Цель: Формировать умения и навыки систематизации теоретического материала при заполнении сводных таблиц с определением причин распространения лесных пожаров, определения элементов пожара и схематического обозначения, навыков определения классов пожарной безопасности в лесу, определения видов и разновидностей лесных пожаров по лесорастительным условиям
Задание:
1. Заполнить таблицу 11 пользуясь учебником «Тушение лесных пожаров» Щетинский Е.А.
2. Зарисовать схему лесного пожара
3. Дать определения элементам лесного пожара
4. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные причины лесных пожаров?
2. Дайте характеристику фазам горения лесных горючих материалов.
Форма контроля: Проверка правильности выполнения работы.
Таблица 13 - Причины распространения лесных пожаров
№ п/п | Название причины | Определение |
1 | Конвенция | |
2 | Излучение | |
3 | Проводимость | |
4 | Горючий материал | |
5 | Погодные условия: ветер | |
6 | Погодные условия: влажность | |
7 | Погодные условия: температура воздуха | |
8 | Время года | |
9 | Рельеф |
Схема пожара:
Определение элементов пожара:
1. Место возникновения пожара-
2. Тыл (пята) –
3. Левый, правый фланг –
4. Кромка пожара –
5. Выступ (язык) –
6. Впадина (карман) –
7. Фронт пожара –
Практическая работа № 19
Основные требования правил пожарной безопасности в лесах РФ
Цель: Формировать умения и навыки планирования своей деятельности, развитие мыслительных навыков: анализа, систематизации; составлять планы противопожарных мероприятий; назначать предупредительные мероприятия в зависимости от класса пожарной опасности, составлять план противопожарного обустройства территории.
Задание:
1. По правилам пожарной безопасности в лесах РФ заполнить таблицу 12
2. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Какую функцию выполняют правила пожарной безопасности в лесах?
2. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности?
Форма контроля: Проверка правильности выполнения работы.
Таблица 14 - Правила пожарной безопасности в лесах РФ
№ п/п | Вид нарушения правил | Для граждан | Для юридических лиц |
1. | Общие требования пожарной безопасности в лесах | ||
2. | Требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений | ||
3. | Требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы | ||
4. | Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог | ||
5. | Требования к пребыванию граждан в лесах |
Лесоводство
Практическая работа № 20
Дифференциация деревьев в лесу (Классификация деревьев по классам Крафта)
Цель: Изучение природного процесса дифференциации деревьев в лесу, определение класса дерева по степени развитости древостоя по классификации Крафта.
Задание:
1. Нанести на миллиметровку в масштабе размеры 10 деревьев по вариантам задач и определить класс каждого дерева по Крафту. При изображении деревьев показывать внешние контуры дерева, кроны соседних деревьев желательно на изображении показать, как взаимодействующие друг с другом.
Деревья вычерчиваются в следующих масштабах: высота 2 м = 1 см, диаметр ствола 4 см = 1 мм, протяженность и диаметр кроны 2 м = 1 см. Работа оформляется на отдельном листе стандартной бумаги и сдается преподавателю для проверки и защиты.
2. После выполнения графической части практической работы обучающийся письменно отвечает на следующие вопросы:
1. Дать лесоводственное объяснение неодинаковому положению
деревьев в древостое по росту и развитию.
2. По каким признакам дерева дается класс Крафта?
3. На каком этапе развития древостоев происходит в основном
дифференциация деревьев?
4. Изменяется ли класс Крафта деревьев в связи с их возрастом?
Таблица 15 - Условие задания
Вариант | № дерева | Высота, м | Диаметр на 1,3 м, см | Протяженность кроны, м | Диаметр кроны, м | Класс Крафта | |||
1 | 1 | 28,0 | 26,0 | 14,0 | 6,5 | ||||
2 | 27,0 | 28,0 | 13,0 | 6,0 | |||||
3 | 26,5 | 26,0 | 12,0 | 5,0 | |||||
4 | 13,0 | 16,0 | 5,0 | 2,0 | |||||
5 | 11,0 | 14,0 | 6,0 | 1,5 | |||||
6 | 29,0 | 30,0 | 15,0 | 9,0 | |||||
7 | 30,0 | 32,0 | 17,0 | 10,0 | |||||
8 | 32,0 | 34,0 | 15,0 | 8,5 | |||||
9 | 17,5 | 20,0 | 7,0 | 3,0 | |||||
10 | 19,0 | 22,0 | 7,0 | 4,0 | |||||
2 | 11 | 25,0 | 24,0 | 12,0 | 7,0 | ||||
12 | 24,0 | 20,0 | 10,0 | 6,0 | |||||
13 | 20,0 | 16,0 | 8,0 | 4,5 | |||||
14 | 12,0 | 16,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
15 | 11,0 | 14,0 | сухостой | сухостой | |||||
16 | 18,0 | 18,0 | 6,0 | 3,0 | |||||
17 | 23,0 | 28,0 | 10,5 | 5,0 | |||||
18 | 30,0 | 32,0 | 18,0 | 10,5 | |||||
19 | 31,0 | 36,0 | 20,0 | 11,0 | |||||
20 | 20,0 | 22,0 | 10,0 | 5,0 | |||||
3 | 21 | 14,0 | 18,0 | 6,0 | 2,0 | ||||
22 | 17,0 | 16,0 | 9,0 | 3,0 | |||||
23 | 19,0 | 20,0 | 11,0 | 4,0 | |||||
24 | 11,0 | 12,0 | 5,5 | 1,5 | |||||
25 | 12,5 | 16,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
26 | 20,0 | 22,0 | 10,0 | 6,0 | |||||
27 | 15,0 | 20,0 | 7,0 | 3,5 | |||||
4 | 28 | 16,0 | 16,0 | 8,0 | 3,0 | ||||
29 | 13,0 | 14,0 | 5,0 | 1,0 | |||||
30 | 17,0 | 20,0 | 8,0 | 2,5 | |||||
5 | 31 | 15,0 | 16,0 | 6,0 | 2,5 | ||||
32 | 11,0 | 12,0 | 3,0 | 1,0 | |||||
33 | 17,0 | 18,0 | 6,0 | 3,0 | |||||
34 | 22,0 | 20,0 | 12,0 | 6,0 | |||||
35 | 23,0 | 22,0 | 12,0 | 5,0 | |||||
36 | 16,0 | 14,0 | 7,0 | 2,0 | |||||
37 | 17,0 | 16,0 | 8,0 | 4,0 | |||||
38 | 19,0 | 16,0 | 9,0 | 3.0 | |||||
39 | 19,0 | 18,0 | 8,0 | 5,0 | |||||
40 | 20,0 | 22,0 | 10,0 | 5,0 | |||||
6 | 41 | 17,5 | 16,0 | 10,0 | 4,0 | ||||
42 | 17,0 | 16,0 | 10,0 | 4,0 | |||||
43 | 18,0 | 20,0 | 9,0 | 3,5 | |||||
44 | 14,0 | 14,0 | 7,0 | 2,5 | |||||
45 | 15,0 | 14,0 | 8,0 | 3,0 | |||||
- 46 | 16,5 | 18,0 | 8,0 | 3,5 | |||||
47 | 11,0 | 12,0 | 4,0 | 1,5 | |||||
48 | 10,0 | 12,0 | 3,0 | 1,0 | |||||
49 | 9,5 | 12,0 | 4,0 | 2,0 | |||||
50 | 7,0 | 10,0 | 2,0 | 0,5 | |||||
7 | 51 | 24,0 | 24,0- | 12,0 | 6,0 | ||||
52 | 24,0 | 24.0 | 10,0 | 4,0 | |||||
53 | 22,0 | 22,0 | 10,0 | 4,5 | |||||
54 | 20,0 | 20,0 | 6,0 | 2,5 | |||||
55 | 16,0 | 16,0 | 5,0 | 2,0 | |||||
56 | 24,0 | 24,0 | 11,0 | 4,5 | |||||
57 | 20,0 | 20,0 | 8,0 | 3,0 | |||||
58 | 24,0 | 24,0 | 10,0 | 3,5 | |||||
59 | 20,0 | 20,0 | 9,0 | 2,5 | |||||
60 | 28,0 | 28,0 | 13,0 | 5,0 | |||||
8 | 61 | 27,0 | 28,0 | 16,0 | 12,0 | ||||
62 | 25,0 | 26,0 | 14,0 | 9,0 | |||||
63 | 26,0 | 26,0 | 15,0 | 7,0 | |||||
64 | 25,5 | 24,0 | 14,0 | 6,0 | |||||
65 | 14,5 | 12,0 | 4,5 | 1,5 | |||||
66 | 11,0 | 10,0 | 3,0 | 1,0 | |||||
67 | 12,0 | 12,0 | 4,0 | 1,5 | |||||
68 | 16,0 | 14,0 | 7,0 | 2,5 | |||||
69 | 23,0 | 20,0 | 12,0 | 4,5 | |||||
70 | 24,5 | 22,0 | сухостой | сухостой | |||||
9 | 71 | 24,0 | 22,0 | 14,0 | 6,5 | ||||
72 | 23,0 | 24,0 | 12,0 | 5,5 | |||||
73 | 23,5 | 24,0 | 13,0 | 6,0 | |||||
74 | 24,5 | 24,0 | 14,0 | 6,0 | |||||
75 | 22,0 | 20,0 | 12,0 | 4,0 | |||||
76 | 23,0 | 20,0 | 13,0 | 4,5 | |||||
77 | 13,0 | 12,0 | 6,0 | 1,5 | |||||
10 | 78 | 16,0 | 16,0 | 7,0 | 2,5 | ||||
79 | 17,0 | 16,0 | 5,0 | 2,0 | |||||
80 | 20,0 | 22,0 | 9,0 | 3,0 | |||||
11 | 81 | 13,0 | 12,0 | 5,0 | 2,0 | ||||
82 | 14,0 | 14,0 | 6,0 | 2,5 | |||||
83 | 15,5 | 16,0 | 7,0 | 3,5 | |||||
84 | 14,0 | 16,0 | 6,0 | 3,0 | |||||
85 | " 12,5 | 12,0 | 5,0 | 2,0 | |||||
86 | 8,0 | 3,0 | 1,0 | ||||||
87 | 7,5 | 8,0 | 4,0 | 0,5 | |||||
88 | 8,5 | 8,0 | 3,0 | 1,5 | |||||
12 | 102 | 16,0 | 14,0 | 3,5 | 2,0 | ||||
103 | 22,0 | 24,0 | 6,6 | 2,5 | |||||
104 | 17,0 | 16,0 | 3,8 | 3,0 | |||||
105 | 24,5 | 28,0 | 7,2 | 3,5 | |||||
106 | 16,5 | 30,0 | 11,1 | 7,5 | |||||
107 | 10,5 | 12,0 | сухостой | сухостой | |||||
108 | 20,0 | 22,0 | 6,5 | 3,5 | |||||
109 | 17,0 | 16,0 | 3,8 | 3,0 | |||||
НО | 22.5 | 24,0 | 6,9 | 3,5 | |||||
13 | 111 | 20,0 | 22,0 | 6,5 | 3,5 | ||||
112 | 17,0 | 16,0 | 3,7 | 3,0 | |||||
113 | 22,5 | 24,0 | 7,0 | 3,5 | |||||
114 | 18,0 | 16,0 | 4,6 | 3,0 | |||||
115 | 25,0 | 28,0 | 8,3 | 4,5 | |||||
116 | 17,0 | 32,0 | 12,2 | 8,5 | |||||
117 | 11,0 | 12,0 | сухостой | сухостой | |||||
118 | 21,0 | 24,0 | 7,4 | 4,0 | |||||
119 | 17,5 | 10,0 | 4,5 | 3,0 | |||||
120 | 23,0 | 26,0 | 7,6 | 4,0 | |||||
14 | 121 | 18,5 | 18,0 | 5,2 | 3,5 | ||||
122 | 23,5 | 26,0 | 7,3 | 3,5 | |||||
123 | 16,0 | 30,0 | 11,2 | 7,5 | |||||
124 | 10,0 | 10,0 | сухостой | сухостой | |||||
125 | 20,0 | 22,0 | 6,3 | 3,5 | |||||
126 | 16,0 | 14,0 | 3,7 | 2,5 | |||||
127 | 21,5 | 24,0 | 6,9 | 3,0 | |||||
128 | 17,0 | 16,0 | 4,0 | 3,0 | |||||
129 | 24,0 | 28,0 | 7,2 | 3,5 | |||||
130 | 16,0 | 30,0 | 11,3 | 7,0 | |||||
15 | 131 | 10,0 | 12,0 | сухостой | сухостой | ||||
132 | 20,0 | 22,0 | 6,2 | 3,0 | |||||
133 | 16,5 | 16,0 | 3,3 | 2,0 | |||||
134 | 22,0 | 24,0 | 6,5 | 3,0 | |||||
135 | 17,5 | 16,0 | 4,5 | 2,5 | |||||
136 | 24,0 | 28,0 | 7,2 | 3,5 | |||||
137 | 16,0 | 30,0 | 11,1 | 7,5 | |||||
138 | 10,5 | 12,0 | сухостой | сухостой | |||||
16 | 139 | 20,0 | 22,0 | 6,3 | 3,0 | ||||
140 | 16,5 | 16,0 | 3,6 | 2,5 | |||||
141 | 21,0 | 20,0 | 9,0 | 4,5 | |||||
142 | 20,5 | 20,0 | 8,0 | 4,0 | |||||
143 | 19,0 | 18,0 | 7,0 | 2,5 | |||||
144 | 18,5 | 16,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
145 | 17.5 | 16,0 | 5,5 | 2,0 | |||||
146 | 20,0 | 18,0 | 8,5 | 3,5 | |||||
147 | 21,5 | 20.0 | 10,0 | 4,0 | |||||
148 | 12,5 | 10,0 | 5,0 | 1,5 | |||||
149 | 14,0 | 12,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
150 | 14,5 | 14,0 | 6,0 | 1,0 | |||||
17 | 151 | 20,5 | 20,0 | 8,5 | 4,0 | ||||
152 | 18,0 | 20,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
153 | 17,5 | 18,0 | 5,5 | 2,5 | |||||
154 | 11,5 | 12,0 | 3,5 | 0,5 | |||||
155 | 12,5 | 14,0 | 4,5 | 1,5 | |||||
156 | 16,5 | 16,0 | 4,5 | 2,0 | |||||
157 | 18,5 | 16,0 | 6,5 | 2,5 | |||||
158 | 12,0 | 12,0 | 3,0 | 1,0 | |||||
159 | 21,0 | 22,0 | 9,0 | 3,0 | |||||
160 | 20,0 | 20,0 | 8,0 | 2,5 | |||||
18 | 161 | 17,0 | 18,0 | 7,0 | 3,0 | ||||
162 | 18,5 | 18,0 | 8,5 | 3,5 | |||||
163 | 18,0 | 20,0 | 8,0 | 3,0 | |||||
164 | 16,0 | 18,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
165 | 10,0 | 8,0 | 4,5 | 1,5 | |||||
166 | 9,5 | 10,0 | 4,0 | 1,0 | |||||
167 | 14,0 | 12,0 | 4,5 | 1,5 | |||||
168 | 18,5 | 16,0 | 8,0 | 3,0 | |||||
169 | 19,0 | 20,0 | 8,5 | 4,5 | |||||
170 | 17,5 | 18,0 | 7,5 | 3,0 | |||||
19 | 171 | 16,5 | 16,0 | 7,5 | 5,0 | ||||
172 | 15,0 | 16,0 | 6,0 | 2,5 | |||||
173 | 14,5 | 14,0 | 5,5 | 2,5 | |||||
174 | 16,0 | 18,0 | 5,5 | 3,0 | |||||
175 | " 10,5 | 12,0 | 3,5 | 0,5 | |||||
176 | 8,5 | 8,0 | 3,0 | 0,5 | |||||
177 | 14,5 | 12,0 | 6,0 | 2,0 | |||||
178 | 15,5 | 16,0 | 6,5 | 2,5 | |||||
20 | 192 | 21,0 | 24,0 | сухостой | сухостой | ||||
193 | 19,0 | 20,0 | 8,0 | 2,5 | |||||
194 | 20,0 | 16,0 | 9,0 | 3,0 | |||||
195 | 10,0 | 8,0 | сухостой | сухостой | |||||
196 | 10,5 | 8,0 | 2,0 | 0,5 | |||||
197 | 15,5 | 16,0 | 5,5 | 2,5 | |||||
198 | 17,0 | 16,0 | 7,0 | 3,5 | |||||
199 | 18,0 | 16,0 | 7,0 | 3,0 | |||||
200 | 19,5 | 20,0 | 8,5 | 3,0 | |||||
21 | 201 | 14,5 | 16,0 | 4,5 | 2,5 | ||||
202 | 16,0 | 16,0 | 4,0 | 2,0 | |||||
203 | 15,0 | 16,0 | 4,0 | 2,0 | |||||
204 | 17,0 | 16,0 | 5,0 | 2,5 | |||||
205 | 13,5 | 12,0 | 3,5 | 1,0 | |||||
206 | 11,0 | 12,0 | 2,5 | 1,0 | |||||
207 | 16,5 | 20,0 | 4,5 | 2,0 | |||||
208 | 17,5 | 20,0 | 5,5 | 2,5 | |||||
209 | 18,0 | 20,0 | 6,0 | 3,0 | |||||
210 | 17,0 | 16,0 | 5,0 | 2,5 | |||||
22 | 211 | 15,5 | 16,0 | 5,5 | 2,5 | ||||
212 | 16,5 | 16,0 | 6,5 | 3,5 | |||||
213 | 17,0 | 20,0 | 5,0 | 2,5 | |||||
214 | 14,5 | 16,0 | 4,5 | 2,0 | |||||
215 | 20,0 | 20,0 | 8,0 | 4,0 | |||||
216 | 18,5 | 20,0 | 6,5 | 3,0 | |||||
217 | 17,5 | 20,0 | 5,5 | 2,5 | |||||
218 | 12,0 | 8,0 | 3,0 | 1,0 | |||||
219 | 16,0 | 16,0 | 4,5 | 2,5 | |||||
220 | 18,0 | 16,0 | 6,0 | 3,0 | |||||
Классификация Крафта
Деревья подразделяются на пять классов по степени господства и угнетённости:
I класс – исключительно господствующие, крупные деревья в древостое, с наиболее толстыми стволами и сильно развитыми кронами и вершинами; их высоты в 1,2–1,3 раза выше средней высоты древостоя; в чистых сосновых насаждениях занимают около 12 %;
II класс – господствующие, крупные деревья, образующие главное насаждение со значительными по росту стволами, с большими кронами равномерного развития; их высоты в 1,1–1,15 раз выше средних, плодоносят деревья хорошо; в чистых сосновых насаждениях составляют 25–40 %;
III класс – менее господствующие (согосподствующие), средние деревья с высотами 0,9–1,05 от средней высоты яруса, кроны их редки и неправильны по очертаниям; плодоношение составляет 0,33–0,35 от деревьев первого класса; в сосновых насаждениях присутствует 25–30 %;
IV класс – подчиненные, угнетенные, отставшие в росте деревья с тонкими стволами и слабыми неравномерно развитыми кронами, лишь частью кроны входят в общий полог насаждений. Деревья этого класса подразделяются на два подкласса:
IVa класс – слабые деревья, кроны (равносторонние) которых еще находятся в нижней части общего древесного полога, большей частью сжатые вершинами (10–15 %);
IVб класс – ослабшие деревья, кроны которых только своими верхушками входят в общий полог, верхняя часть кроны свободна, нижняя часть кроны отмирает (2–10 %);
V класс – отставшие в росте деревья ниже общего древесного полога.
Такие деревья подразделяются на два подкласса:
Va класс – деревья, имеющие редкую, однобокую, но еще живую крону, отмирающие и мертвые;
Vб класс – отмершие деревья, стоящие на корню (сухостой), 7–8 %.
Диаграмма по Крафту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геодезия
Наука об измерениях на земной поверхности, проводимых для определения формы и размеров Земли, изображения земной поверхности в виде планов, карт, профилей, для составления проектов и создания различных инженерных сооружений.
Известный ученый-геодезист В.В. Витковский так охарактеризовал геодезию: «Геодезия представляет одну из полезнейших отраслей знания; все наше земное существование ограничено пределами Земли, и изучать ее вид и размеры человечеству так же необходимо, как отдельному человеку – ознакомиться с подробностями своего жилья».
В практике лесного хозяйства приходится достаточно часто решать задачи построения плана местности. При этом используются различные методы геодезической съемки: аэрофотосъемка или наземная съемка. Использование аэрофотосъемки (равно как и материалов космической съемки) находит свое применение в основном при подготовке лесных картографических материалов – планшетов и лесохозяйственных планов при проведении базового лесоустройства. Наземная геодезическая съемка активно применяется в лесном хозяйстве при инженерных изысканиях трасс лесовозных дорог, подготовке планов лесовосстановительных работ, разработке планов рубок и подготовке отводов лесосек, оценке ущерба лесов в результате последствий стихийных бедствий.
Наиболее часто в повседневной лесохозяйственной деятельности
работникам лесхозов приходится иметь дело с геодезической съемкой, выполняемой методом обхода. Этот метод применяется при измерении, например, окружных границ лесосек и других контуров и заключается в обходе участка по ходу Рисунок 23 - Лесная буссоль часовой стрелки с измерением углов
поворота или направлений линий и их длины. В результате измерений по способу обхода получается замкнутый многоугольник с углами и сторонами, по которым на бумаге можно построить подобную фигуру. Как и много лет назад, так и сегодня основным угломерным инструментом в руках лесоводов продолжает оставаться буссоль.
Буссоль (франц. boussole) –геодезический инструмент для измерений внутренних горизонтальных углов участка, а также ориентирующих углов направлений сторон хода (азимутов и румбов). Основные области применения буссоли – это проведение топографо-геодезических работ, ориентировка планшета и определение склонения магнитной стрелки, выполнение топографической привязки объектов на местности. Буссолью выполняют работы, не требующие высокой точности: съемку внутриквартальной ситуации, привязку пробных площадей, отвод лесосек в рубку и т.д. При помощи этого прибора на местности измеряют азимуты или румбы направлений и горизонтальные углы между ними. Буссоль БГ-1 применяется при рекогносцировочных работах, глазомерной съемке местности, особенно в условиях закрытых лесных пространств, болот, рек. Классическая конструкция буссоли БГ-1 прошла испытание очень продолжительным сроком использования в лесном деле – более 30 лет Несмотря на столь почтенный возраст, эта буссоль и сегодня востребована.
Практическая работа 21
Дата: 2019-07-31, просмотров: 487.