Предупреждение и пресечение экологических правонарушений и в особенности преступлений. Это, собственно, основная задача природоохранной деятельности органов милиции. Практика свидетельствует, что активная работа этих органов по своевременному выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц в наибольшей мере способствует предупреждению и пресечению названных правонарушений.
Еще больший эффект достигается тогда, когда контрольно-надзорные меры сочетаются с профилактическими. Речь идет о своевременном и объективном информировании населения через средства массовой информации (радио, телевидение, периодическую печать) о допускаемых в регионах нарушениях экологического законодательства и мерах, принятых органами милиции и другими органами по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Практикуется также проведение бесед, лекций с разъяснением требований экологического законодательства как для граждан, так и для должностных лиц.
Органы милиции стремятся пресекать экологические правонарушения, пока они не получили распространения в регионе, административные проступки не переросли в преступления и не наступили вредные последствия для окружающей природной среды. Эту работу они ведут в контакте с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными и природоохранными органами, т.е. действуют согласованно с ними. Так, хорошие результаты в плане пресечения браконьерства дают патрулирование и рейды, совершаемые работниками милиции совместно с охотинспекторами, рыбинспекторами, работниками лесной охраны в местах охоты, рыбной ловли и в иных местах.
Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств. Работа по надзору за техническим состоянием автотранспортных средств в соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711 (95), возложена на указанные госинспекции. Хотя об этом и не говорится в Положении, госинспектора могут при наличии законных оснований проводить проверки соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом, делая замеры токсичных выбросов.
Эти проверки чаще проводятся совместно с санитарными врачами и работниками комитетов природных ресурсов. Во всяком случае, госинспектора по безопасности дорожного движения оказывают содействие санитарным врачам и работникам названных комитетов в проведении проверок соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом.
В случаях выявления превышений предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ принимаются меры к устранению нарушений. При этом могут быть сняты с эксплуатации неисправные автомобили до устранения нарушений, внесены предписания об устранении нарушенных нормативов и стандартов, а виновные лица привлечены к административной ответственности.
К сожалению, единой практики надзора (контроля) в этой сфере не сложилось. Решениями органов исполнительной власти, МВД и природоохранных органов в некоторых регионах надзор за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом возложен на органы Государственной автомобильной инспекции, на центры санитарно-эпидемиологического надзора и комитеты природных ресурсов. Этим могут заниматься подразделения экологической милиции там, где они действуют.
Участие в надзоре за соблюдением санитарных правил. Участковым инспекторам обычно поручается осуществление надзора (наблюдения) за санитарным состоянием содержания дворов, улиц и иных территорий населенных пунктов. Работникам милиции также может поручаться надзор за санитарным состоянием пляжей и загородных мест отдыха граждан. При обнаружении, скажем, неубранных, замусоренных территорий, своевременно не вывезенного бытового мусора и других нарушений санитарных правил работники милиции могут составлять протоколы. Эту работу они выполняют в тесном взаимодействии с санитарными врачами, работниками коммунальных служб, за которыми закреплены соответствующие территории или объекты.
Борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства. Эту работу органы милиции ведут в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами. Особое внимание обращается на обнаружение и задержание браконьеров. В этих целях работники милиции совместно с работниками лесной охраны, воднадзора, охотинспекторами, рыбинспекторами и при необходимости с работниками других органов организуют периодические рейды по водным и охотничьим угодьям, выставление специальных постов, непрерывное патрулирование, в том числе в период путины и охоты, а также организуют засады.
При задержании нарушителей работники милиции оказывают содействие соответствующим госинспекторам в установлении личности браконьеров, изъятии и осмотре незаконно добытых животных, рыбы, древесины, орудий незаконной охоты и рыбной ловли, получении объяснений как о нарушителей, так и от других лиц, в составлении протоколов об административном правонарушении и других документов.
Если в действиях задержанных есть признаки преступления, го работниками милиции возбуждается уголовное дело. Когда решение вопроса о возбуждении уголовного дела входит в компетенцию прокурора, го органы милиции оперативно извещают его о совершенных правонарушениях и направляют ему материалы.
Следует иметь в виду, что лицензионно - разрешигельные службы МВД (службы, отделы, группы), являющиеся структурными подразделениями соответствующих ГОВД, РОВД, УВД, осуществляют государственный контроль за оборотом огнестрельного оружия, включая и охотничье оружие, г.е. за его, покупкой (приобретением), продажей, регистрацией, хранением, использованием. При нарушении правил хранения и использования оружия они могут его изымать. Эта деятельность названных служб способствует в определенной мере предупреждению фактов браконьерства.
Расследование экологических преступлений. В соответствии с уголовно - процессуальным законодательством органы внутренних дел ведут дознание или предварительное следствие по следующим делам об экологических и близких к ним по объекты посягательства преступлениях: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга (ст. 191 УК); незаконное обращение в радиоактивными материалами (ст. 220 УК); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221 УК); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК); жестокое обращение с животными (ст. 245 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК, часть 1); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК, часть 1); загрязнение морской среды (ст. 252 УК, часть 1); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК); порча земли (ст. 254 У К, часть 1); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК); незаконная охота (ст. 258 У К); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесов (С1.261 УК). нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
Дознание и предварительное следствие производится в строгом соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Охрана объектов природы и природных комплексов. Речь может идти об охране, к примеру, источников водоснабжения крупных городов, мест нереста ценных пород рыб, природных объектов, подвергающихся разграблению или уничтожению. Эта работа обычно строится на договорной основе. Заинтересованные в охране объектов природы и природных комплексов органы оплачивают услуги органов милиции.
Участие в ликвидации последствий природных и техногенных аварий и катастроф. Это участие органов милиции многопланово. Они могут, в частности, оцеплять (блокировать) участки местности, вводить пропускные режимы, устанавливать посты наблюдения, ограничивать любую деятельность, прямо не связанную со спасением людей, ликвидацией последствий аварий и катастроф в целях предупреждения гибели людей, гибели природных объектов, спасения материальных ценностей, предупреждения грабежей и мародерства, а также массовых беспорядков.
Оказание помощи природоохранным органам при исполнении ими возложенных на них служебных обязанностей. Помощь милиции названным органам чаще выражается в охране (защите) их работников от преступных посягательств, задержании транспортных средств, задержании правонарушителей, их доставлении в места содержания задержанных или иные места, проведении личных обысков, изъятии и осмотре соответствующих предметов и т.д.
Природоохранная деятельность подразделений экологической милиции. Рассмотрим этот вопрос на примере деятельности Управления милиции по предупреждению экологических правонарушений при Главном управлении внутренних дел г. Москвы. В соответствии с Положением на названное Управление возложено:
- предупреждение и пресечение экологических правонарушений;
- обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов и органов санитарно-эпидемиологического надзора;
- участие в обеспечении режима экологической и санитарно-эпидемиоло-гической безопасности при проведении карантинных мероприятий;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением общегородских природоохранных мероприятий и содержанием особо охраняемых природных территорий города;
- производство дознания и предварительного следствия по делам об экологических преступлениях в пределах компетенции МВД.
Сотрудникам Управления предоставлено, в частности, право:
- давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений экологического законодательства;
- проверять транспортные средства, водные суда и объекты и в случае выявления нарушений экологических требований применять к виновным меры административного воздействия;
- направлять в органы исполнительной власти и другие органы предложения о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и причиняющей вред окружающей среде.
Таким образом, органы милиции, с одной стороны, сами осуществляют в пределах предоставленной им компетенции функции по охране окружающей природной среды, а с другой - оказывают содействие в осуществлении таких функций специально уполномоченным природоохранным органам.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 1993.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г// СЗ РФ 2002., №2. Ст.133. СЗ РФ 2007., №7. Ст.834.
3. Уголовный кодекс РФ.- М.,1998.
4. КоАП РФ.-М., 2003
5. ГК РФ.-М.,1996.
6. Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации// Конституционное и муниципальное право, №2, 2003
7. Боголюбов С.А. Экологическое право России. - М., 2004.
8. Бринчук Н.Н. Экологическое право России. - М., 2004.
9. Дубовик О.Л. Экологическое право России. - М., 2006.
10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М., 2005.
11. Крассов, О.И. Экологическое право: учебное пособие / О. И. Крассов. - М.: Изд-во НОРМА, 2003. - 320 с. - ISBN 5-89123-764-4 : 80-00.
12. Маковик Р.С. Новые экологические акты РФ и их терминологический аппарат / Р. С. Маковик// Юрист. - М., 2002. - №3.-с.2-5
13. Трунцевский, Ю.Н. Экологическое право: учебное пособие / Ю. Н. Трунцевский, Н. Е. Саввич. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001. - 302 с.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 189.