Организационная структура компании. Роль отдела логистики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

 

Рис.2. Организационная структура компании.


Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.

Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

В России от логиста требуются целый набор личных и профессиональных качеств:

Во – первых, аналитические способности: логистик должен мыслить и анализировать. В качестве примера можно взять анализ работы склада:

- Просчитать показатели работы склада: грузооборот, удельный грузооборот, грузонапряжённость склада, коэффициент оборачиваемости грузов, производительность труда работающих.

- Составить перечень оборудования, транспортных средств и тары, рассчитать их необходимое количество.

- Рассмотреть и проанализировать принципы хранения продукции (сырья) по методу АВС.

- Рассмотреть и проанализировать информационные и материальные потоки, программное обеспечение этих потоков.

- Рассмотреть и проанализировать должностные инструкции работников складов, регламент (положение) о работе склада и т.д.

- И подготовить свои предложения по улучшению работы склада.

Во-вторых, умение работать самостоятельно;

В-третьих, пробивные способности и нацеленность на результат;

В-четвёртых, творческий подход к разработке решений;

В-пятых, необходима хорошая коммуникабельность, так как его деятельность связана с координированием усилий большого числа людей;

В-шестых, способность работать со специалистами других отделов.

Обязательное знание компьютера, электронной обработки данных.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что логист это технолог, который улучшает (оптимизирует) все процессы, обеспечивающие непрерывные и качественные производственные процессы (в данном случае - движение товаропотока). Это не должен быть линейный руководитель, который отвечает за выполнение суточного или недельного плана, так как те ежедневные проблемы, которые он должен решать оперативно, не дают ему время для первичного анализа и всех последующих действий. Линейный руководитель должен иметь основы знаний логистики для формулирования тех задач, которые должен решать логист.

Рассмотрим теперь место "логиста" в организационной структуре предприятия. Если это довольно крупная производственная компания, то логистические процессы направляет и курирует топ- менеджер в должности "зам. директора по логистике". В его подчинении находятся начальник отдела снабжения, начальник транспортного цеха, начальник складского хозяйства, планово – производственный отдел и начальник отдела логистики. Отдел логистики (технологический отдел логистических процессов) состоит из логистов, работающих по направлениям: снабжение и складское хозяйство, планирование производства и планирование запасов готовой продукции, транспортная логистика и развитие дистрибьютерских сетей. Отдел логистики выпускает регламенты, распоряжения, технологические указания по логистическим процессам, являющимися обязательными для исполнения структурами, участвующих в них. Если предприятие небольшое или это торговая организация (где почти все процессы, кроме продаж, являются логистическими), то логист подчиняется или директору (управляющему) по производству или директору торговой организации.

Что же даёт использование логистики в организации? В складской логистике только регламентация работ и использование логистических принципов даёт увеличение производительности труда ~ на 10%. Если в штате организации есть складской логист, то при планомерной работе и внедрении программного обеспечения можно увеличить и производительность труда за несколько лет в два раза, происходит повышение эффективности и гибкости, упрощение делопроизводства. В транспортной логистике (учитавая цены на бензин!) при использовании программного обеспечения в перевозках возможно снизить потребление горюче – смазочных материалов на 15 – 20 % за счёт оптимизации маршрута транспортных средств, другие разработки также очень интересны. При введении критериев отбора поставщиков и прочих логистических методиках в снабженческой логистике можно уменьшать цены на сырьё, и добиться равномерной, а самое главное, своевременной подачи сырья. Это очень интересное направление, потому что на закупку сырья и полуфабрикатов приходится до 30 –50 % себестоимости собственной продукции.

И как "высший пилотаж" в логистике это построение работоспособной логистической системы организации, выстраивание организационной системы взаимодействия с другими службами, знание логистического менеджмента. На Западе логистика развивалась последовательно десятилетиями и вот довольно интересная точка зрения на профессию логиста одного западного специалиста:

"Логист работает по принципу ястребиной охоты. Он поднимается над актуальной ситуацией; с определенного расстояния он наблюдает за развитием теории и практики. Он быстро определяет структуры, процессы и взаимосвязи. Как только в какой то области наметилось интересное решение, он фокусирует на нём взгляд. Если решение оказывается интересным, он спускается ниже, анализирует детали теоретического или практического решения и ищет его применение в своей деятельности. Постоянно переходя от нисходящего к восходящему анализу и обратно, логистик расширяет свою компетенцию и приобретает навыки решения проблем. Кто не соблюдает дистанцию, тот не может увидеть всё полностью. Тот, кто анализирует только детали, не понимает взаимосвязей. Система представляет собой нечто большее, чем простая сумма её частей, а функционирование всей системы может зависеть от её отдельной части." И этим знанием располагает профессионал.


2.4 Анализ деятельности компании

 

Буквально за последние два-три года рынок услуг по распределению в нашей стране претерпел значительные изменения. И дело даже не в том, что в нашу страну приходят новые бренды, а в том, что видоизменяется понятие дистрибьютор. Он развивает дополнительные сервисы, которые должны быть интересны производителю. Появляются компании-посредники, которые берут на себя обязанности дистрибьютора и логиста одновременно. В какую сторону меняется рынок, что будет интересно производителю завтра и как выживают в конкурентной борьбе дистрибьюторы – об этом наш сегодняшний обзор.

Но для начала определимся с понятиями: приведем классический взгляд на обе функции – дистрибьютора и логиста, чтобы стало очевидно, о каких изменениях мы говорим.

Дистрибьютор. В классическом понимании дистрибьютор – фирма, осуществляющая оптовую закупку определенных товаров у крупных промышленных фирм-производителей и сбыт товаров на региональных рынках. Само слово "дистрибьютор" произошло от английского глагола to distribute, что буквально означает "распределять, распространять". В обязанности фирмы-дистрибьютора входит не только оптовая закупка товара и распределение его по конечным точкам, но и продвижение продукта на местном рынке. Организация промомероприятий, реклама – всем этим также по идее должен заниматься дистрибьютор.

Само слово "логистика" означает весь процесс движения материалов и продуктов в фирме, через нее и из нее. "Полный спектр действий, связанных с движением и хранением продуктов и информации. Все эти действия предпринимаются для двух общих целей, а именно – обеспечения приемлемого уровня обслуживания клиента и управления логистической системой для удовлетворения требований клиента. Более широкое понятие, чем логистика, - управление цепью поставок, поскольку оно одновременно относится к управлению движением материалов и связями между посредниками с момента получения исходного сырья до получения товара конечным потребителем" (Джонсон Джеймс С., Вуд Дональд Ф., Вордлоу Дэниел Л., Мэрфи-мл. Поль Р. Современная логистика, Вильямс, М. - СПб. - Киев, 2004).

Бизнес-логистический сервис. Условное понятие, недавно появившееся в дистрибуции, которое включает в себя поиск партнеров в нужном регионе, заключение договоров, доставку и сопровождение груза – то есть полный комплекс услуг для производителя для продвижения продукта в отдельно взятом регионе. Фактически это сторонний посредник, который не является ни дистрибьютором, ни логистом в основной деятельности, но способен оказывать услуги подобного рода за счет привлечения внешних специалистов/ресурсов.

На Западе, несмотря на продвинутость, производители по-прежнему предпочитают классический вариант выстраивания отношений: каждый занимается тем, что умеет делать на 100%! Дистрибьюторы – продвижением. Логисты – сопровождением и доставкой. В России же рынок дистрибуции постоянно меняется. Количество дилеров (как мелких, так и крупных) то растет, то уменьшается.

Если взглянуть на рынок с точки зрения "заявки" (то есть кто и как себя позиционирует), то станет очевидно, что дилеры часто берут на себя логистику, а логисты (не желая, видимо, упускать еще один кусочек хлеба) пытаются брать на себя задачи дистрибьюторов. И вроде бы все хорошо, но так называемые "новые тенденции", по словам Игоря Пугачева, коммерческого директора компании "БрендСервисЛогистика", большой погоды для производителя не делают. Почему?

Уже сегодня рынок можно разделить на три составляющие (опять же с точки зрения "позиционирования"):

– дистрибьютор с логистикой;

– логист с дистрибуцией;

– посредник-брокер (от дистрибуции до логистики).

Новое понятие "бизнес-логистический сервис" (полный комплекс услуг по продвижению и доставке товаров) – это, по сути, третий вариант – некая сторонняя компания-посредник. Кажется, чего проще: все услуги в лице одной компании: не разделяй, но властвуй. Но, например, по мнению Игоря Пугачева, все три варианта, несмотря на то что они уже сейчас имеют место быть на российском рынке, провальные. Именно в силу того, что каждый пытается заниматься не своим делом.

– Дистрибьютор с развитой логистикой – уже далеко не новость для рынка. Они изначально имели минимальные ресурсы для решения вопросов о доставке, хранении и транспортировке товаров. Развивать логистику только для того, чтобы быть конкурентоспособным среди дистрибьюторов, на мой взгляд, провальный вариант. Для того чтобы получить дополнительный источник доходов – возможно. Но хочу заметить, что единицы дистрибьюторов с так называемой развитой логистикой могут быть конкурентоспособными среди логистов. Поэтому чаще получается ни то ни се.

Вариант "логист, предлагающий услуги дистрибуции" тоже неоднозначен. Здесь главный вопрос – готовы ли логисты нести финансовые риски? Зачастую – нет.

И наконец так называемый "бизнес-логистический сервис" (сторонняя компания-посредник) – интересное предложение, но… Производитель зачастую не готов переплачивать за удобство "все в одном", тем более что на порядок дешевле обойдется работа с тем же дистрибьютором, который дополнительно заявляется как логист. В минус "бизнес-логистическим" компаниям сыграет и тот факт, что в силу новизны этих услуг на рынке опыта у них мало и все специалисты будут привлеченными. А это, во-первых, переплата, во-вторых, отсутствие неких гарантий слаженности работы.

Но российский рынок на то и российский, чтобы найти на нем удачные примеры из серии "и невозможное возможно". Нижегородская дистрибьюторская компания "Алиди" – эксклюзивный дистрибьютор компании Procter & Gamble, Energizer, Nestle, BIC, премьер-дистрибьютор компании Gillette. Еще в 1998 году компания инвестировала деньги в покупку собственной базы с офисными и складскими помещениями, а в 2005 году открыла свой "Логистический центр" класса А, единственный подобный центр в Приволжском федеральном округе. Роман Исаев, PR-директор компании "Алиди":

– В первую очередь вложения в логистику были обусловлены нуждами компании. В силу того что компания "Алиди" работает в девяти регионах России, продуманная логистика – обязательное условие для успешной работы. Вариант аутсорсинга логистической нагрузки на компанию изначально не рассматривался как перспективный. Тем более что в Нижнем Новгороде изначально рынок логистических услуг не развит. Поэтому мы инвестировали в собственную логистику, причем, решено было инвестировать не только в логистику под свои нужды. Фактически мы инвестировали в новый бизнес для компании, который работает на нас как дистрибьюторов, но при этом вполне может существовать как отдельный...

Практически полное отсутствие конкурентов на рынке логистических услуг позволило компании "Алиди" в кратчайшие сроки сделать свой "Логистический центр" рентабельным. Но, по словам, Романа Исаева, "развитие логистического сопровождения в глазах производителя не сверх какой плюс для компании, поэтому мы анонсируемся не как дистрибьютор с логистикой, а как отдельно дистрибьютор (способный решить проблемы логистики) и отдельно логистический оператор".

Вообще говорить о том, что всем дистрибьюторам для успешной работы нужно срочно вложиться в логистику, нельзя – это подтверждает и опыт компании "Алиди". Предпосылок для инвестиций в собственную логистическую базу должно быть очень много, тем более что, как мы уже говорили, большим плюсом для производителя это не является (на аутсорсинг отдать логистику порой даже удобнее, нежели доверить ее дистрибьютору). Два ключевых фактора, которые сделали погоду компании "Алиди": большой портфель брендов, работа в нескольких регионах, отсутствие крупных местных логистических операторов. Фактически внутренний рост и потребность в ресурсах и отсутствие внешней конкурентной среды – благодаря этому инвестиции в логистику дистрибьюторами могут быть окупаемы.

Существуют компании-посредники, которые берут на себя поиск партнеров для компании, заключение договоров, доставку продукции, то есть становятся некими посредниками. По сути, подобные предложения на рынке появились в силу того, что дистрибьютора хотели потеснить и заработать на некой комплексности услуг. Но и здесь есть свои плюсы и минусы. На практике из-за того, что посредник не является ни логистом, ни дистрибьютором в основной своей деятельности, ему остается только роль перекупщика, причем не всегда постоянная. По словам Алексея Чепиля, директора компании "Русско-китайский логистический сервис", это не дистрибьюторы и не логисты в чистом виде:

– Чаще всего мы и подобные нам компании не занимаются продвижением продукции: классическая роль дистрибьютора, который целенаправленно лоббирует интересны одного бренда, не совсем наша роль. Точно так же и мы не являемся логистическим оператором в том классическом понимании логиста, к которому мы привыкли. Мы некие посредники между оптом (или розницей) и производителем. Причем посредники в том случае, если есть заказ. Чаще всего заказ идет от оптовиков или розничных сетей на поставку какого-либо конкретного товара к определенному сроку (например, на период распродаж). Фактически мы получаем заказ на поиск и доставку товара.

Изначально компания "Русско-китайский логистический сервис" позиционировала себя как компания бизнес-логистического сервиса, предлагая полный комплекс услуг, причем в двустороннем порядке (как российских компаний, так и для восточных, причем и производителей, и продавцов). В итоге дистрибьюторские и дилерские амбиции пришлось отбросить и сосредоточиться на логистическом сопровождении – раз, на поиске и закупке товаров – два.

Стратегические отношения в этом случае завязывать очень сложно. С одной стороны, компания нашла и отработала основные пути доставки товара из Азии и приобрела на местном рынке определенные знакомства, что позволяет в разы быстрее отрабатывать заказы и заключать сделки. Но речь о долгосрочных отношениях не идет: есть спрос – есть предложение, нет – на нет и суда нет…

Итак, все-таки бизнес-логистический сервис -- это тенденция или просто попытка отдельных компаний перестроиться? По мнению Игоря Пугачева, это просто некая временная специфика рынка. Временная по той простой причине, что производителю такой вариант развития рынка неинтересен:

– Производитель предъявляет примерно следующие требования (речь идет о национальном масштабе) к местному представителю: работа с регионами (своя сеть), работа с центральными сетями магазинов, опыт продвижения товаров на рынке. Компании-посредники в том случае, если они имеют подобные ресурсы (причем хочется заметить, что чаще всего посредники на постоянной основе таких ресурсов не имеют) плюс готовы нести финансовые риски и обеспечивать заодно и логистикой, возьмут слишком большой (даже для крупного производителя) процент. Работа с посредниками осложняется еще и тем, что в силу неразвитости рынка таких услуг опыта многосторонней коммуникации у них нет. Поэтому большинство из них могут предложить выступить только посредником, но никак не дистрибьютором.


Рис.3. Позиции в заказах предприятия.

 

Логистические же компании хороши в одном случае: если существует большой распределительный центр с офисами представительств разных брендов, где сидят не дистрибьюторы, а именно поставщики, которые просто направляют товары по точкам. С этой точки зрения логисты могут включиться в работу с брендом, но предложить им дистрибуцию в классическом понимании – нет. Опять же в силу нехватки ресурсов.

На Западе такой мешанины – "кто есть кто" – нет. Есть логисты, есть дистрибьюторы, и каждый решает свои конкретные задачи. Производитель на Западе предпочитает разделять их: во-первых, потому что риски ниже; во-вторых, это выгоднее по деньгам. Производитель имеет четко очерченный бюджет на вхождение на любой рынок, в этот бюджет входят и продвижение, и поставки. Более того, там нет такого дикого количества дилеров, дистрибьюторов и уж тем более редки консалтинговые компании, предлагающие полный комплекс услуг. В силу того что рынок на Западе более централизованный, там и не требуется такое количество дилеров и дистрибьюторов. Скорее всего, в нашей стране мы вернемся к этой классической схеме, и тогда все тенденции вроде "бизнес-логистического сервиса" отпадут сами собой.

Фактически из трех предложенных вариантов развития рынка дистрибуции выжить может только один – дистрибьютор с логистикой. И то не во всех своих проявлениях. Выстраивать логистику в компании только под нужды "своего" бренда нерентабельно. Выстроить логистику как отдельный бизнес способны далеко не все. Во-первых, логистический центр требует больших инвестиций вначале, чтобы потом стать окупаемым. Причем инвестиций не только на строительство центра, но и для его развития.

Подведем итоги: "бизнес-логистический сервис" – некий миф рынка. Действительно, компании стараются взять на себя большинство функций по работе с производителем, но говорить о том, что это выгодно производителю, однозначно нельзя. Один из перспективных путей развития – дистрибьютор с логистикой. Тем не менее Игорь Пугачев, например, прогнозирует возврат к классической схеме дистрибуции. Он говорит о том, что многое будет зависеть от самого производителя. Если производителю важно, чтобы товар просто попал на полки, тогда мы можем говорить о "логистах с дистрибуцией" и о "бизнес-логистическом сервисе". Если товар должен продвинуться, то в этом случае речь будет идти о возврате классических дистрибьюторов.

 

Рис.4. Анализ чувствительности

 

Словом, большинство метаний в российском распределении – это некая специфика нашей страны. Предложить "полный комплекс услуг" и заработать на этом деньги – не самая ли знакомая черта нашего согражданина? И лишь единицы из тех, кто смог не просто сделать шаг вперед, смогут остаться впереди. Остальным со временем, возможно, придется отступить на два шага назад. На то он и российский рынок.

 


3. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса экспедироания контейнеров в компании "Авелана логистик"

 

3.1 Разработка новой логистической стратегии "Авелана логистик"

 

Анализ зарубежного опыта, состояния и тенденций развития логистики и управления цепями поставок в отечественной экономике показывают, что формирование и управление базой знаний персонала компаний и организаций в области логистики и SCM является решающим фактором успешного применения современных концепций и технологий в этих областях для реализации потенциала конкурентоспособности российских предприятий.

Область профессиональной деятельности современного логиста это уже далеко не те хорошо знакомые всем виды деятельности такие, например, как перевозка, экспедирование, складирование, грузопереработка, таможенное оформление грузов и т.п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные менеджеры) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.

Основная задача логиста – изыскивать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, связанной информацией и финансами. В наших компаниях зачастую нет видения предназначения логистики в стратегическом и оптимизационном плане. Предназначение же это заключается в поддержке выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении материальными потоками. Пока, к сожалению, во многих компаниях, где делаются попытки внедрения логистики, остается доминирующей чисто российская трактовка, когда в службах логистики "механистически", без какой-либо конструктивной идеи объединяются подразделения склада, транспорта, таможенного оформления и т.п., что часто приводит часто лишь к возникновению конфликтной ситуации внутри компании. В связи с этим приходится еще раз подчеркнуть, что организовывать логистику и управлять ею в фирмах должны обученные люди, имеющие специальное образование. Именно они должны быть тем фундаментом, без которого невозможно построение и наращивание современной корпоративной базы логистических знаний.

При использовании отечественными предприятиями стандартных зарубежных логистических систем и технологий часто не принимается во внимание тот факт, что они разработаны для стандартизованного западного бизнеса, опять же в стандартных условиях устойчивости макросреды бизнеса и стабильной экономики с законопослушными предприятиями и гражданами. Нельзя забывать о макроэкономической ситуации, в которой мы живем и работаем, об издержках нашего законодательства, наконец, просто о российском менталитете. Основная проблема, на наш взгляд, состоит в отсутствии у многих российских предприятий главного ресурса - необходимой культуры управления и базы логистических знаний, которая во многих компаниях явно не достаточна для использования логистических инноваций. Применительно к управлению знаниями персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок важнейшими задачами являются: формирование и развитие знаний в области логистики и SCM, а также инсталляция, ведение и развитие систем поддержки принятия оптимизационных решений (рис. 5).


Рис. 5. Система управления знаниями компании в области логистики и SCM

 

Только стратегически выверенная логистика способна дать ощутимые результаты в аспектах развивающейся интеграции логистической деятельности. К сожалению, пока что лишь немногие руководители отечественных фирм задумываются над стратегической направленностью логистики, формируя адекватную организационную структуру службы логистики компании, оптимизируя конфигурацию логистической сети, внедряя интегрированную информационную поддержку и систему управления товарными запасами. На наш взгляд, недостаточное внимание российские предприятия уделяют сегодня управлению базой логистических знаний. Как известно, база знаний состоит из продуманной системы подготовки персонала служб логистики: от краткосрочных программ повышения квалификации – до высшего образования и МВА по логистике и SCM.

Формирование и развитие знаний персонала компаний в области логистики и Supply Chain Management должно соответствовать организационной структуре и функционалу персонала служб логистики (SCM), которые, в свою очередь, зависят от отраслевой специфики, размера компании, структуры управления и т.п. Система повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала служб логистики, как основная часть базы логистических знаний, должна учитывать в общем случае три уровня управления логистикой в фирме:

I – "Топ-менеджмент" - высший управленческий персонал, например, вице-президент компании по логистике, директор по логистике, интегральный логистический менеджер, начальник отдела (службы) логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции высших логистических менеджеров и т.п.

Область профессиональной деятельности современного логиста это уже далеко не те хорошо знакомые всем виды деятельности такие, например, как перевозка, экспедирование, складирование, грузопереработка, таможенное оформление грузов и т.п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные менеджеры) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.

II – "Средний уровень" - средний управленческий персонал - руководители структурных подразделений отдела (службы) логистики компании, логистические менеджеры среднего звена с большим опытом работы, супервайзеры (координаторы) функциональных областей логистики компании или ключевых логистических функций, аналитики, ведущие логистические менеджеры и т.п.

III – "Операционный уровень" – низший линейно-функциональный персонал службы логистики фирмы: логисты-операционисты (персонал транспортных и складских подразделений), инженеры-логисты, аналитики-статистики низшего звена, вспомогательный персонал и т.п.

Назначение логистического менеджмента – поддержка корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке, за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками

Высокие требования, предъявляемые сегодня к логистам (особенно I и II уровня иерархии управления), к их уровню профессиональных знаний в области логистики и SCM, умению координировать работу смежных служб, интегрировать логистическую деятельность в пределах всей цепи поставок, обусловливают необходимость формирования многоступенчатой корпоративной структуры подготовки и переподготовки логистов (рис. 6).

 

Рис. 6. Обучение персонала компаний по логистике и SCM

 

Относительно короткий срок развития логистики в нашей стране, небольшое количество дипломированных специалистов-логистов, недостаточный уровень популяризации логистики в обществе, недостаточное количество хороших учебников по логистике привели к тому, что высшие руководителями многих российских (даже очень известных) компаний имеют весьма слабое представление об основных понятиях логистики, путаются в терминологии, не понимают рычагов воздействия логистики на эффективность бизнеса (кроме очевидного упора на снижение затрат). Поэтому для хозяев компании и ее высшего руководства, в том числе исполнительных директоров, руководителей основных функциональных подразделений фирмы (маркетинга, продаж, закупок, финансов, производства, IT-подразделений и т.д.) необходимо периодически проводить краткосрочные семинары по актуальным проблемам логистики и SCM, корпоративные семинары, тренинги, знакомящие с основным понятийным аппаратом и технологиями (рис. 6).

Топ-менеджеры компании по логистике (вице-президенты, директора, начальники отделов и служб логистики) должны иметь базовое высшее образование по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" (первое или второе – в ускоренные сроки). Очень желательно наличие дипломов Мастер делового администрирования – Master of Business Administration - MBA (или МА, МС, ЕМВА) по специальностям "Логистика" и "Управление цепями поставок", а также международных сертификатов ELA/ECBL уровня "стратегический логист".

Старший/средний уровень персонала логистики компаний должен иметь высшее образование по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" (первое или второе – в ускоренные сроки), а также желательно наличие сертификата ELA/ECBL уровня "старший логист".

Наконец, персонал операционного уровня управления логистикой должен, по меньшей мере, пройти программу профессиональной переподготовки по логистике и SCM. В дальнейшем для этого уровня персонала полезна сертификация ELA/ECBL уровня "операционный логист" (см. рис.6).

Квалификационная характеристика выпускника обязывает логиста:

- обладать общей экономической и менеджериальной культурой, обеспечивающей ориентацию в логистике и управлении цепями поставок (УЦП) как науке и практической области деятельности предприятий различных сфер экономики по управлению материальными и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками;

- знать основные этапы эволюции логистики, базовые концепции, системы и технологии логистики и УЦП;

- приобрести возможность компетентного выбора магистерских профильных образовательных программ в различных отраслях экономики по специализациям: управление цепями поставок, управление логистической инфраструктурой, проектирование цепей поставок, логистика промышленных предприятий, логистика в торговле, логистика в сфере услуг, логистика транспортных комплексов;

- владеть набором методов и логистических технологий, позволяющих осуществлять компетентное решение типовых задач в различных областях логистики и УЦП;

- обеспечивать преподавание логистики и УЦП как общеобразовательной дисциплины в сфере общего и профессионального образования.

Область профессиональной деятельности логиста включает исследования, методы и технологии, направленные на разработку и оптимизацию управленческих решений в логистике и УЦП предприятий различных отраслей экономики. Предметом профессиональной деятельности логиста является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе (цепи поставок) при управлении материальными и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками.

Логист должен быть подготовлен к выполнению следующих видов и задач профессиональной деятельности.

1. Научно-исследовательская и консалтинговая деятельность:

Изучение литературных источников по направлениям логистических исследований в области логистики и УЦП. Сбор и предварительная обработка логистической информации на основе отечественной и зарубежной периодики, учебной литературы, монографий и данных Интернета.

Подготовка данных для составления аналитических обзоров и отчетов по научным публикациям в аспектах развития современной логистики и УЦП.

Участие в научно-исследовательских, консалтинговых проектах и грантах по логистике и УЦП в качестве ответственного исполнителя и исполнителя. Составление научно-технических отчетов по тематике исследований.

Построение моделей материальных и информационных потоков в логистической системе. Моделирование процессов принятия логистических решений. Компьютерная реализация комплекса моделей субъектов и объектов управления в логистической системе. Оценка точности и качества моделирования.

Участие в проектирование и внедрение современных логистических систем и технологий для промышленных и торговых фирм в части: организации служб (отделов) логистики и УЦП в компаниях; разработка логистических процессов в функциональных областях организаций бизнеса: снабжении, производстве, дистрибьюции; проектировании складов, разработка и внедрение логистического процесса на складе; управление запасами; транспортном обеспечении логистики и УЦП (интермодальные и мультимодальные логистические технологии транспортировки, выбор перевозчика и экспедитора, оптимальная маршрутизация); управлении закупками, оптимизация материально-технического обеспечения производственных предприятий, предприятий торговли и сферы услуг;

Участие во внедрении объектов интеллектуальной собственности и защите научно-исследовательских работ.

2. Расчетно-проектная деятельность.

Сбор и анализ исходной информации для проведения проектной деятельности в различных функциональных областях логистики и УЦП .

Участие в разработке программ и методик обследования предприятий при реализации логистических проектов.

Участие в проведении экспертизы и аудита логистики промышленных и торговых компаний по разработанным программам и методикам.

Проведение анализа эффективности функционирования персонала служб логистики и логистических инфраструктурных подразделений предприятий различных отраслей экономики.

Анализ существующих логистических бизнес-процессов и разработка моделей перспективных бизнес-процессов предприятий.

Расчет и оптимизация параметров основных логистических бизнес-процессов предприятий.

Разработка предложений по оптимизации систем поддержки принятия логистических решений и информационной поддержки логистики предприятий.

Развитие специальности "Логистика и управление цепями поставок" будет идти по двум стратегическим направлениям: отраслевому и функциональному. В отраслевом разрезе на первом этапе стандарт специальности апробируется в экономических и инженерно-экономических вузах с последующим вовлечением в орбиту подготовки специалистов вузов по основным отраслям промышленности, а также торговых и транспортных учебных заведений. Функциональное развитие заключается в подготовке специалистов по основным функциональным областям логистики, таким как транспортировка, управление закупками, управление запасами, складирование, управление распределением, грузопереработка, упаковка, информационные логистические технологии, а также интегральных логистических менеджеров.

В ходе подготовки и переподготовки персонала по логистике должна быть обеспечена определенная преемственность программ обучения, сопровождаемая корпоративными программами обучения по узкоспециализированной тематике, тренингами и стажировками (рис. 7).

 

Рис. 7. Преемственность программ обучения по логистике и Supply Chain Management.

 

При системном подходе к логистике на первый план выходят рамочные условия и структуры, которые способствуют развитию способностей у организации к саморазвитию и самоуправлению, чтобы сделать возможным децентрализованное согласование интересов как внутри функциональных областей бизнеса компании, так и в цепи поставок в целом. Наряду со специфическими организационными структурами служб логистики, систематическим контролем и планированием их деятельности факторы подбора персонала и управления знаниями особенно влияют на выработку этих способностей. Чтобы обеспечить баланс интересов в логистике, необходимо развивать в сотрудниках способности к интегративному мышлению. Они состоят в формировании обширных знаний одного сотрудника о различных бизнес-процессах в цепи поставок, так что у него возникает более глубокое понимание деятельности, в которую он непосредственно или опосредованно включен. Такое требование к квалификации логиста означает, что необходимы знания о процессах в разных функциональных областях бизнеса. Эти знания позволяют логисту быстрее приспособиться к новым заданиям и обмениваться информацией с сотрудниками из других сфер деятельности своей компании или контрагентов цепи поставок.

Чтобы логистическое мышление утвердилось и развивалось, необходимо целенаправленно и систематически мобилизовать, интегрировать знания, распределенные по различным сферам, и обмениваться ими. Чтобы выработать способность к развитию, необходимо создать прозрачность действий и их последствий в цепи поставок. В сквозных логистических бизнес-процессах неформальная коммуникация занимает место формальной, что обеспечивает необходимую гибкость и эффективность логистики в цепи поставок. Это также создает условия для свободы действий для межфункциональной и межорганизационной логистической координации. Топ-менеджеры компаний также должны найти подход к системам стимулов, чтобы повысить мотивацию и готовность к обучению логистов и поощрять решение нетривиальных логистических проблем. Эти интегративные способности персонала службы логистики можно выработать с помощью следующих основных мер:

Более широкая квалификация: полученные способности и знания сотрудников должны выходить за рамки узкой специальной квалификации (например, операционной логистики, поскольку необходимо добиваться саморегуляции логистической деятельности. Чем шире образование сотрудников, тем быстрее у отдельных сотрудников возникнет понимание, какая информация и потребность в согласовании с другими исполнителями заданий или группами необходимы для совместного решения проблем. Широкая квалификация повышает гибкость логистов, так что их можно задействовать и в других сферах.

Ротация кадров служит знакомству с различными сферами деятельности на предприятии благодаря обмену задач между сотрудниками как внутри службы логистики, так и между различными службами компании. Эта смена деятельности способствует развитию индивидуальных способностей к интеграции. Каждый логист, таким образом, приобретает новое понимание задач, новые перспективы, идеи и личные контакты.

Концепции постоянного повышения квалификации. Благодаря программам профессиональной переподготовки, мастер-классам, корпоративным тренингам, дискуссионным форумам, которые проводятся с сотрудниками различных сфер бизнеса контрагентов цепи поставок, появляется возможность познакомиться с перспективами и проблемами других участников и обсудить свои взгляды.

Система мотивации логистов должна быть ориентирована на более гибкие кооперационные и организационные формы, которые должны поощрять индивидуальные достижения, не противопоставляя их коллективному сотрудничеству на протяжении всей цепи поставок, создавать стимулы для кооперации и работы в команде.

Дипломированные логисты, имеющие также знания в области управления цепями поставок, сегодня являются критическим ресурсом для многих российских компаний. Учитывая, что в настоящее время предложение квалифицированных логистов на российском рынке труда чрезвычайно ограничено, представляется очень важным реализовать расширенную подготовку и переподготовку дипломированных специалистов в рамках целого спектра программ (см. рис.7). При этом в системе квалификационных требований к логистам должна быть существенно расширена область применения знаний и навыков по управлению цепями поставок, определяющих современные требования к стратегической направленности их деятельности и знаниям передовых методов принятия логистических решений и SCM технологий.

Кратко остановимся на характеристиках основных обучающих программ, составляющих основу базы логистических знаний.

Как уже было указано выше, базовой программой подготовки квалифицированного логиста является Программа высшего образования по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок", которая системно учитывает требования к современному уровню знаний, умений и навыков логиста. Программа высшего образования по логистике и SCM особенно необходима для подготовки топ-менеджеров и персонала среднего звена служб логистики компаний.

Высший уровень персонала должен обладать стратегическим мышлением, разрабатывать стратегический логистический план, уметь формировать бюджет компании по логистике, координировать работу функциональных подразделений по логистическим параметрам. Например, в число основных обязанностей топ-менеджера по логистике промышленной (торговой) компании входят следующие функции:

- установление перспективных целей и задач логистики компании;

разработка и согласование логистической стратегии с маркетинговой и производственной стратегиями фирмы;

- разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками между службами фирмы;

- согласование интересов поставщиков продукции, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в цепи поставок фирмы; устранение возникающих конфликтов;

- формулировка целей и ограничений по управлению запасами в цепях поставок (при управлении закупками, производством, дистрибьюцией);

- определение уровня инвестиций в логистическую инфраструктуру (транспорт, информационную систему, складское хозяйство);

- разработка стратегического логистического плана и согласование его с корпоративной стратегией и стратегией цепи поставок;

- определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета стратегического плана логистики;

- определение структуры информационной поддержки логистики в цепях поставок и требований к применяемым информационно-компьютерным технологиям;

- установление политики управления персоналом логистической службы, программ обучения и повышения квалификации персонала;

- пересмотр стратегии управления запасами, складирования, транспортировки в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной стратегиях цепи поставок;

- определение направлений оптимизации ресурсов фирмы на логистику (например, снижения общих логистических издержек) и т.д.

Для персонала логистического менеджмента среднего уровня важно хорошо разбираться в своих функциональных областях – в области закупок, дистрибьюции, производства, уметь ставить оптимизационные задачи и принимать рациональные решения по управлению логистическими ресурсами и рисками в логистической системе. В большинстве случаев они выступают в качестве аналитиков и координаторов (супервайзеров) логистического процесса в закупках, дистрибьюции, транспортировке, информационной поддержке, управлении товарными запасами в цепях поставок.

Персонал по логистике высшего и среднего уровня западных фирм, как правило, имеет степень "мастер" или "сеньор" логистики и нередко – дополнительно к базовому логистическому образованию - диплом МВА (MA, MS).

Для обеспечения преемственности подготовки и переподготовки логистов самой высокой квалификации в МЦЛ разработана и реализуется с сентября 2004 года Программа "Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)" по специальности "Логистика и управление цепями поставок".

Программа МВА "Логистика и управление цепями поставок" является элитной программой подготовки высшего персонала предприятий по современным направлениям интегрированной логистики и Supply Chain Management, используемыми компаниями мирового класса для повышения своей конкурентоспособности.

Миссия Программы МВА по специализации "Логистика и управление цепями поставок" - развитие профессиональных знаний в области интегрированной логистики и управления цепями поставок, соответствующих международным стандартам, а также внедрение современных логистических систем и технологий в практику работы предприятий и организаций. Целью Программы МВА является подготовка в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" и международной практикой высококвалифицированных топ-менеджеров компаний, специализирующихся на вопросах логистики и управления цепями поставок.

Программа МВА предназначена, прежде всего, для профессиональной переподготовки персонала высшего и среднего уровня управления логистикой компаний: вице-президентов и директоров по логистике, начальников отделов и служб логистики промышленных, торговых компаний и организаций сервиса, начальников функциональных подразделений служб логистики (транспортных, складских, управления потребительским сервисом, информационной поддержки логистики, управления заказами и запасами и т.д.), координаторов логистического процесса фирм в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущих аналитиков по логистике, менеджеров по планированию и управлению цепями поставок.

Программа МВА нацелена на формирование у топ-менеджеров компаний системного взгляда на логистику и управление цепями поставок; знакомство с современными концепциями и технологиями, применяемыми передовыми компаниями в логистике и SCM; развитие знаний и умений по стратегическому планированию, организации и управлению логистической системой фирмы, решение проблем межфункциональной и межорганизационной логистической координации; развитие практических навыков по формированию сетевой структуры и управлению цепями поставок; интегрированному планированию и контроллингу деятельности контрагентов в цепях поставок; информационной поддержке SCM решений и т.п.

Миссия Программы МВА по специализации "Логистика и управление цепями поставок" - развитие профессиональных знаний в области интегрированной логистики и управления цепями поставок, соответствующих международным стандартам, а также внедрение современных логистических систем и технологий в практику работы предприятий и организаций. Целью Программы МВА является подготовка в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" и международной практикой высококвалифицированных топ-менеджеров компаний, специализирующихся на вопросах логистики и управления цепями поставок.

Программа МВА предназначена, прежде всего, для профессиональной переподготовки персонала высшего и среднего уровня управления логистикой компаний: вице-президентов и директоров по логистике, начальников отделов и служб логистики промышленных, торговых компаний и организаций сервиса, начальников функциональных подразделений служб логистики (транспортных, складских, управления потребительским сервисом, информационной поддержки логистики, управления заказами и запасами и т.д.), координаторов логистического процесса фирм в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущих аналитиков по логистике, менеджеров по планированию и управлению цепями поставок.

Программа МВА нацелена на формирование у топ-менеджеров компаний системного взгляда на логистику и управление цепями поставок; знакомство с современными концепциями и технологиями, применяемыми передовыми компаниями в логистике и SCM; развитие знаний и умений по стратегическому планированию, организации и управлению логистической системой фирмы, решение проблем межфункциональной и межорганизационной логистической координации; развитие практических навыков по формированию сетевой структуры и управлению цепями поставок; интегрированному планированию и контроллингу деятельности контрагентов в цепях поставок; информационной поддержке SCM решений и т.п.

Программа ELM предназначена, прежде всего, для повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала высшего и среднего уровня управления логистикой компаний: вице-президентов и директоров по логистике, начальников отделов и служб логистики промышленных, торговых компаний и организаций сервиса, начальников функциональных подразделений служб логистики (транспортных, складских, управления потребительским сервисом, информационной поддержки логистики, управления заказами и запасами и т.д.), координаторов логистического процесса фирм в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущих аналитиков по логистике, менеджеров по планированию и управлению цепями поставок. Кроме того, в Программе ELM может принимать участие топ-менеджмент промышленных и торговых компаний, работающий в закупках, производстве, финансах, маркетинге, продажах и.т.п., желающий повысить свою квалификацию в логистике или переориентироваться на этот вид деятельности, а также высший персонал управления банков, предприятий сферы услуг (в том числе логистического сервиса), государственных предприятий, организаций и учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов и другие категории лиц, интересующихся современной логистикой.

Как показывает практика, многие российские компании заинтересованы в объективной оценке своих логистов на соответствие международным квалификационным требованиям. В Европе существует сложившаяся объективная трехуровневая система тестирования логистических менеджеров Европейской логистической ассоциации и Европейского сертификационного комитета по логистике:

- Supervisory/Operational level - ElogSO - (контролирующий / операционный логист);

- Senior level – ElogSE – (старший логист);

- Strategic Level – ElogST – (логист стратегического уровня).

Стратегический логист (Мастер-логистики) – это уровень топ-менеджмента: вице-президенты компании по логистике, директора по логистике, начальники логистических отделов (служб) компаний. Высший уровень персонала должен обладать стратегическим мышлением, разрабатывать стратегический план, уметь формировать бюджет компании по логистике, координировать работу функциональных подразделений по логистическим параметрам, планировать и управлять работой цепей поставок, формировать организационную структуру службы логистики, выбирать информационную систему поддержки логистики и т.д.

Для персонала, отвечающего уровню "старший логист" (Сеньор-логист) важно уметь управлять логистическими бизнес-процессами в функциональных областях деятельности компании – в закупках, дистрибьюции, производстве. В большинстве случаев они являются руководителями структурных подразделений службы логистики (транспортного хозяйства, складского комплекса, подразделений управления заказами, закупками и запасами, аналитического отдела, подразделений информационной поддержки, управления сервисом и др.), аналитиками высокого уровня и координаторами (супервайзерами) логистического процесса в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущими менеджерами по управлению и контроллингу цепей поставок и т.п.

Наконец, низшая ступень - "операционный логист" (Юниор-логист) - это персонал линейного/функционального уровня управления логистическими процессами и видами деятельности, в том числе: транспортировкой, складированием, грузопереработкой, управлением запасами, управлением сервисом, управлением заказами, логистической поддержкой производственных операций, информационной поддержкой логистики и управления цепями поставок. На середину 2006 года в России уже прошли процедуру тестирования НСКЛ и получили европейские сертификаты разных уровней свыше 220 человек. Начавшаяся в России сертификация логистов по процедуре ECBL безусловно будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов по логистике и управлению цепями поставок.

Подводя итоги данного раздела, необходимо отметить, что управление знаниями компании предполагает также постоянное наращивание в фирме оптимизационных задач, алгоритмов и программных продуктов систем поддержки принятия решений (DSS) в логистике. В этом плане компаниям необходимо не только максимально использовать возможности своей корпоративной информационной системы, но и формировать собственный банк оптимизационных задач по отдельным логистическим функциям: транспортировке, складированию и грузопереработке, управлению товарными запасами и т.п. Именно использование передовой практики в логистике и SCM компаний-лидеров позволит решить эту задачу.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что главное для наших компаний – развитие базы знаний, непрерывное обучение и переподготовка персонала, в том числе обмен передовым опытом и в рамках выставок, конференций, семинаров.






Дата: 2019-07-31, просмотров: 206.