Цели – изучить состояние СПК и факторы его определяющие.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи:

· Выявить структуру взаимоотношений в подразделениях;

· Определить характеристики СПК коллектива;

· Изучить отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности;

· Определить особенности стиля руководства в исследуемых подразделениях;

· Изучить особенности психологических характеристик личности руководителей структурных подразделений и фирмы.

Основная гипотеза исследования. СПК трудовых коллективов предприятий ресторанного бизнеса определяется доминирующей ролью неформальных взаимоотношений при малозначимом влиянии стиля руководства на этот процесс.

Из основной вытекают частные гипотезы исследования:

1. СПК каждого подразделения имеет свою специфику при наличии общих факторов, влтяющих на особенности организации и управления фирмой в целом.

2. В небольших коллективах предприятий ресторанного бизнеса на СПК влияет взаимная поддержка и характер эмоциональных связей между сотрудниками.

3. На эффективность функционирования фирмы существенное влияние оказывает организация морального и материального стимулирования деятельности сотрудников.

4. Оперативность руководства и его результативность в наибольшей степени зависят, - в среднем управленческом звене, - от коммуникативных умений, а на высшем уровне, от умения ппрогнозировать ситуации и добиваться исполнения принятых решений.

Методы исследования . В исследовании применялись следующие методы: наблюдения, беседы, шкалирования, социометрии и референтометрии, метод экспертных оценок, тестирование.

Наблюдение - метод психологической диагностики, научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.

В исследовании использовалось включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как бы “изнутри”, и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.

Тесты и опросники (индивидуальные и групповые ). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Опросники - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.

В опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так для уточнения выводов, полученных другими методами. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов.

Выявление социометрической структуры группы . Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональ­ная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?

    Методика определения стиля руководства коллективом, разработанная Захаровым В.П. на основе опросника Журавлева А.Л. Нами использовался сокращенный вариант, состоящий из 16-ти групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива [113, с.93]. (Приложение 2)

Метод экспертных оценок [113, с.99] использовался для определения психологических характеристик личности руководителя (Приложение 3).

Организация исследования. Исследование проводилось в 9-ти структурных подразделениях с различной спецификой деятельности, объединенных в единую сеть в форме коллективного анкетирования и нестандартизированного интервьюирования в каждом подразделении постепенно, т.е. в конце смены (первое подразделение), в технический перерыв (2,3,8,9 подразделения) и перед началом смены (4,5,6,7 подразделения), что обусловлено спецификой работы.

    В исследовании принял участие 71 сотрудник (Таблица 2.1)

Т а б л и ц а 2.1

Описание выборки респондентов (W= 71 чел.)

 

1-пол 2-возраст 3-стаж работы в фирме

Подразделения фирмы

 

1 подразделение

2 подразделение

3 подразделение

4 подразделение

5 подразделение

6 подразделение

7 подразделение

8 подразделение

9 подразделение

Пол Чел. В % Чел. В % Чел. В % Чел. В % Чел. В % Чел. В % Чел. В % Чел. В % Чел. В % 1.1 мужчины 1 10,0 4 44,4 3 33,3 4 66,6 1 14,3 - - 2 28,6 - - - - 1.2 женщины 9 90,0 5 55,6 6 66,7 2 33,4 6 85,7 6 100,0 5 71,4 9 100,0 9 100,0

 

2.1 18-21 лет 10,0- - 55,5 33,3 71,5 33,3 57,1 11,1 37,5
2.2 22-25 лет 60,0 77,8 33,3 66,7 14,3 - 28,6 22,2 25,0
2.3 26 –30 лет 10,0 22,2 11,2 - - - - 22,2 -
2.4 31-35 лет 20,0 - - - - 33,3 14,3 11,1 25,0
2.5 36-40 лет - - - - - - - 22,2 -
2.6 41-55 лет - - - - 14,3 33,3 - 11,1 12,5

 

3.1До з-х мес. - 1ё1,1 11,1 - 14,3 16,6 14,3 11,1 12,5
3.2 4-12 мес. 40,0 55,6 55,6 50,0 57,1 66,8 71,4 33,3 75,0
3.3 1-2,5 лет 40,0 22,2 11,1 33,3 28,6 16,6 14,3 22,2 12,5
3.4 2,5-3 года - 11,1 11,1 16,7 - - - 11,0 -
3.5 3-5 лет 20,0 - 11,1 - - - - 22,0 -

 

Этапы исследования. На первом этапе осуществлялось знакомство с подразделениями с использованием таких методов, как наблюдение, нестандартизированное интервью, а также знакомство с документацией (май - июль 2002 г.)

    На втором этапе создание и апробация батареи методов изучения СПК, а также метода экспертных оценок психологических характеристик руководителей подразделений и руководства организации в целом (август-сентябрь 2002 г.).

    На третьем этапе проводился опрос сотрудников фирмы и сбор результатов исследования (октябрь 2002 г.). Анкетирование проводилось анонимно при соблюдении контроля за внешними переменными.

    На последнем этапе данные подвергались количественному и качественному анализу с использованием пакета программы статистической обработки данных SPSS10.0 FOR WINDOW’S (корреляционный и факторный анализ).

        

Дата: 2019-07-31, просмотров: 209.