Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных привычек и навыков. Нередко дети 2-3-летнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т.п. [5]
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке, - плачет; не знает, где взять игрушку, - плачет; не привык спать без укачивания - плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади, - плачет и т.д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними. [5]
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. [5]
Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка узнать сразу трудно. Да они не всегда и проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, даже имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, в новые условия жизни, ему необходима помощь. [5]
Темп образования, а также восстановления привычек у детей не одинаков. Различия в быстроте формирования навыков и привычек в значительной мере зависят от типа высшей нервной деятельности. Так, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки восстанавливаются и образуются быстрее и легче, чем у детей медлительных. Одному ребенку для освоения какого-то нового действия в новых условиях требуется 1-2 дня, другому - неделя. Одному достаточно однократного показа действия, другому необходимо многократное повторение. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребенком при расставании с близкими. [5]
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям матери, не всегда выполнит тихие, спокойные указания воспитателя. [5]
Воспитатель должен помнить, что воспитание (как и перевоспитание) навыков и привычек требует от взрослых терпения, настойчивости. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, ибо такое требование он не в состоянии выполнить. При поступлении ребенка в детский сад первое время целесообразно мириться с некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например, малыш привык засыпать с соской, надо временно эту привычку сохранить. [5]
Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание. [5]
Если детям просто сказать “Идите умываться!”, “Давайте играть вместе”, они не будут выполнять эти указания, т.к. в семье привыкли к индивидуальному обращению и общих указаний не воспринимают. [5]
Если даже воспитатель обращается непосредственно к ребенку: “Саша, иди мой руки”, он не всегда может выполнить указание, т.к. не знает, где и как это сделать. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии в новых условиях, а затем уж давать соответствующие указания. [5]
Уровень развития речи
Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два-три года жизни, различен и, если ребенок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, необходимо развивать у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обращать внимание и на произношение: когда речь ребенка невнятна, он нервничает оттого, что его не понимают. [11]
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Л.И.Белякова выделяет гиперсензитивные фазы развития речи:
1) от 1 года до 1,5 лет - период накопления первых слов;
2) от 2,5 года до 3,5 лет - период овладения развернутой фразовой речью;
3) от 5 до 6 лет - период формирования контекстной речи. [3]
Сензитивные периоды развития речи связаны с развитием психомоторики и центральной нервной системы. Действие неблагоприятных факторов на ребенка в сензитивные периоды развития речи может привести к временному регрессу речевого развития, снижению темпа речевого развития, различным речевым нарушениям. Таким образом, тяжело протекающая адаптация к новым социальным условиям может усугубить имеющиеся у детей нарушения речи. [3]
В 3 года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов. Этот возраст является критическим и для развития речи. В 3 года происходит адаптация к новым социальным условиям. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях - формирование личности и речевого развития. [22]
Эмпирические исследования, направленные на изучение особенностей адаптации детей трех лет с нарушениями речи и нормальным речевым развитием, позволили сделать следующие выводы:
1. У детей с нарушениями речи не отмечается положительной динамики адаптационного процесса, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием. Таким образом, существует взаимовлияние адаптации и уровня речевого развития.
2. Сравнение полученных данных с литературными источниками показало, что в кризисный период развития (3 года) адаптация к новым социальным условиям носит более тяжелый и длительный характер.
3. Трудности адаптации значительно чаще отмечаются среди детей с нарушениями речи, нежели среди дошкольников, речевое развитие которых соответствует физиологической норме. Таким образом, отсутствие отклонений в речевом развитии является одним из факторов, необходимых для нормального протекания адаптации.
4. Наиболее тяжело протекающий адаптационный процесс отмечается у детей с грубыми нарушениями речи органического генеза и/или детей, имеющих отягощенность различного характера, которая, как известно, оказывает влияние на формирование личности и, следовательно, ведет к возникновению проблем адаптации.
5. У большинства дошкольников с трудностями вхождения в новую социальную ситуацию отмечается сочетание нарушений во взаимоотношениях с окружающими, аффективной сферы и речевого развития, т.е. речевое развитие в данном возрасте, как и особенности эмоциональной и коммуникативной сфер, является критерием адаптации. [22]
Дата: 2019-07-31, просмотров: 186.