Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гении творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же,— говорил В. И. Ленин в январе 1918 г.,— все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...». Культурно-воспитательная деятельность стала одной из важнейших функций Советского государства. Культурным строительством ведал Народный комиссариат просвещения. На руководящую работу в Наркомпрос партия направила своих видных деятелей, высокообразованных коммунистов — А. В. Луначарского, Н. К. Крупскую, М. Н. Покровского и других.
Культурное строительство начиналось в условиях войны, разрухи и голода. Среди старой интеллигенции произошел раскол. Лучшая ее часть поддержала Октябрьскую революцию и с энтузиазмом пошла, служить народу, Советской власти. А та интеллигенция, которая была тесно связана с буржуазией, заняла враждебную позицию и вступила на путь борьбы с Советами. Значительное число интеллигентов не сразу определило свою позицию и колебалось. Меньшевики и эсеры, пользовавшиеся влиянием среди части интеллигенции, подстрекали ее на борьбу с Диктатурой пролетариата.
Преодолевая большие трудности, Советское правительство осуществляло культурное строительство. Огромное внимание уделялось народному образованию, борьбе с неграмотностью. В стране безграмотной, говорил В. И. Ленин, построить коммунистическое общество нельзя. А в России более 2/з населения было неграмотным.
Через несколько дней после Октябрьской революции Наркомпрос опубликовал обращение, в котором провозгласил задачу — в кратчайший срок добиться всеобщей грамотности населения путем введения обязательного бесплатного обучения. В ведение Наркомпроса перешли все школы, в том числе частные. Пролетарское государство отменило плату за обучение. Большую заботу проявило Советское правительство о народном учителе. В конце 1917 г. учителям была значительно повышена заработная плата, среди них развернулась большая политико-воспитательная работа.
Советское государство превратило во всенародное достояние все очаги культуры: школы, клубы, библиотеки, театры, музеи, картинные галереи, — открыло свободный доступ в них всем желающим. В стране повсеместно при активной поддержке трудящихся развернулось строительство новых школ, клубов, изб-читален, библиотек.
Советское государство закрыло буржуазные газеты, которые вели контрреволюционную агитацию и пропаганду, сеяли смуту в народе. Большими тиражами начали издаваться сотни советских газет, игравших важную роль в политическом просвещении трудящихся масс. Созданы Государственное издательство и ряд других издательств, выпускавших политическую, научную и художественную литературу для народа.
Принимались энергичные меры к тому, чтобы привлечь ученых к хозяйственному и культурному возрождению страны. Лучшие представители русской науки: И. В. Мичурин, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский, И.М. Губкин и многие другие — горячо поддержали Советскую власть. Уже в марте 1918 г. Российская академия наук предложила Советской власти свои услуги по исследованию естественных богатств страны. В связи с этим В. И. Ленин написал «Набросок плана научно-технических работ», в котором выдвинул перед академией задачу возможно быстрее составить план реорганизации промышленности и экономического подъема страны, обратив особое внимание на электрификацию. На основе этих указаний развернулась большая научная работа.
Список литературы
1. Сахаров А.Н. «История СССР» - М., 1988
2. Струмилин С.Г. «Очерки экономической истории России» - М., 1960
3. Берхин И.Б., Федосов И.А. «История СССР: 9 класс» - М., 1977
4. Лукников И.Г. «История СССР» - М., 1990
5. Абдулаев Г.А. «Экономическое развитие СССР» - М., 1987
Дата: 2019-07-31, просмотров: 190.