Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа

Формирование волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в Российской Федерации:

Проблемы теории и практики

Выполнил

студент 5 курса

дневного отделения Е.С. Классина

Научный руководитель

Канд. юр. наук, доцент В.Н.Фальков

Рецензент

Председатель

Избирательной комиссии

Тюменской областиИ.Н. Халин

 

 

г. Тюмень, 2008



СОДЕРЖАНИЕ

 

Список принятых сокращений

Введение

Глава 1. Общие вопросы определения и разграничения основных институтов информационного обеспечения выборов

1.1 Понятие и содержание предвыборной агитации

1.2 Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации

1.3 Сроки и субъекты предвыборной агитации: проблемы правового регулирования

Глава 2. Место института политической рекламы в законодательстве Российской Федерации

2.1 Теоретические и практические проблемы соотношения предвыборной агитации и политической рекламы

2.2 Концепция законодательного регулирования политической рекламы в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы



СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

РФ - Российская Федерация

США - Соединенные Штаты Америки

ЦИК РФ - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Государственная Дума ФС РФ - Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации

ФЗ об основных гарантиях - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

СМИ - средства массовой информации



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Тема предвыборной агитации впервые возникла в российской науке около 15 лет назад, и с тех пор ей уделялось немало внимания, что вполне объяснимо. Формирование мнения избирателей о кандидатах на выборах в органы публичной власти происходит именно на этой стадии избирательного процесса. Соответственно, от эффективности проведения кандидатами или политическими партиями избирательных кампаний непосредственно зависят те результаты, к которым они придут после дня голосования.

Сейчас, именно благодаря институту предвыборной агитации, избирательный процесс представляет собой огромную политическую индустрию с впечатляющими оборотами финансовых средств и профессионалами в сфере продвижения кандидатов на должность, подлежащую замещению. Именно поэтому нельзя обойти стороной такой аспект любой избирательной кампании, как правила организации и ведения предвыборной агитации.

К сожалению, российский механизм правового регулирования данного аспекта далеко не совершенен: проблемы возникают как в сфере законодательных предписаний, так и в правоприменении. Институт предвыборной агитации рассматривается в данном исследовании в контексте информационного обеспечения выборов в целом, а также в сравнении с таким понятием, как политическая реклама, законодательное регулирование которой на сегодняшний день в РФ отсутствует.

Степень научной разработанности темы. Многие проблемы теории и практики, касающиеся вопроса предвыборной агитации, существуют уже в течение продолжительного периода времени и были неоднократно обозначены и проанализированы как российскими, так и зарубежными учеными.

Различные аспекты обозначенной темы освещены в работах Большакова С.В., Головина А.Г., Гришиной М.В., Веденеева Ю.А., Вешнякова А.А., Мостовщикова В.Д., Бондаря Н.С., Аглеевой Л.Т., Дианова М.А., Романенко О.Н., Панарина И.Н., Лукашука И.И. и многих других авторов.

Научные исследования и работы российских авторов представляют собой крепкий фундамент для дальнейшей разработки предложений по совершенствованию механизма правового регулирования. Однако нельзя оставлять без внимания новые тенденции, возникшие в ходе последних федеральных, региональных и местных избирательных кампаний, а также мировой опыт законодательного регулирования подобных отношений.

Исследования основных аспектов темы зарубежными учеными часто не принимались во внимание российскими авторами ввиду различных обстоятельств: отсутствия перевода на русский язык, точкой зрения наших ученых о неповторимости и специфике российского менталитета, распространяющегося на все сферы отношений, в том числе и избирательные правоотношения, а также по другим причинам. Однако, на наш взгляд, такие исследования полезны для изучения, в особенности, в сравнительном аспекте, поэтому они также дополняют основу (базу) данного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между участниками избирательных кампаний на выборах в органы публичной власти в РФ в ходе обмена информацией о выборах. В качестве предмета исследования выступают проблемы разграничения понятия предвыборной агитации и сходных институтов – информирования избирателей и политической рекламы, а также некоторые особенности правового регулирования данных вопросов в России и зарубежом.

Цель и задачи исследования. Целями данной работы являются системное рассмотрение и анализ проблематики предвыборной агитации, а также выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и организации правоприменительной практики в соответствующей сфере общественных отношений.

Указанные цели конкретизируются в решении следующих задач:

· изучение теоретических и практических аспектов разграничения понятий предвыборной агитации, информирования избирателей и политической рекламы;

· рассмотрение вопросов квалификации информационных материалов в качестве агитационных или информативных в рамках последних тендеций развития избирательного законодательства;

· выработка новых критериев разграничения обозначенных институтов;

· анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

Методологическая основа исследования. Для достижения обозначенных целей при написании работы использованы следующие методы научного познания: сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, логический, функционально-структурный, прогностический и статистический. Обозначенная проблематика рассматривается в контексте зарубежного опыта США. Выбор именно этого государства обусловлен существенными отличиями правового регулирования в США некоторых аспектов избирательной системы, что позволяет рассматривать институты российского избирательного права в сравнении с их зарубежными аналогами и аргументировано обозначать недостатки или преимущества правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений в России.

Теоретические и практические проблемы формирования волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в РФ непосредственно взаимосвязаны, поскольку возникают в процессе существования определенного круга общественных отношений по поводу проведения избирательной кампании, обладающих определенной спецификой. Исходя из этого, в целях глубокого анализа отдельных аспектов и выработки предложений по совершенствованию законодательного регулирования, необходим системный подход к изучению данной проблематики. Именно системный подход к анализу обозначенных вопросов положен в основу данного исследования.

Законодательную, практическую и научную базу исследования представляют нормативные акты РФ и США, судебные прецеденты, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, статистические данные, публикации в периодических печатных издания и электронной сети Интернет, материалы электронных справочно-правовых систем, материалы судебной практики, собственный опыт, полученный в ходе прохождения практики в Избирательной комиссии Тюменской области и стажировки в Избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Тюмень, а также при участии в избирательной кампании одного из кандидатов в депутаты Тюменской городской Думы пятого созыва. В работе используются зарубежные источники на английском языке, анализ которых российскими авторами ранее не осуществлялся, ввиду отсутствия их перевода на русский язык.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассматриваемых нами вопросов, а также предложениями по совершенствованию некоторых аспектов законодательного регулирования и правоприменительной практики по вопросам предвыборной агитации в РФ. На наш взгляд, данное исследование позволит развить и углубить систему знаний в сфере формирования волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в России, а также факторах, оказывающих влияние на этот процесс и мерах, необходимых для функционирования информационного обеспечения выборов в рамках правового поля.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа теоретических и практических аспектов темы предлагается авторская концепция законодательного разграничения институтов информационного обеспечения выборов, внесение некоторых изменений в законодательство, а также разработка дополнительных актов рекомендательного характера для удобства правоприменения.

Кроме того, в рамках темы обозначена специфика избирательных правоотношений, сформировавшихся в ходе последних федеральных избирательных кампаний по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ, а также избирательной кампании по выборам депутатов Тюменской городской Думы.

Во второй части исследования изложена авторская позиция относительно концепции законодательного регулирования института политической рекламы в РФ, которое на данный момент полностью отсутствует. Данная позиция приведена в сравнении с мнениями российских ученых по соответствующим вопросам.

Апробация научных выводов. В основу исследования положены некоторые факты и выводы, изложенные в работе автора «Финансирование избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений: сравнительно-правовой анализ опыта России и США», получившей третью премию на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ, проведенном ЦИК РФ в 2006/2007 гг. Основные положения обозначенной работы опубликованы в следующих изданиях: «Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации в 2006/2007 учебном году», а также «Проблемы реализации права в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. В 2 частях. Часть 2»[1].

Некоторые аспекты данного исследования докладывались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Эволюция российского права» на секции «Конституционного и административного права», проведенной Уральской государственной юридической академией (г. Екатеринбург) 25 апреля 2008 года. По результатам доклада, осуществленного в рамках Всероссийского конкурса «Мисс Юридическая Россия – 2008», автору присвоена номинация «Мисс Интеллект».

Основные положения и выводы исследования изложены в одноименной работе, направленной для участия в финальном этапе Всероссийского конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2007/2008 учебном году.



ГЛАВА1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗГРАНИЯЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ

1.1 Понятие и содержание предвыборной агитации

 

Голосование на выборах является выражением политической позиции гражданина и одной из форм непосредственной демократии, а значит, принятие соответствующего решения играет значительную роль в жизни каждого человека и должно быть взвешенным и обоснованным. Чтобы проголосовать на выборах осмысленно, необходима определенная осведомленность о кандидатах и партиях, их программах, идейных позициях. Самым эффективным осведомителем в таких случаях, безусловно, оказывается сам кандидат непосредственно или политическая партия, выдвинувшая список кандидатов. Как лица заинтересованные, они прилагают все возможные усилия для формирования положительного образа в глазах избирателей посредствам проведения предвыборной агитации, не жалея сил и средств.

Опрос общественного мнения в преддверии выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, проведенный в октябре 2003 года фондом «Общественное мнение» дал следующие результаты: 42% опрошенных считают, что предвыборная агитация помогает людям определить свое отношение к баллотирующимся в Госдуму партиям, 19% - что она только мешает, 22% граждан придерживаются мнения, что агитация никак не влияет на отношение избирателей к участникам предвыборной гонки. Относительно того, нужна ли вообще предвыборная агитация, мнения распределились почти поровну: 43% считают, что она необходима, 39% - что без нее можно обойтись. Когда речь заходит об «электоральной стратегии» непосредственно самого респондента, то 53% участников опроса утверждают, что «не будут обращать внимания на предвыборную агитацию при принятии решения, за кого голосовать» (будут обращать внимание - 37% респондентов). [2]

Нельзя отрицать, что предвыборная агитация оказывает значительное влияние на формирование электоральных предпочтений избирателей, а соответственно, для обеспечения международных и конституционных стандартов выборов необходима четкая законодательная регламентация соответствующего института избирательного права и установление гарантий его функционирования в рамках правового поля.

На сегодняшний день в российском законодательстве существует нормативное определение предвыборной агитации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона об основных гарантиях предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). [3]

Следует отметить, что в настоящее время формулировка определения предвыборной агитации изменилась по сравнению с положениями прекратившего действие Федерального закона 1997 года[4], и теперь деятельность, которая имеет цель побудить или побуждает избирателей к участию в выборах, более не относится к агитационной. Это нововведение открывает новые возможности в отношении повышения уровня явки избирателей перед избирательными комиссиями, однако в глазах обывателей меры, направленные на повышение явки часто выглядят как агитационные. Так в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва небезызвестный видеоролик со слоганом «РОССИЯ – ЕДИНАЯ СЕМЬЯ!», активно транслируемый на каналах федеральных организаций телерадиовещания, в том числе и в так называемый «день тишины», неоднократно вызывал возмущение избирателей, воспринимавших его как агитационный ролик партии власти. Представителям избирательных комиссий приходилось разъяснять, что данный ролик относится к мерам, направленным на повышение явки и стимулирование интереса граждан к выборам, с точки зрения действующего законодательства, агитационного характера он не носит. Те же положения можно отнести и к мерам по распространению приглашений на избирательные участки, а также благодарственным письмам за участие в выборах.

Правовое регулирование формальных признаков предвыборной агитации в США существенно отличается от российского. Понятие предвыборной агитации вообще не закрепляется в американском законодательстве, однако существует широко известный судебный прецедент, выступающий в качестве непосредственного источника права и содержащий определенные положения о политической рекламе. В своем решении 1976 года по делу Бакли против Валео (Buckley v. Valeo)[5] Верховный Суд США предложил перечень конкретных формулировок, свидетельствующих о том, что действие в виде какого-либо выступления не является тематической политической рекламой, а непосредственно направлено на избрание определенного кандидата. К таким формулировкам относятся: голосовать за, избирать, поддержать, отдать свои голоса за, голосовать против, добиваться поражения, отвергать. При этом в случае отсутствия одной из данных формулировок или при наличии сомнений в идентификации конкретного кандидата, в отношении которого высказывается выступающий, действия говорящего рассматриваются как выражение собственной политической позиции, которое ни в коем случае не может быть ограничено.

В обозначенном решении суда фактически дифференцируются агитация и политическая реклама, которая будет нами рассмотрена ниже. На данном этапе следует, однако, обратить внимание на своеобразный подход к закреплению признаков агитации в виде исчерпывающего перечня агитационных формулировок и идентификации именно кандидата, независимо от его принадлежности к политической партии. Естественно, эквивалент перечисленным формулировкам с не менее эффективным агитационным воздействием находится без труда. Например, в рамках такой рекламы может быть рассмотрено заявление, сделанное в эфире одной из радиостанций Ассоциацией по контролю над огнестрельным оружием: «Наш конгрессмен (упоминание имени) голосовал за пересмотр запрета на автоматическое огнестрельное оружие. Вы представляете? Голос конгрессмена (упоминание имени) мог бы снова вложить в руки матерых преступников оружие военного назначения!»[6]

Кроме того, ни для кого не секрет, что агитация в отношении политической партии, выдвинувшей кандидата, даже без его непосредственного упоминания, оказывает влияние, в том числе и на формирование политической позиции в отношении конкретного кандидата. Таким образом, данный вариант обозначения признаков предвыборной агитации (в виде перечня конкретных формулировок) не представляется целесообразным.

В Федеральном законе об основных гарантиях прослеживается более удачный подход к определению признаков предвыборной агитации. Кроме закрепления общего определения агитации[7], в статье 48 данного закона перечисляются действия, признающиеся предвыборной агитацией, позволяющие говорить о законодательном закреплении ее формальных признаков[8].

Четкая регламентация критериев, по которым можно судить о наличии в том или ином действии участников избирательного процесса признаков предвыборной агитации, имеет немаловажное значение, поскольку на основании таких выводов необходимо правильно применять законодательные ограничения, касающиеся права осуществлять подобные действия ограниченным кругом субъектов и в строго определенные сроки, правил финансирования соответствующей деятельности, оснований привлечения к ответственности различных субъектов за нарушения правил предвыборной агитации. Все вышеперечисленные положения являются неотъемлемой частью обеспечения эффективного функционирования избирательной системы и соблюдения основных принципов избирательного права и процесса, нарушение которых несовместимо с позиционированием государства как правового и демократического.

В процессе реализации законодательных предписаний в сфере избирательного права возникает немало проблем, связанных именно с темой предвыборной агитации, которые требуют пристального внимания представителей науки и практики. В целях обозначения некоторых из них и предложений по их решению представляется целесообразным рассмотрение вопросов предвыборной агитации в рамках тематических блоков, в сравнении со схожими и пересекающимися понятиями и с выделением специфических особенностей данного института, существующих в России на данный момент.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрение проблем формирования волеизявления избирателей на выборах в органы публичной власти в РФ с помощью системного подхода в рамках тематических блоков, в сравнении основного для данной темы исследования института – предвыборной агитации – со схожими и пересекающимися понятиями и с выделением специфических особенностей данного института, существующих в России и за рубежом, позволяет сформулировать наиболее актуальные вопросы, возникающие в правоприменительной сфере, а также выработать некоторые рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования отдельных аспектов темы.

В целом, что касается оценки российского механизма правового регулирования предвыборной агитации, он, безусловно, характеризуется высокой степенью разработанности основных понятий и институтов избирательного права. Однако некоторые аспекты предвыборной агитации требуют доработки в виде рекомендаций и предписаний ЦИК РФ, а также внесения изменений в действующее законодательство.

К основным выводам и рекомендациям исследования, выработанным в ходе анализа рассмотренных вопросов, относятся:

1. Предвыборная агитация оказывает значительное влияние на формирование электоральных предпочтений избирателей, а соответственно, для обеспечения международных и конституционных стандартов выборов необходима четкая законодательная регламентация соответствующего института избирательного права и установление гарантий его функционирования в рамках правового поля.

2. В настоящее время законодательная формулировка определения предвыборной агитации изменилась по сравнению с положениями ранее деиствовавшего законодательства: деятельность, которая имеет цель побудить или побуждает избирателей к участию в выборах, более не относится к агитационной. Это нововведение открывает новые возможности в отношении повышения уровня явки избирателей, однако в глазах обывателей меры, направленные на повышение явки часто выглядят как агитационные. Вследствии этого, необходимо подробное разъяснение положений законодательства для избирателей со стороны представителей избирательных комиссий.

3. В США существует своеобразный подход к закреплению признаков агитации в виде исчерпывающего перечня агитационных формулировок и идентификации именно кандидата, независимо от его принадлежности к политической партии. Однако данный вариант обозначения признаков предвыборной агитации не представляется целесообразным, поскольку эквивалент соответствующим формулировкам с не менее эффективным агитационным воздействием находится без труда. В Федеральном законе об основных гарантиях прослеживается более удачный подход к определению признаков предвыборной агитации: кроме закрепления общего определения агитации, в данном законе перечисляются действия, признающиеся предвыборной агитацией и позволяющие говорить о законодательном закреплении ее формальных признаков.

4. Между участниками избирательной кампании в ходе обмена информацией о выборах возникают специфические правоотношения, обладающие признаками как информационных, так и избирательных, то есть избирательные информационные правоотношения.

5. Выделение двух составляющих информационного обеспечения выборов в виде информирования избирателей и предвыборной агитации, является наиболее приемлемым подходом для законодательного регулирования избирательных правоотношений в РФ.

6. Четкое разграничение этих двух составляющих, функционирующих в рамках избирательных информационных правоотношений, имеет исключительное значение и требует совершенствования механизма правового регулирования, которое, в свою очередь, может быть осуществлено с помощью закрепления в избирательном законодательстве понятия «информационный повод», заимствованного из обихода представителей СМИ.

7. Информационный повод – событие, объективно вызывающее интерес избирателей независимо от их политических позиций и (или) принадлежности к избирательным объединениям, общественная значимость которого соответствует виду, объему и степени его освещения средствами массовой информации.

8. Смысл использования понятия «информационный повод» для регулирования избирательных информационных правоотношений заключается в следующем: при его наличии в информационном материале можно говорить о направленности такого материала на объективное информирование избирателей, а в случае его отсутствия, либо при явном несоответствии его характеристик критериям актуальной новости, материал может квалифицироваться как агитационный.

9. Информационный повод может послужить не просто показателем наличия агитационной цели, но и самостоятельным критерием разграничения информирования избирателей и предвыборной агитации, позволяющим правоприменительным и судебным органам свести до минимума субъективные оценки при рассмотрении соответствующих жалоб и споров, поэтому наиболее эффективным нам представляется законодательное закрепление данного критерия на общефедеральном уровне.

10. Существует два варианта включения понятия «информационный повод» в Федеральный закон об основных гарантиях: в статью, посвященную информированию избирателей, в качестве обязательного условия его присутствия в нейтральном информационном материале; либо в перечень действий, являющихся предвыборной агитацией отдельного подпункта об отсутствии соответствующего информационного повода.

11. Для максимальной эффективности применения данного критерия на практике возможна разработка основных подходов к его использованию на уровне общефедеральных рекомендаций ЦИК РФ. При их разработке необходимо привлечение как специалистов в сфере избирательного права, так и профессиональных журналистов.

12. Учитывая наличие определенной доли субъективизма в оценке информационного материала при рассмотрении его на предмет наличия признаков предвыборной агитации, необходимо законодательное закрепление права и обязанности стороны, придерживающейся определенной позиции в избирательном споре, обоснования собственной точки зрения, однако ввиду публичного характера избирательных информационных отношений роль комиссии (правоприменителя) или судебных органов не сводится к простой оценке представленных доводов, они должны принимать все необходимые и возможные меры для всесторонней и объективной оценки фактических обстоятельств спорной ситуации.

13. Принимая во внимание ряд проблем, возникших в сфере правоприменения в ходе подготовки выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва в связи с выдвижением кандидатов в составе федеральных списков политических партий, необходимо изменение подходов к законодательному регулированию сроков предвыборной агитации, с учетом их разграничения в зависимости от субъектов агитации, а именно в отношении организаций СМИ и непосредственно политических партий.

14. С учетом специфики правового регулирования аспектов предвыборной агитации при выдвижении кандидатов в составе федеральных списков, было бы целесообразным и обоснованным презюмирование всех политических партий, входящих в специальный список партий, имеющих право принимать участие в соответствующих выборах, в качестве потенциальных субъектов выдвижения.

15. Положение действующего законодательства, в соответствии с которым при проведении выборов по пропорциональной системе начало течения агитационного периода для политической партии происходит с момента регистрации списков кандидатов, содержит существенные недоработки, позволяя политическим партиям намеренно затягивать сроки выдвижения соответствующих списков, поэтому целесообразна постановка вопроса об изменении подходов к регулированию сроков предвыборной агитации в отношении выборов, проводящихся по пропорциональной системе на основании выдвижения избирательными объединениями списков кандидатов.

16. В российском обществе, современный период развития которого характеризуется активным партийным строительством, структуризацией и оформлением новых контуров партийно-политической системы в России, достаточно актуальна тема политической рекламы, однако законодательного акта, регламентирующего порядок распространения всех видов политической рекламы в РФ, в настоящее время не существует.

17. На сегодняшний день законодательством РФ неурегулирован статус информационных материалов, посвященных избирательным объединениям, и выходящих во временных промежутках: 1) до момента публикации решения о назначении выборов; 2) с момента публикации соответствующего решения до момента регистрации списков кандидатов избирательных объединений. Решение этих вопросов невозможно без четкой законодательной дифференциации и подробного регулирования понятий политической рекламы и предвыборной агитации.

18. Наличие правового вакуума в сфере регулирования политической рекламы, аккумулирующее, в том числе, определенные проблемы в сфере избирательных правоотношений, позволяет сделать вывод о необходимости принятия специального закона, регулирующего соответствующие общественные отношения и четко разграничивающего сферы действия законодательства о рекламе и избирательного законодательства.

19. При рассмотрении вопроса о концепции законодательного акта, регулирующего отношения в сфере политической рекламы, а также о концепции самого определения политической рекламы, законодателю следует учитывать необходимость согласования понятий рекламы и предвыборной агитации.

20. В законодательном определении политической рекламы стоит акцентировать внимание на том, что политическая реклама имеет место быть вне агитационного периода, а с началом избирательной кампании она трансформируется в особый вид – предвыборную агитацию, правила которой установлены законодательством о выборах.

21. В законодательном акте, посвященном политической рекламе, необходимо четко прописать положения переходного периода, а именно, касающиеся ранее выпущенных и размещенных материалов политической рекламы, которые, в связи с публикацией соответствующего решения о назначении выборов, трансформируются в агитационные.

В целом, формирование волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в России, происходящее в рамках и посредствам предвыборной агитации, в урегулировано действующим законодательством на достаточном уровне для соблюдения основных прав и свобод граждан. Механизм правового регулирования данной сферы общественных отношений обладает как положительными, так и отрицательными чертами, а в некоторых аспектах требует определенной доработки.



Нормативно-правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. – 93 с.

1.2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 14-20.

1.3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 32-57.

1.4. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 // Бюллетень международных договоров. – 1999.- № 6. – С. 3-13.

1.5. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 07 октября 2002 // Бюллетень международных договоров. – 2006. – № 2. – С. 18-34.

1.6. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [по состоянию на 13 мая 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

1.7. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [по состоянию на 16 мая 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

1.8. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [по состоянию на 13 мая 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

1.9. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [по состоянию на 7 сентября 2007 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.

1.10. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 19 июня 1997 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 38. – Ст. 4339.

1.11. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: федер. закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 33. – Ст. 3406.

1.12. Российская Федерация. Законы. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ [по состоянию на 21 января 2007 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. –№ 2. – Ст. 171.

1.13. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2006; с изм. и доп. вступ. в силу 21.01.2007) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.

1.14. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2006; с изм. и доп. вступ. в силу 21.01.2007) «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.07.2001, № 29, ст. 2950.

1.15. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006; с изм. и доп. вступ. в силу 15.07.2006) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.12.1996, № 49, ст. 5497.

1.16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2006; с изм. и доп. вступ. в силу 01.01.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

1.17. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

1.18. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации» // «Российская газета», № 32, 08.02.1992.

1.19. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21.10.1999 № 27/359-3 «О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва» // «Российская газета», № 214, 28.10.1999.

1.20. Закон Тюменской области от 03.06.2003 № 139 (ред. от 08.12.2006) «Избирательный кодекс (закон) Тюменской области» // Тюменские известия, № 115, 10.06.2003.

1.21. Закон Тюменской области от 29.12.2005 № 444 (ред. от 14.12.2006) «О местном самоуправлении в Тюменской области» // Тюменская область сегодня, № 245, 31.12.2005.

1.22. Закон Тюменской области от 03.06.2004 № 235 (ред. от 26.09.2006) «Об избирательной комиссии Тюменской области» // Тюменская область сегодня, № 102, 05.06.2004.

1.23. The Constitution of the United States – Washington, D.C.: The Commission on the Bicentennial of the United States Constitution, 1992.

Судебные решения

2.1. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарнтиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 6, 2003.

2.2. Определение Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2006 по делу № 47-Г06-300 / Справочная правовая система «Консультант плюс». Судебная практика. Решения высших судов, по состоянию на 25.03.2008.

2.3. Определение Верховного суда Российской Федерации от 03.12.2005 по делу № 5-Г05-136 / Справочная правовая система «Консультант плюс». Судебная практика. Решения высших судов, по состоянию на 25.03.2008.

2.4. Определение Верховного суда Российской Федерации от 27.11.2004 по делу № 82-Г04-12 / Справочная правовая система «Консультант плюс». Судебная практика. Решения высших судов, по состоянию на 25.03.2008.

3. Специальная литература

3.1. Mutch, Robert E. Campaigns, Congress, and Courts: The Makings of Federal Campaign Finance Law - New York: Praeger, 1988, 237 р.

3.2. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007. – 304 с.

3.3. Борисов И.Б., Буханова Т.Н. и др. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов / ред. М.Г. Чигогидзе – М.: РЦОИТ, 2007. – 64 с.

3.4. Гришина М.В., Головин А.Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы / М.В. Гришина, А.Г. Головин. – М.: 2007. – 80 с.

3.5. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие / А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев [и др.]; под ред. В.В. Маклакова. - М.: НОРМА, 2003. – 288 с.

3.6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской федерации: Учебник для ВУЗов / отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. – М.: НОРМА, 2003. – 816 с.

3.7. Институт выборов в истории зарубежных стран. XX век: матер. к библиогр. указ. / сост. Ю.А. Веденеев, В.В. Луговой, П.Г. Крученков. – Калуга: Символ, 2003. – 424 с.

3.8. Судебная практика рассмотрения дел о нарушениях избирательного законодательства / Б.С. Крылова, Л.А. Окуньков, А.Е. Постников, М.С. Студенкина. – М.: Рудомино, 2000. – 88 с.

Диссертации

4.1. Матейкович М.С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореферат дис… канд. юрид. наук / М.С. Матейкович. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. – 23 с.

4.2. Фальков В.Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: Автореферат дис… канд. юрид. Наук / В.Н. Фальков. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. – 28 с.

Статьи

5.1. Аглеева Л.Т. Конституционно-правовая природа понятия "предвыборная агитация" / Л.Т. Аглеева // Вопросы юриспруденции. Приложение к ежеквартальному научно-теоретическому и информационно-практическому журналу "Россисйкий юридический журнал". - Екатеринбург, 2005, № 1 (2). - С. 36-41

5.2. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты / Ю.А.Веденеев, В.И. Лысенко // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 5-13.

5.3. Вешняков А.А. Международные избирательные стандарты / А.А. Вешняков // Международная жизнь. – 2001. - № 3. – С. 21-30.

5.4. Вешняков А.А. Новый закон - правовая гарантия чистых и честных выборов / А.А. Вешняков // Журнал российского права. - 1999.- № 9.- С. 3-8.

5.5. Изобретателям PR-технологий придется остановиться: Беседа с А. Вешняковым / А. Вешняков // Советник. – 2003. - № 4. – С. 4-7.

5.6. Классина Е.С. Правовые аспекты установления ограничений размеров избирательных фондов кандидатов: опыт России и США / Е.С. Классина // Проблемы реализации права в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вып.3. В 2 ч. Ч. 2. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. – С. 164-169.

5.7. Классина Е.С. Финансирование избирательных кампатний кандидатов и избирательных объединений в России и США: сравнительно-правовой анализ / Е. С. Классина // Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации в 2006/2007 учебном году. – М.: РЦОИТ, 2007. – С. 117-134.

5.8. Лысенко В.И. Развитие демократической основы российского избирательного права / В.И. Лысенко // Бюллетень ЦИК РФ. - 1995. - № 5. - С. 45-54.

5.9. Матейкович М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской федерации / М.С. Матейкович // Государство и право. – 2001. - № 10. – С. 28-35.

5.10. Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки / В.Д. Мостовщиков // Журнал российского права. 1999. № 5/6. - С. 17-25.

5.11. Романенко О.В. Косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий в России / О.В. Романенко // Право и власть. – 2002. - № 3. – С. 60-69.

5.12. Соловьева О.С., Старикова Е.А., Чайкин А.В. Проблема разграничения понятий "информирование избирателей" и "предвыборная агитация" / О.С. Соловьева, Е.А. Старикова, А.В. Чайкин // Северо-кавказский юридический вестник. - Ростов-на-Дону, 2006, № 2. - С. 153-158.

Электронные ресурсы

6.1. Greenwald Glenn. The role of political reporters. [Электронный ресурс] / Salon.com – 2008. - Режим доступа: http://www.salon.com/opinion/greenwald glenn/2008/01/07/media_ coverage/index.html.

6.2. Glossary [Электронный ресурс] / Hoover Institution Public Policy Inquiry: Campaign Finance – Current Structure. – 2006. - Режим доступа: http://www. campaignfinancesite.org/structure/terms.html.

6.3. Raskin J. B., Bonifaz J. The Wealth Primary Campaign Fundraising and the Constitution [Электронный ресурс] / CnetNews.com – 2000. - Режим доступа: http://www. opensecrets.org/pubs/law_wp/wealthindex. htm.

6.4. Smith, Bradley A. Campaign Finance Regulation: Faulty Assumptions and Undemocratic Consequences [Электронный ресурс] / Hoover Institution Public Policy Inquiry: Campaign Finance – History. – 2006. - Режим доступа: http://www.campaignfinancesite. org/history/book-smith.html.

6.5. Информационные поводы. [Электронный ресурс] / Глоссарий.ru – 2008. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!vuiuk.

6.6. Информационный повод: взгляд с другой стороны баррикад. О чем писать в пресс-релизах. [Электронный ресурс] / PR Link. Секреты эффективных коммуникаций. – 2008. – Режим доступа: http://www.prlink.ru/prinfo/articles/mediarelations/5/.

6.7. Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

6.8. Пинто-Душинский М., Постников А. Финансирование избирательных кампаний за рубежом: Правовое регулирование и политическая практика. [Электронный ресурс] /Демократия.ру. – 1999. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/ articles/rus_1999-10.html.

6.9. Предвыборная агитация. [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». – 2003. – Режим доступа: http://www.forum.ru/topics/ 182.html

6.10. Стивенсон Г. Принципы демократических выборов [Электронный ресурс] / Материалы о демократии. – 2000. – Режим доступа: http://www.infousa.ru/ government/dmpaper3.htm.

6.11. Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». – 1999. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.


[1] См.: Классина Е.С. Правовые аспекты установления ограничений размеров избирательных фондов кандидатов: опыт России и США / Е.С. Классина // Проблемы реализации права в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вып.3. В 2 ч. Ч. 2. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. – С. 164-169.

См.: Классина Е.С. Финансирование избирательных кампатний кандидатов и избирательных объединений в России и США: сравнительно-правовой анализ / Е. С. Классина // Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации в 2006/2007 учебном году. – М.: РЦОИТ, 2007. – С. 117-134.

[2] См.: Предвыборная агитация. [Электронный ресурс] / Сайт Фонда «Общественное мнение». – 2003. – Режим доступа: http://www.forum.ru/topics/ 182.html.

[3] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253, статья 2.

[4] См.: Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ (ред. от 10.07.2001; с изм. и доп. от 11.06.2002) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22.09.1997, № 38, ст. 4339.

[5] См.: Smith, Bradley A. Campaign Finance Regulation: Faulty Assumptions and Undemocratic Consequences [Электронный ресурс] / Hoover Institution Public Policy Inquiry: Campaign Finance – History. – 2006. - Режим доступа: http://www.campaignfinancesite.org/history/book-smith.html.

[6] См.: Пинто-Душинский М., Постников А. Финансирование избирательных кампаний за рубежом: Правовое регулирование и политическая практика. [Электронный ресурс] /Демократия.ру. – 1999. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/ articles/rus_1999-10.html.

[7] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253,  статья 2.

[8] См.: Там же, статья 48.

[9] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 22.

[10] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253, статья 44.

[11] См.: Гришина М.В., Головин А.Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы / М.В. Гришина, А.Г. Головин. – М.: 2007, с. 8.

[12] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253, пункты 2 и 4 статьи 45.

[13] См.: Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарнтиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 6, 2003.

[14] См.: Гришина М.В., Головин А.Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы / М.В. Гришина, А.Г. Головин. – М.: 2007, с. 8-9.

[15] См.: The Constitution of the United States – Washington, D.C.: The Commission on the Bicentennial of the United States Constitution, 1992, Amendment I.

[16] См.: Greenwald Glenn. The role of political reporters. [Электронный ресурс] / Salon.com – 2008. - Режим доступа: http://www.salon.com/opinion/greenwaldglenn/2008/01/07/media_coverage/index.html.

[17] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253, статья 48.

[18] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253, статья 48.

[19] Такая позиция Верховного Суда Российской Федерации приводится, к примеру, в Определениях от 18.10.2006 (по делу № 47-Г06-300) и от 03.12.2005 (по делу № 5-Г05-136).

 

[20] См.: Борисов И.Б., Буханова Т.Н. и др. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов / ред. М.Г. Чигогидзе – М.: РЦОИТ, 2007, с. 7.

[21] См.: Борисов И.Б., Буханова Т.Н. и др. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов / ред. М.Г. Чигогидзе – М.: РЦОИТ, 2007, с. 8-9.

[22] См.: Информационные поводы. [Электронный ресурс] / Глоссарий.ru – 2008. – Режим доступа:  http://www. glossary.ru/ cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!vuiuk.

[23] См.: Борисов И.Б., Буханова Т.Н. и др. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов / ред. М.Г. Чигогидзе – М.: РЦОИТ, 2007, с. 8.

 

[24] См.: Информационные поводы. [Электронный ресурс] / Глоссарий.ru – 2008. – Режим доступа: http://www. glossary.ru/ cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!vuiuk.  

[25] См.: Информационный повод: взгляд с другой стороны баррикад. О чем писать в пресс-релизах. [Электронный ресурс] / PR Link. Секреты эффективных коммуникаций.  – 2008. – Режим доступа: http://www.prlink.ru/prinfo/articles/mediarelations/5/.

 

 

[26] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 51.

[27] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст. 3301, статья 190.

[28] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 50-51.

[29] См.: Гришина М.В., Головин А.Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы / М.В. Гришина, А.Г. Головин. – М.: 2007, с. 4-5.

[30] См.: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 30.01.2007; с изм. и доп. вступ. в силу 13.02.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2002, № 24, ст. 2253, статья 2.

[31] См.: Там же, пункт 5 статьи 48.

[32] См.: Определение Верховного суда Российской Федерации от 27.11.2004 по делу № 82-Г04-12 / Справочная правовая система «Консультант плюс». Судебная практика. Решения высших судов, по состоянию на 25.03.2008.

[33] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 100-101.

[34] См.: Glossary [Электронный ресурс] / Hoover Institution Public Policy Inquiry: Campaign Finance – Current Structure. – 2006. - Режим доступа: http://www.campaignfinancesite.org/structure/terms.html (terms – Permanent Campaign).

[35] См.: Raskin J. B., Bonifaz J. The Wealth Primary Campaign Fundraising and the Constitution [Электронный ресурс] / CnetNews.com – 2000. - Режим доступа: http://www.opensecrets.org/pubs/law_wp/wealthindex.htm.

[36] См.: Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.05.2005, № 21, ст. 1919, статья 33.

[37] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 98-99.

[38] См.: Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки / В.Д. Мостовщиков // Журнал российского права. 1999. № 5–6. С. 23.

[39] См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 2.

[40] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 98-99.

[41] См.: Пинто-Душинский М., Постников А. Финансирование избирательных кампаний за рубежом: Правовое регулирование и политическая практика. [Электронный ресурс] /Демократия.ру. – 1999. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/ articles/rus_1999-10.html.

[42] См.: Пинто-Душинский М., Постников А. Финансирование избирательных кампаний за рубежом: Правовое регулирование и политическая практика. [Электронный ресурс] /Демократия.ру. – 1999. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/ articles/rus_1999-10.html.

[43] См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 33.

[44] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 203-205.

[45] См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 3.

[46] См.: Там же, статья 2.

[47] См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». – 1999. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.

[48] См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

[49] См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». – 1999. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.

[50] См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

[51] См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». – 1999. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.

[52] См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

[53] См.: Там же, статья 2.

[54] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 203-205.

[55] См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

[56] См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 3.

[57] См.: Там же, статья 30.

[58] См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

[59] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст. 3301, статья 152.

[60] См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

[61] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.05.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, статья 5.13.

[62] См.: Кравченко Ф.Д. Предвыборная агитация в средствах массовой информации. [Электронный ресурс] / Права человека в России. Лекции для молодых юристов и активистов НПО.– 2000. – Режим доступа: http://www.hro.org/editions/lections/01.htm.

[63] См.: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 24.07.2007) // «Российская газета», № 32, 08.02.1992, статья 35.

[64] См.: Там же, статья 44.

[65] См.: Термина «политическая реклама» в законе нет. Ее правил - тоже. [Электронный ресурс] / Комментарий Центра «Право и СМИ». – 1999. – Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/61/ch2.htm.

[66] См.: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. 01.12.2007) «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, статья 3.

[67] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 203-205.

[68] Там же, с.203-205.

[69] См.: Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: Второе издание / С.В. Большаков, А.Г. Головин. – М.: РЦОИТ, Весь мир, 2007, с. 203-205.


Выпускная квалификационная работа

Формирование волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в Российской Федерации:

Проблемы теории и практики

Выполнил

студент 5 курса

дневного отделения Е.С. Классина

Научный руководитель

Канд. юр. наук, доцент В.Н.Фальков

Рецензент

Председатель

Избирательной комиссии

Тюменской областиИ.Н. Халин

 

 

г. Тюмень, 2008



СОДЕРЖАНИЕ

 

Список принятых сокращений

Введение

Глава 1. Общие вопросы определения и разграничения основных институтов информационного обеспечения выборов

1.1 Понятие и содержание предвыборной агитации

1.2 Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации

1.3 Сроки и субъекты предвыборной агитации: проблемы правового регулирования

Глава 2. Место института политической рекламы в законодательстве Российской Федерации

2.1 Теоретические и практические проблемы соотношения предвыборной агитации и политической рекламы

2.2 Концепция законодательного регулирования политической рекламы в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников и литературы



СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

РФ - Российская Федерация

США - Соединенные Штаты Америки

ЦИК РФ - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Государственная Дума ФС РФ - Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации

ФЗ об основных гарантиях - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

СМИ - средства массовой информации



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Тема предвыборной агитации впервые возникла в российской науке около 15 лет назад, и с тех пор ей уделялось немало внимания, что вполне объяснимо. Формирование мнения избирателей о кандидатах на выборах в органы публичной власти происходит именно на этой стадии избирательного процесса. Соответственно, от эффективности проведения кандидатами или политическими партиями избирательных кампаний непосредственно зависят те результаты, к которым они придут после дня голосования.

Сейчас, именно благодаря институту предвыборной агитации, избирательный процесс представляет собой огромную политическую индустрию с впечатляющими оборотами финансовых средств и профессионалами в сфере продвижения кандидатов на должность, подлежащую замещению. Именно поэтому нельзя обойти стороной такой аспект любой избирательной кампании, как правила организации и ведения предвыборной агитации.

К сожалению, российский механизм правового регулирования данного аспекта далеко не совершенен: проблемы возникают как в сфере законодательных предписаний, так и в правоприменении. Институт предвыборной агитации рассматривается в данном исследовании в контексте информационного обеспечения выборов в целом, а также в сравнении с таким понятием, как политическая реклама, законодательное регулирование которой на сегодняшний день в РФ отсутствует.

Степень научной разработанности темы. Многие проблемы теории и практики, касающиеся вопроса предвыборной агитации, существуют уже в течение продолжительного периода времени и были неоднократно обозначены и проанализированы как российскими, так и зарубежными учеными.

Различные аспекты обозначенной темы освещены в работах Большакова С.В., Головина А.Г., Гришиной М.В., Веденеева Ю.А., Вешнякова А.А., Мостовщикова В.Д., Бондаря Н.С., Аглеевой Л.Т., Дианова М.А., Романенко О.Н., Панарина И.Н., Лукашука И.И. и многих других авторов.

Научные исследования и работы российских авторов представляют собой крепкий фундамент для дальнейшей разработки предложений по совершенствованию механизма правового регулирования. Однако нельзя оставлять без внимания новые тенденции, возникшие в ходе последних федеральных, региональных и местных избирательных кампаний, а также мировой опыт законодательного регулирования подобных отношений.

Исследования основных аспектов темы зарубежными учеными часто не принимались во внимание российскими авторами ввиду различных обстоятельств: отсутствия перевода на русский язык, точкой зрения наших ученых о неповторимости и специфике российского менталитета, распространяющегося на все сферы отношений, в том числе и избирательные правоотношения, а также по другим причинам. Однако, на наш взгляд, такие исследования полезны для изучения, в особенности, в сравнительном аспекте, поэтому они также дополняют основу (базу) данного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между участниками избирательных кампаний на выборах в органы публичной власти в РФ в ходе обмена информацией о выборах. В качестве предмета исследования выступают проблемы разграничения понятия предвыборной агитации и сходных институтов – информирования избирателей и политической рекламы, а также некоторые особенности правового регулирования данных вопросов в России и зарубежом.

Цель и задачи исследования. Целями данной работы являются системное рассмотрение и анализ проблематики предвыборной агитации, а также выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и организации правоприменительной практики в соответствующей сфере общественных отношений.

Указанные цели конкретизируются в решении следующих задач:

· изучение теоретических и практических аспектов разграничения понятий предвыборной агитации, информирования избирателей и политической рекламы;

· рассмотрение вопросов квалификации информационных материалов в качестве агитационных или информативных в рамках последних тендеций развития избирательного законодательства;

· выработка новых критериев разграничения обозначенных институтов;

· анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

Методологическая основа исследования. Для достижения обозначенных целей при написании работы использованы следующие методы научного познания: сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, логический, функционально-структурный, прогностический и статистический. Обозначенная проблематика рассматривается в контексте зарубежного опыта США. Выбор именно этого государства обусловлен существенными отличиями правового регулирования в США некоторых аспектов избирательной системы, что позволяет рассматривать институты российского избирательного права в сравнении с их зарубежными аналогами и аргументировано обозначать недостатки или преимущества правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений в России.

Теоретические и практические проблемы формирования волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в РФ непосредственно взаимосвязаны, поскольку возникают в процессе существования определенного круга общественных отношений по поводу проведения избирательной кампании, обладающих определенной спецификой. Исходя из этого, в целях глубокого анализа отдельных аспектов и выработки предложений по совершенствованию законодательного регулирования, необходим системный подход к изучению данной проблематики. Именно системный подход к анализу обозначенных вопросов положен в основу данного исследования.

Законодательную, практическую и научную базу исследования представляют нормативные акты РФ и США, судебные прецеденты, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, статистические данные, публикации в периодических печатных издания и электронной сети Интернет, материалы электронных справочно-правовых систем, материалы судебной практики, собственный опыт, полученный в ходе прохождения практики в Избирательной комиссии Тюменской области и стажировки в Избирательной комиссии муниципального образования городской округ город Тюмень, а также при участии в избирательной кампании одного из кандидатов в депутаты Тюменской городской Думы пятого созыва. В работе используются зарубежные источники на английском языке, анализ которых российскими авторами ранее не осуществлялся, ввиду отсутствия их перевода на русский язык.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассматриваемых нами вопросов, а также предложениями по совершенствованию некоторых аспектов законодательного регулирования и правоприменительной практики по вопросам предвыборной агитации в РФ. На наш взгляд, данное исследование позволит развить и углубить систему знаний в сфере формирования волеизъявления избирателей на выборах в органы публичной власти в России, а также факторах, оказывающих влияние на этот процесс и мерах, необходимых для функционирования информационного обеспечения выборов в рамках правового поля.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа теоретических и практических аспектов темы предлагается авторская концепция законодательного разграничения институтов информационного обеспечения выборов, внесение некоторых изменений в законодательство, а также разработка дополнительных актов рекомендательного характера для удобства правоприменения.

Кроме того, в рамках темы обозначена специфика избирательных правоотношений, сформировавшихся в ходе последних федеральных избирательных кампаний по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ, а также избирательной кампании по выборам депутатов Тюменской городской Думы.

Во второй части исследования изложена авторская позиция относительно концепции законодательного регулирования института политической рекламы в РФ, которое на данный момент полностью отсутствует. Данная позиция приведена в сравнении с мнениями российских ученых по соответствующим вопросам.

Апробация научных выводов. В основу исследования положены некоторые факты и выводы, изложенные в работе автора «Финансирование избирательных кампаний кандидатов и избирательных объединений: сравнительно-правовой анализ опыта России и США», получившей третью премию на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ, проведенном ЦИК РФ в 2006/2007 гг. Основные положения обозначенной работы опубликованы в следующих изданиях: «Сборник конкурсных работ в области избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме, выполненных студентами и аспирантами высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации в 2006/2007 учебном году», а также «Проблемы реализации права в изменяющейся России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 3. В 2 частях. Часть 2»[1].

Некоторые аспекты данного исследования докладывались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Эволюция российского права» на секции «Конституционного и административного права», проведенной Уральской государственной юридической академией (г. Екатеринбург) 25 апреля 2008 года. По результатам доклада, осуществленного в рамках Всероссийского конкурса «Мисс Юридическая Россия – 2008», автору присвоена номинация «Мисс Интеллект».

Основные положения и выводы исследования изложены в одноименной работе, направленной для участия в финальном этапе Всероссийского конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса в 2007/2008 учебном году.



ГЛАВА1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗГРАНИЯЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ

1.1 Понятие и содержание предвыборной агитации

 

Голосование на выборах является выражением политической позиции гражданина и одной из форм непосредственной демократии, а значит, принятие соответствующего решения играет значительную роль в жизни каждого человека и должно быть взвешенным и обоснованным. Чтобы проголосовать на выборах осмысленно, необходима определенная осведомленность о кандидатах и партиях, их программах, идейных позициях. Самым эффективным осведомителем в таких случаях, безусловно, оказывается сам кандидат непосредственно или политическая партия, выдвинувшая список кандидатов. Как лица заинтересованные, они прилагают все возможные усилия для формирования положительного образа в глазах избирателей посредствам проведения предвыборной агитации, не жалея сил и средств.

Опрос общественного мнения в преддверии выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, проведенный в октябре 2003 года фондом «Общественное мнение» дал следующие результаты: 42% опрошенных считают, что предвыборная агитация помогает людям определить свое отношение к баллотирующимся в Госдуму партиям, 19% - что она только мешает, 22% граждан придерживаются мнения, что агитация никак не влияет на отношение избирателей к участникам предвыборной гонки. Относительно того, нужна ли вообще предвыборная агитация, мнения распределились почти поровну: 43% считают, что она необходима, 39% - что без нее можно обойтись. Когда речь заходит об «электоральной стратегии» непосредственно самого респондента, то 53% участников опроса утверждают, что «не будут обращать внимания на предвыборную агитацию при принятии решения, за кого голосовать» (будут обращать внимание - 37% респондентов). [2]

Нельзя отрицать, что предвыборная агитация оказывает значительное влияние на формирование электоральных предпочтений избирателей, а соответственно, для обеспечения международных и конституционных стандартов выборов необходима четкая законодательная регламентация соответствующего института избирательного права и установление гарантий его функционирования в рамках правового поля.

На сегодняшний день в российском законодательстве существует нормативное определение предвыборной агитации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона об основных гарантиях предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). [3]

Следует отметить, что в настоящее время формулировка определения предвыборной агитации изменилась по сравнению с положениями прекратившего действие Федерального закона 1997 года[4], и теперь деятельность, которая имеет цель побудить или побуждает избирателей к участию в выборах, более не относится к агитационной. Это нововведение открывает новые возможности в отношении повышения уровня явки избирателей перед избирательными комиссиями, однако в глазах обывателей меры, направленные на повышение явки часто выглядят как агитационные. Так в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва небезызвестный видеоролик со слоганом «РОССИЯ – ЕДИНАЯ СЕМЬЯ!», активно транслируемый на каналах федеральных организаций телерадиовещания, в том числе и в так называемый «день тишины», неоднократно вызывал возмущение избирателей, воспринимавших его как агитационный ролик партии власти. Представителям избирательных комиссий приходилось разъяснять, что данный ролик относится к мерам, направленным на повышение явки и стимулирование интереса граждан к выборам, с точки зрения действующего законодательства, агитационного характера он не носит. Те же положения можно отнести и к мерам по распространению приглашений на избирательные участки, а также благодарственным письмам за участие в выборах.

Правовое регулирование формальных признаков предвыборной агитации в США существенно отличается от российского. Понятие предвыборной агитации вообще не закрепляется в американском законодательстве, однако существует широко известный судебный прецедент, выступающий в качестве непосредственного источника права и содержащий определенные положения о политической рекламе. В своем решении 1976 года по делу Бакли против Валео (Buckley v. Valeo)[5] Верховный Суд США предложил перечень конкретных формулировок, свидетельствующих о том, что действие в виде какого-либо выступления не является тематической политической рекламой, а непосредственно направлено на избрание определенного кандидата. К таким формулировкам относятся: голосовать за, избирать, поддержать, отдать свои голоса за, голосовать против, добиваться поражения, отвергать. При этом в случае отсутствия одной из данных формулировок или при наличии сомнений в идентификации конкретного кандидата, в отношении которого высказывается выступающий, действия говорящего рассматриваются как выражение собственной политической позиции, которое ни в коем случае не может быть ограничено.

В обозначенном решении суда фактически дифференцируются агитация и политическая реклама, которая будет нами рассмотрена ниже. На данном этапе следует, однако, обратить внимание на своеобразный подход к закреплению признаков агитации в виде исчерпывающего перечня агитационных формулировок и идентификации именно кандидата, независимо от его принадлежности к политической партии. Естественно, эквивалент перечисленным формулировкам с не менее эффективным агитационным воздействием находится без труда. Например, в рамках такой рекламы может быть рассмотрено заявление, сделанное в эфире одной из радиостанций Ассоциацией по контролю над огнестрельным оружием: «Наш конгрессмен (упоминание имени) голосовал за пересмотр запрета на автоматическое огнестрельное оружие. Вы представляете? Голос конгрессмена (упоминание имени) мог бы снова вложить в руки матерых преступников оружие военного назначения!»[6]

Кроме того, ни для кого не секрет, что агитация в отношении политической партии, выдвинувшей кандидата, даже без его непосредственного упоминания, оказывает влияние, в том числе и на формирование политической позиции в отношении конкретного кандидата. Таким образом, данный вариант обозначения признаков предвыборной агитации (в виде перечня конкретных формулировок) не представляется целесообразным.

В Федеральном законе об основных гарантиях прослеживается более удачный подход к определению признаков предвыборной агитации. Кроме закрепления общего определения агитации[7], в статье 48 данного закона перечисляются действия, признающиеся предвыборной агитацией, позволяющие говорить о законодательном закреплении ее формальных признаков[8].

Четкая регламентация критериев, по которым можно судить о наличии в том или ином действии участников избирательного процесса признаков предвыборной агитации, имеет немаловажное значение, поскольку на основании таких выводов необходимо правильно применять законодательные ограничения, касающиеся права осуществлять подобные действия ограниченным кругом субъектов и в строго определенные сроки, правил финансирования соответствующей деятельности, оснований привлечения к ответственности различных субъектов за нарушения правил предвыборной агитации. Все вышеперечисленные положения являются неотъемлемой частью обеспечения эффективного функционирования избирательной системы и соблюдения основных принципов избирательного права и процесса, нарушение которых несовместимо с позиционированием государства как правового и демократического.

В процессе реализации законодательных предписаний в сфере избирательного права возникает немало проблем, связанных именно с темой предвыборной агитации, которые требуют пристального внимания представителей науки и практики. В целях обозначения некоторых из них и предложений по их решению представляется целесообразным рассмотрение вопросов предвыборной агитации в рамках тематических блоков, в сравнении со схожими и пересекающимися понятиями и с выделением специфических особенностей данного института, существующих в России на данный момент.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 162.