Часть 2. Практика книжного предпринимательства издательства «РИПОЛ классик»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 3. Организация издательского бизнеса

3.1 Историческая справка

3.2 Структура издательства и холдинга

3.3 Контроль цен и оборачиваемости инвестиций

3.4 Формирование издательского плана

3.5 Применение маркетинговых инструментов

3.6 Организация сбыта

Глава 4. Расширение издательского бизнеса

4.1 Обоснование выбора направления средств

4.2 Организация издания прессы

Часть 3. Предложения путей повышения эффективности предпринимательской деятельности издательства «РИПОЛ классик»

Заключение

Библиографический список используемой литературы



Введение

 

В последнее десятилетие 20-о века предпринимательство после почти столетнего перерыва вновь стало ключевым фактором развития книжного дела России. Переход от государственной монополии в сфере книжного дела к рыночным отношениям по поводу производства и распространения книжной продукции произошел сравнительно быстро, но в книжном деле выявились и обострились проблемы присущие рыночной экономике.

Современный книжный рынок России характеризуется преобладанием в издательской деятельности частного предпринимательства, высокой степенью концентрации издательских фирм в Москве и Санкт-Петербурге, острой конкурентной борьбой и широтой ассортимента, повышением качества изданий, отсутствием вмешательства со стороны государства. Наличие нескольких издательств-лидеров (АСТ, ЭКСМО и ряд других) не делает их монополистами издательского рынка, на котором активно действуют множество небольших издательств. Вместе с тем, определенная тенденция к монополизации имеется в оптовом книгораспространении (Пятый океан, Союзкниготорг, ТОП-книга и т.д.).

В 2007 году около 6 тыс. издательств России выпустило более 108 тыс. наименований[1]. Вот уже в течение нескольких лет отмечается ежегодный опережающий рост количества издаваемых печатных единиц при одновременном снижении среднего тиража одного наименования. Указанный процесс отражает общемировую тенденцию «инфляцию тиражей» т.е. стремление производителей (в нашем случае издателей) все более точно удовлетворять запросы отдельных потребителей. Соответственно возрастает средняя розничная цена книги, обостряется конкуренция между производителями. Это заставляет издателей выстраивать такую систему продвижения продукции, которая способна на основе реализации книжной продукции решить задачу возмещения производственных расходов и обеспечения максимизации прибыли, с одной стороны, и выполнять свою культурно-просветительскую миссию, с другой стороны. Конкуренция вынуждает издательства постоянно искать новые темы, новые форматы изданий, новые формы распространения, расширять производство за счет вложения инвестиций в развитие медиаизданий.

Проблемы выбора направления инвестиций, выработки маркетинговой стратегии и оценки риска становятся для издательского бизнеса самыми актуальными, следовательно, тема представляемого диплома является актуальной и востребованной.

Использование в дипломе реального опыта книгоиздательской фирмы «РИПОЛ классик» определяет практическую значимость темы диплома, а рассмотрение примера использования нетривиальных для книжного издательского бизнеса направлений инвестиций позволяет говорить об определенной новизне темы диплома.

Предпринимательству в книжном деле присуще большинство свойств бизнеса в других сферах экономики, поэтому в дипломе рассмотрены ряд основополагающих положений современной теории предпринимательства и бизнеса. Литература по общим вопросам предпринимательства и бизнеса достаточно обширна. Общие теоретические проблемы рассматривались многими зарубежными учеными, среди которых особо выделяются работы П. Друкера, Б. Карлоффа, Ф. Котлера, А. Маршалла, М. Портера, Дж. Траута, Р. Уотермена, Р. Хизрича, А. Хоскинга, Й. Шумпетера и др. Российский опыт «реанимации» предпринимательства исследован рядом отечественных ученых: Ю.В. Блохиным, Я.Т. Бронштейном, А.В. Бусыгиымн, А.А. Говориным, В.Я. Горфинкелем, Е.Т. Гребневым, В.В. Котилко, В.П. Красовским, Н.А. Нестеровым, В.В. Радаевым, Ф.М. Русиновым, В.Е. Савченко, Л.Г. Ходовым, Ф.М. Шамхаловым, А.Ю. Юдановым и др.

Специфические проблемы предпринимательства в книжном деле рассматривались в различных аспектах в трудах А.А. Васькина, О.П. Голевой, Е.А. Даниловой, Б.С. Есенькина, А.Ф. Когана, Б.А. Кузнецова, Б.В. Ленского, Ю.Ф. Майсурадзе, и др., а также зарубежных авторов: Э. Бейверстока, А. Шифрина. Следует отметить, что проблемы теории книжного предпринимательства в России разработаны еще недостаточно глубоко. Причиной служит недостаток фактического статистического материала, на основании которого можно было бы сделать окончательные выводы. Отдельным аспектам истории книжного предпринимательства в России посвящены работы Е.А. Динерштейна, Ю.А. Горшкова, А.Н. Ильницкого.

В работах названных российских авторов с различных позиций рассматриваются сущность предпринимательства в книжном деле, ее виды и формы, выделяются ключевые проблемы, связанные с выбором направления инвестиций, оценки рисков, постановки экономических целей, выработки маркетинговой стратегии, формирования системы менеджмента и логистики, организации фирмы и объединений фирм (например, холдинга), применения рекламы. Вместе с тем отсутствуют специальные работы, описывающие предпринимательский опыт конкретного книжного издательства универсального типа, системы реструктуризации бизнеса, т.е. разработанность темы в этом сегменте недостаточна. С этой точки зрения выбор темы дипломной работы «Предпринимательская деятельность на современном книжном рынке России» (на примере ИД «Ринол-Классик») обоснован.

Объект исследования — книжное универсальное издательство.

Предмет исследования – предпринимательская деятельность.

Цель исследования - разработка практических рекомендаций по расширению рынка с учетом проблем финансирования, маркетинга и менеджмента.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

· изучить и раскрыть особенности предпринимательской деятельности, обосновать их теоретические основы, их роль в экономике;

· рассмотреть составные части организации и реализации предпринимательской деятельности издательства: системы планирования, разработки, реализации и оценки эффективности продвижения издательской продукции на потребительский рынок;

· оценить эффективность предпринимательской деятельности «РИПОЛ классик» на новом для него рынке.

Для решения поставленных задач и обеспечения достоверности исследования применен комплекс методов: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, метод статистического анализа.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что система издательского предпринимательства рассматривается целостно и на конкретном примере, а также как составная часть российского частного бизнеса.

При работе над дипломом разработан системный подход к отдельным составляющим издательской деятельности, позволяющий производить объективную оценку эффективности предпринимательской деятельности в области издательского дела.

Структура дипломной работы определена логикой исследования, поставленными целями и задачами.

Во Введении обоснованы актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования, определены его объект и предмет, цели и задачи.

В Первой части представляемого диплома рассмотрены проблемы предпринимательства в книжном деле России на современном этапе. Учитываются особенности, связанные со спецификой продукции - книгой, представляющей собой продукт интеллектуальной деятельности человека.

Во Второй части работы будет рассмотрен опыт предпринимательской деятельности частного издательства «РИПОЛ классик».

В Третьей части даны рекомендации по совершенствованию предпринимательской деятельности «РИПОЛ классик».

В работе использованы сводные экономические показатели из документов отчетно-аналитического характера служебного архива издательства «РИПОЛ классик».

 


Часть 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в книжном деле

 

Русским словом «предприниматель» обычно переводятся два разных английских термина - entrepreneur и businessman. При этом семантика слова entrepreneur[2] наиболее соответствует современному смыслу понятия «предприниматель». Толковый словарь английского языка разъясняет его следующим образом»: «entrepreneur - человек, который организует производственное или коммерческое дело или управляет им, особенно, при наличии риска»[3]. В свою очередь, английский язык заимствовал термин entrepreneur в 18 в. из французского языка[4]. Первоначально он означал “посредник”. Слово businessman обозначает в английском языке «человека занятого производственным или коммерческим бизнесом, обычно владельца или исполнителя»[5].

В течение многих лет советской власти издательское дело как отрасль производственной деятельности управлялось в основном партийными органами: главные издательства и типографии подчинялись непосредственно ЦК коммунистической партии, республиканским и областным (краевым) партийным организациям. Лишь в 1963 году был создан Комитет по печати при Совете Министров СССР. В 1978 году впервые было создано полноценное специализированное ведомство — Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат СССР). Соответствующие ведомства были созданы в союзных республиках (например, Госкомиздат РСФСР). Новая система позволила руководить всей сферой издательского дела более эффективно. В состав Госкомиздата СССР вошли три крупных главка — Главиздат, Главполиграфпром и Главкниготорг (Главное управление книжной торговли), которые соответственно управляли издательствами, полиграфическими предприятиями и распространением книжной продукции. Госкомиздат руководил всеми издательскими процессами — от планирования и координации тематических планов выпуска до снабжения бумагой и другими материалами. На местах, в каждом областном (краевом) и др. территориальных центрах функции управления и организации выполняли административно-территориальные Управления печати. Эта система существовала до 1989 года, когда вместо упраздненного Госкомиздата СССР был создан Госкомитет по печати СССР, затем, после распада СССР в 1991 г., — Министерство печати и массовой информации РФ, в 1994 г. — Комитет по печати РФ, в 1999 г. — Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с территориальными организациями в субъектах РФ — региональными инспекциями, затем —управлениями. Наконец, согласно Указу президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г., взамен упраздненного Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций было создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в состав которого вошло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, принявшее функции упраздненного ведомства. Безусловно, многочисленные реорганизации системы издательского дела нельзя считать положительным явлением. Причина их — в коренном изменении функций управления и организации издательского дела в связи с переходом к рыночной экономике. После того, как вся сфера издательского дела в течение десятилетий была полностью государственной, такой переход, безусловно, оказался и болезненным, и сложным. В новых условиях органы управления издательским делом, отказавшись от участия в планировании, от контроля за тематикой, снабжения материалами и управления реализацией продукции, оставили за собой функции контроля за соблюдением законов Российской Федерации и других нормативных актов в отрасли, созданием отраслевых нормативных документов, регистрации, до недавнего времени — выдачи лицензий и международных стандартных номеров изданий.

Основным учреждением в системе издательского дела является издательство.

 


Глава 1. Сущность предпринимательской деятельности

 

Понимание сущности предпринимательской деятельности основывается на двух источниках[6]:

1.Ретроспективном анализе истории экономической мысли.

2.Научным обобщением предпринимательской практики.

Изучение истории экономической мысли показывает, что в понимании сущности предпринимательской деятельности сформировалось четыре концепции.

Первая концепция. Ключевым компонентом предпринимательства является риск. Предприниматели, реализующие шансы на успех в условиях риска потери вложенных средств из-за различных обстоятельств, получают дополнительную прибыль по сравнению с бизнесменами не готовыми рисковать. Виднейшими представителями этой концепции были Р. Кантильон, И. Тюнен и Ф. Найт[7].

Вторая концепция получила свое обоснование в трудах Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Суть концепции заключается в тезисе Ж.Б. Сэя: предпринимательство подразумевает рациональную комбинацию факторов производства для получения устойчивой прибыли. А. Маршалл связал рациональную комбинацию факторов производства с организационной функцией, особо выделив при этом значение менеджмента[8].

Третье направление развил Й. Шумпетер, который пришел к выводу, что экономическую систему надо рассматривать не в статике, а в динамике, при этом деятельность предпринимателя стала ключевым источником саморазвития экономики. Предприниматель в условиях экономического равновесия выдвигает и реализует инновацию (новый товар или услуга, новое качество товара, новый метод производства, новый канал сбыты, новая организация и т.д.). Если инновация имеет успех, предприниматель получает дополнительную прибыль, соответственно в прибыльную сферу начинается приток инвестиций, но при этом средняя прибыль на вложенный капитал каждого участника падает, но появляется новая инновация и т.д[9].

Инновационный характер предпринимательства достаточно ясно зафиксировал В.И. Даль в своем толковании слова «ПРЕДПРИНИМАТЬ … затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершенью чего-либо значительного …»[10].

Четвертое направление. Его представители П. Друкер, Б. Карлофф и Б. Санто связывают предпринимательство с инновационным менеджментом. П. Друкер обосновал вывод, что в современных условиях конкурентные преимущества достигаются теми фирмами, которые постоянно ориентируются на нововведения и руководителям фирм необходимо стать эффективным предпринимателем. П. Друкер ввел понятие «предпринимательского» управления[11].

Практика современного предпринимательства нашла отражение в классическом анализе М. Портера, посвященном конкуренции[12]. Портер отметил значение предпринимательства как основу конкурентоспособности фирмы.

 

1.1 Определение предпринимательства и его экономического значения

 

Предпринимательская деятельность или предпринимательство это самостоятельная инициативная инновационная экономическая деятельность частных лиц, или ассоциаций частных лиц или государства, связанная с вложением средств и риском их потери, с целью получения прибыли на основе сочетания выгоды с общественной пользой[13].

Основные характеристики предпринимательской деятельности включают:

- Экономическая цель. Максимизация прибыли.

- Самостоятельность. Предприниматель независим в принятии решений в области организации, управления и финансирования своей деятельности.

- Инновационность. Основным источником предпринимательской деятельности является предпринимательская идея, предусматривающая новшество (инновацию) в области товаров и услуг, технологии производства и продаж, управления фирмой и ее капиталом, новых схем движения финансовых ресурсов. Экономическая суть инновации заключается в том, что предприниматель разрабатывает и осуществляет новую комбинацию факторов производства.

- Инициативность. Предприниматель выступает с инициативой по разработке и осуществлению предпринимательской идеи, подбирает партнеров, организует ресурсное обеспечение, выстраивает систему управления.

- Прибыльность. Долгосрочная экономическая цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли. Успешная предпринимательская деятельность должна обеспечивать рост доходов и, соответственно, прирост прибыли. В прибыли заинтересован не только сам предприниматель, но и те, кто инвестировали средства в его деятельность с целью получения прибыли на вложенный капитал..

- Риск. Реализация предпринимательской идеи связана с инвестициями средств (личных или заемных), иногда весьма значительных. При этом предприниматель действует в условиях неопределенности, т.к. невозможно со стопроцентной уверенностью предсказать реакцию рынка и предусмотреть все препятствия, которые могут возникнуть при осуществлении предпринимательской идеи (в том числе, реакцию конкурентов). Поэтому инвестиции средств непременно связаны с риском: вложенные средства могут не дать ожидаемой прибыли или совсем не окупиться. Предприниматель всегда идет на осознанный риск: чем больше ожидаемая прибыль, тем больше риск.

- Общественный интерес. Финансовый успех предпринимательской идеи возможен только в том случае, если предложенный товар или услуга пользуются рыночным спросом. Учесть спрос, выявить и сформировать спрос, стимулировать и активизировать его – важнейшая задача предпринимателя, решение которой позволяет перейти от узкой формулы «спрос определяет предложение» к предпринимательскому видению рынка «предложение определяет спрос».

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть как отдельные лица и их объединения (частное предпринимательство), так и государственные и муниципальные структуры (государственное предпринимательство).

Необходимо отличать предпринимательство от бизнеса, т.е. экономической деятельности с целью получения прибыли на основе личной выгоды. Понятие предпринимательства более узкое, чем понятие бизнеса. Предприниматель всегда является бизнесменом, но далеко не всегда бизнесмен является предпринимателем. Начиная свое дело, бизнесмен выступает как предприниматель, но чаще всего (особенно в малом предприятии), выведя его на стационарный режим, занимается рутинной управленческой деятельностью по удержанию своего бизнеса в этом режиме и пока не наступает критическая ситуация избегает инноваций.

Бизнесмены, реформирующие свой бизнес, осваивающие новые направления и методы, вновь становятся предпринимателями. Сложность такого предпринимательства заключается в необходимости преодоления инертности бизнеса, которая тем больше, чем крупнее фирма.

После перехода на рыночный путь развития предпринимательство стало ведущими факторами экономики нашей страны, выполняя в ней следующие функции[14]:

- Общеэкономическую. Эта важнейшая функция предпринимательства имеет «универсальное, интегральное и системоформирующее значение в построении эффективной структуры российской рыночной экономики».

- Ресурсную. Предпринимательская деятельность обеспечивает использование ресурсов, в первую очередь трудовых. Обеспечение занятости, а следовательно, и платежеспособности населения во многом зависит от предпринимательской активности.

- Организационную. Предприниматель инициирует процесс создания или реформирования фирмы, лично осуществляет стратегическое руководство бизнесом, или его участком, организует процесс производства товаров, оказания услуг, коммерческую деятельность и финансирование.

- Инновационную. Известно, что главным фактором экономического роста является инновация (новаторство). Предпринимательская деятельность начинается с выдвижения инновации в форме предпринимательской идеи, которая изменяет микроэкономическую ситуацию и в случае успешной реализации вызывает приток капиталов.

Предпринимательство – важнейшая составляющая экономики развитых стран, ее основа. В условиях господства рыночных отношений предприниматели становятся основными субъектами экономической деятельности – производства и сбыта товаров и услуг.

Значимость общеэкономических функций предпринимательства для экономики России подтверждается статистикой. В 2005 г. в России насчитывалось 4,8 млн. предприятий (юридических лиц). Из них почти 3,8 млн. предприятий (или 80,5%) находились в частной собственности (принадлежали гражданам и юридическим лицам)[15]. При этом за период с 1996 г. количество всех предприятий выросло на 112%, количество частных – на 169%. В частном секторе экономики было занято в 2005 г. 53,4% всех работающих или 35,7 млн. чел[16]. За десять лет количество всех занятых в экономике сократилось на 0,8%, но количество занятых в частном секторе выросло на 154%. Частное предпринимательство стало одним из основных источников роста экономики России.

В Российской Федерации право на предпринимательскую деятельность гарантируется Конституцией, Конституция также гарантирует право частной собственности и равенство всех форм собственности (частной и государственной). Частная собственность проявляется в единоличной (индивидуальной) и коллективной собственности. Государственная собственность существует в виде федеральной, субъектов федерации и муниципальной. Наличие собственности позволяет ее использовать в предпринимательских целях для получения прибыли, т.е. капитализировать собственность. Капитализация собственности – имущественная и денежная основа предпринимательства. В соответствие с формами собственности согласно Гражданскому кодексу предпринимательская деятельность может осуществляться частными лицами (индивидуальное предпринимательство), объединениями частных лиц (коллективное предпринимательство) и государственными предприятиями (на федеративном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне).

Наличие частной собственности обуславливает формирование рынка, т.к. благодаря обособленности отдельных товаропроизводителей появляется возможность разделения труда и производство по необходимости принимает товарный характер. Весь опыт мировой истории показал, что наибольшего экономического успеха и наиболее высокого уровня жизни добились страны, экономика которых базировалась и базируется на частной собственности и свободе предпринимательства. Попытки ограничить предпринимательство или даже совсем ликвидировать его, возложив обязанность обеспечения экономического роста на государственную бюрократию, привели в конечном итоге к стагнации, отставанию и обнищанию населения. Печальный опыт недавней истории России наглядно показал полную неэффективность всеохватывающей государственной собственности.

 

1.2 Организация предпринимательской деятельности

 

В настоящее время в Российской Федерации предпринимательство реализуются как деятельность фирм (или компаний), находящихся в частной, государственной (или смешанной, частно-государственной) собственности. Фирма это капитализированное владельческое имущество. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает следующие основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Гражданский кодекс требует обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

Большое значение для управления финансовыми ресурсами бизнеса имеют различные формы объединения предпринимательских фирм, в частности холдинги.

Предпринимательство начинается с выдвижения и формулировки предпринимательской идеи. Именно предпринимательская идея содержит инновацию в той или иной сфере деятельности. Предпринимательская идея базируется на знании специфики объекта предпринимательства, его возможностей, должна содержать элемент новизны (инновацию) и вести к увеличению прибыли. Новизна предпринимательской идеи выражается в новой комбинации факторов производства. Главными объектами «комбинаций» т.е. инновационной деятельности предпринимателя являются:

· новые товары и услуги,

· новые технологии производства,

· новые фирмы,

· новые технологии управления,

· новые каналы сбыта,

· новые способы продвижения на рынок,

· новые финансовые схемы.

Внешними источниками формирования новых предпринимательских идей могут быть:

· товарный рынок;

· достижения науки и техники;

· расширение возможностей применения уже произведенного товара;

· потребности совершенствования управления и организации;

· поиск конкурентных преимуществ.

Наконец, имеются и внутренние источники выдвижения предпринимательской идеи, которые определяют систему личных мотиваций самого предпринимателя:

· потребность к финансовой самостоятельности;

· необходимость самоутверждения;

· способность к прогнозированию и расчету;

· способности к лидерству и коммуникабельность;

· наличие специальных знаний в соответствующей предметной области.

Предпринимательская идея – самый главный ресурс и самый большой дефицит. Предпринимательская идея это вызов требованиям времени. Без предпринимательской идеи невозможно начало предпринимательской деятельности, это интеллектуальная системообразующая часть бизнеса.

 


1.3 Малое предпринимательство

 

По масштабам деятельности выделяются малые предприятия, имеющие для книжного бизнеса большое значение. Малые предприниматели обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и требуют узкой специализации (например, изготовление слайдов, предпродажная подготовка, транспортные, юридические, охранные услуги и т.п.). В Западной Европе, США и Японии малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест. Малые и средние фирмы США производят свыше 40% валового национального продукта, в том числе в оптовой торговле – 80% и сфере обслуживания – 81%, на этих фирмах работает половина всех работников занятых в частном секторе.

Главный недостаток малых предприятий (МП) – невозможность достичь экономии, т.е. обеспечить уменьшение себестоимости за счет роста масштаба сбыта и закупок товаров, чувствительность к изменению внешних условий, зависимость от крупных фирм. Крупные фирмы выигрывают именно на экономии от снижении себестоимости. Но достигаемый эффект обусловлен простотой управления и организации МП. Западный опыт показывает, что 80% МП живут менее трех лет после своего создания, причем выживаемость в производстве больше, чем в торговле, т.е. для малого бизнеса характерна большая степень риска. Предпринимателю в малом бизнесе трудно получить кредиты, он не может привлечь квалифицированных работников (в том числе, экономистов), т.к. обычно не располагает для этого достаточным фондом заработной платы. Ошибки малого предпринимателя в его бизнесе имеют гораздо боле серьезные последствия, чем для крупных фирм из-за отсутствия резервов финансовой устойчивости, по ценам на товары аналогичные товарам крупных фирм малый предприниматель обычно не конкурентоспособен. Большинство неудач малого бизнеса связано с менеджерской, экономической или профессиональной некомпетенцией предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 3 федерального закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.»

В соответствие с Законом к субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации относятся:

· Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ)

· Крестьянские (фермерские) хозяйства

· Малые предприятия – юридические лица (МП).

 


Глава 2. Предпринимательство в книжном деле

 

В 1962 г. известный канадский ученый, философ и культуролог, Маршалл Мак-Люэн (1911-1980) шокировал тогдашнюю интеллектуальную элиту своим, ставшим известнейшим, трудом - The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man[17]. В свойственной ему парадоксальной и язвительной манере профессор университета Торонто высказал следующую идею: современные электронные средства сами по себе производят больший эффект, чем передаваемое ими сообщение, культура и коммуникация в тот или иной исторический период зависят от передающей Среды, коммуникативная Среда предопределяет характер культуры. Ему также принадлежит знаменитая идея ‘глобальной деревни’, которая должна возникнуть в результате соединения электронных устройств всего мира.

Рассматривая в ретроспективе историю человеческих коммуникаций, Мак-Люэн обосновал новую культурно-историческую типологию, живописующей впечатляющую картину пожирания одного средства коммуникации другим. Постепенно сменяя друг друга письменность вместо устной речи, типографский станок вместо письменности, создавший конгломерат разобщенных обществ («Галактику Гуттенберга»), и, наконец, электронные средства идущие на смену типографскому станку и создающую совершенно новый мир, «мировую деревню», в которой за короткое время всё становится известно всем. Основанием этой типологии служит господствующее средство коммуникации. Каждая «ампутация» функции тела и передача ее «средству» ведет к реструктурации опыта[18].

Фигура Мак-Люэна как пророка электронной эры стала элементом массово-культурной мифологии и в конце 20 века вновь привлекла к ней внимание в связи с развитием «всемирной паутины». Его метафоры («галактика Гуттенберга», «мировая деревня», «информационное пространство») вошли в повседневный язык; без них не обходятся практически ни одна работа о книге, медиа, всемирной сети Интернет. Максима Мак-Люэна «среда есть послание» определила новое направление науки[19].

Глобализация массовых коммуникаций, предсказанная Мак-Люэном, стала реальностью, но его мрачные прогнозы по поводу будущего книги сбываются пока далеко не полностью. Все же, перефразируя один из самых известных афоризмов Мак-Люэна, можно сказать: «Гуттенберг дал всем возможность стать читателями, ксерокс дал всем возможность стать издателями, Интернет дал всем возможность стать писателями». Книжный бизнес продолжает активно действовать и привлекать инвестиции и в уже наступившую эпоху «мировой деревни – всемирной паутины». Идеи «теоретика и пророка кибер-революции» положили начало целому направлению в современной философии, активно развиваемой во влиятельном американском журнале «Wired», провозгласившем Мак-Люэна своим «основателем и святым»[20].

В настоящее время книжное дело вступило в эпоху, когда прогноз Мак-Люэна о «мировой деревне», в которой становится известно все обо всех, начинает сбываться.

 

2.1 Особенности предпринимательства в книжном деле

 

Книжное дело, организованное для получения прибыли, называется книжным бизнесом.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) в книжном деле представляет собой самостоятельную инициативную инновационную деятельность по производству и распространению книг, связанную с вложением денежных средств и риском их потери на основе сочетания личной выгоды с удовлетворением общественного спроса и с целью получения прибыли[21].Специфика книжного предпринимательства определяется двойственной природой книги. С одной стороны, книга – результат творчества, отражающий общественные, социальные, политические, научные и культурные реалии эпохи. C другой стороны, книга является товаром, т.к. цель ее производства в книжном бизнесе — продажа.

Двойственная природа книги отражается в ее содержании и форме. Содержание книги относится к таким свойствам товара, «… которые обладают самостоятельной формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю»[22]. Поэтому книга остается товаром, пригодным для потребления, пока она сохраняет физическую форму, пригодную для потребления.

Двойственной природе книги соответствует и двойное назначение книжного бизнеса: 1) обеспечение связи между автором интеллектуального произведения и потребителем; 2) обеспечение возмещения затрат и получение прибыли всеми субъектам книжного дела.

Первое назначение определяет следующие общественные и социальные функции:

- информационную и коммуникационную: ознакомление общества с достижениями науки и техники, событиями в политической и культурной жизни;

- образовательную и воспитательную: предоставление средств обучения и воспитания;

- культурного наследия: передача исторического и культурного опыта и традиций прошлого;

- рекреационную: обеспечение проведения отдыха и досуга.

Второе назначение книжного бизнеса — экономическое — реализуется путем инвестиций средств в авторские и издательские оригиналы, полиграфические материалы и услуги, кадры, производство, продвижение и продажу книг, а также оказание информационных и других услуг покупателям.

Предпринимательству в книжном деле органически присуща инновационность. Его специфика состоит в том, что оно не может все время производить и продавать книгу одного и того же наименования. Содержание книг отражает постоянно меняющиеся реалии окружающего мира, поэтому на книжный рынок все время должны поступать новые издания. Новизна, инновационность – характерное свойство предпринимательства в книжном деле, с ним связана постоянная необходимость производства и распространения новинок и повышенный риск.

С другой стороны воспроизводство культурного наследия вовлекает в бизнес-процесс книжного дела огромный массив произведений прошедших эпох. Существует также возвратный рынок – рынок книг прошлых лет изданий, формирующийся из книг, выставляемых на продажу их владельцеами.

Двойственность книжного дела проявляется в том, что его вклад во внутренний валовой продукт страны составляет менее 1%, но оно занимает несопоставимое со своим экономическим потенциалом место в социально-культурной жизни страны.

Книга относится к интеллектуальной продукции, поэтому с книжным бизнесом за потребителя конкурируют другие виды бизнеса, также производящие интеллектуальную продукцию и оказывающие услуги в этой сфере, и тем самым сужающие емкость рынка книжного бизнеса. К конкурирующим бизнесам относятся:

- аудиокнига и другая медиопродукция,

- рынок интернетресурсов,

- радио и телевидение,

- журнально-газетная продукция.

Основные пути вхождения в книжный бизнес:

- приобретение активов (в т.ч. приватизация),

- инвестирование,

- создание независимого субъекта книжного бизнеса.

Одним из важнейших источников предпринимательской идеи в книжном бизнесе является автор. Существует авторский рынок, т.е. рынок предпринимательских идей книжного бизнеса.

Книжный бизнес обладает привлекательностью для предпринимателей и инвесторов на основании следующих присущих ему свойств:

- низкая капиталоемкость,

- устойчивый доход,

- рост рынка в стоимостном выражении в ближайшие 3-4 года[23],

- устойчивость спроса из-за слабого влияния инфляционных процессов,

- мобильность бизнеса по отношению к меняющимся условиям рынка,

- неограниченность входа, отсутствие монополий,

- низкий уровень рисков,

- сравнительно небольшой инвестиционный цикл,

- наличие множества ниш для выбора.

Вместе с тем, как и всякая экономическая деятельность, книжное предпринимательство является рискованной деятельностью. Основные источники рисков:

- недополучение ожидаемой прибыли (инвестиционный риск),

- несоответствие цен среднему ценовому уровню рынка (ценовой риск),

- неплатежи получателей (финансовый риск).

Наиболее часто встречающийся риск связан с рисками инвестиций в издательский проект: всегда существует непредсказуемость реакции потребительского рынка на реализацию проекта практически любого нового издания.

В России в книжном бизнесе допускается как собственность физических и юридических лиц, так и государственная и муниципальная собственность. Вмешательство государства ограничивается регулированием бизнеса через налоговую систему и ставку рефинансирования. Цены устанавливаются бизнесом самостоятельно.

Главными субъектами книжного дела являются издатель, полиграфист, книгораспространитель.

Ключевую роль в книжном бизнесе играет издатель. Издательское предпринимательство является главным инвестором, т.к. вкладывает средства в автора, подготовку оригинал-макета, полиграфические материалы и услуги, в книжную торговлю. Издатель определяет тираж книги, ее физические и художественные характеристики, отпускную цену. Характерная особенность издательства, как производственного книжного предпринимательства: бизнес-процесс разделяется на интеллектуальное производство (отбор, редактирование) и организацию сбыта готовой продукции, сосредоточенные в издательстве, и физическое производство (тиражирование), осуществляемое типографиями в порядке оказания услуг.

Коммерческое (торговое) предпринимательство в книжном деле через оптовые и розничные каналы распространения осуществляет связь с потребительским рынком. Розничное звено коммерческого предпринимательства имеет ключевое значение для формирования финансового потока, компенсирующего затраты и образующего прибыль участников производства и товародвижения книги.

Субъекты книжного дела могут объединяться на основе:

- вертикальной интеграции (фирм образующих «сквозную» технологию бизнес-процесса книжного дела: издательство, полиграфия, оптовая и розничная торговля, пример: издательство ЭКСМО);

- горизонтальной интеграции (объединение в один бизнес нескольких однопрофильных фирм, например, издательств, магазинов - пример: ТОП-книга).

Возможна также смешанная интеграция (пример: группа АСТ).

Книжный бизнес может также входить в качестве самостоятельного бизнеса в объединение фирм типа холдинга или конгломерата, инвестирующего средства в самые различные сферы бизнеса (пример: группа А.Л. Мамута).

Количество частных фирм в книжном деле оценить сложно из-за отсутствия статистики. Основной организационно-правовой формой книжного бизнеса является Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Выбор этой формы связан с преобладанием в книжном бизнесе малых предприятий, для которых эта форма наиболее подходит по следующим причинам:

· Возможность мобилизации сравнительно небольших индивидуальных капиталов.

· Ограниченная ответственность по финансовым обязательствам.

· Возможность выделения единоличного руководителя, который чаще всего и является основным вкладчиком.

· Отсутствие необходимости в публичной отчетности, законодательно требуемой от акционерных обществ.

В книжном бизнесе частный капитал может принимать и другие организационно-правовые формы. В настоящее время, как показывает Таблица 2.1, частный капитал занимает лидирующие позиции в книжном деле.

 


Таблица 2.1.

Выпуск книг частными издательствами России в %% в 1991-2003 гг.[24]

Год выпуска Названий Тираж % %
1991 1993 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 8,0 21,2 28,0 52,9 43,0 68,1 46,0 78,8 46,0 80,5 47,5 78,5 54,0 81,9 62,3 84,8 66,0 87,4 67.2 89.6 68.2 91.3

 

В 2002 г. лицензии на издательскую деятельность имели около 17 тыс. юридических и физических лиц. По данным Российской книжной палаты в 2004 г. в стране действовало 5 388 издательств, которые в соответствие с Федеральным законом об обязательном экземпляре документа представили свои издания в Российскую книжную палату[25].

К началу 2000-х гг. в Российской федерации насчитывалось около 3 тыс. полиграфических предприятий. 40% из них, главным образом самые крупные, оставались в собственности государства. На производство книг уходило 19% потребляемой в стране бумаги[26].

В связи с многообразием каналов распространения (оптовая торговля, магазиы, супермаркеты, киоски, книга-почтой, интернет-продажи, книжные клубы, библиотеки и т.д.) статистические данные о книжной торговли отсутствуют. С уверенностью можно сказать, что в этом виде российского книжного бизнеса господствует частный сектор.

Как и в любом бизнесе, предприниматель книжного дела, потребляя ресурсы, принадлежащие обществу, несет перед обществом социальную ответственность: его деятельность не должна противоречить интересам общества и должна быть направлена на устойчивое удовлетворение его интересов в книжной продукции на основе эффективного использования ресурсов. Книжный бизнес должен поддерживать социальную политику государства. Для книжного бизнеса, результаты деятельности которого в той или иной форме оказывают влияние на разум людей и его развитие, принцип социальной ответственности особенно актуален.

 

2.2 Книжный рынок

 

В современной экономической науке под рынком понимаются экономические отношения возникающие при обмене товаров и услуг[27]. Основные элементы рынка: предложение, спрос, цена, совокупности формирующие конъюнктуру рынка.

Экономическая теория рассматривает несколько типов рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и ряд других[28].

Книжный рынок относится к рынкам монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции самый распространенный тип рыночной структуры[29]. Для него характерно наличие множества фирм и большая дифференцированность внутри товаров одной группы (например, книги, одежда, ткани, розничная торговля, парикмахерские услуги и т.п.). Дифференцированность товаров внутри группы предоставляет каждой фирме возможность предлагать на рынке уникальный товар в группе товаров. Вход и выход на такой рынок неограничены.

В долгосрочном периоде прибыль фирм, выступающих на рынке монополистической конкуренции, стремится к нулю, т.к. фирмы не могут независимо от конкурентов устанавливать цену на свою продукцию (если она, конечно, не уникальна, но уникальность в большинстве случаев возможна только в краткосрочном периоде). Поэтому в этом случае конкурентоспособность фирм обеспечивается комплексом неценовых факторов: рекламой, системой маркетинга, каналами распространения, культурой обслуживания, информационным обеспечением потребителей, сервисом.

В отдельных случаях для книжного рынка возможна монополия, например, единственный книжный магазин в городе. Издательская фирма может стать монополистом на авторское произведение путем покупки эксклюзивных прав на его издание. Покупка прав на издание обеспечивает издательству эксклюзивное право на пользование интеллектуальной собственностью – правовой основы предпринимательской деятельности в книжном деле. Однако, монопольная прибыль, как известно, привлекает других предпринимателей. Издательство может монополизировать отдельные авторские произведения, получив на них эксклюзивные права по условиям договора с авторами, но издательство не может монополизировать тематику. Успешное произведение на книжном рынке часто порождает целые «клоны» аналогов, которые умело дублируют сюжетные коллизии, образы главных героев, формат. Достаточно вспомнить многочисленные клоны Гарри Поттера и Кода да Винчи. Точно также успех единственного книжного магазина обязательно привлечет в книжную торговлю города другие фирмы.

Книжный рынок характеризуется следующими особенностями:

¨ постоянным обновлением книжного ассортимента;

¨ широким ассортиментом по сравнению с ассортиментом других сегментов товарного рынка;

¨ в производство книг включаются не только новые произведения, но и произведения созданные задолго до появления печатного станка;

¨ на розничный книжный рынок поступают книги прошлых лет изданий (вторичный рынок, букинистический рынок).

Для книжного рынка России характерны:

- моноцентричность: большинство книг издается в Москве и Санкт-Петербурге;

- региональные различия, отражающие степень доступности региона для поставки;

- дифференцированность регионов по платежному спросу населения;

- сезонность спроса;

- ограниченная доля государственного сектора (около 15%);

- косвенное государственное регулирование через систему налогообложения, кредитных ставок, арендной платы, стоимости энергоносителей;

- преобладание муниципальной собственности на здания и сооружения, что ограничивает по сравнению с развитыми странами возможности размещения офисов, магазинов, складов;

- наличие большого количества рыночных сегментов ограниченной емкости, ориентированных на читательские потребности малых языковых групп и религий, интересов.

Розничный книжный рынок сегментирован по видам литературы и по целевому назначению книги. Наибольшую долю выпускаемых книг составляют художественная литература и учебники для школ, пользующиеся большим спросом и выпускающиеся относительно большими тиражами. Наименьшую долю по тиражам (но не по названиям) составляет малотиражная литература, выпускаемая издательствами университетов, учебных организаций и научных институтов, государственными организациями и ведомствами. Она практически не имеет выхода на потребительский рынок.

В 2006 г. по оценке ряда экспертов объем предложения книг составил примерно $2 млрд[30]. Производство книг в Российской Федерации в 1990-2007 гг. характеризуется следующими цифрами[31] (Таблица 2.2.).

 

Таблица 2.2.

Производство книг в России в 1990-2007 гг.

Год Количество наименований Тираж тыс.экз. Листаж тыс. листов-оттисков Средняя тиражность одного наим., тыс. экз. Средний листаж одного экз., листов-оттисков
1990 47 733 421 496 6 427 437 8,8 15,2
1991 34 050 1 629 960 21 071 198 47,9 12,9
1992 28 716 1 312 964 19 658 156 45,7 15,0
1993 29 017 949 861 17 466 922 32,7 18,4
1994 30 390 594 323 10 335 697 19,6 17,4
1995 33 623 475 040 7 163 587 14,1 15,1
1996 36 237 421 387 6 220 614 11,6 14,8
1997 45 026 435 973 6 822 483 9,7 15,6
1998 46 156 407 576 6 276 187 8,8 15,4
1999 47 733 421 496 6 427 436 8,8 15,2
2000 59 543 471 192 6 906 082 7,9 14,7
2001 70 332 542 336 7 661 353 7,7 14,1
2002 69 749 591 338 8 785 382 8,5 14,9
2003 80 971 702 307 10 240 828 8,7 14,6
2004 89 066 685 881 9 610 590 7,7 14,0
2005 95 498 669 402 8 811 525 7,0 13,2
2006 102 268 633 524   6,2  

 

Динамика выпуска представлена на графиках ниже.


Рисунок 2.1. Выпуск книг в РФ в 1990-2005 гг.

Рисунок 2.2. Динамика совокупного тиража

 

Рисунок 2.3. Динамика среднего листажа одного выпущенного экземпляра

 

В таблице 2.3 приведен рейтинг первых двадцати издательств, выпустивших в 2007 г. наибольшее количество книг и брошюр.


Таблица 2.3.

Рейтинг издательств

 Издательство Кол-во назв. книг и брошюр Общий тираж, тыс. экз.
АСТ 7681 55125.1
Эксмо 6553 70712.8
Дрофа 1414 27157.4
Эгмонт Россия Лтд 1084 17421.3
Просвещение 1068 45136.6
Феникс 932 4071.3
ОЛМА Медиа Групп 922 9451.7
ИЦ Академия 906 2492.6
Рипол-классик 766 8646.9
Азбука-классика 646 5248.0
Питер 632 3986.0
Центрполиграф 611 5380.9
Росмэн 600 8606.6
Мир книги 599 10230.4
Стандартинформ 579 187.7
Фламинго 561 27249.0
Экзамен ХХI 556 7285.5
Стрекоза-Пресс 526 5585.0
Саратовский государственный технический университет 517 77.1
Айрис-Пресс 512 3563.5

2.3 Развитие частного книгоиздания в России после 1990 г.

 

Формирование негосударственного сектора в книжном деле началось в 1987 г. с принятием Закона СССР «О кооперации». В марте 1987 г. организовались первые кооперативные издательства «Весть» и «Столица». Для обхода еще действовавших запретов активно создавались издательства в виде совместных предприятий с участием иностранных фирм (например, «Текст», «Бурда Моден», «Терра» в 1988 г.). В этом же году возникли кооперативные издательства «Слово», «Гнозис» и ряд других. Издательским делом и книжной торговлей занялись непрофильные организации, государственные издательства «обросли» множеством кооперативов. Другой путь формирования предпринимательского сектора в книжном деле – аренда государственного предприятия с правом выкупа – для книжного дела был закрыт.

После отмены цензурных ограничений книжный голод советского периода и дешевизна полиграфических материалов и полиграфических услуг привели к резкому подъему книгопроизводства, массовым тиражом печатались ранее запрещенные книги, основу успеха составляли «репринты» и переводы зарубежных бестселлеров. Финансовый успех частных издателей и книготорговцев обеспечивался свободным ценообразованием, в то время как государственные издательства были обязаны руководствоваться прейскурантом №116 и установленной нормой прибыли, излишек которой перечислялся в бюджет. В 1990 г. образованы частные издательства «Ладомир», «Голос», «Крон-Пресс» и др., но в отрасли продолжал господствовать государственный сектор, обеспечивавший 83% выпускаемых изданий. Количество частных издательств было гораздо больше, чем государственных, но их подавляющая часть печатала не более 1—2 изданий в год, качество большинства частных изданий было крайне низким.

В 1990 г. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» снял все препятствия для развития предпринимательства в книжном деле. В 1991 г. свободные цены были разрешены государственным издательствам, в том же году книжная торговля получила право применять свободную торговую наценку. Начался рост розничных цен на книги, падение тиражей и названий, что было вызвано также скачкообразным ростом цен на бумагу и другие полиграфические материалы и ростом цен на полиграфические работы, было выдано 1897 лицензий на право ведения издательской деятельности.

Российское книжное дело стало приобретать независимость от союзных органов с принятием в апреле 1991 г. Постановления Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» и «Временного положения об издательской деятельности в РСФСР», сделавших равноправными все формы собственности в книжном деле. За вторую половину 1991 г. в России были зарегистрированы фирмы «Центрополиграф», «Рипол», «Дрофа», «Олма-Пресс», «ЭКСМО» и др.

Общеэкономический кризис 1992—1993 гг., являвшийся продолжением системного кризиса, начавшегося еще в начале 80-х годов XX в., привел к инфляции, резкому падению реальных доходов населения, спаду производства и галопирующему росту цен на продукцию производственного и потребительского назначения. Правительство новой России вынуждено было пойти на отмену государственного регулирования цен на большинство товаров и ускоренную приватизацию. Начался резкий спад книгопроизводства: в 1991 по сравнению с предыдущим годом количество наименований сократилось на 17%, в 1992 сократилось еще на 16% или на 30% за 2 года. Особенно тяжелое последствие для книжного дела повлекло упразднение государственной оптовой книжной торговли, лишившей производителей книг главного канала распространения. Последствия этого книжный бизнес России ощущает до сих пор.

В 1992 г. началась приватизация книжной торговли. К июню 1992 г. в самой крупной государственной системе региональной книжной торговли «Москнига», включавшей более 220 магазинов, библиотечные коллекторы и книжные базы, осталось всего 40 магазинов, в июне 1992 г. Правительство Москвы ликвидировало «Москнигу», объявив большинство не успевших приватизироваться магазинов муниципальной собственностью. В результате приватизации в 1992 г. на книжном рынке Москвы появились такие известные частные книготорговые фирмы как «Библио-Глобус», «Москва», «Молодая Гвардия».

Приватизация книжной торговли привела к значительному сокращению количества книжных магазинов. Стремительное падение доходов населения, отсутствие оптового звена, невозможность применения системы номинальных розничных цен, указывавшихся в выходных данных издания, резко сузило круг потребителей книг, торговля не могла оплачивать поставки, неплатежи в свою очередь вели к спаду издательского производства.

Наиболее тяжело кризис сказался на государственных издательствах, лишенных оборотных средств и не готовых к деятельности в рыночных условиях. Несмотря на активную поддержку со стороны государства большинство таких издательств не смогло преодолеть кризис. Частные издательства также понесли потери, но не такие катастрофические, как государственные: в 1992 г. их доля возросла до 21% в наименованиях и до 45% в тиражах. Более того, в 1992 г. на книжном рынке появились такие ныне известные издательства как «АСТ», «Вагриус», «Росмэн», «Вече», «Панорама». При этом «АСТ», «ЭКСМО» и многие другие вначале сосредотачивались на книжной торговле. Приватизация государственных издательств привела к появлению таких акционерных обществ как «Физкультура и спорт», «Новости», «Музыка». В 1993 г. начался рост выпуска, в 1997 г. был превышен уровень выпуска 1990 г. и продолжался дальнейший рост.

Выходу книжного предпринимательства из кризиса способствовали отсутствие конкуренции со стороны зарубежных фирм (характерно для большинства товаров тогдашнего потребительского рынка) и помощь со стороны государства: введение налоговых льгот для книжного дела, принятие целевой государственной программы книгоиздания, но в целом государственная политика в области книжного дела не была последовательной.

В 1998 г., несмотря на кризис, тенденция роста выпуска частными издательствами книг по названиям продолжилась. В то же время в 1999 г. их доля в суммарном тираже несколько уменьшилась, что, прежде всего, связано с увеличением производства учебников для школ государственным издательством “Просвещение”. Но в 2000 г. темп прироста выпуска тиража частными издательствами снова возрос и в 2001—2002 годах их вклад в книгоиздание страны стал определяющим. В 2001 г. количество книг, изданных в России, по наименованиям превысило соответствующую максимальную цифру советского периода и достигло почти 71 тыс. наименований при суммарном тираже более 542 млн. экземпляров. В 2002 г. после отмены льгот по НДС рост бизнеса остановился, но введение льготных ставок НДС позволило завершить год с падением выпуска всего на 1%.

2003 г. отмечен бурным ростом на 16%, но в в 2004 и 2005 гг. темпы роста снижались, прогноз на 2006 г. – снижение на 1-2%. Наблюдается также систематическое снижение тиражности одного наименования: если в 1991 г. тиражность одного наименования составляла 47,9 тыс. экземпляров, то в 2005 г. она упала до 7 тыс. экз. на одно наименование. Имеет место тенденция характерная в последнее десятилетие для всего мирового книгоиздания и получившая название «инфляции наименований» и связанная с углублением сегментации потребительского рынка на основе дифференциации индивидуальных потребностей (т.н. «пятая» стадия маркетинга).

Объем книжного рынка России в стоимостном выражении начиная с 1998 г. непрерывно растет, в ближайшие годы прогнозируется рост рынка в стоимостном выражении до $3 млрд.[32] Рост в последние годы обеспечен ростом средних цен на один экземпляр и вызван не только инфляционными явлениями, но и повышением качества изданий, снижением тиражей и увеличением в издательских планов дорогостоящих изданий. Тем не менее средняя цена на книгу в России остается одной из самых низких в Европе и составляет в настоящее время около $2.5[33].

Среди современных тенденций книжного бизнеса наиболее заметна тенденция к появлению объединений фирм, которые предоставляют его участникам новые финансовые возможности. Примерами интеграции нескольких издательств, полиграфии и книжной торговли (оптовой и розничной) могут служить издательская группа АСТ и издательство ЭКСМО. Крупные оптовые книготорговые структуры имеются в группах «ОЛМА», «РИПОЛ», «Центрполиграф», а также во многих крупных издательских группах. На оптовом рынке успешно работает «ТОП-книга». Вызывает интерес создание вертикальной структуры известным финансистом А.Л. Мамутом, объединившим под одним финансовым контролем издательства «Колибри», «Иностранка», «Махаон», книготорговую сеть «Букберри», крупный Интернет-портал, в плане создание собственного полиграфического предприятия.

Такие каналы распространения как интернет, книга-почтой, книжные клубы и др. расширяют круг потребителей. В книжной торговле магазинная форма остается для предпринимателей ведущей, но она базируется на современных информационных технологиях, использовании логистических методов в управлении материальными потоками. Успех предпринимателя все больше зависит от его маркетинговой стратегии, умения найти и использовать свои конкурентные преимущества. На повестку дня выходит вопрос о ценообразовании в книжном деле, которое по примеру развитых стран может стать предметом картельных соглашений между полиграфическими, издательскими и книготорговыми фирмами. Очень важен вопрос о едином формате взаимодействия партнеров книжного бизнеса. Большим препятствием для дальнейшего развития книжного бизнеса остается слабая мощность книгопроводящей сети. После развала советской системы оптового книгораспространения «книжный голод» советской эпохи (неудовлетворенный спрос при больших остатках в сети неликвидной политической литературы) сменился состоянием близким к насыщению рынка в мегаполисах России и неудовлетворенным спросом на книги во многих регионах. При этом во многих регионах Европейской России имеется неплатежеспособный спрос («регионы датируемые бюджета государства), то во многих регионах за Уралом («бюджетообразующие» регионы) спрос неудовлетворяется из-за высоких транспортных тарифов.










Дата: 2019-07-31, просмотров: 207.