Результаты диагностического этапа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует множество различных теорий, объясняющих причины возникновения наркомании. Из всех теорий мы выделили три аспекта:

1) нарушения в эмоциональной сфере;

2) нарушения в личностной сфере;

2) особенности семейных отношений.

Для определения стадии болезни мы провели анкетирование молодых людей, проходящих курс лечения в реабилитационном центре «Панацея» (см. приложение 1).

Результаты проведённого анкетирования следующие:

100% - обратившихся знакомы с наркотиками

45% - начальная форма употребления (ранняя стадия)

38% - эпизодическое употребление (средняя стадия)

17% - регулярное употребление (страх, «ломки») (средняя стадия)

10% - химически обусловленная зависимость (начало заключительной стадии болезни)

На основании результатов анкетирования можно сделать вывод, что в реабилитационный центр обращаются молодые люди, когда они уже имеют представление о наркотиках. Чаще обращение по настоянию родителей, либо если есть страх стать зависимым. Юноши и девушки, которые имеют наркотическую зависимость, сами обращаются для прохождения курса реабилитации, либо для получения помощи в социальной необустроенности. В связи с этим задача специалиста по социальной работе в центре состоит в уменьшении количества причин и случаев для повторного употребления психоактивных веществ. Все 16 человек говорили о том что, в этот период очень необходима высоко квалифицированная помощь психологов и социальных работников, а так же поддержка родных людей. Возможность избавиться от зависимости, сохраняется в умах половины опрашиваемых.

Продолжая анализ поставленной проблемы, мы обратились к методике интервьюирования. Оно предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. Каждому клиенту предлагалось в устной форме, по десятибалльной шкале, указать уровень склонности к той или иной черте характера, наиболее соответствующей его личности. Изучение молодых людей, проявивших склонность к наркотикам, показало, что все они имели определенное заострение личностных черт.

18% - асоциальное поведение

10% - замкнутость, угрюмость

13%- своеобразие суждений и непредсказуемость поступков

С другой стороны среди них:

-51% самоуверенные энтузиасты, склонные к общению, неуслужливые и беззастенчивые, с надёжными правильными установками.

Среди наркоманов также встречаются лица с физическим и психическим недоразвитием, с дефектами внешности, речи, перенёсшие травму -8%.

Застенчивые и сентиментальные люди становятся наркоманами из-за стремления победить своё чувство неудовлетворённости собой, подражательного «стадного» инстинкта и любопытства. Своё будущее они не строят, ориентируясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, принимая решения о том, как жить дальше. Настоящее они также не соизмеряют с прошлым. В результате интервьюирования было отмечено, что личностная предрасположенность активизируется при восприятии определённых стимулов.

У человека, употребляющего наркотики и находящегося в психофизиологической зависимости от наркотика, физическое и эмоциональное состояние контоминировано. В результате наблюдений мы выделили три состояния, которые переживает и осознает больной. Их мы обозначили как «плохо» - «никак» - «хорошо».

Пример типичного диалога с больным на первичном приеме:

Т. Что ты чувствуешь при приеме наркотика?

К. Разламывает и становится хорошо.

Т. Какое состояние у тебя через 3-4 часа после приема наркотика?

К. Да... никакое.

Т. А что происходит через 12-20 часов?

К. Ломает... плохо... (нецензурное выражение).

Эти состояния прямо связаны с концентрацией наркотика в крови:

«хорошо» - высокая концентрация

«плохо» - низкая

«никак» - термин наркоманов, которым они обозначают состояние, когда содержание наркотиков в крови достаточное, чтобы «не ломало», но недостаточное для эйфории.

Если человек не различает нюансов в своих чувствах и переживаниях, то незначительные переживания - волнения, тревожность и другие могут неадекватно оцениваться и попадать в категорию «плохо».

А поскольку у наркомана существует один универсальный способ избегания решения внешних проблем и внутренних конфликтов за счет введения наркосодержащих препаратов, возникает единственно привычный способ изменять свое состояние с помощью наркотиков.

Здесь могут быть два предложения относительно причин наркотизации. Осознание и обозначение широкого спектра чувств не было сформировано в детском возрасте или же группа эмоций была вытеснена в связи с конфликтом в детском возрасте, приведшим к психотравме, из-за чего эта группа эмоций была заблокирована.

Также нами было проведено интервью в виде неформальной беседы с родителями наркозависимых, на базе реабилитационного центра «Панацея». И параллельно использовался другой социологический метод сбора информации – наблюдение, при котором нами фиксировались особенности поведения созависимых во время разговора, (жесты, мимика лица, выражение эмоций).

В процессе беседы мы старались определить общие отношения родителей к детям, положение, характер и условия проживания, до начала употребления наркотиков и состояние дел на сегодняшний момент. Итогом бесед стала выработка конкретных рекомендаций родителям, если их ребёнок употребляет наркотики. А так же фиксация социальной обустроенности наркомана.

Беседа проводилась в спокойной обстановке. Общение велось индивидуально. Общая схема вопросов прилагается, (см.приложение №3).

В ходе консультирования выяснилось следующие:

57% - имеют благоприятные условия проживания

7% - находились в положении ниже прожиточного уровня

36% - семей со средним достатком на каждого члена семьи

А так же было отмечено:

5 из 16 наркозависимых проживали в неполных семьях. 2-е семьи по составу являются многодетными, внимание и воспитание родителя в них было весьма ограничено, т.к. ребёнок был уже взрослый по отношению к другим детям в семье. И, по словам опрашиваемых, мог самостоятельно принимать решения. В 8-ми семьях употребление алкоголя никак не пресекалось. Принятие алкоголя в малых дозах, воспринималось ими как баловство.

12 из обследуемых нами семей имели неустойчивый характер взаимоотношений между членами семьи. 9 родителей допоздна прибывают на рабочем месте. Поэтому большую часть времени ребёнок был предоставлен сам себе. Систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, были зафиксированы у 6 семей.

Стиль семейного воспитания у 6 семей был авторитарным с ярко выраженными агрессивными проявлениями. У 4 семей – авторитарность, но с ярко выраженной гиперопекой. В 5 семьях из 9 полных по составу наблюдалось соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщённость, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создавала постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и поэтому они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. В данном случае был нарушен процесс социального контроля, приводящий к отсутствию эмоциональной связи между родителями и детьми. Оказавшись в позиции изолированности или принебрегаемых в семье, и начали искать поддержки в уличных компаниях, где и начали употреблять психоактивные вещества.

Таким образом, второй аспект, который мы выделяем, - это особенности отношений в семьях наркоманов

Все семьи можно разделить на две группы

Феминная семья - мать является авторитарным лидером в семье.

Маскулинная семья - отец, выполняющий роль диктатора в семье.

Из всех обратившихся к нам за помощью было 5 неполных семей. Но со слов родственников больного, когда семья была полной и формировалась личность больного, мать была авторитарным лидером в семье. Поэтому, мы эту семью отнесли к феминным.

У феминных семей мы обнаружили следующие закономерности:

- Мать психологически более сильная, с твердыми взглядами на жизнь, которые не подлежат сомнению и изменению; с ее точки зрения, всем надо жить, как живет она. Обеспечивает семью и воспитывает детей также мать и, соответственно, она более всего настаивает на лечении ребенка. Отец занимает попустительскую позицию по отношению к воспитанию детей и обеспечению семьи. А в отношении больного наркоманией ребенка позиция «нечего лечить, пусть уходит из дома» и неверие в перспективу лечения.

В семьях с отцом-диктатором мать занимает позицию ведомого, полностью подчиняясь мужу. Воспитанием детей занимается мать и соответственно передает ребенку собственную модель поведения ("роль слабого") Отец обеспечивает семью и, как правило, занимает высокое должностное положение. В воспитании ребенка, занимая формальную позицию без эмоционального контакта, не дает ребенку идентифицироваться со своей ролевой позицией, предъявляя завышенные, трудно достижимые цели. В лечении ребенка более заинтересована мать, она верит в перспективы лечения. Отец оплачивает лечение ребенка, но не верит в перспективы лечения и занимает крайне негативную позицию по отношению к больному ребенку и проявляет двойственность к перспективам излечения.

Мы выявили схожесть отношений отца и ребенка в этих семьях, которые условно обозначили «никакой папа».

Папа из феминной семьи не предоставляет чувство уверенности, способов и стратегий достижения целей и борьбы (поскольку сам этим не владеет). Общение с ребенком чисто формальное, без близкого эмоционального контакта приводит к недораскрытию эмоциональной сферы и возникновению большого количества неразрешенных проблем, что может являться пусковым механизмом наркотизации.

Папа из маскулинной семьи сам владеет способами и стратегиями достижения целей и борьбы. Но при таком же формальном общении с ребенком, точно так же, не передавая свой опыт, осуществляет интервенции во внутренний мир сына или дочери, формируя эмоции страха и защитную агрессию, которые также могут вызвать дальнейшую наркотизацию.

Таким образом, мы можем предложить, что блокирование эмоциональных контактов на уровне «отец – ребенок» может являться благодатной почвой для возникновения наркотической зависимости.

Исходя из выше изложенного следует, что построение системы коррекционно-реабилитационных мероприятий надо составлять, ориентируясь, прежде всего на особенности личности наркоманов. Стабилизация эмоциональной возбудимости, нервного истощения и восстановление личностного статуса, позволит существенно ускорить процесс восстановление. Тренинги, совместные беседы, терапевтическая и консультативная помощь являются преимущественными формами работами с наркоманами.

Семья как социальный институт, её условия проживания - оказали огромное влияние на процесс наркотизации подрастающего поколения. Было зафиксировано множество провоцирующих факторов приведших к аддективному поведению. В ходе беседы было доказано, что необходимо поменять существующие противоречия в поведении членов семьи, восприятия близкого человека и условия быта. Основным мотивом родительской помощи, на данном этапе, должно стать стремление помочь ребёнку обрести себя заново посредством нормализации жизненных условий, улучшения атмосферы в кругу семьи.

Таким образом, результаты наблюдения, показали; эмоциональное состояние 10 родителей, наполнено чувством страха и безвыходности. Половина опрашиваемых плакали, отвечая на вопросы. Голос у многих был напряженным, часто отводили взгляд в сторону, торопились говорить, делали большие паузы в рассказе. Но были и такие родители, которые уверенно заходили в кабинет, жестикулируя, выражали отстранённую позицию к проблеме.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 165.