ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Что такое стереотипы?

2.1.1. Понятие и сущность стереотипа

Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представи­телями других народов и культур, люди обычно имеют естествен­ную склонность воспринимать их поведение с позиций своей куль­туры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка, сим­волики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко по­рождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презре­ние, враждебность. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные чер­ты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зави­симости от этих характерных признаков и качеств данные предста­вители подразделяются на различные группы (категории). Так по­степенно складываются этнокультурные стереотипы, представля­ющие собой обобщенные представления о типичных чертах, харак­терных для какого-либо народа или его культуры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повто­рение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моде­ли мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседнев­ного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Посто­янно меняющийся мир просто перегружает человека новой инфор­мацией и психологически вынуждает его классифицировать эту ин­формацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и по­лучили название стереотипов. В этих случаях познавательный про­цесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потре­бовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превра­тил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и оши­бок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окру­жающий мир.

Стереотипы являются определенными убеж­дениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социаль­ной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщен­ие и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и пове­дении человека.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истин­ность или ложность стереотипов, все они являются неотъемле­мым элементом любой культуры и уже самим фактом своего су­ществования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

2.1.2. Откуда берутся стереотипы?

Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения. Усвоение человеком стереотипов происходит различными в процессе социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главным образом приобретаются в про­цессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности формирова­ния стереотипов средствами массовой информации не ограниче­ны как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами.

■ Для многих людей средства массовой информации являются авторитетным мнением, которое не переоценивается критичес­ки. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает дос­таточными знаниями для формирования собственного мнения или установки.

■ Большое значение имеет статус источника информации. На­пример, совершенно очевиден результат информационного воз­действия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета источника информации.

Феномен авторитета средств массовой информации заключа­йся также и в способности снять ответственность за принятое решение.

2.1.3. Функции стереотипов

Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и пси­хологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: цело­стностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов:

■ передача относительно достоверной информации;

■ ориентирующая функция;

■ влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой информациии формируется относительно четкая модель этой культуры. это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и дается характеристика ее представителей по определенным признакам.

Ориентирующая функция. Таким образом, стереотипы помо­гают распределить социальное окружение на обозримые и по­нятные группы и тем самым позволяют упростить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы явля­ются своего рода защитным механизмом, служащим для сохране­ния позитивной идентичности собственной культурной группы. Этнические стереотипы — пред­ставления о членах одних этнических групп с точки зрения дру­гих. Поэтому стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке сте­реотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт ин­терпретируется как исключение, а существующий стереотип про­должает рассматриваться как норма.

2.2. Значение стереотипов для МКК

Стереотипы позволяют строить предположения 0 Причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными Ортами и качествами, и на этой основе можно прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще, таки в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает лю­дям понимать ситуацию й действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип может не только быть пре­пятствием в коммуникации, но и приносить определенную пользу в следующих случаях:

■ если его сознательно придерживаются. Индивид должен по­нимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свой­ственные отдельно взятому индивиду из данной группы;

■ если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективны* качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку к# хороших или плохих;

■ если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

■ если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря­мой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверным знанием обо всех индиви­дах данной группы;

■ если стереотип модифицирован, то есть основан на даль­нейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации.

■ За стереотипами не удается выявить индивидуальные осо­бенности людей. Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применя­ется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуаль­ные вариации.

■ Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибоч­ные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

■ Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Со­храняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой груп­пы, стереотипы при этом искажают действительность и дают не­точные представления о людях, с которыми происходят межкультурные контакты.

2.3. Что такое предрассудки?

2.3.1. Понятие и сущность предрассудка

предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам, связан­ным с их деятельностью, поведением и социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей.

Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Воз­никая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказыва­ет тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

Сследует различать стереотип и предрассудок. Стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы. Отсутствуют ярко выраженные эмоцио­нальные оценки. Поэтому стереотипы содержат в себе возмож­ность позитивных суждений о стереотипизированной группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой от­рицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных негативных качеств. Для предрассудков характерно без­думное негативное отношение ко всем членам группы или боль­шей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, вызывающими отрицательное от­мщение у других людей.

Предрассудки являются элементами куль­туры, поскольку порождены общественными, а не биологически­ми причинами. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в по­коление и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.

2.3.2. Механизм формирования предрассудков

Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Психологическое перемещение используется людь­ми или бессознательно, в качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только инди­видуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллек­тивных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий ника­кого отношения к причинам этих эмоций.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям… Самым распространенным видом предрассудков все-таки являются этнические. Одна из причин — попытка представителей доминирующей этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создается состояние на­пряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причи­ны трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической груп­пе, раздражение направляется против этой группы.

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет потребностью людей определить свое положение в отно­шении других. При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими. (Г. Тэджфела)

Предрассудки усваиваются им в процессе социализации и крис­таллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценнос­тей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся предрассудков.

2.3.3. Типы предрассудков

Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, заражен­ных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискримина­ции. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную уг­розу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих пред­рассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство воз­никает готовность к утверждению личностной полноценности че­рез межэтнические и межкультурныё конфликты.

Последствия возникают в результате влияния какого-то одно­го предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит соответствующий предрассудок. Типы предрассудков:

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото­рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой груп­пы по тем или иным признакам являются хуже, чем представите­ли собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии не­гативных чувств в отношении членов чужой группы, которые вос­принимаются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм социального преимущества представителям этнических или социокультурных групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки этого типа предполага­ет наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразуме­вает отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудоб­ства при общении с чужаками и поэтому предпочитают взаимодей­ствовать с людьми собственной группы, так как такое взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Предрассудки с трудом поддают­ся изменению, и если они однажды были приняты, то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении отлича­ются этнические предрассудки. Предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для пони­мания, модифицировать и описать.

Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противо­речит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены че­ловеком, то они проявляются в течение длительного времени.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.