Содержание
Введение
1. Понятие патентного права.
2. Понятие и условия патентоспособности изобретения, полезной модели
и промышленного образца.
3. Субъекты патентного права.
3.1. Личные неимущественные права.
3.2. Имущественные права.
4. Право авторства.
4.1. Исключительные права патентообладателя.
4.2. Право преждепользования.
5. Оформление прав на объекты промышленной собственности.
5.1. Подача заявок на выдачу охранных документов.
5.1.1. Заявка на выдачу патента на изобретение.
5.1.2. Заявка на выдачу свидетельства на полезную модель.
5.1.3. Заявка на выдачу патента на промышленный образец.
5.2. Экспертиза заявки на изобретение, полезную модель, промышленный
образец.
5.2.1. Формальная экспертиза.
5.2.2. Экспертиза по существу.
5.3. Выдача патента. Срок действия патента.
5.4. Патентование за рубежом.
6. Защита прав авторов и патентообладателей.
Заключение
Список литературы
Введение
Первоначально Патентный закон России был принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1992 г. (далее - Закон).
Однако в предписанный срок в действие он введен не был. Дело в том, что в результате изменения Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности было отнесено к совместной компетенции Федерации и республик, входящих в состав России, что ни в Законе, ни в постановлении о введении его в действие учтено не было. Закон был возвращен на доработку в Верховный Совет. Он вновь рассматривался и был принят повторно на пятой сессии Верховного Совета России 23 сентября 1992 г. Вышеуказанные противоречия были устранены.
В статье 1 говорится, что настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Ключевым в вышеуказанной норме является словосочетание "принимаемыми на его основе законодательными актами республик". Данная запись означает, что законодательные акты республик, регулирующие патентные правоотношения, могут развивать и детализировать положения Федерального закона и не должны ему противоречить. Так, указанные в статье 2 Патентного закона функции (в частности, осуществление единой политики в области промышленной собственности, экспертиза заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, государственная регистрация, выдача патентов, публикация официальных сведений, издание подзаконных нормативных актов и разъяснений) отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти в лице Государственного патентного ведомства Российской Федерации (далее - Патентное ведомство). Иными словами, толкование нормы о совместной компетенции приводило к выводу о невозможности образования отдельных патентных ведомств республик в составе Российской Федерации и издания республиканских патентных законов. В компетенцию органов государственной власти республик могло входить, например, издание нормативных актов в сфере развития изобретательской деятельности, стимулирования предприятий, установления льгот для изобретателей.
С принятием новой Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. злободневность данного вопроса отпала, поскольку в статье 71 о) правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.
Патентный закон России введен в действие с момента его опубликования - 14 октября 1992 г. В целом он прогрессивен и призван работать на углубление экономической реформы в стране. Это ключевой закон в сфере охраны промышленной собственности, который способствует решению ряда узловых проблем в развитии научно-технического прогресса.
Понятие патентного права.
В своей основе многие положения Патентного закона сходны с соответствующими положениями союзного Закона об изобретениях (единая форма правовой охраны изобретений - патент, критерий патентоспособности и др.). Вместе с тем имеется ряд принципиальных отличий, соответствующих происходящим в стране социально-экономическим преобразованиям. Так, в российском Законе отсутствуют конкретные положения, относящиеся к государственному стимулированию использования изобретений, финансированию изобретательской деятельности, защите трудовых и иных прав и льгот изобретателей. В отношении данных вопросов здесь имеется только одна статья - статья 34, которая носит отсылочный характер. В ней декларируется, что государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отличие от союзного Закона, Патентный закон предусматривает правовое регулирование трех объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Идентичное решение было принято в Китае в 1984 г.
Правовая охрана полезных моделей вводится в России впервые. В иерархии технических решений данный объект занял место между изобретениями и рационализаторскими предложениями.
К разряду нововведений относится также учреждение отсроченной системы экспертизы для изобретений.
Иначе, чем в союзном Законе, регулируется вопрос о служебных изобретениях: теперь право на служебное изобретение закреплено за работодателем. Вместе с тем по договору между сторонами право на получение патента может перейти к служащему.
Высшим органом по рассмотрению определенной категории патентных споров, по российскому Закону, является не Патентный суд, а Высшая патентная палата.
Интеллектуальная собственность - исключительное право, признаваемое в случаях и в порядке установленных ГК, гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ст.138 ГК).
Субъекты патентного права.
Субъектами права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы согласно российскому законодательству признаются физические и юридические лица.
К физическим лицам относятся российские граждане, лица с двойным гражданством, иностранные граждане, лица без гражданства.
Поскольку патентное право является институтом гражданского права, понятие юридического лица определяется в соответствии с нормами ГК России, а именно: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предусмотренные Патентным законом права на объекты промышленной собственности подразделяются на имущественные и личные неимущественные права.
Имущественные права.
Углубление экономической реформы в нашей стране предопределило первенство среди имущественных прав исключительного права патентообладателя на использование объекта промышленной собственности. При этом термин "использование" употребляется в патентном праве в более широком смысле, чем в гражданском обороте, обозначая не только правомочие пользования объектом промышленной собственности, но и распоряжения им.
В этом отношении в Патентном законе ключевой выступает статья 8 "Патентообладатель". Согласно данной статье патент выдается:
- автору (авторам) объекта промышленной собственности;
- физическим и (или) юридическим лицам (при условии их согласия), которые указаны автором или его правопреемником в патентной заявке либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации объекта промышленной собственности;
- работодателю в случаях, предусмотренных в пункте 2 данной статьи.
Право авторства.
В соответствии с п.1 ст.8 Патентного закона РФ патент выдается следующим лицам (патентообладателям):
- автору изобретения, полезной модели или промышленного образца;
- работодателю в случаях, предусмотренных п.2 ст.8 Патентного закона РФ;
- правопреемникам указанных лиц.
В соответствии с п.2 ст.8 Патентного закона РФ право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное.
В случае, если работодатель в течение 4 месяцев с даты уведомления его работником (автором) о полученном им результате, способном к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, не подаст заявку на выдачу патента на эти изобретение, полезную модель или промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу и не сообщит работнику (автору) о сохранении информации о соответствующем результате в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику (автору). В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право на использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца в собственном производстве с выплатой патентообладателю компенсации, определяемой на основе договора.
В случае, если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник (автор), которому не принадлежит право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец, имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения и порядок его выплаты определяются договором между работником (автором) и работодателем. В случае недостижения между сторонами соглашения об условиях договора в течение 3 месяцев после того, как одна из сторон сделает другой стороне предложение в письменной форме об этих условиях, спор о вознаграждении может быть разрешен в судебном порядке. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (ст.8 Патентного закона РФ).
Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании изобретения, полезной модели или промышленного образца участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно (ст.7 Патентного закона РФ).
Право преждепользования.
Право преждепользования, закрепленное в статье 12 Патентного закона, традиционно относят к исключениям из патентной монополии. В зарубежных странах условием предоставления права преждепользования является факт добросовестного использования тождественного изобретения или осуществления необходимых к этому приготовлений. В нашем случае добавляется также требование самостоятельности при создании тождественного изобретения:"...добросовестно использовало на территории Российской Федерации созданное независимо от его автора тождественное решение..." Данная запись существенно сужает полномочия преждепользователя. Представим себе ситуацию, когда заказчик разработки использует изобретение в режиме ноу-хау, а затем автор патентует данное изобретение. Заказчик в этом случае, при отсутствии соответствующих условий договора, не сможет использовать результаты заказанной разработки даже как преждепользователь, поскольку изобретение, согласно статье 12 Патентного закона, должно быть создано независимо от его автора.
Оформление прав на объекты промышленной собственности.
Положения о получении охранных документов на объекты промышленной собственности закреплены в разделе V Патентного закона.
Промышленный образец.
Введение отсроченной экспертизы заявок на изобретения - одна из самых важных новелл российского патентного права.
Схематично экспертизу заявок на изобретения можно разделить на три этапа: формальная экспертиза, публикация сведений о заявке и экспертиза по существу.
По общему правилу, формальная экспертиза начинается по истечении двух месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Этот срок дается заявителю (без уплаты пошлины) для внесения в материалы заявки (как на изобретение, так и на другие объекты промышленной собственности) исправлений и уточнений без изменения сущности соответствующего объекта.
По заявке на изобретение исправления и уточнения могут вноситься вплоть до момента вынесения решения по результатам экспертизы по существу, если за это уплачена соответствующая пошлина. При этом такие исправления и уточнения учитываются при публикации сведений о заявке, если они поступили в Патентное ведомство в течение двенадцати месяцев с даты поступления заявки.
Однако заявитель правомочен дать старт формальной экспертизе (путем подачи письменного ходатайства) и до истечения вышеуказанного 2-месячного срока. В таком случае он теряет право на беспошлинное исправление и уточнение заявочной документации.
Формальная экспертиза.
Формальная экспертиза заявки на изобретение заключается в:
- проверке наличия необходимых документов и соблюдения установленных к ним требований;
- рассмотрении вопроса о том, относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется правовая охрана;
- проверке соблюдения порядка подачи заявки через патентного поверенного, включая наличие и правильность оформления доверенности, удостоверяющей полномочия патентного поверенного; - проверке требования единства изобретения; - рассмотрении вопроса о том, не изменяют ли исправления и уточнения материалов заявки сущности заявленного предложения, если такие дополнительные материалы вносились, и соблюден ли установленный порядок их предоставления;
- проверке правильности классифицирования изобретения по Международной патентной классификации (МПК). При этом такое классифицирование производится экспертизой, если это не сделано заявителем.
Экспертиза по существу.
Экспертиза заявки на изобретение по существу производится только по ходатайству заявителя или третьих лиц, которое может быть подано в любое время в течение трех лет с даты поступления заявки, т.е. даже в момент подачи заявки в Патентное ведомство. Иными словами, решение о 3-летней отсрочке экспертизы по существу принимает сам заявитель исходя их своих интересов. Вместе с тем, если ходатайство о проведении экспертизы по существу в течение вышеуказанного срока не поступает, соответствующая заявка считается отозванной.
Содержание экспертизы заявки на изобретение по существу заключается в:
- дополнительной проверке соблюдения заявителем требований к наличию и правильности оформления документов заявки;
- установлении приоритета изобретения, если он испрашивается не по дате поступления заявки;
- проверке соответствия представленной заявителем формулы изобретения установленным к ней требованиям;
- проверке дополнительных материалов, если они представлены заявителем;
- проверке соответствия условиям патентоспособности заявленного изобретения, охарактеризованного в формуле, предложенной заявителем в первоначальных материалах заявки.
При проведении экспертизы по существу Патентное ведомство может запрашивать у заявителя необходимые для этого дополнительные материалы, включая измененную формулу изобретения. Дополнительные материалы должны быть представлены из изменения сущности изобретения в течение двух месяцев с даты получения заявителем запроса или копий противопоставленных материалов при условии, что указанные копии были запрошены заявителем в течение одного месяца с даты получения им запроса экспертизы. Если заявитель в предписанный срок не выполняет указанных требований ведомства, заявка считается отозванной.
Экспертиза заявки на промышленный образец также подразделяется на формальную и экспертизу по существу. При этом, согласно статье 24 Патентного закона, в отношении формальной экспертизы применяются положения пунктов 1-5 статьи 21 Патентного закона, т.е. требования к содержанию формальной экспертизы заявки на промышленный образец в принципе идентичны упомянутым выше требованиям в отношения заявки на изобретения.
В отличие от двух вышеуказанных объектов промышленной собственности для полезных моделей предусмотрена так называемая явочная система экспертизы. Патентное ведомство не проводит проверку соответствия полезной модели условиям патентоспособности, а свидетельство на полезную модель выдается под ответственность заявителя без гарантии его действительности. При проведении формальной экспертизы заявки на полезную модель применяются соответственно положения пунктов 1,1975 статьи 21 Патентного закона, относящиеся к экспертизе заявок на изобретение.
По заявкам на полезную модель заявитель и третьи лица могут ходатайствовать о проведении информационного поиска для определения уровня техники.
Патентование за рубежом.
Физические лица, проживающие за пределами России, или иностранные юридические лица либо их патентные поверенные ведут дела, связанные с подачей заявки и получением патента, только через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве, если иной порядок не установлен международным соглашением с участием Российской Федерации. Так, Россией заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом государств СНГ (Армения, Украина, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия), в соответствии с которыми возможно ведение дел по получению охраны объектов промышленной собственности без посредничества патентных поверенных. Кроме того, состоялся обмен нотами МИД между Россией, с одной стороны, и Молдовой, Таджикистаном и Туркменистаном - с другой. Обмен нотами МИД создает режим временного соглашения (до заключения соответствующего межправительственного соглашения в области промышленной собственности), согласно которому заявители договаривающихся стран могут подавать заявки и вести переписку с патентными ведомствами без посредничества патентных поверенных.
Если наряду с иностранцами заявителем по заявке является физическое лицо, проживающее в России, или предприятие или организация, не являющиеся иностранными юридическими лицами, возможно ведение дел по получению патента не через патентного поверенного при условии, что для переписки указан российский адрес.
Заключение
Анализ мирового опыта в данной области показывает, что в большинстве государств, имеющих федеративное устройство, законодательство в области интеллектуальной собственности и патентные службы построены на принципе строгой централизации. И это естественно, иначе и не может быть, поскольку трудно даже представить себе, какие национальные или региональные особенности могут стать причиной различного регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности на территории различных субъектов федерации. Без единообразной и направляемой центром политики развития творческой деятельности невозможно оптимально стимулировать технический, экономический и социальный прогресс в стране.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Патентный Закон РФ.
3. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник / Сергеев А.П. М., 2001
4. Гражданское право. Учебник т. 1 / под ред. проф. Е.А. Суханова, М., 2001
Содержание
Введение
1. Понятие патентного права.
2. Понятие и условия патентоспособности изобретения, полезной модели
и промышленного образца.
3. Субъекты патентного права.
3.1. Личные неимущественные права.
3.2. Имущественные права.
4. Право авторства.
4.1. Исключительные права патентообладателя.
4.2. Право преждепользования.
5. Оформление прав на объекты промышленной собственности.
5.1. Подача заявок на выдачу охранных документов.
5.1.1. Заявка на выдачу патента на изобретение.
5.1.2. Заявка на выдачу свидетельства на полезную модель.
5.1.3. Заявка на выдачу патента на промышленный образец.
5.2. Экспертиза заявки на изобретение, полезную модель, промышленный
образец.
5.2.1. Формальная экспертиза.
5.2.2. Экспертиза по существу.
5.3. Выдача патента. Срок действия патента.
5.4. Патентование за рубежом.
6. Защита прав авторов и патентообладателей.
Заключение
Список литературы
Введение
Первоначально Патентный закон России был принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1992 г. (далее - Закон).
Однако в предписанный срок в действие он введен не был. Дело в том, что в результате изменения Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности было отнесено к совместной компетенции Федерации и республик, входящих в состав России, что ни в Законе, ни в постановлении о введении его в действие учтено не было. Закон был возвращен на доработку в Верховный Совет. Он вновь рассматривался и был принят повторно на пятой сессии Верховного Совета России 23 сентября 1992 г. Вышеуказанные противоречия были устранены.
В статье 1 говорится, что настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Ключевым в вышеуказанной норме является словосочетание "принимаемыми на его основе законодательными актами республик". Данная запись означает, что законодательные акты республик, регулирующие патентные правоотношения, могут развивать и детализировать положения Федерального закона и не должны ему противоречить. Так, указанные в статье 2 Патентного закона функции (в частности, осуществление единой политики в области промышленной собственности, экспертиза заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, государственная регистрация, выдача патентов, публикация официальных сведений, издание подзаконных нормативных актов и разъяснений) отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти в лице Государственного патентного ведомства Российской Федерации (далее - Патентное ведомство). Иными словами, толкование нормы о совместной компетенции приводило к выводу о невозможности образования отдельных патентных ведомств республик в составе Российской Федерации и издания республиканских патентных законов. В компетенцию органов государственной власти республик могло входить, например, издание нормативных актов в сфере развития изобретательской деятельности, стимулирования предприятий, установления льгот для изобретателей.
С принятием новой Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. злободневность данного вопроса отпала, поскольку в статье 71 о) правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.
Патентный закон России введен в действие с момента его опубликования - 14 октября 1992 г. В целом он прогрессивен и призван работать на углубление экономической реформы в стране. Это ключевой закон в сфере охраны промышленной собственности, который способствует решению ряда узловых проблем в развитии научно-технического прогресса.
Понятие патентного права.
В своей основе многие положения Патентного закона сходны с соответствующими положениями союзного Закона об изобретениях (единая форма правовой охраны изобретений - патент, критерий патентоспособности и др.). Вместе с тем имеется ряд принципиальных отличий, соответствующих происходящим в стране социально-экономическим преобразованиям. Так, в российском Законе отсутствуют конкретные положения, относящиеся к государственному стимулированию использования изобретений, финансированию изобретательской деятельности, защите трудовых и иных прав и льгот изобретателей. В отношении данных вопросов здесь имеется только одна статья - статья 34, которая носит отсылочный характер. В ней декларируется, что государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отличие от союзного Закона, Патентный закон предусматривает правовое регулирование трех объектов промышленной собственности - изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Идентичное решение было принято в Китае в 1984 г.
Правовая охрана полезных моделей вводится в России впервые. В иерархии технических решений данный объект занял место между изобретениями и рационализаторскими предложениями.
К разряду нововведений относится также учреждение отсроченной системы экспертизы для изобретений.
Иначе, чем в союзном Законе, регулируется вопрос о служебных изобретениях: теперь право на служебное изобретение закреплено за работодателем. Вместе с тем по договору между сторонами право на получение патента может перейти к служащему.
Высшим органом по рассмотрению определенной категории патентных споров, по российскому Закону, является не Патентный суд, а Высшая патентная палата.
Интеллектуальная собственность - исключительное право, признаваемое в случаях и в порядке установленных ГК, гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ст.138 ГК).
Понятие и условия патентоспособности изобретения, полезной модели и промышленного образца.
В соответствии со ст.4 Патентного закона РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с п.6 ст.21 или ч.2 ст.25 Патентного закона РФ, и запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Не считаются изобретениями в смысле положений Патентного закона РФ, в частности (исключается возможность отнесения указанных объектов к изобретениям только в случае, если заявка на выдачу патента на изобретение касается указанных объектов как таковых):
- открытия, а также научные теории и математические методы;
- решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
- правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
- программы для электронных вычислительных машин;
- решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не признаются патентоспособными в смысле положений Патентного закона РФ:
- сорта растений, породы животных;
- топологии интегральных микросхем;
- решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии со ст.6 Патентного закона РФ в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. При установлении новизны промышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с ч.2 ст.25 Патентного закона РФ, и запатентованные в Российской Федерации промышленные образцы. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов. Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения:
- обусловленные исключительно технической функцией изделия;
- объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;
- объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;
- изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии со ст.5 Патентного закона РФ в качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в Российской Федерации. В уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с п.6 ст.21 или ч.2 ст.25 Патентного закона РФ, и запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется:
- решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;
- топологиям интегральных микросхем;
- решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Субъекты патентного права.
Субъектами права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы согласно российскому законодательству признаются физические и юридические лица.
К физическим лицам относятся российские граждане, лица с двойным гражданством, иностранные граждане, лица без гражданства.
Поскольку патентное право является институтом гражданского права, понятие юридического лица определяется в соответствии с нормами ГК России, а именно: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предусмотренные Патентным законом права на объекты промышленной собственности подразделяются на имущественные и личные неимущественные права.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.