В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии "эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно и эгоистичен, и альтруистичен. Его жизнь одновременно и духовна, и низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать для него дорогой в высшие, "религиозные" сферы.
Долг не отменяет для него удовольствия, работа не мешает игре, - напротив, обязанность становится удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если, как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между духовной жизнью и жизнью животной?
Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким дихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность, приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм, отчуждение-отождествление, серьезность-юмор, дионисизм-аполлинизм, интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность, серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность, активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь, Эрос-Агапэ и по отношению к прочим дихотомиям.
Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического человека не количественные, а качественные различия; они настолько кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"У него совершенно нет чувства собственного достоинства", – негодуем мы, говоря о человеке, который готов наизнанку вывернуться, лишь бы добиться своего. А что это такое – чувство собственного достоинства? Если вдуматься, довольно странное словосочетание. Есть чувство голода, чувство страха, чувство меры. Но как можно чувствовать свое достоинство? Знать, чего ты достоин? В таком случае эгоист – воплощение чувства собственного достоинства. Он всегда достоин большего, чем имеет.
Заглянем в словарь. По Ожегову, "достоинство есть совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе". Тоже не очень понятно. И все же каждый понимает, что подразумевается под чувством собственного достоинства. Это когда человек уверен в себе – и при этом не самоуверен; спокоен, но не равнодушен; открыт, но не фамильярен.
Много ли таких среди наших знакомых? Вряд ли. Но они есть. И мы инстинктивно тянемся к ним, зависим от их одобрения или неодобрения. Мы знаем: какое бы место на социальной лестнице ни занимали эти люди, именно они – соль, основа, костяк любого общества. Откуда они берутся? И как примкнуть к этой достаточно редкой породе?
В зарождении чувства собственного достоинства громадную, определяющую роль играет семья. Ценности, которыми она живет, формируют, как правило, в сознании ребенка образ его собственного "я" и порою сценарий будущего: выбор профессии, спутника жизни, образ жизни, даже ее продолжительность. Помимо семьи, существуют еще друзья-приятели, школа, книги, фильмы, СМИ – все, что можно обозначить термином "среда". Роль среды велика – настолько, что может потеснить семейные ценности, даже поставить их под сомнение. И все-таки именно семья – начало начал.
Вспомним, как воспитывали дворянских детей. Главной добродетелью считалась честь. Вряд ли случайно Пушкин взял эпиграфом к "Капитанской дочке" афоризм "Береги честь смолоду". Дворянский кодекс чести требовал прежде всего думать об этической стороне поступка. Благороден ли он, не своекорыстен ли, не заденет ли ближнего? В число основополагающих дворянских добродетелей входили также ровное ко всем без исключения отношение, щедрость, учтивость, сдержанность, почитание родителей. (Сам термин "дворянство" произошел от французского noblesse – "благородство".)
Дворянство – это прекрасно. Только нет у нас дворянских корней, мы, по замечанию одного из героев Ильфа и Петрова, "лицеев не кончали". Стало быть, обречены выращивать в себе чувство собственного достоинства сами. Но изобретать колесо нам уже не нужно. Идеал задан (см. предшествующий абзац). Наше дело – принять его.
Если это случится, мы начинаем – чаще всего бессознательно – перекраивать себя в соответствии с ним, перевоплощаясь по его образу и подобию. "Сумел родиться, сумей и переродиться" – гласит старая поговорка. Не забудем, однако, что речь – о чувстве собственного достоинства. Головное, умственное усилие здесь бесполезно. Только порыв, открытие (если хотите, озарение) может подвигнуть нас на великую из перемен – внутреннюю ломку и строительство себя заново.
Трудно обозначить словами то, что происходит при этом в сокровенных, никому не ведомых (и нам в том числе) глубинах нашей психики. Может быть, это жестокий стыд за себя, ведущий к осознанию собственного недостоинства, и, как следствие, жажда стать иным. Или встреча с тем, что выше нас, с прекрасным (человеком, пейзажем, музыкой, книгой). Или, что тоже реально, голос свыше.
И тогда мы вступаем на путь, именуемый в психологии самоактуализацией (раскрытием внутренних возможностей, самосовершенствованием).
Следуя этим путем, человек начинает принимать себя и окружение такими, как они есть, начинает различать добро и зло, цели и средства. Самоактуализирующиеся личности (а это и есть люди с чувством собственного достоинства) не боятся неизвестного, спокойно идут навстречу ему. Они просты и естественны независимо от окружения, устойчивы к чужому влиянию, активны, терпимы ко всем без исключения, обладают невраждебным чувством юмора. Но главное в них – они делатели, творцы, чем бы ни занимались, хоть починкой утюгов. Все, любую работу они делают заразительно красиво и умно.
Психологи полагают, что самоактуализирующихся личностей среди нас немного – не более четырех процентов. Это, так сказать, золото, выпавшее в осадок. Но есть еще золотая взвесь, а есть и то, что, простите, плавает на поверхности. Психологический портрет последней категории удручающе бесцветен: такие люди патологически боятся хоть как-то обозначиться, проявить себя, всячески избегают острых ситуаций и конфликтов. Доминанта их душевного самочувствия – глобальное ощущение своей зависимости от внешней среды. Для них характерно также деление окружающих на "своих" и "чужих", следование идеологическим и жизненным стандартам, сведение сложнейших проблем к одноклеточно-простым "установкам", зависимость от дефицита благ и в результате – культ первичных (биологических то есть) потребностей.
А к какой из перечисленных категорий принадлежим мы с вами?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мотивация и личность. 3-е изд./Абрахам Маслоу.- СПб: Питер, 2003
2. Е.Топильский. Благородство обязывает. - www.familydoctor.ru
3. www.loopback.ru/psylech
4. psipol.narod.ru/priroda
5. psi.webzone.ru
Дата: 2019-07-31, просмотров: 186.