РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современных условиях существует несколько основных направлений развития предпринимательства в сфере торговли в Украине.

1. Формирование эффективной конкурентной среды для субъектов торговой деятельности.

Создание конкретных условий для конкуренции в сфере торгового обслуживания населения требует ускорения развития новых форм торговли за счёт интенсивного привлечения к торговле как можно большего числа субъектов хозяйствования и существенного расширения типового и видового их различия, в частности таких перспективных организационных образований, как:

v группирование независимых магазинов по поводу совместной закупки и хранения товаров;

v «сцепленные» фирмы, которые объединяют независимые магазины под контролем и по инициативе оптовых предприятий;

v Многопрофильные фирмы со своей торговой стратегией; добровольные объединения предприятий.

2. Обеспечение хозяйственной надёжности и экономической конкурентоспособности каждого рыночного субъекта.

Снижению риска хозяйственной жизнеспособности предприятий в сфере торговли будут способствовать следующие меры:

v прямая интеграция производственной и торговой деятельности через сеть фирменных магазинов;

v непрямая интеграция промышленной и торговой сфер деятельности на контрактной основе, когда торговое предприятие обязывается реализовывать произведённую продукцию, а промышленное предприятие – предоставлять торговому субъекту ряд услуг, включая технологическое оснащение, проведение рекламных мероприятий, предоставление кредитов, обучение персонала пользованию приборами технически сложного ассортимента с обеспечением гарантийного и послегарантийного их обслуживания (техноторговые центры, высокомеханизированные предприятия по продаже строительных материалов);

v диверсификация (взаимопроникновение) разных видов предпринимательской деятельности торговых предприятий, когда функции торгового обслуживания покупателей дополняются смежными видами предпринимательства: посредническая деятельность в лизинговых операциях, страхование коммерческих соглашений, организация мастерских, ателье, техническое обслуживание реализованных товаров, организация центров деловой активности, фирменного производства потребительских товаров;

v интенсивное развитие торговли по каталогам, предварительным заказам и других прогрессивных форм торгового обслуживания населения, особенно в районах с низкой компактностью торговой сети или там, где её практически нет.

3. Предотвращение уменьшению или ликвидации некоторых социально важных, но малоприбыльных и неконкурентоспособных видов деятельности.

В системе государственных мероприятий по обеспечению защиты прав и интересов потребителей в сфере торговли первоочередной поддержки требуют:

v освоение экономически малоэффективных торговых зон (отдалённых мест проживания граждан, малозаселённых территорий, труднодоступных районов);

v торговля экологически чистыми видами продукции; привлечение на внутренний рынок товаров, на которые есть стабильный спрос;

v организация питания в учебных учреждениях, детских, лечебных, оздоровительных предприятиях, торговое обслуживание малообеспеченных и социально незащищённых слоёв населения;

v разработка и внедрение новых видов технологического оборудования для торговых предприятий.

4. Максимальная адаптация структурной и территориальной организации торговой сети к условиям конъюнктуры рынка и потребительского спроса.

Развитие видовой структуры торговой сети должно обеспечиваться не только за счёт расширения товарно-ассортиментной типизации и специализации торговых предприятий, но и за счёт углубления социальной дифференциации типов торговых объектов и создание на этой основе престижных и доступных магазинов, предприятий питания с разным ценовым уровнем и набором сопровождаемых услуг.

5. Усовершенствование планирования развития торговой сети на основе соединения принципов свободного предпринимательства и регулирования со стороны государственных органов исполнительной власти.

С одной стороны, следует учитывать интересы предпринимателей при выборе ими места размещения предприятия (торговой точки), которое создаётся, его профиль и товарный ассортимент, а с другой – местным органам нужно выходить из того, что торговая сеть – составная часть инфраструктуры каждого городского и сельского поселения. В связи с этим, необходимо поднять на более качественный уровень систему разработки, обоснования и утверждения перспективных планов развития и размещения торговой сети как неотъемлемого структурного элемента генеральных планов-схем развития городов, городских районов и сельских территорий.

Значение перспективных планов развития и размещения объектов торговли состоит в том, что они должны стать основой при проведении приватизации, перепрофилирования, расширении торговой сети, выделении земельных участков под застройку новых объектов торговли.

6. Создание чёткой системы защитных и ограничительных механизмов государственного регулирования развития сферы торговли.

Требуют разработки или обновления такие механизмы государственного регулирования как: государственные стандарты качества товаров, стандарты организации торгового обслуживания, стандарты плановых и технологических решений разных типов предприятий сферы торговли; квалификационные должностные характеристики работников; допустимые уровни концентрации торговой деятельности, правовые основы ограничения, недопущения и предотвращения монополистической деятельности в торговле, критические уровни импортных поступлений товаров на потребительски рынок, унификация учётных, договорных, отчётных документов, системы показателей статистической отчётности. Применение системы стандартов, нормативов, технических условий и правил в сфере торговой деятельности значительно увеличит надёжность коммерческих отношений между товаропроизводителями, продавцами и потребителями на всех этапах перемещения товаров, обеспечит соответствующую организацию торгового обслуживания потребителей.

7. Упорядочивание организации и внедрение коммерческого предпринимательства.

Улучшению торгового обслуживания населения, а также предотвращению разного рода нарушениям способствует более целенаправленный контроль и регламентация торговой деятельности, которая предусматривает:

v упрощение процедуры получения разрешительных документов на право проведения разных видов торговой деятельности;

v соблюдение всеми хозяйственными субъектами правил торговли и ведения предпринимательской деятельности;

v усиление контроля над поставкой в розничную торговлю качественной продукции отечественного и импортного производства;

v формирование инфраструктуры торговли, в том числе пунктов гарантийного обслуживания сложных технических товаров, пунктов проката изделий;

v укрепление материально-технической базы торговой сети, продовольственных и вещевых рынков, улучшение организации торгующих и покупателей, которые пользуются их услугами;

v упорядочивание «уличной» торговли в соответствии с правилами и технологическими требованиями по продаже товаров через мелкорозничные и передвижные сети.

Дальнейшее развитие коммерческого предпринимательства целесообразно осуществлять также путём:

v предоставления займов на приобретение, создание или расширение предприятий и пунктов продажи товаров в регионах приоритетного развития, сельской местности, свободных экономических зонах;

v финансирование участия в капитале больших фирм и в совершении инвестиционных проектов; предоставление мини-кредитов малым предприятиям;

v материально-технической поддержки субъектов торговой деятельности (передача в аренду помещений, торгово-технологического оборудования, контрольно-кассовых аппаратов, компьютеров на льготных условиях, содействие в поиске поставщиков и инвесторов);

v стимулирование развития услуг в сфере транспортировки, обработки грузов для повышения уровня транспортно-экспедиционного обслуживания потока грузов, сокращение ручного труда и более быстрого перемещения подготовленных для продажи партий товаров через торговую сеть.

В коммерческом предпринимательстве целесообразно развивать франчайзинг как одну из выгодных форм торгового сотрудничества между большими и малыми фирмами.

За границей франчайзинг чаще всего используется в сфере розничной торговли, в сети ресторанов и кафе быстрого обслуживания, отельном хозяйстве. Преимуществом франчайзинга в том, что малое предприятие имеет возможность реализовывать товары высокого качества хорошо известной большой кампании, получает право действовать на рынке от её имени и под её торговой маркой.

При франчайзинге отношения между двумя хозяйствующими субъектами строятся на основе договора, согласно которому большая фирма обязуется постоянно снабжать малое предприятие собственными товарами с её торговой маркой, предоставлять помощь в создании благоприятных условий для получения кредита (краткосрочный кредит на льготных условиях), обеспечивать обучение персонала, способствовать организации рекламы, дизайну помещений, установлению связи с общественностью, внедрение прогрессивных технологий бизнеса, оснащение современным оборудованием, проведению маркетинговых исследований, анализу финансовой отчётности. При этом малое предприятие обязуется иметь деловые контакты исключительно с данной большёй компанией, вести бизнес по её правилам и перечислять ей установленный договором процент от прибыли. Большая компания наблюдает за деятельностью малого предприятия, контролирует его работу таким образом, чтобы оно было в состоянии достичь оптимальной эффективности. В этом заинтересованы две стороны договора – субъекты франчайзинга.

Преимущества таких договорных отношений были проверены опытом работы малых и больших фирм в странах с развитой рыночной экономикой. Расчёты зарубежных экономистов показали, что лишь 4-5% предприятий, которые действуют в рамках франчайзинга, терпят неудачи.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 165.