Введение
В последнее время снова растет интерес к японской экономической модели - особенно модели периода быстрого роста (середина 50 - начало 70-х годов). Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения - кредитование - инвестирование.
Уже несколько десятилетий говорят об "экономическом чуде" Японии. Многочисленные прогнозы ученых, экспертов (в том числе и в самой Японии) сводятся к следующему: XXI век безоговорочно будет "веком Японии".
В годы "экономического чуда" Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х годах были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства "с нуля" были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.
Целью данной работы является анализ опыта либерализации в Японии.
Глава 1. Теоретическая часть
Понятие либерализации
Либерализация экономики - это расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т.е. ответственных собственников.
На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.
Различают внутри - и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т.д.
Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997г. в России он составлял 13,4%. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5%), США (4,2%), Японии (2,7%).
С 1986 по 1995 гг.72 страны, в т. ч.58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, т.е. отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т.е. инвестиций в реальный сектор экономики.
Либерализация цен - это освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. Может быть всеобщей - по всем видам цен и тарифов; частичной, оставляющей цены на продукцию и услуги, как правило, естественных монополий, в сфере централизированного регулирования. Но и в этом случае процесс ценообразования базируется на общих принципах рыночной экономики. Иными словами, цены отражают не только производственные издержки, но и динамику покупательского спроса. Либерализация цен может быть эффективной лишь при наличии конкурентной среды. В противном случае может привести к развитию антирыночных явлений и процессов. В России подобная либерализация цен была осуществлена в 1992г. Привела к гигантскому скачку цен (2600%), обесценению сбережений, снижению уровня жизни населения и другим отрицательным последствиям.
Индустриализация
Индустриализация породила перенаселение городов, острую нехватку жилья, снизился уровень коммунального обслуживания широких слоев населения, усилилось загрязнение окружающей среды и т.п. Все это свидетельствует о том, что за фасадом так называемого "экономического чуда" не только сохраняются старые, но и возникают новые пороки капиталистического способа производства.
Из общей суммы частных капиталовложений в 1973/74 - 1975/76 гг. свыше 50% было направлено на очистку отходных газов, более 20% на очистку сточных вод и примерно 20% на борьбу с производственными шумами и др. [5]
В условиях опасного для жизни людей усиления загрязнения окружающей среды увеличиваются расходы на ослабление данного процесса. При этом японское правительство стремится часть этих расходов с помощью налоговой системы переложить на широкие массы населения, и прежде всего трудящихся. Частные компании издержки, связанные с затратами на очистные и прочие установки, стараются компенсировать повышением цен на выпускаемую ими продукцию.
Итак, научно-технический прогресс в современной Японии, сопровождавшийся повышением общего технического уровня промышленности, серьезными сдвигами в структуре производства, занятости, профессиональном составе пролетариата и т.д., не только не устранил, но, наоборот, обострил трудности и противоречия японского империализма. Уже в первой половине 70-х годов обнаружилось резкое несоответствие между сильно разбухшими производственными мощностями и источниками сырья и топлива. Вслед за спадом 1970 - 1971 гг. страна была ввергнута в глубокий кризис перепроизводства 1974 - 1975 гг. Обострились энергетический и экологический кризисы, невиданной за последнее десятилетие остроты достигла инфляция. Развитие производительных сил в современной Японии неизбежно привело к усилению межимпериалистической борьбы за мировые рынки. Безудержный рост прибылей японских монополий сопровождается обострением классовых противоречий в японском обществе.
Трехлетний план НИОКР
В 1973 г. правительство утвердило трехлетний план НИОКР по разработке техники и технологии вторичного использования отходного твердого, жидкого и газообразного сырья. Общие расходы на эти цели были определены в 1,6 млрд. иен, причем на 1974/75 г. выделено 420 млн. иен на разработку технологии дробления и сортировки твердых отходов, а также их транспортировки по трубопроводам, поскольку на перевозки этих отходов приходится подавляющая часть расходов по их обработке. В первой половине 70-х годов стали проводиться исследования в области прямой десульфуризации высокосернистой ближневосточной нефти. В результате внедрения специальных установок содержание серы в мазуте стало снижаться. При этом для заводов, установивших такое оборудование, правительство с 1 ноября 1971 г. снизило пошлины на импортируемую нефть. Совершенствуется также оборудование для удаления серы из выхлопных дымов.
В государственном бюджете Японии введена специальная статья расходов на борьбу с загрязнением окружающей среды. А в последние годы правительство приняло ряд новых законодательных актов в этой области, одновременно пересмотрело нормы содержания в воздушном бассейне вредных веществ (окиси серы, ртутных соединений, полихлорбифенила и др.) в сторону их уменьшения. Принятые в мае 1973 г. стандарты содержания окиси азота были распространены на все строящиеся предприятия, а с июля 1975 г. они должны были применяться на всех действующих промышленных предприятиях.
Распространение эпидемических заболеваний, протесты общественности, а также ряд государственных мер заставили промышленников более серьезно взглянуть на проблему загрязнения окружающей среды. Это выразилось в увеличении расходов на установку очистного оборудования. Если за 15 лет (1955/56 - 1970/71) они возросли в 5,5 раза, то в последующие 6 лет (1970/71 - 1975/76) - уже в 8 раз. Одновременно стала расти доля указанных расходов в общей сумме капиталовложений в основной капитал. Примерно у 1,4 тыс. крупных компаний в 1955/56 - 1975/76 гг. она увеличилась с 2 до 19%.
После второй мировой войны
После второй мировой войны в условиях подъема экономики Японии, и особенно ее промышленности, довольно значительно возросло количество мелких и средних предприятий. В 1972 году на мелкие и средние предприятия приходилось 35% стоимости экспорта, причем 26% экспорта продукции тяжелой промышленности и 72% легкой. [6]
К началу 1973 г. из 5,2 млн. мелких и средних несельскохозяйственных предприятий (до 100 человек каждое) лишь 0,8 млн. (или 15%) приходилось на обрабатывающую промышленность. Но зато из 31 млн. человек, занятых на таких предприятиях, в ней было сконцентрировано 7,1 млн. человек.
Поскольку общие данные не вскрывают внутренних процессов, происходящих среди мелких и средних предприятий, целесообразно раскрыть место отдельных их групп. В 1972 г., например, на мелкие предприятия (до 30 человек), составлявшие 92% общего числа предприятий обрабатывающей промышленности, приходилось 33% всех занятых и только 18% стоимости отгруженной промышленной продукции, тогда как на средние предприятия (30 - 299 человек), составлявшие лишь 8% общего числа предприятий, приходилось 35% занятых и 33% стоимости продукции. Однако и эти данные в известной мере усреднены. В отдельных отраслях промышленности тенденции развития и роль мелкого производства различаются. В легкой промышленности оно играет большую роль, нежели в отраслях тяжелой промышленности.
Специфика исторического развития Японии, которая, особенно в первые послевоенные годы, ощущала нехватку капиталов при отставании в области техники и технологии, и привела к образованию так называемой "двойственной структуры". Естественно, что в этих условиях подавляющая часть капиталов и современной техники концентрировалась на крупных предприятиях, принадлежащих монополистическим компаниям. Мелкие же и средние предприятия острее ощущали нехватку финансовых средств, довольствовались отсталой и, конечно, недорогой техникой. Но на такой технике они имели возможность использовать неквалифицированную рабочую силу (выходцев из деревни), устанавливая более низкую заработную плату, чем на крупных предприятиях. В результате мелкие и средние предприятия нередко оказывались более "рентабельными", чем крупные
Статистика 1973 года
В 1973 г. на самую крупную компанию, входящую в "большую пятерку", приходилось 44% производства чугуна, 35% найлона, 34% стали, 29% алюминия, 25% электролитической меди, 38% легковых автомобилей, 24% грузовых автомобилей, 15% сахара, 13% цемента, 11% нефтепродуктов и т.д. В настоящее время японские промышленные компании по объему продаж входят в "большую десятку" крупнейших отраслевых компаний капиталистического мира. На каждые 100 мировых промышленных компаний, включая американские, в 1974 г. приходилось 13 японских. В экономической литературе, посвященной Японии, постоянно обращается внимание на такую особенность, как "двойственность структуры" ее экономики, иными словами, наличие наряду с крупнейшими многочисленного слоя мелких и средних предприятий. В Японии они играют намного большую роль, нежели в других высокоразвитых капиталистических странах. В 1971 г., например, на таких предприятиях (до 100 занятых) было сконцентрировано более половины промышленных рабочих и служащих, тогда как в ФРГ (1972 г.) - лишь 20%, в США - 23% (1967 г.), в Англии - 19% (1968 г.). Примерно такой же разрыв наблюдался между ними в объеме производимой продукции. Подобная специфика, как будет показано ниже, объясняется не только "устойчивостью" японских мелких и средних предприятий, но и рядом других факторов, и прежде всего историческими особенностями развития капитализма в этой стране. [7]
Заключение
Анализ японского экономического кризиса и шагов, предпринятых правительством по его преодолению, подводит к следующему:
Во-первых, процессы либерализации экономики должны проводиться с учетом готовности к ним основных экономических институтов. Так, банковская система несомненно стала жертвой слишком поспешной либерализации середины 80-х годов.
Во-вторых, еще раз подтверждена основополагающая идея о необходимости ориентировать антикризисные меры на причины, а не на проявления кризиса. Японский пример показывает, что антикризисные меры должны быть направлены на реформирование экономики (поддержку процессов преобразования реального и кредитно-финансового секторов экономики, создание инфраструктуры, способной обеспечить высокий уровень занятости и качества жизни в будущем).
В-третьих, новый виток кризиса в 1997 г. возникший после принятия мер по оздоровлению государственных финансов, еще раз продемонстрировал необходимость всесторонних антикризисных мер. Важным условием является согласованность и сбалансированность мер, ориентированных на противоположные элементы экономической системы (с одной стороны финансирование инвестиций в социальную инфраструктуру, а с другой - повышение потребительского налога).
В-четвертых, в 1998-1999 гг. в условиях ухудшения состояния государственных финансов проявилась тенденция придавать большую значимость свободному предпринимательству, особенно малому и среднему бизнесу, для дальнейшего развития экономики. Планы "оживления промышленности" и "создания рабочих мест", реформа финансово-кредитной системы ориентированы на поддержку новых тенденций внутренней либерализации экономики. Однако здесь таится опасность: слишком поспешные и непродуманные шаги в этом направлении могут лишить конкурентных преимуществ компании, которые составляют основу экономики современной Японии, привести к росту социальной напряженности из-за сокращения численности персонала реформируемых компаний.
В-пятых, как показал японский кризис, управление экономикой - дело, требующее мужества и смелости. Возложенная на правительство ответственность, подкрепленная патриотизмом и уверенностью в своих силах, должна реализовываться в продуманных и оригинальных решениях, нацеленных на благо страны.
Список использованной литературы
1. Булатов А.С. Страны и регионы мира: Экономическо-политический справочник - М.: Велби, 2003. - 624 с.
2. Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций. - Уфа: "Восточный университет", 2004. - 236 с.
3. Самойлов Г.Н. География стран - М.: Дрофа, 2004. - 543с.
4. Страны мира: Полный универсальный информационный справочник - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. - 608 с.
5. Журнал "Мировая Экономика и Международные отношения", 2001, №6, с.87-96
6. Журнал "Мировая Экономика и Международные отношения", 2001, №8, с.115-117
7. Журнал "Мировая Экономика и Международные отношения", 2000, №4, с.84-93
8. http://prepolarural.ru/category/vneshneekonomicheskie-svyazi-yaponii/
9. http://japan-pro.ru/category/yaponiya/
[1] Самойлов Г.Н. География стран – М.: Дрофа, 2004. – 543с.
[2] Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №6, с.87-96
[3] Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2001, №8, с.115-117
[4] Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2000, №4, с.84-93
[5] Булатов А.С. Страны и регионы мира: Экономическо-политический справочник – М.: Велби, 2003. – 624 с.
[6] Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций. – Уфа: «Восточный университет», 2004. – 236 с.
[7] http://prepolarural.ru/category/vneshneekonomicheskie-svyazi-yaponii/
[8] http://japan-pro.ru/category/yaponiya/
[9] Панова И.А., Столяров А.А. Исторический мир цивилизаций. – Уфа: «Восточный университет», 2004. – 236 с.
[10] Страны мира: Полный универсальный информационный справочник – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. - 608 с.
Введение
В последнее время снова растет интерес к японской экономической модели - особенно модели периода быстрого роста (середина 50 - начало 70-х годов). Попробуем раскрыть ее в одной из главных составных частей: сбережения - кредитование - инвестирование.
Уже несколько десятилетий говорят об "экономическом чуде" Японии. Многочисленные прогнозы ученых, экспертов (в том числе и в самой Японии) сводятся к следующему: XXI век безоговорочно будет "веком Японии".
В годы "экономического чуда" Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х годах были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства "с нуля" были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.
Целью данной работы является анализ опыта либерализации в Японии.
Глава 1. Теоретическая часть
Понятие либерализации
Либерализация экономики - это расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т.е. ответственных собственников.
На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.
Различают внутри - и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т.д.
Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997г. в России он составлял 13,4%. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5%), США (4,2%), Японии (2,7%).
С 1986 по 1995 гг.72 страны, в т. ч.58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, т.е. отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т.е. инвестиций в реальный сектор экономики.
Либерализация цен - это освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения. Может быть всеобщей - по всем видам цен и тарифов; частичной, оставляющей цены на продукцию и услуги, как правило, естественных монополий, в сфере централизированного регулирования. Но и в этом случае процесс ценообразования базируется на общих принципах рыночной экономики. Иными словами, цены отражают не только производственные издержки, но и динамику покупательского спроса. Либерализация цен может быть эффективной лишь при наличии конкурентной среды. В противном случае может привести к развитию антирыночных явлений и процессов. В России подобная либерализация цен была осуществлена в 1992г. Привела к гигантскому скачку цен (2600%), обесценению сбережений, снижению уровня жизни населения и другим отрицательным последствиям.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 194.