Организация конституционных (уставных) судов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эти суды небольшие по своему численному составу, который варьируется в пределах 5-10 судей (в республиках Дагестан, Марий Эл, Коми — пять; Кабардино-Балкарской Республике, Республике Саха (Якутия) — семь; Республике Адыгея — девять). В названных республиках численность Конституционного суда устанавливается Конституцией. В Конституциях республик Татарстан и Тыва предусматривается лишь должностной состав судей без указания их общего числа. Аналогично в уставах областей определяется состав Уставного суда Свердловской области и Судебной палаты Тюменской области[4]. Численный состав конституционных (уставных) судов в республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Татарстан, Тыва и Свердловской области установлен законами о них в пределах пяти-восьми судей (в республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Тыва и Свердловской области — пять, в Республике Татарстан — восемь).

Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей (республики Адыгея, Дагестан, Карелия, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика и Свердловская область). В составе конституционных судов республик Башкортостан и Коми имеется председатель, его заместитель и судьи, а в Конституционном Суде Республики Бурятия — председатель и судьи. Уставная палата Иркутской области имеет также в своем составе председателя, заместителя председателя и секретарная палата. В формировании конституционных (уставных) судов и других специализированных органов конституционного контроля, как правило, предусмотрено участие нескольких ветвей власти, представленных соответствующими государственными органами. Так Конституционная Палата Республики Адыгея образуется на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти (по три члена Палаты — от каждой). Для избрания судей Конституционного Суда Республики Тыва ее Президент, Председатель верховного Хурала, сообщество судей представляют Верховному Хуралу до трех кандидатур каждый. Все кандидатуры включаются в бюллетень для тайного голосования. В республике Татарстан половину персонального состава Конституционного Суда представляет парламенту — Государственному Совету его Председатель, а другую половину — Президент. На паритетных началах законодательным и исполнительным органам власти Ставропольского края образуется его Согласительная палата. По представлению высшего должностного лица субъекта региональным парламентом назначаются или избираются судьи конституционных судов республик Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми и уставных судов Московской и Свердловской областей. По проекту Закона об Уставном суде Тюменской области также предполагается избирать судей по представлению губернатора области. В республике Башкортостан и Свердловской области предложения высшему должностному лицу субъекта Федерации о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда вносят депутаты регионального парламента, судебные органы и органы юстиции субъекта Федерации, юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения, а в Свердловской области также и прокурор.

Неодинаково в субъектах Российской Федерации регламентируется порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря органа конституционного правосудия. В некоторых из них этот вопрос решается в конституциях либо уставах (в республиках Бурятия, Карелия, Тыва, Свердловской области), а в других — в Законах о конституционных судах (в республиках Адыгея, Дагестан, Коми, Мари Эл) либо в тех и других актах. Ими предусмотрено несколько процедур. В отдельных республиках и областях председатель, а также заместитель председателя и секретарь, где они имеются, избираются судьями из своего состава (в республиках Адыгея, Дагестан, Саха (Якутия), Свердловской и Иркутской областях). В Республике Татарстан Председатель Конституционного суда утверждается парламентом по предложению судей. В Республике Тыва по предложению членов Конституционного Суда и согласия Президента Верховный Хурал избирает Председателя Конституционного Суда Республики. В республиках Башкортостан, Карелия, Коми, Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике Председатели избираются региональными парламентами по представлению президентов (глав государств). В отдельных республиках при этом самим судьям предоставляется право избирать из своего состава заместителя председателя и секретаря конституционного суда (в Кабардино-Балкарской республике, республиках Карелия, Тыва) или только судью-секретаря (в республиках Башкортостан, Коми).

Так, Председатель, заместитель Председателя и секретарь Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) избираются сроком на пять лет при неограниченном сроке полномочий судей, а Председатель, его заместитель и член-секретарь Конституционной Палаты Республики Адыгея — на четыре года при сроке полномочий судей в 12 лет. Для заместителя Председателя и секретаря Конституционного суда Республики Коми установлен срок полномочий судей. В Конституционных Судах республик Башкортостан, Дагестан, Коми и Кабардино-Балкарской Республики ограничены сроки полномочий секретаря суда в пределах от 2 до 5 лет. В отдельных республиках предусматривается переизбрание некоторых из названных должностных лиц еще на один срок (в Республике Башкортостан). В Республике Тыва Председатель и другие должностные лица Конституционного Суда слагают свои полномочия перед вновь избранным Верховным Хуралом. Председатель Конституционного (уставного) суда наделяется определенными полномочиями по подготовке и созыву заседаний суда, организации его работы, руководству рабочим аппаратом, распределение обязанностей между заместителем, секретарем и судьями. В некоторых субъектах на председателя возлагаются и некоторые процессуальные права по возвращению обращений, не соответствующих закону, и по выдвижению требований о приостановлении процесса ратификации договоров, действия нормативных актов и актов правоприменительной практики (в республиках Башкортостан, Дагестан, Карелия, Саха (Якутия), Тыва, Кабардино-Балкарской Республике). Председатель Конституционного суда Республики Коми также представляет суд в отношениях с государственными и общественными органами и выступает от его имени с заявлениями.

В отличие от парламента, президента (главы республики или правительства), избираемых на установленный конституцией срок, полномочия конституционного суда во многих законах республики не ограничены каким-либо временем (республики Адыгея, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика). Срок полномочий Конституционных Судов республик Дагестан и Тыва определен в 10 лет.

Внутренней структуре конституционных (уставных) судов присуща простая организация: помимо административного подразделения, именуемого в одних судах аппаратом (республики Адыгея, Бурятия, Свердловская область), а в других — секретариатом (республики Карелия, Коми, Тыва) они не имеют других подразделений. Дела рассматриваются, как правило, всем составом суда на общих заседаниях при наличии предусмотренного закона кворума. Лишь в Республике Адыгея законом предусматривается, что конституционная палата рассматривает и разрешает дела в заседаниях в полном (девять членов) и неполном (пять членов) составах в зависимости от категории дел.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 185.