Исследование сновидений одновременно показывает человека, обращающегося к дальней стране своего детства, и человечество, поворачивающееся к своим истокам, пытающееся осознать миссию своего древнего наследства, свой филогенез. Но во всех случаях видящий сновидение воспринимает ту же психическую структуру — системы образов. Мысль сновидения, полагает Фрейд, не воспринимается в абстрактной форме, трансформироваться в в визуальные сцены — конкретные образы, придающие сновидению драматический характер и призванные, благодаря обилию "точек соприкосновения" с материалом сновидения, множить поток картин, которые конденсация облекает в несколько ограниченных, избранных форм. Этому разнообразию прекрасно способствует слово в своем конкретном виде — как звуковая форма и "как узел многочисленных представлений".
Переход к образу требует от сновидения известных ограничений; между скрытыми мыслями и явным содержанием действует, наряду с конденсацией и смещением, третий фактор, который Фрейд определяет как "рассмотрение системы образов через призму собственного психического материала сновидения, то есть чаще всего через визуальные картины ".[22]
Ирма — первый, почти символический персонаж Исследования сновидений Фрейда служит ему иллюстрацией."Все эти люди, — заключает Фрейд, — которых я обнаружил, исследуя эту "Ирму", сами не появились в сновидении; они растворились в "Ирме" из сна, ставшей в результате сводным образом, сформировавшимся из многочисленных противоречивых черт. Ирма представляет всех этих людей..."[23] Это касается и любого другого персонажа из сна, который является как бы собирательным психологическим образом. Аналитику предстоит долгая и тонкая работа, направленная на то, чтобы обнаружить, узнать, расшифровать и распределить отдельные элементы по их законным местам и первоначальным образам.
Реальные факты и события в сновидении часто заменяются символами. Символика сна оказывает большое впечатление на пытающихся ее интерпретировать и служит в ряде случаев ключом к сновидению. Придавая достаточно большое значение символам, Фрейд тем не менее подчеркивает их расплывчатость и общий характер и предостерегает от слишком прямолинейной интерпретации.
"Когда привыкаешь к многочисленным символам, использующимся для выражения сексуального материала в сновидении, начинаешь спрашивать себя, не похожи ли они на знаки, применяющиеся в стенографии для обозначения определенных вещей, и стараешься путем расшифровки выработать новый ключ к сновидениям. Следует отметить, что эта символика характерна не только для сновидения, ее можно обнаружить в любых бессознательных образах, в коллективных, особенно народных, представлениях: фольклоре, мифах, легендах, поговорках, пословицах, игре слов: там она представлена даже более полно, чем во снах".[24]
Фрейд полагает, что символика не только не упрощает толкование, "но даже осложняет его". Можно сказать, что в определенной мере интерпретации Фрейда развиваются против символики, аскетически отставляя в сторону возможность облегчения задачи, представляемую символами. "Перевод символов, — утверждает Фрейд, — является лишь второстепенной задачей".[25] Здесь находит отражение особая позиция Фрейда, имеющая большое методологическое значение. Он требует постоянно обращать внимание на все тонкости "контекста" сновидения, поскольку "только он дает точное понимание". Направляя интерпретацию по пути одного анализа символов, мысли и образы сновидения приводятся к общему знаменателю, генерализуются, что связано с риском уменьшить выразительность проявлений конкретной личности, неповторимой исторической ситуации, лишить анализ его необыкновенного индивидуального колорита.
В противоположность многим традиционным попыткам анализа, пытающимся рассматривать индивидуальное сновидение как массу общих символов, что придает ему универсальный характер. Метод Фрейда стремится заставить работать символы в контексте, если можно так выразиться, языка сновидения, объединять их в серии, служащие для разъяснения событий индивидуальной, ни на что не похожей истории. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную, или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением и дает ценные результаты только в сочетании с ней.
После того как мы, по словам Фрейда, "наметили все ограничения", можно рассмотреть спектр символов, выбирая из предложенных им длинных серий некоторые наиболее показательные примеры.
Человек в целом | Дом |
Мужчина | Дом с гладкими стенами |
Женщина | Дом с выступами, балконами |
Родители | Король, королева плюс испытываемое чувство почтения |
Дети, братья, сестры | Маленькие звереныши, паразиты |
Рождение | Вода, какое-либо отношение к воде - входить в воду, выходить, спасать |
Умирание | Отъезд, поездка |
Смерть | Различными неясными, как бы нерешительными намеками |
Нагота | Одеждой и форменной одеждой |
По сравнению с перечисленными объектами объекты из области сексуальной жизни представлены чрезвычайно богатой символикой. При этом обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны.
Психоанализ не видит причин для скрывания и для намеков, не считает нужным стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и пристойно все называть своими настоящими именами:
Мужские гениталии | Символически важное число 3, сложные механизмы |
Мужской член | Длинные и торчащие вверх предметы - палки, зонты, шесты, деревья, горы и т.д.; Предметы, имеющие свойство проникать внутрь и ранить - ключи, кинжалы, копья, огнестрельное оружие; Предметы, из которых льется вода - краны, лейки, фонтаны и т.д.; Предметы, вытягивающиеся в длину - выдвигающиеся карандаши, раздвижные лампы и т.д.; Предметы, поднимающиеся вопреки земного притяжения - воздушные шары, аэропланы, дирижабли и т.д. |
Эрекция | Полеты видящего сон |
Менее понятные мужские символы | Пресмыкающиеся, рыбы, шляпа, пальто, рука, нога. |
Женские половые органы | Все предметы, ограничивающие полое пространство, способные что-то принять в себя - шахты, пещеры, сосуды, коробки, чемоданы, банки, карманы, ящики, шкатулка для украшений, замoк; Судно, шкафы, печи, комнаты, двери, ворота; Материалы - дерево, бумага, предметы из этих материалов - столы, книги; Животные - улитка, раковина; цветы, цветение; Строения - церковь, часть тела - рот, ландшафт с лесом, садом и водой |
Гениталии вообще | Маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь |
Волосы на гениталиях | Лес, кустарник |
Грудь | Плод, фрукты - яблоки, персики |
Любимые лица | Драгоценности, сокровища |
Половое наслаждение | Сладости |
Самоудовлетворение | Игра, игра на фортепьяно, скольжение, скатывание, срывание ветки |
Кастрация | Выпадение или вырывание зуба,стрижка волос,облысение,обезглавливание |
Грубые желания, страсти | Дикие звери |
Половой акт | Ритмическая деятельность - танцы, верховая езда, подъемы (по лестницам и т.д.), угроза оружием; Переживания, связанные с насилием - быть задавленным. |
Благодаря этим параллелям к символике сновидений можно также оценить характерную особенность психоанализа, благодаря которому он становится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, с языкознанием, с фольклором, психологией народов и религиоведением. Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или по крайней мере правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.
Таким образом, цепочки, четки символов, которые несет с собой сон, могут вытягиваться бесконечно, но их соответствие конкретным предметам остается всегда двусмысленным, поскольку в последней инстанции сам сон с его глубинными течениями, определяет смысл, углубляет его или делает более детальным, расширяет или переворачивает с ног на голову, превозносит или сводит на нет; сновидение определяет символ, а не символ — сновидение. Особой чертой образов и символов сновидения является то, что они чрезвычайно насыщены эмоциями. Фрейд специально привлекает наше внимание к этому важному эмоциональному опыту, предоставляемому сновидением: "Скорее через свой эмоциональный фон, чем через репрезентативное содержание, — уточняет он, — сон представляет для нас психологический опыт".[26] Это суждение даже слишком осторожно; на основе личных сновидений каждого можно пойти в своих выводах дальше: в этом случае сон предстанет как момент полного эмоционального освобождения, игры эмоций, находящей разрядку в себе самой, внутренний опыт, вибрации которого продолжаются и в период бодрствования, вызывают тонкую, гармоничную музыку, поддерживающую жизнь, и благодаря ей мы получаем силы для осуществления своих самых сложных действий.
В распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, знание символики не осознается в состоянии бодрствования и относится к его бессознательной духовной жизни. Символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.Символика в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.
Цензура сновидения.
Пропуск, модификация, перегруппировка материала - таковы действия цензуры сновидения и средства его искажения. Нельзя понимать выражение цензуры слишком буквально в виде некоего цензора. Это - удобный термин для обозначения динамического отношения. Усилия перейти от элемента сновидения к его бессознательному натолкнулись на сопротивление, которое различается по своей величине - в одних случаях оно огромно, в других незначительно. То, что при толковании проявляется как сопротивление, теперь в работе сновидения выступает его цензурой.
Тенденции, против которых направлена цензура - те, которые по своей природе безусловно достойны осуждения, неприличны в этическом, эстетическом, социальном отношении, это явления, о которых не смеют думать или думают с отвращением. Эти отвергнутые цензурой желания являются прежде всего проявлением безграничного беспощадного эгоизма. И действительно, собственное Я в любом сновидении играет главную роль. Свободное во сне от всех этических уз Я идет навстречу всем притязаниям влечений, в том числе и таким, которые давно осуждены нашим эстетическим воспитанием и противоречат всем этическим ограничительным требованиям. Стремление к удовольствию (либидо) беспрепятственно выбирает свои объекты и охотнее всего именно запретные. Безудержно может проявляться также ненависть. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада.
Сила искажения тем больше, чем хуже отвергаемое цензурой желание и чем больше в это время требование самой цензуры. Искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся в нас время ночью во время сна.. Видевший сон отвергает их во многих случаях.
Желания сновидения, которые нарушают наш сон, нам неизвестны, мы узнаем о них только из толкования сновидений; их можно поэтому назвать бессознательными в данное, после того как узнал о них благодаря толкованию. таким образом мы готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых человек вообще ничего не знает. Сновидение испытывает деформирующее влияние внутренней цензуры: если сновидение кажется нам непонятным и абсурдным, то это потому, что его образы, как и все элементы бессознательного, находятся под влиянием, по словам Фрейда, "цензуры", общей функции, действующей при переходе от одного состояния к другому, а особенно от бессознательного к сознательному. Не имея такого резкого и непримиримого характера, как в период бодрствования, цензура в определенной степени оказывает свое давление на последовательность образов сновидения, манипулирующих информационные сообщения так, что они становятся неузнаваемыми: слова, фразы, целые параграфы изымаются, появляются самые неожиданные связи и удивительные последовательности фактов. Нелегко с точностью установить, каковы психические механизмы цензуры и какой властью они располагают.
Цензура по-разному функционирует и производит различные эффекты на разных уровнях психики; она может опираться на то, что сохранилось во сне от бдительности Я, или искать источники в бессознательных проявлениях Сверх-Я, то есть в более глубоких пластах, в противодействии влечения к смерти и влечения к жизни. Но в целом трудно себе представить часть психики, которая даже во время самого глубокого сна оставалась бы полностью неподвластной деформирующему воздействию цензуры. Цензура не является единственным фактором, вызывающим искажение сновидений.. Для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках. Повторение многих похожих случаев дает основание обнаружить следующий вид отношений между элементами сновидения и его скрытым содержанием, в дополнение к вышеперечисленным. Такое постоянно повторяющееся отношение называется символическим, сам элемент сновидения символом бессознательной мысли сновидения.
6.Исполнение желаний
З.Фрейд пишет о том, что сновидения являются осуществлением скрытых желаний, он выделяет несколько видов:
Сновидения об удобстве:”cновидение заступает на место поступка,который должен был совершен в жизни”[27]
Сновидения страха. Фрейд высказывает мысль о том,что неприятные сновидения, после их толкования также окажутся осуществлением желаний. По своей структуре сновидения страха являются скрытыми искажёнными желаниями. Другим мотивом неприятных снов являются мазохисткие компоненты психики. Иногда сновидения страха можно рассматривать как невротические проявления.
Есть несколько причин побуждающих проявление желаний в сновидениях:
a) Желания пробуждаются днём, но из-за внешних обстоятельств не удовлетворяются
b) Желания пробуждаются днём, но подавляются человеческим сознанием.
c) Желания не относящиеся к периоду бодрствования, пробуждающиеся из бессознания.
Работа сновидения стремится к устранению нарушающего сон душевного раздражения при помощи исполнения желания. Искаженные сновидения мы смогли рассматривать с тех же позиций, что и инфантильные. Почти все сновидения являются детскими, работают с детским материалом, с детскими душевными явлениями и при помощи детских механизмов. В искаженных сновидениях исполнение желания не так очевидно, его надо распознать. Желания таких сновидений - запрещенные, отвергнутые цензурой.
Следует упомянуть о проблеме аффектов в сновидении. Оказывается, что работе сновидения намного труднее изменить в нужном смысле аффекты, чем содержание. Получается , что работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей сновидения в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект проявляется в неизмененном виде. В таких сновидениях аффект совершенно не соответствует явному содержанию. Аффекты всегда обоснованы и не менее значительны, чем при бодрствовании.
Но о видевшем сновидение нам известно, что он относится к своим желаниям особо. Он отвергает их, подвергает цензуре, одним словом, не терпит их. Таким образом, исполнение желания может доставить ему не наслаждение, а противоположное чувство. Страшное сновидение часто является неприкрытым исполнением такого желания. Возникающий страх является признаком того, что вытесненное, отвергаемое желание оказалось сильнее цензуры, что, не смотря на нее, оно все-таки пробилось к исполнению. Вместо цензуры появляется страх. Страшное сновидение обычно ведет к пробуждению; сон прерывается , прежде чем вытесненное желание пробьется через цензуру к своему полному исполнению.
В самом обычном случае "желание" в сновидении является результатом конкретной органической потребности: сильная жажда или потребность в мочеиспускании во время сна берутся на вооружение картинами сновидений, пока они не реализуются физиологически.
У желания, действующего в сновидении, особые свойства: речь идет прежде всего о желании, сталкивающемся с сопротивлением, препятствиями, оппозицией своего Я, сознания, требований морали и общества, не имеющем в период бодрствования никакого пути к удовлетворению. Это желание "тормозится", отбрасывается сознанием, но действие его при том не ослабевает, оно даже начинает производить значительно большее давление в другой области психики — в "бессознательном''.
Огромный интерес этого желания в сновидении заключается в том, что он вводит нас в ту ''другую сцену", где наблюдается появление необычных фигур, ситуаций, связанных с детством или глубокой древностью, возникновение оригинальных взаимоотношений и процессов. Положение об исполнении желания должно обогатиться более точными характеристиками и выглядеть так:
"Сновидение представляет собой (скрытое) исполнение (подавленного, заторможенного) желания".[28] Формулируя таким образом связь между сном и желанием, Фрейд подчеркивает ведущую роль процесса торможения и одновременно указывает на работу по смене облика, осуществляемую сновидением; в этом, согласно Фрейду, заключается "суть сновидения". Во время сна сознание ослабляет свое давление, теряет репрессивную, тормозящую способность, и заторможенные процессы пользуются этим, чтобы набраться сил, вернуться к своим функциям, постараться занять поле психики. Но при этом они должны удовлетворять некоторым постоянным требованиям психики: кроме того, что они должны быть представительными в социальном и моральном плане, то есть не восстанавливать против себя остатки бдительности субъекта и не слишком раздражать подсознательные же силы сверх-Я, они должны быть представлены, то есть обрести формы, одеяния или маски, в которых будет заключаться пластическое решение образов
7.Архаизм и инфантилизм сновидения.
Скрытые мысли - это ни что иное, как известные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования. Происходит возврат к тем состояниям нашего интеллектуального развития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическому отношению.
Доисторическое время, к которому нас возвращает сновидение, двоякого рода: во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другой стороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образом вкратце повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическое время также филогенетическое. Так, например, символическое отношение, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основание считаться филогенетическим.
Однако, это не единственная архаическая черта сновидения. Всем известен из собственного опыта факт странной амнезии детства. Первые годы жизни до пятого, шестого года не оставляют в памяти следов, в отличие от более поздних переживаний. При этом в памяти всплывают отдельные, хорошо сохранившиеся, большей частью наглядные воспоминания, часто настолько банальные и незначительные, что остается только удивляться, почему именно эта деталь избежала забвения. И, все-таки эти воспоминания и есть самые важные, но подвергшиеся уже знакомым процессам сгущения и особенно смещения, из-за которого они приобретают свойство незначительности.
Эти впечатления никогда по-настоящему не забываются и именно к ним жизнь во сне умеет находить доступ. Таким образом, эта возможность распоряжаться забытым материалом детских лет является другой архаической чертой сновидения.
Побудителями сновидений являются злобно-энергичные и безудержные сексуальные желания, сделавшие необходимыми цензуру и искажение сновидений. Эти желания происходят из прошлого, часто очень недалекого, когда они были известны и осознанны.
Остановимся на желаниях устранения, которое в большинстве случаев можно объяснить неограниченным эгоизмом видевшего сон. Всякий раз, когда кто-нибудь встает у нас на пути - а как часто это случается в сложных жизненных отношениях,- сновидение тут же готово его убить, будь то отец, мать, кто-то из братьев и сестер, партнер по браку и т.п.
Но если нам указывают на то, что истоки таких желаний надо искать в прошлом, то вскоре мы открываем период индивидуального прошлого, когда такой эгоизм и такие желания даже против самых близких совсем не удивительны. Именно таков ребенок в те первые годы, которые позднее окутываются амнезией, он часто обнаруживает эти резкие проявления эгоизма, постоянно дает почувствовать явную предрасположенность к нему. Ребенок прежде всего любит самого себя и только позднее учится любить других, жертвовать частицей своего Я ради других. Он фактически на эгоизме научился любви.
Повседневное наблюдение показывает, как часто чувства между родителями и взрослыми детьми не соответствуют поставленному обществом идеалу, сколько в них накопилось враждебности, готовой прорваться, если бы ее не сдерживало немного почтительности и нежных чувств. Мотивы этого общеизвестны и обнаруживают тенденцию отделить лиц того же пола, дочь от матери, отца от сына. Самый глубокий и постоянный мотив отчуждения, особенно между лицами одного пола, появляется уже в раннем детском возрасте. Это - соперничество в любви явно полового характера. Сын уже маленьким ребенком начинает испытывать особую нежность к матери, которую он считает своей собственностью, а отца воспринимает как конкурента, который оспаривает у него этот исключительное обладание, и точно также маленькая дочь видит в матери лицо, мешающее ее нежному отношению к отцу и занимающее место, которое она сама с удовольствием бы заняла. Такую установку Фрейд назвал Эдиповым комплексом.
Итак, когда за своими искаженными сновидениями находятся все эти извращенные желания, то это только означает, что сновидение и в этой области сделало шаг назад к инфантильному состоянию. Для сновидения доступен материал забытых детских переживаний; душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом, инцестуозным выбором объекта любви и т.д. еще продолжает существовать для сновидения, т.е. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно-неприятное ощущение, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Это страшно злое - просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни.
Регрессия работы сновидения не только формальна, но и материальна. Она не только переводит в примитивную форму выражения наши мысли, но и вновь оживляет все характерные черты нашей примитивной душевной жизни, прежнее могущество Я, первоначальные проявления сексуальной жизни, даже древнее достояние нашего интеллекта, если символическое отношение можно признать за таковое.
Давнее инфантильное, что когда-то самодержавно господствовало теперь причисляется к бессознательному, представления о котором теперь меняются и расширяются. Нечто, что происходит в нашей сознательной жизни и имеет ее признаки - мы называем это остатками дневных впечатлений,- соединяется для образования сновидения с чем-то другим из области бессознательного. Между этими двумя частями и разворачивается работа сновидения. В этом заключается самое глубокое понимание сущности сновидения.
Детские сновидения.
Если рассмотреть сновидения детей в возрасте до 4-5 лет. Они кратки, ясны, не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять. У взрослых также бывают сновидения, похожие на эти, так называемые, инфантильные.
Для таких сновидений всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня, объясняющее сновидение. Оно является реакцией душевной жизни на это впечатление дня
Таким образом, детские сновидения не бессмысленны: это понятные, полноценные душевные акты. Они не искажены, явное и скрытое в них совпадает, и - сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение неудовлетворенного желания. Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. При этом сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания. Имеется еще один класс неискаженных сновидений, вызванных в любом возрасте императивными потребностями тела: голодом, жаждой, сексуальной потребностью, т.е. являются исполнением желаний как реакция на внутренние соматические раздражения. Во всех других случаях искажение воздвигает на нашем пути преграды. Однако, на помощь приходит то, что открытые нами свойства детских сновидений являются общими и для всех остальных.
Источники сновидений.
З.Фрейд выделял несколько источников:
a) Внешнее чувственное раздражение.
b) Внутренее чувственное раздражение.
c) Внутренее физическое раздражение.
d) Чисто психическое раздражение.
Источником является переживание предыдущего дня. Данные источники являются лишь эмоциональной основой для сновидений.
· Свежее и психически ценное переживание, непосредственно передаваемое в сновидении.
· Несколько свежих переживаний, соединенных сновидением в одно целое.
· Несколько значительных переживаний, заступающих одновременно в сновидении.
· Внутреннее значительное переживание, замещающееся свежими безразличными сновидениями.
Инфантильные .
В сновидении могут найти в себе выражение впечатления ранних периодов жизни. Сновидения, имеющие элементы детства, носят повторяющийся характер; что снилось человеку в детстве, снится ему время от времени и впоследствии. Детские сновидения трудно выделить, так как сама память не может их вспомнить как детские.
Соматические.
В зависимости от глубины сна, соматические факторы могут влиять или не влиять на сновидения. Если во сне ощущаются неприятные соматические раздражения, то это используется для осуществления какого-либо подавленного желания. Раздражения объединяются с другими факторами сновидений, образуя их материал.
Типические. Существует много сновидений, испытываемых большинством людей в той или иной форме, имеющих один и тот же источник.
a)О смерти близких людей. Фрейд объясняет данные сновидения эгоизмом спящего, подсознательным желанием убрать соперника, комплексами Электры и Эдипа.
. Следует различать два вида:
-Во время сна и пробуждения люди испытывают реальные переживания
-Люди не испытывают скорби.
b)Об экзамене. Человеку снится сновидение об экзамене на аттестат зрелости, при чем спящего преследует провал. .”Всё это неизгладимые воспоминания о наказаниях ,которые мы претерпеваем в детстве за совершённые проступки”.[29]
c)Сновидения о наготе.
В сновидении обнаженный человек находится в присутствии других людей и при этом не испытывает чувство стыда. В других случаях сновидец испытывает чувство стыда ,пытается что-либо изменить, но не может. Люди, которых стыдится спящий , абсолютно безразличные к состоянию спящего. В детстве нет стыда перед наготой. Детство лишённое чувства стыда - это “рай”, к которому спящий возвращаемся во сне.
Пси-система сновидений.
В своих работах З.Фрейд приводит систему которая обеспечивает систему ,которая обеспечивает деятельность сновидений. Он назвал эту систему Y-системой и сравнивал её с рефлекторным аппаратом.
a) Пси-система имеет своё направление:от чувственного конца к моторному. Чувственная часть воспринимает внутреннее или внешнее раздражение , моторная осуществляет какое-либо психическое движение ,причем система восприятия выступает как основная.
b) В свою очередь чувственный конец подразделяется на две части:первая обеспечивает исключительно восприятие ,но не сохраняет его, вторая-отвечает за память. В моторной части З.Фрейд выделял предсознательную область.
c) Днем путь из предсознания в сознание закрыт ,а ночью сопротивление сознания ослабевает,что и приводит к возникновению сновидений.
d) Во время сна эмоции,раздражения из области сознания,памяти идут к чувственной части,где происходит образование чувственных образов ,проявляющиеся в сновидении. Но эти образы не соответствуют образам нашей памяти,т.к.они искажаются.З.Фрейд выделял два течения раздражения:прогредиентное(происходящее в бодрствовании) и реградиентное,являющееся основой сновидения.
Сны и телепатия.
Зигмунд Фрейд в своих работах также рассматривал взаимосвязь телепатии и сновидений. Хотя Фрейд лично не сталкивался с телепатическими снами ,но он допускал их существование основываясь на работах других психологов. Анализ телепатических сновидений можно выразить в следующих пунктах:
1) Телепатическая связь имеет бессознательную природу и связана с комплексом Эдипа и Электры.
2) Во время сна создаются благоприятные условия для телепатии.
3) Законы бессознательного влияют на телепатию, искажая и изменяя её.
4) Телепатия может спровоцировать определённое сновидение.
5) В сновидениях телепатия может восприниматься зашифровано.
6) Только наиболее сильные эмоциональные переживания способны телепатически передаваться.
7) Телепатическая связь происходящая днём, во время бодрствования, в дальнейшем искажается и проявляется в сновидениях. Она обрабатывается во время сна, фиксируется и трансформируется.
8) Телепатическая передача успешно проходят в тот момент, когда представление только ”всплывает” из сферы подсознательного.
Фрейд отрицает возможность вещих снов, приводя для несколько причин:недоступность в проявлении вещих снов, легковерность свидетелей, эмоции и фальсификация сновидца, простое совпадение эпизодов сна и жизни.
12.Царский путь...
В качестве внутреннего опыта, одновременно единственного и универсального, сновидение служит стратегической основой всего учения Фрейда. Сновидение является тем "правильным путем", который помогает воспринять — и активно использовать на практике— главные понятия и положения психоанализа, а, как подчеркивает Фрейд, "интерпретация сновидений — это царский путь, ведущий к познанию бессознательного в психической жизни". [30] Фрейдом предложена стройная психологическая концепция, иллюстрируемая многочисленными анализами "Толкования сновидений" и систематизированная в главе "Психология сновидения", основные положения которой необходимо выделить.
Сексуальность проявляется — пусть даже в виде "галлюцинаций" — в сновидениях во всем своем размахе и полиморфизме; эволюция либидо субъекта, начиная от внутриутробного периода и кончая генитальной стадией, осуществляется в сновидении через разнообразные извращения. Таким образом, сновидения создают наиболее выразительную картину сексуальности. Анализ Фрейда собственных сновидений открыл дорогу для самых смелых исследований. Описание эдипова комплекса наряду с другими представлено в "Толковании сновидений"; Фрейд пишет: "Возможно, мы все испытали по отношению к матери свое первое сексуальное влечение, а по отношению к отцу — первое чувство ненависти; об этом свидетельствуют наши сновидения".[31]
Они свидетельствуют в первую очередь о желании — этот термин проходит через всю работу Фрейда. "Толкование сновидении" — книга о желании потому, что Фрейд выводит его в ночные видения, в "исполнениях желания", но и потому, что заставляет нас чувствовать, ощущать необходимость постоянного воссоздания желания, психической работы, создающей его. Будучи вектором главного сексуального влечения, желание делает сексуальным любое сновидение только потому, что сновидение — это результат напряженного желания.
Фрейд многократно напоминал, что сновидение не целиком сексуально, желание содержит в себе и многое другое, в частности, влечения к агрессии и смерти, причем сновидение, в котором действует конденсация, соединение, аккумуляция может отделить их от сексуального влечения. "Я обнаружил, — отмечает он, — сновидения о смерти братьев и сестер, отвечающие нарастающей неприязни, у всех моих больных женщин".[32]
Теория торможения находит в сновидении убедительные иллюстрации, часто поражающие воображение. Ни один человек не способен избежать того, что с такой силой наступает на него, возникает внутри него вместе со сновидением. Заторможенные действия и эмоции, прерванные порывы, заблокированные мотивации и другие формы и воплощения заторможенного желания обретают в сновидении свободный полет, и простое внимание, обращенное на них индивидуумом, открывает путь к глубокому познанию. Анализ сновидения проходит различные пласты торможения, начиная от обычных, подавленных в период бодрствования действий, легко наблюдаемых в виде проявлений двойственности, до элементов торможения, связанных с детским опытом, которые, часто в большом количестве, возвращаются в сновидениях.
Подводя под сновидение со всеми его атрибутами принцип регрессии, Фрейд решительно поворачивает его к прошлому. "Детские впечатления" являются "главной движущей силой, формирующей любое сновидение", а детство человечества служит для сновидения "филогенетическим наследием". "Сон отражает прошлое, — делает он вывод в "Толковании сновидений", — так как в прошлом заключены все его истоки... Сновидение приводит нас в будущее, поскольку демонстрирует исполнение наших желаний; но это будущее, являющееся настоящим для видящего сон, благодаря непреходящему желанию моделируется в виде картины прошлого". [33]
При своей очевидной простоте и впечатляющих проявлениях, имеющих часто место в сновидениях, понятие регрессии слишком сильно диктует свои законы при аналитической работе. Через регрессию Фрейд достигает "истоков", а также разоблачить обманы и иллюзии, которыми прошлое обильно и с успехом снабжает человеческую психику.
Главная функция сновидения заключается в следующем: оно действует как фактор разделения человеческой действительности, как ночная картина, расщепляющая реальность на две составные части: ночь и день, сон и бодрствование, которые служат матрицей для многообразного проявления двойственности. Книга Фрейда о сновидениях содержит необходимые обоснования и в ряде случаев развивает замечательную серию дуализмов:
сознательное — бессознательное, процессы первичные — процессы вторичные, энергия свободная — энергия связанная, принцип удовольствия — принцип реальности. исследования больных истерией и неврозами позволили фрейду обосновать понятие бессознательного, но анализ сновидений явился "царским путем" для построения систематического, развитого, психологического (а не только клинического и философского) учения, стал его центральной осью. этот "царский путь"вполне популярен: каждую ночь всякий из нас вступает на него, совершая чудесные или страшные прогулки, бесконечные уходы и возвращения, сопровождающиеся неизбежным размежеванием между жизнью периода бодрствования, требующей действия сознательного, и жизнью сновидений с ее тайнами и властью бессознательного .
Две основные системы, составляющие психический аппарат бессознательное и сознательное-предсознательное, находятся в постоянной оппозиции. Фрейд объединяет процессы, действующие в сновидении (такие, как конденсация и смещение), под названием первичные процессы, характерные для бессознательного, тогда как вторичные процессы определяют аспекты сознательной психической деятельности.
Бессознательное характеризуется свободной энергией, быстрой циркуляцией очень подвижной энергии от одного представления к другому, что придает специфические черты системе образов сновидения; проявления связанной энергии, свойственной системе сознательного-предсознательного, более длительные, поддаются лучшему контролю и отвечают требованиям реальности.
После выхода "Толкования сновидений" Фрейд продолжает углублять свой дуализм и разрабатывать бессознательное. Два десятилетия спустя то, что было известно как первая топика Фрейда, объединяющая сознательное и бессознательное, претерпело важное изменение и пришло к другой системе организации психики — второй топике: Это, Я и Сверх-Я. (Таким образом, дуализм Фрейда пришел в своем построении к самодублированию, как это происходит, по его мнению, со многими сновидениями; в этом заключается чрезвычайно большое эстетическое значение данной системы, смысл и организация которой отражена в самой форме ее проявления). Как в структуре сознательное — бессознательное было зарезервировано место для предсознательного, так эти три новые формы сохраняют принцип двойственности, поскольку существует значительный разрыв между Эго, включающим в себя бессознательное, расширяя и усложняя его, и Я и Сверх-Я, имеющими совершенно иное качество, хотя и в них содержатся значительные ростки бессознательного, что определяет существенное взаимодействие между всеми тремя формами. Но во всем своем размахе дуализм Фрейда утверждается в гигантской драме, разыгрывающейся в человеке и во всей человеческой действительности между влечением к жизни, Эросом и влечением к смерти, Танатосом.
Картина сновидения, представленная Фрейдом, сложна и разнообразна: желание, галлюцинаторное удовлетворение, возвращение торможения, картины, аффекты, подвижность энергии, примитивные образы мыслей, детские структуры, филогенетическое наследство, незнание понятия "нет" и противоречий, предохранительные клапаны и т.д. Однако по сравнению с сознательной мыслью сон характеризуется слабостью и многими недостатками. Фрейд пишет: "Сновидение в своей работе не мыслит, не рассчитывает; в целом можно сказать, что оно не рассуждает, а удовлетворяется трансформированием".
Принцип средоточия сновидения, несущий в себе нечто важное, мощную силу деятельности сна, о которой становится известно все больше как о созидательной составляющей процесса, так и о тесных связях между воображением и рациональностью, — все это позволяет считать, что мысль сновидения занимает особое и существенное место. Это становится еще более ясным, если сравнить ее с сознательной мыслью: последняя в первую очередь репрезентативна, она является мыслью о чем-то, ориентирована на объект и внешний мир, который она адсорбирует и который адсорбирует ее. Ее можно назвать объективной, внешней и не принадлежащей самой себе. Мысль сновидения остается по ту сторону представления, выражающегося в потоке картин, она ориентирована на внутренний мир, то есть на себя, и полностью саму себя представляет. В этом таинственном повторе, характеризующемся формулировкой, "представляет саму себя", формируются зачатки субъекта. Мысль сновидения работает на субъект, служит той силой, которая создает ядро субъективности. Таким образом, помимо своей трансформирующей функции сновидение выполняет задачу по формированию, в полном смысле этого слова: в сновидении субъект обретает форму.
Речь не идет о том, чтобы устанавливать какое-либо подобие или даже совпадение между средоточием сновидения, постулированным Фрейдом, и тем, что может быть названо средоточием субъекта, зародышевым образованием, где берет начало субъективность. Но можно считать, что эти две гипотетические фигуры, связанные с наиболее таинственными проявлениями деятельности сновидения, имеют некоторую близость или точку пересечения. Сознательная мысль в своем изнурительном столкновении с внешним миром, который опустошает ее, обездвиживает, заставляет разрываться, делать исключения и ввергает в страшные и неразрешимые логические противоречия, — все это имеет так много общего с работой влечения к смерти — находит поддержку и пополнение в мысли сновидения, действующей в эротическом плане через объединение и вовлечение. Фрейд утверждает, что личность видящего сны распределяется на все персонажи, а также на объекты и предметы, появляющиеся в сновидении.
Остаточное Я сознания спящего дало множество персонажей сновидений, все они имеют один общий внутренний источник — сновидение.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 189.