Задачи:
· Выявить структуру взаимоотношений в подразделениях;
· Определить характеристики СПК коллектива;
· Изучить отношение сотрудников к различным аспектам своей деятельности;
· Определить особенности стиля руководства в исследуемых подразделениях;
· Изучить особенности психологических характеристик личности руководителей структурных подразделений и фирмы.
Основная гипотеза исследования. СПК трудовых коллективов предприятий ресторанного бизнеса определяется доминирующей ролью неформальных взаимоотношений при малозначимом влиянии стиля руководства на этот процесс.
Из основной вытекают частные гипотезы исследования:
1. СПК каждого подразделения имеет свою специфику при наличии общих факторов, влтяющих на особенности организации и управления фирмой в целом.
2. В небольших коллективах предприятий ресторанного бизнеса на СПК влияет взаимная поддержка и характер эмоциональных связей между сотрудниками.
3. На эффективность функционирования фирмы существенное влияние оказывает организация морального и материального стимулирования деятельности сотрудников.
4. Оперативность руководства и его результативность в наибольшей степени зависят, - в среднем управленческом звене, - от коммуникативных умений, а на высшем уровне, от умения ппрогнозировать ситуации и добиваться исполнения принятых решений.
Методы исследования . В исследовании применялись следующие методы: наблюдения, беседы, шкалирования, социометрии и референтометрии, метод экспертных оценок, тестирование.
Наблюдение - метод психологической диагностики, научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.
В исследовании использовалось включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную деятельностную ситуацию и анализирует события как бы “изнутри”, и невключенное (простое) наблюдение, когда события регистрируются со стороны.
Тесты и опросники (индивидуальные и групповые ). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.
Опросники - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов.
В опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Как правило, в личностных опросниках не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так для уточнения выводов, полученных другими методами. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов.
Выявление социометрической структуры группы . Социометрическая структура группы несет важную информацию о характере межличностных отношений в группе. Зная такую структуру, мы можем ответить на вопросы: Кто является неформальным лидером группы? Каково распределение статусов? Какова эмоциональная сплоченность группы? Кто кого предпочитает в общении? Через кого лучше оказывать влияние на конкретного члена группы?
Методика определения стиля руководства коллективом, разработанная Захаровым В.П. на основе опросника Журавлева А.Л. Нами использовался сокращенный вариант, состоящий из 16-ти групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива [113, с.93]. (Приложение 2)
Метод экспертных оценок [113, с.99] использовался для определения психологических характеристик личности руководителя (Приложение 3).
Организация исследования. Исследование проводилось в 9-ти структурных подразделениях с различной спецификой деятельности, объединенных в единую сеть в форме коллективного анкетирования и нестандартизированного интервьюирования в каждом подразделении постепенно, т.е. в конце смены (первое подразделение), в технический перерыв (2,3,8,9 подразделения) и перед началом смены (4,5,6,7 подразделения), что обусловлено спецификой работы.
В исследовании принял участие 71 сотрудник (Таблица 2.1)
Т а б л и ц а 2.1
Описание выборки респондентов (W= 71 чел.)
1-пол 2-возраст 3-стаж работы в фирме |
Подразделения фирмы
1 подразделение
2 подразделение
3 подразделение
4 подразделение
5 подразделение
6 подразделение
7 подразделение
8 подразделение
9 подразделение
2.1 18-21 лет | 10,0- | - | 55,5 | 33,3 | 71,5 | 33,3 | 57,1 | 11,1 | 37,5 |
2.2 22-25 лет | 60,0 | 77,8 | 33,3 | 66,7 | 14,3 | - | 28,6 | 22,2 | 25,0 |
2.3 26 –30 лет | 10,0 | 22,2 | 11,2 | - | - | - | - | 22,2 | - |
2.4 31-35 лет | 20,0 | - | - | - | - | 33,3 | 14,3 | 11,1 | 25,0 |
2.5 36-40 лет | - | - | - | - | - | - | - | 22,2 | - |
2.6 41-55 лет | - | - | - | - | 14,3 | 33,3 | - | 11,1 | 12,5 |
3.1До з-х мес. | - | 1ё1,1 | 11,1 | - | 14,3 | 16,6 | 14,3 | 11,1 | 12,5 |
3.2 4-12 мес. | 40,0 | 55,6 | 55,6 | 50,0 | 57,1 | 66,8 | 71,4 | 33,3 | 75,0 |
3.3 1-2,5 лет | 40,0 | 22,2 | 11,1 | 33,3 | 28,6 | 16,6 | 14,3 | 22,2 | 12,5 |
3.4 2,5-3 года | - | 11,1 | 11,1 | 16,7 | - | - | - | 11,0 | - |
3.5 3-5 лет | 20,0 | - | 11,1 | - | - | - | - | 22,0 | - |
Этапы исследования. На первом этапе осуществлялось знакомство с подразделениями с использованием таких методов, как наблюдение, нестандартизированное интервью, а также знакомство с документацией (май - июль 2002 г.)
На втором этапе создание и апробация батареи методов изучения СПК, а также метода экспертных оценок психологических характеристик руководителей подразделений и руководства организации в целом (август-сентябрь 2002 г.).
На третьем этапе проводился опрос сотрудников фирмы и сбор результатов исследования (октябрь 2002 г.). Анкетирование проводилось анонимно при соблюдении контроля за внешними переменными.
На последнем этапе данные подвергались количественному и качественному анализу с использованием пакета программы статистической обработки данных SPSS10.0 FOR WINDOW’S (корреляционный и факторный анализ).
Дата: 2019-07-31, просмотров: 250.