В связи с развитием нервной системы в режиме детей второго года жизни увеличивается длительность бодрствования и уменьшается количество времени, отводимого на дневной сон.
Для детей второго года жизни, воспитывающихся в одной группе, устанавливается два режима. До 1 года 6 мес. дети спят два раза по 2—2,5 ч и бодрствуют 3,5—4 ч подряд, после 1 года 6 мес. спят один раз 2,5—3 ч и бодрствуют 4,5—5 ч. Таким образом, время сна и бодрствования младших и старших детей не совпадает, что дает возможность воспитателю и няне уделять больше внимания той группе малышей, которые не спят.
Заметив, что ребенок вовремя не засыпает или рано просыпается, а к установленному времени еще не хочет есть, воспитатель сообщает об этом врачу. При необходимости врач дает указание перевести ребенка на другой режим. Детей ослабленных, с неустойчивой нервной системой целесообразно несколько дольше оставлять в младшей подгруппе.
В период бодрствования детей нужно стимулировать их двигательную активность, расширять круг двигательных умений, что имеет большое значение для роста и развития ребенка, нормального функционирования всех его органов и систем. В группах детей второго года жизни 2 раза в неделю организуются занятия физическими упражнениями. Занятия проводятся в первой половине дня, спустя 30 мин после завтрака, или после дневного сна, перед полдником. Продолжаются они 10—15 мин. В младшей подгруппе (до полутора лет) занимаются одновременно с 4—5 детьми, в старшей (от полутора до двух лет) — с 6—8. Занятия проводятся в групповой комнате при температуре 18—20°С, в летнее время — на воздухе. Во время занятий используются разнообразные пособия: лесенки, доски, ящики, мостики, каталки, корзины, мячи, палки и т. п.
Питание детей на втором году жизни значительно изменяется: прекращается грудное кормление, ребенок начинает получать достаточно разнообразную, более густую и плотную пищу, требующую пережевывания. Взрослые должны приучать детей есть незнакомые для них кушанья, съедать полагающуюся им порцию, постепенно воспитывать у них навыки самостоятельной еды.
Необходимо создать благоприятные условия для кормления детей. Дети младшей подгруппы во время еды должны сидеть за полувысокими столами на креслицах с подножками. Старшие дети едят за четырехместными столами, соответствующими их росту. Не следует задерживать подачу на стол очередных блюд.
Детей младшей и старшей подгрупп кормят порознь, потому что младшие дети еще не умеют есть самостоятельно и кормить их приходится взрослым. Воспитатель и няня обычно кормят двух-трех малышей одновременно.
Как для первого, так и для второго блюда даются глубокие тарелки (типа пиал), небольшие по размеру ложки (десертные). Чашки для детей должны быть устойчивыми, с широким дном и удобной ручкой. Сервировка, соответствующая возрасту детей, дает им возможность самостоятельно справляться с едой, не разливать и не разбрасывать пищу. Иногда няня или воспитательница должны поправить ложку, чашку в руке ребенка, показать правильное движение, держа его руку в своей. Дети быстро устают и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Необходимо помочь им докончить еду.
Пока няня заканчивает кормление старших детей, воспитатель проводит занятия с малышами, затем занимается со старшими детьми, после чего младших детей готовят ко сну.
Старших детей, окончивших занятие, няня готовит к прогулке — организует пользование туалетной комнатой и одевает их. Во время одевания детей нужно разговаривать с ними, называя тот или иной предмет одежды. Это помогает малышам узнать и запомнить новые для них слова, поддерживает стремление одеваться самостоятельно. При одевании детей очень важно соблюдать одну и ту же последовательность действий. В холодное время года, когда комплект одежды ребенка наиболее сложен, сначала надевают рейтузы, затем обувь, кофточку, варежки и пальто; в последнюю очередь надевается шапка. Надо очень внимательно следить за температурой наружного воздуха, чтобы одевать детей соответственно погоде.
Одетые дети не должны долго находиться в помещении, иначе они могут перегреться и, выйдя на улицу, простудиться. Поэтому воспитатель выходит на участок с 5—6 одетыми детьми, не дожидаясь остальных, которых няня одевает и потом приводит к воспитателю.
Пока старшие дети гуляют, няня наблюдает за спящими в это время малышами и занимается хозяйственными делами.
На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы все дети были заняты, а в холодную погоду больше двигались. Он раздает детям игрушки, обязательно участвует в их играх, обращает их внимание на окружающее.
Чтобы воспитать у детей бережное отношение к игрушкам, педагог в течение всей прогулки следит, как дети ими пользуются; в конце прогулки он вместе с детьми складывает игрушки в ящик, пересчитывает мячи, лопаты, отыскивает недостающие. К окончанию прогулки няня выходит помочь воспитателю. Она уводит с собой часть детей, уносит игрушки.
Необходимо приучить детей перед входом в помещение вытирать ноги о сырой коврик. В зимнее время взрослые стряхивают снег с одежды и обуви детей маленькими одежными веничками.
Раздевая детей, взрослые стараются вызвать у них желание участвовать в этом, дают возможность старшим детям выполнить некоторые действия самостоятельно. Зимнюю одежду — пальто, шапку — снимают взрослые, а дети достают из шкафа домашнюю обувь; поставив ее у своего стула, дети могут пытаться спустить рейтузы; взрослые снимают их с ребенка, переобувают его и провожают в туалетную, откуда ребенок идет в групповую комнату, где дети играют.
Это наиболее трудное время в работе персонала. Старшие дети находятся в трех местах: раздевальной, туалетной и групповой комнатах — и всюду им нужно помочь. Начинают просыпаться и младшие дети, которые также требуют внимания. Заведующей надо так составлять график, чтобы к этому времени приступили к работе воспитатель или няня второй смены. Они проводят обед, укладывают спать старших и поднимают после сна младших детей. В этом случае один из взрослых раздевает детей, другой следит за ними в туалетной, помогает детям мыть руки и направляет их в комнату.
Туалет. Воспитатель и няня продолжают приучать детей второго года жизни к опрятности. Если воспитательная работа в этом направлении проводилась и раньше, то к полутора годам ребенок начинает проситься на горшок. Чтобы выработать у детей привычку своевременно пользоваться горшком, надо обязательно направлять детей в туалетную перед прогулкой, после нее, перед сном и после пробуждения (если ребенок проснулся сухим). Кроме того, следует предлагать пойти на горшок тем детям, которые долгое время им не пользовались. В этом возрасте навык проситься на горшок только формируется, и он может легко разрушиться, если взрослые не будут следить за детьми. Если же у воспитателя или няни нет необходимого такта и они резко отрывают ребенка от интересной игры, напоминая ему о горшке (а он еще не приучен вовремя обращаться к взрослым по этому поводу), то в этом случае не только не создается привычка к опрятности, но и возникает всяческое сопротивление разумным требованиям взрослых.
Надо постепенно приучать детей к тому, чтобы они шли умываться самостоятельно. В умывальной комнате для малышей должны быть низкие умывальники, а если их нет, то надо сделать подставку, так чтобы дети могли, стоя на ней, вымыть руки. Взрослый засучивает детям рукава, предлагает намочить руки, подставив их под струю воды. Воспитатель (няня) намыливает ладони и тыльную сторону рук ребенка и смывает мыло. Обычно приходится мыть не только руки, но и лицо, особенно если жарко или нос ребенка не в порядке. Проводя умывание, взрослые разговаривают с детьми, поощряют их самостоятельные действия. (Детские полотенца могут быть подвешены на уровне роста взрослых, так как дети сами вытираться еще не умеют.)
Помогая одному ребенку мыть руки, воспитатель предлагает двум другим детям, ждущим своей очереди, самостоятельно производить некоторые действия: намочить руки водой, намылить ладони, растереть мыло по всей кисти руки, смыть его.
Целесообразно организовать дневной сон детей на свежем воздухе —на веранде, под навесом, на площадке. Необходимо иметь в виду, что в холодное время года с детьми до 1 года 6 мес. прогулки не проводятся, а старшие гуляют очень непродолжительное время, поэтому сон на свежем воздухе в это время года необходим. Если же из-за отсутствия необходимых условий дети спят в помещении, то надо обеспечить хорошую вентиляцию: фрамуги, форточки или окна во время сна держат открытыми (насколько позволяет температура наружного воздуха). Для сна на открытом воздухе детей нужно одевать так, чтобы они не охлаждались и не перегревались. С этой целью в холодное время года удобно пользоваться спальным мешком.
Вся подготовка ко сну должна проходить спокойно, неторопливо, чтобы у детей создалось нужное настроение и не рушилось наступившее к определенному часу состояние сонливости. Необходима полная согласованность в действиях воспитателя и няни. Они должны знать круг своих обязанностей: пока воспитатель подготавливает ребенка ко сну (завертывает в мешок, если дети спят на воздухе, или укладывает в комнате) и наблюдает за теми, кто играет, няня выносит одетых на веранду. Все окна на веранде должны быть открытыми. Предельная температура для сна детей на воздухе зимой —15°.
Во время дневного сна необходимо тщательно наблюдать за самочувствием детей, следить, удобно ли им лежать, не беспокоит ли их что-нибудь; одного ребенка надо прикрыть, другого посадить на горшок, сменить ему белье и т. д.
Все процессы — умывание, кормление, укладывание — должны проводиться воспитателем и няней в одном и том же темпе и в определенной последовательности. Очень важно, чтобы взрослые, обслуживающие детей, предъявляли к ним единые требования. Воспитатель обязан наблюдать за работой няни и направлять ее действия. Он разъясняет няне, как поступать в том или ином случае, убеждает ее в необходимости воспитывать у детей желание участвовать в самообслуживании, спокойно и терпеливо прививать им нужные навыки и умения.
Занятиях с детьми до 1 года следует использовать сначала пассивные (с помощью взрослых), а затем элементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево, переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения в ходьбе, катание мяча, простейшие игры типа «ладушки».
К утренней гимнастике ребёнка следует приучать, как только он научился ходить. Комплекс её для самых маленьких (1 — 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.
Помимо утренней зарядки дети (в зависимости от возраста) должны ежедневно упражняться в различных видах движений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние, в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 — плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольный теннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольного возраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера, силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушению кровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста можно рекомендовать занятия в спортивных секциях.
Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменные процессы. Вместе с тем родители должны учитывать рекомендации врачей-онкологов, предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду в крупных промышленных городах.
Заключение
Младенец — это радость, надежда и счастье родителей. Как хочется видеть своего ребенка здоровым, крепким, сильным!
Наше государство уделяет большое внимание физическому воспитанию детей всех возрастов. В программе поставлена одна из важнейших задач — физическое воспитание крепкого молодого поколения, начиная с самого раннего возраста. Поэтому следует уделять развитию детей с раннего возраста и начинать физическое воспитание и лечебную гимнастику с раннего детства, вводя все это в норму.
Изучение анатомо-физиологических особенностей развития детей с первых месяцев жизни помогает ученым определять пути наиболее полноценного их развития и физического воспитания.
Первые три года жизни развитие ребенка проходит очень быстро. Ни в один из последующих периодов он не приобретает так много, как в первые годы. Врожденные особенности не формируют психической деятельности младенца. С первых дней жизни окружающая младенца среда начинает оказывать на него большое влияние, поэтому родители должны следить за здоровьем младенцем. Для укрепления здоровья младенца обычно применяется лечебная физкультура и гимнастика, что приводит к правильному развитию ребенка на раннем этапе.
Между организмом младенца с его врожденными; унаследованными особенностями и окружающей средой с первых дней жизни происходит процесс взаимодействия, в результате которого формируются новые нервные и психические процессы.
Известно, что развивается младенец в результате непосредственных воздействий на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, идущей из окружающей среды.
Необходимо стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостей преодоления некоторых посильных для него трудностей. Если ребенок не слишком подвижен, используйте уроки физкультуры, как приятное время препровождения. Все это позволит развеселить ребенка и приведет к правильному его развитию.
Задача родителей — способствовать развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения.
На протяжении первых трех лет жизни решающее значение для развития ребенка имеет непосредственное влияние взрослых. Формы этого влияния различны: на первом году значительное место занимает показ, на втором и третьем — речь, поведение взрослых, их разговор с ребенком и между собой, их взаимоотношения.
Особенно внимательным должен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструю утомляемость, легкую возбудимость, нужно обязательно чередовать лечебную гимнастику и физкультуру с паузами отдыха.
Одно из условий, повышающих сопротивляемость организма младенца к различным заболеваниям, — правильное физическое воспитание, которое зависит от организации всей жизни ребенка, окружающей его среды и воспитания. Трудно переоценить значение движений для физического и нервно-психического развития детей раннего возраста, своевременного возникновения двигательных навыков и последовательного их развития. Этому в значительной степени способствуют лечебная гимнастика и массаж, а также уроки физкультуры.
Однако не все родители имеют четкое представление о пользе лечебной гимнастики и лечебной физкультуры в сочетании с закаливанием для правильного физического развития ребенка. Многие не знают, что именно в раннем детстве особенно важно создать прочную основу для последующего всестороннего укрепления здоровья и развития ребенка.
В тех случаях, когда в здоровье и физическом воспитании и развитии детей возникают какие-либо отклонения, правильный режим дня, закаливание, физические упражнения, лечебная гимнастика и массаж по совету врача помогут устранить эти недостатки.
Список использованной литературы
1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.
2. Голубева Л.И. особенности физического развития детей 1 года жизни, Дошкольное воспитание, №4., 2003, с 88-89.
3. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
4. Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания дете дошольного возраста М., Просвещение 1985.
5. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 1983.
6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.
7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.: ил.
8. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.
9. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 207.