ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бухгалтер-эксперт исследует хозяйственные операции, под­вергая соответствующему анализу документы, записи в счетных регистрах, а в отдельных случаях и акты документальных реви­зий, отчеты, показания обвиняемых и свидетелей, заключения экспертов в других областях знаний и прочие материалы дела. Стало быть, документы служат средством исследования предмета судебно-бухгалтерская экспертиза Это предопределяется тем, что, во-первых, в в бухгалтерском учете посредством документов осуществляется регистрация хозяйственных операций; во-вторых, документы служат одним из средств проверки и анализа хозяйственной деятельности предприятий, организаций и, в-третьих, в уголовно-процессуальном законодательстве документы являются источниками доказательств (см., например, ст. 69-88 УПК РФ).

В понятие “документ” в разных отраслях науки вкладывает­ся различное значение. Так, например, в бухгалтерском учете документ – это письменное свидетельство о фактическом совер­шении или о праве на совершение хозяйственной операции[29], в правоведении форма удостоверения юридических фактов[30]. В про­цессуальном праве термин "документ" понимается как вид ис­точника доказательств. Разнообразие понимания документа об­условлено прежде всего спецификой предмета и метода исследо­вания конкретной отросли науки и практики.

При изучении всей совокупности понятий можно видеть основные черты и таким образом дать понятие документа с точ­ки зрения судебно-бухгалтерская экспертиза Итак, документом следует понимать письменный акт, содержащий определенные реквизиты и отражающий хозяйственные операции или другие факты, с которыми закон связывает поступления экономико-пра­вовых последствий[31]. Т.е. документы предприятия являются но­сителями как экономической информации, поскольку посред­ством документов осущетвляется первичное соблюдение и реги­страция хозяйственных операций; так и юридической информа­ции.

Документ будет иметь доказательственное значение тогда, когда он облачен в установленную законодательством форму.

В процессе исследования материалов уголовного дела, представляющих собой различные виды документов, эксперт-бух­галтер должен четко в них ориентироваться. Этому поможет хо­рошее знание классификации документов. "Знание классификаций бухгалтерских документов поможет эксперту-бухгалтеру более осмысленно и логически стройно исследовать операции бухгал­терского учета"[32].

В этой связи все документы, имеющиеся в уголовном деле, с позиции правовой их классификации и значимости (доказа­тельственности) можно подразделить следующим образом: а) доброкачественны, т.е. обеспечивающие доказательственную си­лу, и недоброкачественные, т.е. не обеспечивающие силу; б) бухгалтерские; в) другие материалы дела.

Доброкачественный документ – это документ, который по форме и содержанию соответствует правилам, которые отражены в законодательстве и обеспечивает доказательственную силу. Эксперт-бухгалтер исследует только те документы, отражающие хозяйственные и финансовые операции, которые признаны следо­вателем (судом) доказательствами, т.е. должны отвечать тре­бованиям допустимости и относимости доказательств.

Допустимость доказательств означает строгое соблюдение процессуальных правил при сборе доказательств (законность доказательства), законность способов получения и закрепления фактических данных управомоченными на то лицами.

Относимость характеризует содержание доказательств и означает внутреннее, присущее доказательству, свойство, в силу которого сведения о данных (фактические данные), ис­пользуются для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыва­нию, имеют значение для правильного разрешения уголовного дела.

Судебный эксперт-бухгалтер самостоятельно проверяет со­ответствие фактам хозяйственных операций имеющие в деле све­дения о фактах, относящихся к предмету экспертизы, или до­стоверность исходных данных, на которых строится его иссле­дования, доступными ему способами экономического анали­за.

Объекты исследования и другие материалы дела, исследуе­мые экспертом-бухгалтером, включают в себя копии, ксероко­пии, вторые и третьи экземпляры документов, имеющие значение для дела и приобщенных к делу в качестве доказательств.

Недоброкачественным считается документ, который не отве­чает требованиям законодательства и не обеспечивает доказа­тельственный силы. Недоброкачественные документы можно под­разделить на недоброкачественные или по форме, по существу отраженных в них операции и комбинированные.

Приведенную классификацию документов можно рассмотреть в представленной схеме. Установление недоброкачественности до­кументов дает возможность эксперта-бухгалтера дать эксперт­ную оценку, а, следовательно, и суду – вскрыть незаконные операции.

В последующие время в банковской сфере участия хищения, совершаемые путем изготовления и ввода в финансовый оборот подложных банковских платежных документов. Например, в одних документах изменяется адрес получателя денег, другие вовсе не обеспечены средствами (поддельные авизо, расчетные чеки лимитированных книжек)[33].

 

     
 
Ïðîâåðÿåìûå äîêóìåíòû

 


Способ распознавания дефектных документов крайне разно­образны. Предусмотреть все виды злоупотреблений с документа­ми невозможно. Однако имеется ряд формальных признаков, ко­торые сами по себе не свидетельствуют о злоупотреблении, но вместе с тем должны привлечь к документу внимание следовате­ля и эксперта-бухгалтера и служить сигналом для проверки операции, которые оформлены им.

К таким признакам относятся:

1)отсутствие при исполнительном документе распоряжения, дающего основание на проверку этого документа;

2)отсутствие при распорядительном документе исполнитель­ного документа;

3)составление документа с нарушениями установленной фор­мы. Например, составление доверенности не по форме или не на стандартном бланке;

4)незаполнение реквизитов документа;

5)взаимное несоответствие отдельных реквизитов документа, например несоответствие наименования организации на штампе и в печати;

6)недооформление документа, например, отсутствие в нем подписей должностных лиц;

7)наличие на документах резолюций или разрешительных над­писей в таком количестве, какое не требуется при нор­мальном оформлении документа;

8)отсутствие при документах необходимых приложений, на­пример, при ведомости на выдачу заработной платы нет табелей;

9)суммарные несоответствия основного документа и приложе­ний к нему, например, к авансовому отчету документов о расходование средств;

10)расхождение в содержании нескольких экземпляров одного и того же документа;

11)подписание документов лицами, не имеющими на это пра­ва;

12)подделка подписей, наличие различного рода подчисток, неоговоренных исправлений текста и т.п.

Ни один из перечисленных признаков сами по себе не сви­детельствует о злоупотреблении, но должны привлечь внимание следователя и эксперта-бухгалтера к операции, которая оформ­лена таким документом. Всякий дефектный документ подлежит тщательной проверке путем анализа операции, которая оформле­на им.

 


Дата: 2019-07-31, просмотров: 272.