МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ логопедической помощи В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Направление 44.04.03–Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования : магистратура
Направленность (профиль) : «Психолого-педагогическое сопровождение
лиц с нарушениями речи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………… 14
4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 23
6 ПЕРЕЧЕНЬ образовательных ТЕХНОЛОГИЙ.. 25
7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 26
8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 26
9 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Данная учебная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.
Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр); 1-го и 2го курсов по заочной форме обучения (1-й , 3-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».
Дисциплина по выбору «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 2 ЗЕТ аудиторная работа (28 часов: 10 часов лекционных занятий и 22 часа практических занятий) и самостоятельная работа студентов (40 часа), 1 ЗЕТ (36 часов) отводится на подготовку и сдачу экзамена.
На заочной форме обучения имеет трудоемкость 4 з.е. (144 часа). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 30 часов – практических занятий), 95 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса второго семестра и второго курса четвёртого семестра на заочной форме обучения.
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Патопсихология», «Логопедия», «Специальная педагогика», «История логопедии».
При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области теоретических основ логопедии, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах методологии логопедии, основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, интернет-источниками, реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
В курсе «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения» рассматриваются особенности становления логопедической помощи в России и в регионе, теоретические и практические вопросы организации логопедической помощи населению в различных учреждениях.
Курс «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения» является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы логопедии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Информационные технологии в сопровождении лиц с нарушениями речи», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.
1.4. Цели и задачи дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования, направленной на формирование, коррекцию и совершенствование речи детей и взрослых;
Задачи дисциплины:
усвоить современные подходы к организации логопедической помощи населению в России; представления о работе логопеда в учреждениях системы здравоохранения;
систематизировать и обобщить знания об особенностях оказания логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях; о работе логопеда в образовательных учреждениях, о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования.
Содержание курса по выбору включает два раздела.
В первом разделе изучаются основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России; система логопедической помощи в России на современном этапе, преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.
Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения; организации и содержания логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях, структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ПК-4 готов к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач | З.1 знать структуру логопедической службы в России | У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению | В.1 владеть навыками установления межличностных отношений; В.2 способами организации логопедической помощи в учреждениях разного типа в рамах осуществления преемственности в их работе |
2. | ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения | З.2 знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи | У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи | В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Дневная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России | 4 | 0 | 6 | 14 | 24 |
1.1. | Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи | 2 | 0 | 2 | 6 | 10 |
1.2. | Система логопедической помощи в России на современном этапе | 2 | 0 | 4 | 8 | 14 |
2. | Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения | 6 | 0 | 16 | 30 | 52 |
2.1 | Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях | 4 | 0 | 10 | 16 | 30 |
2.2. | Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения | 2 | 0 | 6 | 14 | 22 |
Промежуточный контроль (экзамен) | 36 | |||||
ВСЕГО | 10 | 0 | 22 | 40 | 108 |
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Заочная форм обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России | 1 | 0 | 12 | 20 | 33 |
1.1. | Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи | 0 | 4 | 10 | 14 | |
1.2. | Система логопедической помощи в России на современном этапе | 1 | 0 | 8 | 10 | 19 |
2. | Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения | 1 | 0 | 12 | 10 | 19 |
2.1 | Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях | 1 | 0 | 8 | 10 | 19 |
Промежуточный контроль (зачёт) | 4 | |||||
Итого | 2 | 0 | 24 | 42 | 72 | |
2. | Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения | 4 | 0 | 6 | 53 | |
2.1 | Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях | 2 | 0 | 2 | 16 | 26 |
2.2. | Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения | 2 | 0 | 4 | 14 | 22 |
ё | Промежуточный контроль (экзамен) | 9 | ||||
Итого | 4 | 0 | 6 | 53 | 72 | |
ВСЕГО | 6 | 0 | 30 | 95 | 144 |
2.2 Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1
Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России (24 часа)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ПК-4: З.1; У.1; В.2
ПК-22: З.4
Содержание раздела Тема 1.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи
Периодизация развития логопедической помощи в России. Направления организованного оформления и развития системы логопедической помощи в стране.
Тема 1.2 Система логопедической помощи в России на современном этапе. Совокупность взаимодействующих структур, в которых оказывается логопедическая помощь в стране. Направления логопедической помощи. Образование лиц с нарушениями речи в Российской Федерации. Преемственность в работе образовательных организаций. Логопедическая помощь лицам с нарушениями речи в учреждениях здравоохранения. Преемственность в работе учреждений здравоохранения, социальной помощи и образовательных организаций.
План лекций
План семинарских занятий
Баллов
2. Составление схемы «Становление в России системы образовательных учреждений для детей с нарушениями речи».
Баллов
3. Аннотирование литературы по теме: «Становление логопедической помощи лицам с нарушениями речи»
5 баллов
Тема I .2 Система логопедической помощи в России на современном этапе (6 часов)
1. Составление схемы по теме ««Диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие логопедической помощи»».
5 баллов
2. Обзор материалов сайтов по проблеме «Преемственность в работе образовательных организаций в вопросах оказания логопедической детям с нарушениями речи».
Баллов
3. Составление схемы по теме «Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций по оказанию помощи лицам с нарушениями речи»
Баллов
1. Контрольная работа по разделу 1.
Баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
наименование оценочного средства
1. Составление схемы «Основные периоды становления и развития логопедической помощи в России».
2. Участие в коллоквиуме
3. Составление схемы по теме ««Диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие логопедической помощи»».
4. Реферат по теме «Развитие и совершенствование системы логопедической помощи в России».
1. Контрольная работа по разделу 1.
4. Аннотирование литературы по теме: «Становление логопедической помощи лицам с нарушениями речи»
5. Участие в коллоквиуме
6. Эссе по теме «Становление специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях медицинских профилей»
7. Реферат по теме «Становление специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях образования».
8. Контрольная работа по разделу 1.
1. Составление схемы по теме «Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций по оказанию помощи лицам с нарушениями речи»
2. Участие в коллоквиуме
3. Обзор материалов сайтов по проблеме «Преемственность в работе образовательных организаций в вопросах оказания логопедической детям с нарушениями речи»
4. Контрольная работа по разделу 1.
Раздела 1 Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения (48 часов) | |||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПК-4: В.1; ПК-5: З.2; У.2; В.3 ПК-17: З.3; У.3; В.4 ПК-22: У.4; В.5 | |||||
Содержание раздела Тема 2.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях Организация и содержание логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях. Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ДОО для детей с нарушениями речи. Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Организация и содержание логопедической помощи в образовательных организациях. Основные документы, регламентирующие коррекционно-педагогический процесс в ОО для детей с нарушениями речи. Задачи, содержание и формы организации коррекционно-образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Организация и содержание логопедической помощи в организациях дополнительного образования. Организация и содержание логопедической помощи в центрах психолого-медико-педагогического сопровождения и в центрах психолого-медико-педагогического консультирования. Баллов 2. Эссе по теме «Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях Челябинской области» Баллов 3. Составление таблицы по теме «Методические принципы логопедического воздействия». 10 баллов 4. Аннотирование методических пособий по теме «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Баллов Тема II .2 Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения (14 часов) 1. Аннотирование научно-исследовательских работ по теме «Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в учреждениях здравоохранения» 5 баллов 2. Аннотирование научно-исследовательских работ по теме «Логопедическая помощь лицам с локальными поражениями головного мозга в учреждениях здравоохранения» 5 баллов 3. Аннотирование нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и содержание логопедической помощи лицам с нарушениями речи. Баллов 4. Контрольная работа по разделу 2. Баллов | 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Организация в России логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи» 5 баллов 2. Эссе «Логопедическая помощь лицам с заиканием в учреждениях здравоохранения» 7 баллов 3. Составление схемы «Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения». 5 баллов 4. Составление мультимедийной презентации «Виды обучения детей с нарушениями речи» 5 баллов | ||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | ||||
ПК-5: З.2; знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи ПК-17: З.3; знать методические аспекты определения содержания логопедической помощи лицам с нарушениями речи | 1. Составление мультимедийной презентации «Виды обучения детей с нарушениями речи» 2. Участие в дискуссии 3. Эссе по теме «Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в Челябинской области» 4. Контрольная работа по разделу 2.
| ||||
ПК-5: У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи ПК-17: У.3 уметь определять диагностические и прогностические показатели речевого и неречевого развития лиц с нарушениями речи ПК-22: У.4 уметь реализовывать психолого-педагогический подход к коррекции, образованию и воспитанию детей с нарушениями речи различного генеза | 1. Эссе «Логопедическая помощь лицам с заиканием в учреждениях здравоохранения» 2. Участие в дискуссии 3. Аннотирование научно-исследовательских работ по теме «Организация в России логопедической помощи лицам с локальными поражениями головного мозга в учреждениях здравоохранения» 4. Аннотирование научно-исследовательских работ по теме «Организация в России логопедической помощи детям с нарушениями речи в учреждениях здравоохранения» 5. Контрольная работа по разделу 2.
| ||||
ПК-4: В.1; владеть навыками установления межличностных отношений; ПК-5: В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи ПК-17: В.4 владеть навыками применения знаний специальной педагогики и специальной психологии в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи ПК-22: В.5 владеть методами и приемами воспитания и обучения детей с нарушениями речи в учреждениях разного вида | 1. Составление схемы «Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения». 2. Участие в дискуссии 3. Обзор материалов сайтов по проблеме «Организация в России логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи» 4. Контрольная работа по разделу 2. | ||||
Максимальное количество баллов по дисциплине 92 балла, работа на практиеских занятиях – 105 баллов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Логопедия: учеб. для пед.вузов /ред. Л.С. Волкова.-Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.:Владос,2009
2. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс] : сборник аналитических и научно-методических материалов / Л.Ф. Холоднова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский городской педагогический университет, 2011. — 90 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26484.html
3. Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.С. Шеховцова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 120 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66128.html
Дополнительная литература
4. Борозинец Н.М. Логопедические технологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. — 256 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62953.html
5. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме [Электронный ресурс] / М.А. Илюк. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2008. — 208 c. — 978-5-9925-0128-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44491.html
6. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс] : учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. — Электрон. текстовые данные. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 216 c. — 978-5-4214-0003-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13024.html
7. Лизунова Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условия дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] : электронное программно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. — 74 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32073.html
8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот [Электронный ресурс] / Л.В. Лопатина, М.В. Ковалева. — Электрон. текстовые данные. — М. : ПАРАДИГМА, 2014. — 160 c. — 978-5-4214-0030-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21234.html
9. Михеева И.А. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда [Электронный ресурс] : картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / И.А. Михеева, С.В. Чешева. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2009. — 256 c. — 978-5-9925-0344-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44460.html
10. Шеховцова Т.С. Формы логопедической работы [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.С. Шеховцова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 120 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66128.html
3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
11. Белякова Л.И., Логопедия. Заикание./Л.И Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: 1998.
12. Елецкая О.В., Организация логопедической работы в школе./ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: 2005.
13. Ефименкова Л.Н., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте./ Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.:1991.
14. Зуева Л.Н. , Настольная книга логопеда./ Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова – М.: АСТ: Астрель, 2005.
15. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 3.
16. Селиверстов, В. И. Практикум по дошкольной логопедии: [По спец. N 03.07.00 "Педагогика и психология (дошкольная)" / В.И. Селиверстов и др.] ; Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1988.
17. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: 2002.
18. Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание/О.А.Степанова.-М.:Форум,2009
19. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова, А.Р. Малле. – М.: АПК и ППРО, 2005.
20. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи – М.: Изд-во «Просвещение». – 2008.
21. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии./ М.КК. Шохор-Троцкая – М.: 2002.
22. Филичева Т.Б., Основы логопедии. /Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: 1989.
23. Черкасова, Е.Л. К организации преемственности обучения учащихся с нарушениями речи в различных типах учреждений / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2004. - № 5. - C. 27-34.
24. Черкасова Е.Л. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 4. - C. 22-28.
25. Черкасова, Е.Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах Российской Федерации / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2008. - № 1. - C. 85-90.
26. Чиркина, Г.В. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2007. – №5. – С. 12-29.
27. Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2009. - № 1. - C. 23-32.
28. Чиркина, Г.В. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях: [дошкол. логопед. учреждения] / Г.В. Чиркина // Дефектология – 2012 – №1.
29. Юртайкин В..В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи. / В.В. Юртайкин //Дефектология. – №2. – 1981.
30. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. / А.В. Ястребова – М.: 1997.
31. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии./ М.КК. Шохор-Троцкая – М.: 2002.
32. Филичева Т.Б., Основы логопедии. /Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: 1989.
33. Черкасова, Е.Л. К организации преемственности обучения учащихся с нарушениями речи в различных типах учреждений / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2004. - № 5. - C. 27-34.
34. Черкасова Е.Л. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 4. - C. 22-28.
35. Черкасова, Е.Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах Российской Федерации / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2008. - № 1. - C. 85-90.
36. Чиркина, Г.В. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2007. – №5. – С. 12-29.
37. Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2009. - № 1. - C. 23-32.
38. Чиркина, Г.В. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях: [дошкол. логопед. учреждения] / Г.В. Чиркина // Дефектология – 2012 – №1.
39. Юртайкин В..В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи. / В.В. Юртайкин //Дефектология. – №2. – 1981.
40. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. / А.В. Ястребова – М.: 1997.
41. Ястребова А.В.,. Учителю о детях с недостатками речи. / А.В. Ястребова , Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова – М.: 1996.
3.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
42. http://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система «IPRbooks»
43. http://elib.cspu.ru/xmlui; - Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ)
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
Шкалы оценивания
I : II : III : IV : V
1 : 3 : 5 : 7 : 9
I : II : III : IV : V
1 : 3 : 5 : 7 : 9
4:12: 20 : 28:36
Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:
1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
4.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:
1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа
Кy=n/m;
Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)
Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике
Второй этап - экзамен.
Вопросы к экзамену
1. Основные этапы развития логопедической помощи в России.
2. Особенности развития логопедической помощи лицам с нарушениями речи в к. IX н. XX в.в.
3. Особенности организации логопедической помощи лицам с нарушениями речи в начале XX века
Подготовка специалистов-логопедов в России в XX веке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Методические указания к организации деятельности студентов
Таблица 9
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: адаптация, госпитализм ранний, декомпенсация, коррекция, коррекционно-педагогическое воздействие депривация, логопедическое воздействие, перевоспитание, распад речи, фонопедия. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (5, 21). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Реферат | Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. |
Коллоквиум | Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Электронные учебники и учебные пособия.
2. Электронные ресурсы библиотеки.
3. Технологии проблемного обучения
Стандартный Russian Edition
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПД «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения»
утверждена «17_»_мая _2018_г.
Внесены изменения:
№ | Содержание изменения | Дата и № протокола заседания кафедры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ логопедической помощи В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Направление 44.04.03–Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования : магистратура
Направленность (профиль) : «Психолого-педагогическое сопровождение
лиц с нарушениями речи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………… 14
4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 23
6 ПЕРЕЧЕНЬ образовательных ТЕХНОЛОГИЙ.. 25
7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 26
8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 26
9 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Данная учебная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.
Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр); 1-го и 2го курсов по заочной форме обучения (1-й , 3-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».
Дисциплина по выбору «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 2 ЗЕТ аудиторная работа (28 часов: 10 часов лекционных занятий и 22 часа практических занятий) и самостоятельная работа студентов (40 часа), 1 ЗЕТ (36 часов) отводится на подготовку и сдачу экзамена.
На заочной форме обучения имеет трудоемкость 4 з.е. (144 часа). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 30 часов – практических занятий), 95 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса второго семестра и второго курса четвёртого семестра на заочной форме обучения.
При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Патопсихология», «Логопедия», «Специальная педагогика», «История логопедии».
При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области теоретических основ логопедии, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах методологии логопедии, основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, интернет-источниками, реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
В курсе «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения» рассматриваются особенности становления логопедической помощи в России и в регионе, теоретические и практические вопросы организации логопедической помощи населению в различных учреждениях.
Курс «Организация логопедической помощи в системах образования и здравоохранения» является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы логопедии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Информационные технологии в сопровождении лиц с нарушениями речи», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.
1.4. Цели и задачи дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования, направленной на формирование, коррекцию и совершенствование речи детей и взрослых;
Задачи дисциплины:
усвоить современные подходы к организации логопедической помощи населению в России; представления о работе логопеда в учреждениях системы здравоохранения;
систематизировать и обобщить знания об особенностях оказания логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях; о работе логопеда в образовательных учреждениях, о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования.
Содержание курса по выбору включает два раздела.
В первом разделе изучаются основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России; система логопедической помощи в России на современном этапе, преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.
Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения; организации и содержания логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях, структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ПК-4 готов к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач | З.1 знать структуру логопедической службы в России | У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению | В.1 владеть навыками установления межличностных отношений; В.2 способами организации логопедической помощи в учреждениях разного типа в рамах осуществления преемственности в их работе |
2. | ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения | З.2 знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи | У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи | В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Дневная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России | 4 | 0 | 6 | 14 | 24 |
1.1. | Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи | 2 | 0 | 2 | 6 | 10 |
1.2. | Система логопедической помощи в России на современном этапе | 2 | 0 | 4 | 8 | 14 |
2. | Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения | 6 | 0 | 16 | 30 | 52 |
2.1 | Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях | 4 | 0 | 10 | 16 | 30 |
2.2. | Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения | 2 | 0 | 6 | 14 | 22 |
Промежуточный контроль (экзамен) | 36 | |||||
ВСЕГО | 10 | 0 | 22 | 40 | 108 |
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Заочная форм обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России | 1 | 0 | 12 | 20 | 33 |
1.1. | Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи | 0 | 4 | 10 | 14 | |
1.2. | Система логопедической помощи в России на современном этапе | 1 | 0 | 8 | 10 | 19 |
2. | Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения | 1 | 0 | 12 | 10 | 19 |
2.1 | Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях | 1 | 0 | 8 | 10 | 19 |
Промежуточный контроль (зачёт) | 4 | |||||
Итого | 2 | 0 | 24 | 42 | 72 | |
2. | Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения | 4 | 0 | 6 | 53 | |
2.1 | Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях | 2 | 0 | 2 | 16 | 26 |
2.2. | Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения | 2 | 0 | 4 | 14 | 22 |
ё | Промежуточный контроль (экзамен) | 9 | ||||
Итого | 4 | 0 | 6 | 53 | 72 | |
ВСЕГО | 6 | 0 | 30 | 95 | 144 |
2.2 Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1
Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России (24 часа)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
ПК-4: З.1; У.1; В.2
ПК-22: З.4
Содержание раздела Тема 1.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи
Периодизация развития логопедической помощи в России. Направления организованного оформления и развития системы логопедической помощи в стране.
Тема 1.2 Система логопедической помощи в России на современном этапе. Совокупность взаимодействующих структур, в которых оказывается логопедическая помощь в стране. Направления логопедической помощи. Образование лиц с нарушениями речи в Российской Федерации. Преемственность в работе образовательных организаций. Логопедическая помощь лицам с нарушениями речи в учреждениях здравоохранения. Преемственность в работе учреждений здравоохранения, социальной помощи и образовательных организаций.
План лекций
План семинарских занятий
Тема I.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи
Кол-во часов: 2
План:
1. Этап возникновения и развития в России предпосылок становления системы логопедической помощи,
2. Этап становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях педагогического и медицинского профилей.
3. Этап развития и совершенствования системы логопедической помощи
Список литературы:
[1, 7, 12]
Дата: 2019-07-31, просмотров: 384.