Мероприятия по пресечению вывоза капитала из России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мероприятия, направленные на пресечение оттока капитала из России, включал ряд мер валютного контроля. Хотя система множественных валютных курсов была отменена в 2003 году, в начале переходного периода существенные усилия прилагались к осуществлению контроля за внешней торговлей. В 1992-93 годах была создана и впоследствии ужесточена система лицензирования экспорта "стратегического" сырья. В 2003-04 годах в России было введено требование оформления "паспорта сделки" с подробным описанием экспортных операций, а позже появились и "экспортные сертификаты". В 2005 году произошла значительная либерализация торговли, особенно после отмены экспортных квот на большую часть товаров, в результате чего Россия приняла в 2006 году обязательства по статье VIII МВФ.

В 2005 году меры регулирования капитала были значительно ослаблены, и к середине 2006 года нерезиденты смогли репатриировать доходы от инвестиций в российские ценные бумаги. Однако после августовского кризиса 2006 года меры регулирования капитала были восстановлены и ужесточены.

Одной из характерных мер, введенных в России, было требование обязательной продажи валютной выручки. Начиная с июля 2003 года все российские экспортеры в обязательном порядке должны были обменивать 50 процентов своей валютной выручки на рубли.

Все эти меры валютного контроля, возможно, и были полезны, обеспечив (временное) сокращение оттока капитала, но, как утверждают некоторые авторы, они обошлись ценой роста коррупции и снижения экономической эффективности. Эти меры контроля привели к созданию экономической ренты, и значительная часть ресурсов была затрачена на то, чтобы обойти контроль и получить доступ к этой ренте. В той мере, в какой обеспечение соблюдения нормативов и правил зависит от воли чиновников, сохраняется простор для коррупции. Действительно, в разных странах наблюдается тесная связь между коррупцией и мерами регулирования капитала.

Хотя взаимосвязь между мерами валютного контроля и коррупцией подробно в современных исследованиях не анализировалась, сравнение регрессий по данным различных стран показывает положительную зависимость между мерами контроля и коррупцией. Страны, в которых имеются все четыре типа контроля, в среднем характеризуются более высокой коррупцией (на 1,3 пункта по шкале от 0 до 6), чем страны, где контроль вообще отсутствует.

Наконец, не все фирмы в равной мере могут обойти меры контроля, что усиливает неравные условия конкуренции и искажает структуру распределения ресурсов. По мере все более широкого распространения контроля по секторам российской экономики, то же происходило с коррупцией.

Система экспортных лицензий способствовала усилению коррупции среди государственных чиновников; точно так же введенное впоследствии требование, обязавшее банки удостоверять точность сведений в паспорте сделки, привело к распространению коррупции в банковской системе.

Провести точный анализ затрат и выгод применения мер регулирования капитала нелегко. Трудно выразить количественно затраты, связанные с ростом коррупции. Также сложно определить выгоду в форме сокращения оттока капитала, поскольку трудно оценить, насколько больше был бы отток капитала при отсутствии контроля. Тем не менее, если принять во внимание, как международный опыт, так и события в самой России, эффективность мер регулирования капитала представляется сомнительной. Кроме того, попытки обойти этот контроль приводят к значительному росту коррупции в соответствующих сферах экономической деятельности.

Таким образом, в среднесрочной перспективе меры регулирования капитала, по-видимому, следует отменить, но по ряду соображений краткосрочной перспективы желательно и разумно было бы подойти к этому вопросу постепенно. Существующие меры контроля, возможно, оказывают некоторое влияние на сокращение оттока капитала, и их резкая отмена может привести к давлению на рубль и массовому изъятию вкладов из российской банковской системы. Отмена мер регулирования капитала может также привести к меньшей защищенности от целенаправленных спекулятивных действий. Можно также возразить, что последствия августовского кризиса 1998 года могли быть менее пагубны при наличии более жестких мер регулирования капитала. Чтобы предотвратить возможный рост спроса на иностранную валюту, необходимо будет проводить постепенную отмену такого контроля в сочетании с мерами по укреплению банковской системы, управления и макроэкономических показателей в целом.

В краткосрочной перспективе некоторые шаги могут помочь улучшить структуру мер валютного контроля и разрешить в ближайшее время отменить меры контроля, несовместимые со Статьей VIII МВФ, не создавая в то же время риска неожиданно резкого возрастания оттока капитала. Эти меры включают следующее.

* Система валютного регулирования в России представляется чрезмерно сложной. Существующие правила следует рационализировать, обеспечив их непротиворечивое и поддающееся контролю применение, не требующее также выдачи индивидуальных разрешений.

* Количество лицензированных банков в настоящее время слишком велико, и многие из них, как представляется, участвуют в уклонении от валютных ограничений. Более жесткие правила лицензирования банков помогли бы смягчить эти проблемы. В частности, можно было бы отозвать лицензии у тех банков, которые оказались явно ненадежными при соблюдении правил валютного регулирования, а на использование счетов банков, штаб-квартиры которых находятся в оффшорных зонах, малодоступных для органов банковского надзора, может быть наложен запрет.

* Предоплата импорта в настоящее время должна быть предварительно санкционирована Центральным банком России, и были случаи, когда такое разрешение не выдавалось. Иногда подобная система ложится ненужным бременем на законопослушных импортеров. Целесообразно упростить процедуру законного импорта, сохранив в то же время за ЦБР право контролировать предоплату импорта. Одна из возможностей заключается в замене существующего требования об обязательном получении разрешения на требование о предоставлении отчета, предусматривающего суровые штрафные санкции в том случае, когда импортируемые товары, за которые была внесена предоплата, не были доставлены в оговоренный срок.

График среднесрочной постепенной отмены мер контроля должен, прежде всего, предусматривать отмену сложных мер, которые создают возможность для произвольных действий чиновников как при их применении, так и в связи с обеспечением их соблюдения. С другой стороны, меры контроля, которые просто предусматривают предоставление определенной информации, могут быть сохранены в той мере, в какой они затрудняют вывоз из страны и сокрытие прибыли от действительно преступной деятельности.

Также следует рассмотреть вопрос, способствуют ли займы, предоставляемые международными финансовыми учреждениями, оттоку капитала. Вопрос, очевидно, не в том, остаются ли в России или покидают страну конкретные банкноты, переданные Центральному банку России, поскольку деньги - понятие родовое. Проблема заключается в том, в какой степени отток капитала был бы выше при отсутствии займов МФУ, но, к сожалению, ответить на этот вопрос невозможно. Ответ зависит от того, соответствуют ли такие займы и политические меры, используемые в контексте этих займов, целям восстановления доверия к способности страны предоставить привлекательные возможности всем инвесторам.



Заключение

 

Характерной особенностью развития Мирового рынка капитала в условиях распада колониальной системы и резкого обострения общего кризиса капитализма является фактическая ликвидация монопольного положения империалистических держав во внешней торговле стран бывшего колониального мира. Достижение преобладающим большинством стран реальной государственной самостоятельности и укрепление равноправных торгово-экономических связей между ними и странами социалистического содружества открывают принципиально новые возможности для их успешной борьбы за экономическую независимость на Мировом рынке.

Страны социализма, все прогрессивные страны мира борются за установление на Мировом рынке устойчивых, подлинно равноправных отношений без дискриминации и империалистической эксплуатации. Они добиваются развития взаимовыгодных отношений, как во внешней торговле, так и в сфере всестороннего промышленного, технического и научного сотрудничества всех стран, которое в условиях современной научно-технической революции позволяет в наибольшей мере использовать преимущества международного разделения труда. На сегодня просто невыгодно и неразумно ограничивать экономическое сотрудничество одной лишь торговлей. Идти в ногу со временем, выйти на уровень требований и возможностей научно-технической революции можно, лишь опираясь на широкое международное разделение труда. Сегодня это, пожалуй, аксиома. Отсюда - необходимость взаимовыгодного, долговременного, крупномасштабного экономического сотрудничества - как двустороннего, так и многостороннего"[7]. Такое сотрудничество - также фактор материального закрепления мирных отношений между государствами. Особенностью современной фазы развития Мирового рынка является переход на основе межгосударственных соглашений к комплексному и долгосрочному сотрудничеству между странами, относящимися к различным общественным системам. Такого рода соглашения заключены нашей страной и другими социалистическими странами со многими развивающимися и рядом развитых капиталистических стран.

Перспективы развития Мирового рынка связаны с созданием условий, способствующих укреплению мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем, использованием всеми странами преимуществ взаимовыгодного международного разделения труда



Список используемой литературы

 

1. Мировой капиталистический рынок, т. 2, с.Москва, Дрозд, стр. 509-511.

2. Борис Райзберг. Рыночная экономика. Учебник. 2003. Москва. Автор - доктор экономических наук, профессор, ведущий специалист Центра экономических реформ при правительстве России.

3. Рыночная экономика. Под общей редакцией Р 95 Г.Я.Кинермана. Словарь. Издательство "Республика". 2003 г., 524 с.

4. Балашов И.Н. «Эмиграционная политика». Журнал "Финансист". Еженедельное экономическое обозрение, №- 4 (144) от 5-11 февраля 1996 г.

5. Семенов С.Е. «Проспекты эмиграции». Журнал "Финансы", №45. II, 2005 г.

6. Дэвид С. Кидуэлл, Ричард Л. Петерсон «Финансовые институты, рынки и деньги» 2000 г. Финти, стр.64

7. Л. Н. Красавина Статья “Международные валютно-кредитные и финансовые отношения”, М. Дрозд 2000

8. Жуков Е. Ф. Деньги, кредит, банки Москва, 1999.

9. “Финансы” Л. А. Дробозина Москва, 2000

10. Ф. Н. Курочкин Процентные ставки на международном рынке ссудных капиталов. СП-б, Камера, 2004 г.

11. К. В. Санин "Международные рынок ссудных капиталов". СП-б, Камера, 2003

12. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы/Под редакцией И.П. Фаминскогою - М: Международные отношения - 2005.

13. Ахмеров Р.Р.“Эксперт”, М. Аспект, 2005, стр.8

14. “Коммерсантъ-Daily”, 2005, стр.24-27

15. Губченко Л. Международное движение капитала в современных условиях.//Экономист 2001 №6.

16. Ханин Г.И. Альтернативные методы определения объема экспорта капитала из России.//ЭКО 2001 №1.


[1] «Послевоенная эмиграция капитала», Журнал «БанкирЪ» №105, М. 2005 г. Стр.17

[2] “Международные валютно-кредитные и финансовые отношения” Л. Н. Красавина 2000

[3] Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы/Под редакцией И.П. Фаминскогою - М: Международные отношения - 2005.

[4] Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы/Под редакцией И.П. Фаминскогою - М: Международные отношения - 2005.

[5] Пашин Е.А. «Биржевой статус»// Журнал «Экономика и власть», М., Гарант, 2005

[6] Христинин Д.П. «Сущность экспорта в России»// Периодическое издание журнала «Рынок капитала», СП-б, Монитор, 2006

[7]Статья "За справедливый, демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество", // Промышленник, М.1973, с. 24


Дата: 2019-07-31, просмотров: 257.