В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль.
Для того чтобы определить объем производства в краткосрочном временном интервале (период, недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее) существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, т.е. будет достигнут максимальный объем прибыли.
а) б)
Рис. 4. Выбор объема производства фирмой путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) доходов и издержек: TC – валовые издержки, TR – валовой доход, MC – идеальные издержки, MR – предельный доход.
Фирма будет сравнивать предельный доход и предельные издержки. До тех пор пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит увеличивать объем выпуска. Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.
Используя либо первый подход (сравнение валовых дохода и издержек), либо второй (сравнение предельных дохода и издержек), фирма выберет объем производства Q 0, который обеспечит ей максимальную прибыль.
Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль, однако лишь в точке Q0 эта прибыль будет максимальной. Именно при Q0 предельный доход будет равен предельным издержкам.
Сравнение предельных дохода и издержек является способом определения объема производства не только в условиях совершенной конкуренции. Как только прирост издержек начнет превышать прирост дохода, фирма перестанет производить дополнительную продукцию.
Однако, в краткосрочном периоде фирма может столкнуться с ситуацией убытков. В этих условиях поведение фирмы может быть двояким: либо она продолжит производство, несмотря на убытки, либо прекратит свою деятельность и закроется.
Если фирма предпочтет производить продукцию даже в случае возникновения временных убытков, ее задачей станет их минимизация. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции.
Производя продукцию в количестве Q 0 , при котором обеспечивается равенство цены и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена P 0 превышает минимальные средние валовые издержки.
Рис. 5. Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции.
Если предположить, что рыночная цена продукции упала до уровня P 1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, и выше минимума средних переменных издержек, то фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки.
Рис. 6. Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции.
Если рыночная цена снизится до уровня P 2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек, то фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат (аренда помещения, оборудования) и единственным выходом для нее станет прекращение производства.
Рис. 7. Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является
прекращение деятельности.
Выводы:
1. Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки или предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).
2. В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.
Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, - на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, рассмотрим пример.
Представим, что некая фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в таблице.
Выпуск продукции, тыс. ед. | Издержки | Цена, тыс. руб. | Доход | Прибыль, млн. руб. | ||
валовые, млн. руб. | предельные, тыс. руб. | валовой, млн. руб. | предельный, тыс. руб. | |||
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | 1000 1470 1890 2265 2600 2920 3230 3535 3850 4180 4535 4900 5280 5680 6105 6560 7040 7550 8090 8665 9275 | - 470 420 375 335 320 310 305 315 330 355 365 380 400 425 455 480 510 540 575 610 | - 500 498 496 494 492 490 488 486 484 482 480 478 476 474 472 470 468 466 464 462 | - 500 996 1488 1976 2460 2940 3416 3888 4356 4820 5280 5736 6188 6636 7080 7520 7956 8388 8816 9240 | - 500 496 492 488 484 480 476 472 468 464 460 456 452 448 444 440 436 432 428 424 | -1000 -970 -894 -777 -624 -460 -290 -119 38 176 285 380 456 508 531 520 480 406 298 151 -35 |
Предположим, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тяс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства:
Рис. 8. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D – спрос,
MR – предельный доход, MC – предельные издержки.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции.
Практическая часть.
Условия задания:
1) Расчетные характеристики функций спроса:
.
2) Предельные издержки типовой фирмы отрасли по 2 варианту с коэффициентом
.
3) Коэффициенты издержек расчетной фирмы (в сравнении с типовой фирмой отрасли):
.
4) Коэффициенты издержек производства монопольной фирмы по отношению к издержкам в условиях свободной конкуренции:
.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.