нейропсихологическое изучение видов речевой деятельности»

Баллов

Тема II.2 Нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение при нарушениях речи   (14 часов)

1. Составление таблицы «Сравнительная характеристика принципов коррекционного и восстановительного обучения» 

5 баллов

2. Составление схемы «Методы коррекционной работы при оптической и фонологической дисграфии»

Баллов

1. Контрольная работа по разделу 2

Баллов

1. Обзор материалов сайтов по проблеме  «Методы нейропсихологического обследования двигательных функций». 10 баллов 2. Реферат на тему «Методы нейропсихологического обследования пространственных представлений». 10 баллов 3. Мультимедийная презентация «Основные принципы нейропсихологической диагностики». 5 баллов 4. Схема «Основные направления нейропсихологической коррекции при разных формах речевой патологии». 5 баллов 5. Реферат «Нейропсихологический подход к коррекции заикания». 10 баллов 2. Аннотирование литературы по теме «Нейропсихологический подход к коррекции алалии»  

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК – 5: З.2; ─ современные подходы к изучению закономерностей организации произвольных движений и действий, а также регуляции психической деятельности в целом;   ПК – 7: З.4 З.4 знать основные направления комплексной лечебно-реаби­литационной работе по преодолению нарушений речевой и других ВПФ.

1. Таблица «Сравнительная характеристика принципов коррекционного и восстановительного обучения»

2. Мультимедийная презентация «Основные принципы нейропсихологической диагностики».

3. Аннотации литературы по теме «Нейропсихологический подход к коррекции алалии»

4. Контрольная работа по разделу 1

 

ПК – 5: У.1 У.1 уметь использовать методы нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса; ПК – 7: У.2 уметь определять специальные методы и приемы развития высших психических функций;

1. Контрольная работа по разделу 1

1. Таблица «Нейропсихологическое изучение видов речевой деятельности»

2. Схема «Основные направления нейропсихологической коррекции при разных формах речевой патологии».

3. Практическая задача

4. Реферат «Нейропсихологический подход к коррекции заикания».

ПК – 5: В.1; В.1 владеть навыками нейропсихологического исследования при нарушениях высших психических функций ПК – 7: В.3 В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления детей с речевой патологией.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

1. Схема по теме «Организация и содержание нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи».

2. Схема «Методы коррекционной работы при оптической и фонологической дисграфии»

3. Практическая задача.

4. Представление перечня  сайтов по проблеме  «Методы нейропсихологического обследования двигательных функций».

5. Реферат на тему «Методы нейропсихологического обследования пространственных представлений».

6. Контрольная работа по разделу 1

 

       

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 70  баллов – самостоятельная работа ; 35 баллов – работа на практическом занятии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Галиакберова И.Л. Основы нейропсихологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Л. Галиакберова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 161 c. — 978-5-905916-86-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31946.html

2. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ж.М. Глозман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 254 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11250.html

 

Дополнительная литература

3. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики [Электронный ресурс] / Т.В. Ахутина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Языки славянской культуры, 2014. — 423 c. — 978-5-9905856-8-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35645.htm

4. Балашова Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Генезис, 2017. — 240 c. — 978-5-98563-270-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64223.html

5. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам [Электронный ресурс] / Ж.М. Глозман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 288 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11251.html

6. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении [Электронный ресурс] / Е.Г. Амелина [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Генезис, 2016. — 336 c. — 978-5-98563-364-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54347.htm

7. Глозман Ж.М. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста [Электронный ресурс] / Ж.М. Глозман, С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 78 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11270.html

8. Коваленко О.М. Диагностика зрительного восприятия по разрезным картинам при афазии [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.М. Коваленко. — Электрон. текстовые данные. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 56 c. — 978-5-4214-0013-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13023.htm

3.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

9. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. .пособие /Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Воронеж:МПСИ;Модэк,2001.-272с

10. Безруких М. М. Проблемные дети. /М.М. Безруких. — М.: 2000.

11. Вассерман Л.И., Методы нейропсихологической диагностики. /Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. – СПб.: 1997.

12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии./ Т.Г. Визель. – М.: АСТ, Транзиткнига., 2006

13. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация./ Э. Голдберг. – М.: 2003.

14. Голод В.И., Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология //Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. / Р.И. Мачинская, Н.М. Фишман. – М.: Наука, 1992. – С. 6 – 39.

15. Доброхотова Т.А., Левши. / Т.А. Доброхотова , Н.Н. Брагина. – М.: 1994.

16. Жаворонкова Л.А. Правши-левши./Л.А. Жаворонкова. – М.: Наука, 2006.

17. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. / В.А. Ковшиков. – М.:, 2001.

  1. Корсакова Н. К.. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. — М.: 1994.

19. Корсакова Н. К., Клиническая нейропсихология. / Н. К. Корсакова, Л.И. Московичюте. М: МГУ, 1988

20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии./А.Р. Лурия. – М.:,2002

21. Лурия А. Р., Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе./ А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. — М.:, 1997.

22. Пылаева Н.М., Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет; Методическое пособие и дидактический материал. / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина.— М.: 1997.

23. Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с тяжелыми дефектами речи./З.А. Репина - Челябинск: Репринт, 1997.

24. Селивёрстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда./В.И. Селиверстов.– М.: 2004.

25. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для вузов./ А.В. Семенович. – М.:Академия,2002.

26. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. /Э.Г. Симерницкая.— М.: 1985.

27. Соботович Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения./Е.Ф. Соботович. – Л.: 1982.

28. Хомская Е.Д. Нейропсихология : 4-е изд. / Е. Д. Хомская, Спб.: Питер 2008.

29. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской. М:, 2004.

30. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. /Л.С. Цветкова.-М.:Воронеж:МОДЭК;МПСИ,2000.-304с.

31. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

32. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия./Л.С. Цветкова. – М.: 2001.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

33.. http://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система «IPRbooks»

34.. http://elib.cspu.ru/xmlui; - Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ)

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III распознание запоминание понимание

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12: 20 : 28:36

Уметь IV применение Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

4.5  Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Второй этап - зачет.

Вопросы к зачёту

1. Характеристика видов и функций речи.

2. Сущность психологического строения речевой деятельности.

3. Характеристика импрессивной речи. Мозговая организация импрессивной речи. 

4. Характеристика экспрессивной речи. Мозговая организация экспрессивной речи.

5. Современные представления о нейропсихологии развития.

6. Нейропсихологические основы развития движений.

7. Нейропсихологические основы развития мышления.

8. Нейропсихологические основы развития речи.

9. Нейропсихологический и нейролингвистический подходы к представлениям о нарушениях речи.

10. Различные взгляды на патогенез алалии. 

11. Нейропсихологический анализ нарушения звукопроизношения при дислалии. 

12. Мозговые механизмы изучения дислексии и дисграфии.

13. Нейропсихологический подход к пониманию различных форм  дизартрии. 

14. Феномен за­икания с нейропсихологической точки зрения.

15. Нейропсихологическая классификация форм афазии.

16. Основные принципы нейропсихологической диагностики.

17. Схема нейропсихологического обследования лиц с нарушениями речи.

18. Методы нейропсихологического обследования двигательных функций, зрительного гнозиса, пространственных представлений, слухового гнозиса, речевых функций, письма и чтения, счета.

19. Основные принципы коррекционного обучения.

20. Основные принципы восстановительной работы при поражениях головного мозга.

21. Коррекционная работа при алалии.

22. Коррекционная работа при дислексии и дисграфии.

23. Коррекционная работа при дизартрии.

24. Коррекционная работа при заикании.

25. Методы и приёмы нейропсихологической корекции..

4.7  Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете

  «зачтено» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
 «зачтено» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
 «зачтено» -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
 «не зачтено» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 9

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: артикулема, дистонии, кодирование развернутого высказывания, коррекция, локализации функций, модально-специфические функции, модально-неспецифические функции, праксис, система артикуляций, слуховые агнозии, слухо-речевая память, фактор, фонематический слух, функциональная система.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (1,11,21). Прослушивание видеозаписей по заданной теме
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Дискуссия Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Электронные учебники и учебные пособия.

2. Электронные ресурсы библиотеки.

3. Технологии проблемного обучения

 

Стандартный Russian Edition

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи»

утверждена «17_»_мая_2017_г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
     


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Направление 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования магистратура

 

 

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

 

 



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 6

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 22

6 ПЕРЕЧЕНЬ образовательных ТЕХНОЛОГИЙ.. 24

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 25

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 25

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 26

 


 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная учебная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование» программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Дисциплина «Нейропсихологические аспекты изучения нарушений речевого развития» имеет общий объём на дневной форме обучения 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная работа (34 часа: 10 часов лекционных занятий и 24 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (38 часов).

На заочной форме обучения 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная работа (14 часов: 4 часа лекционных занятий и 12 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (52 часа), 4 часа – контроль (зачёт).

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

В курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи» рассматриваются теоретические и практические вопросы коррекции высших психических функций детям с речевой патологией.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», «Логопедия», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Основы нейропсихологии».

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, специальной психологии, нейропсихологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах функционирования высших психических функций, обеспечивающих речевую деятельность определять симптомокомплекс основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, с интерне-источниками, аннотирования и реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». В данной дисциплине предусмотрено изучение студентами теоретических основ нейропсихологических основ недоразвития речи, методологии нейропсихологического обследования и коррекции речевых нарушений.

Принципы системного подхода при изучении особенности высших психических функций детей, их психологическая структура, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы нарушений развития психической деятельности рассматриваются в курсе «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи», который является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы логопедии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.

1.4. Цели и задачи дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний и представлений о роли нейропсихологии развития как отрасли психологической науки, ориентированной на оказание помощи детям с нарушениями речи.

Задачи

усвоить современные аспекты изучения мозговых механизмов речевой деятельности в норме и патологии;

изучить особенности патологии речевого процесса с позиций нарушения высших психических функций;

определять направления нейропсихологической диагностики и коррекции с учётом структуры речевого дефекта

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

 

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать Уметь Владеть
1. ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного З.1 знать принципы мозговой организации основных анализаторных систем; ─ З.2 современные подходы к изучению закономерностей организации произвольных движений и действий, а также регуляции психической деятельности в целом;   У.1 уметь использовать методы нейропсихологического обследования для выделения ведущего нейропсихологического синдрома и дифференциации признаков с целью установления топики патологического процесса;   В.1 владеть навыками нейропсихологического исследования при нарушениях  высших психических функций  
2. ПК-7 готов к консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных психолого-педагогических программ, оптимизации социально-средовых условий жизнедеятельности З.3 знать закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности в детском возрасте З.4 знать основные направления комплексной лечебно-реаби­литационной работе по преодолению нарушений речевой и других ВПФ.   У.2 уметь определять специальные методы и приемы развития высших психических  функций; У.3 уметь анализировать мозговые механизмы речевой патологии   В.2 владеть навыками нейропсихологического анализа речевой патологии; В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов оздоровления детей с речевой патологией.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I Нейропсихологический аспект изучения нарушений речи 6 0 10 16 32
1.1. Мозговые механизмы высших психических функций 2 0 4 4 10
1.2. Нейропсихологическое понятие речевой деятельности 2 0 2 6 10
1.3 Патологии речи с позиции нарушений ВПФ 2 0 4 6 12
2 Раздел II. Комплексная нейропсихологическая диагностика и коррекция при нарушениях речи 4 0 14 22 40
2.1. Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи 2 0 4 8 14
2.2 Нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение при нарушениях речи 2 0 10 14 26
  ВСЕГО: 10 0 24 38 72

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Заочная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I Нейропсихологический аспект изучения речевого недоразвития 2 0 8 26 36
1.1. Мозговые механизмы высших психических функций 2 0 2 8 12
1.2. Нейропсихологическое понятие речевой функции 0 0 2 8 10
1.3 Патологии речи с позиции нарушений ВПФ 0 0 4 10 14
2 Раздел II. Комплексная нейропсихологическая диагностика и коррекция при нарушениях речи 2 0 4 26 32
2.1. Нейропсихологическая диагностика при нарушениях речи 2 0 2 12 16
2.2 Нейропсихологическая коррекция и восстановительное обучение при нарушениях речи 0 0 2 14 16
  Контроль (зачёт)         4
  ВСЕГО: 4 0 12 52 72

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1

Дата: 2019-07-31, просмотров: 75914.