В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной песни.
Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом. У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.
Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при пряже, тканье и т.д1. Часто эти песни сопровождались мимическими телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.
Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями. Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для этой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцы поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.
Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, а песни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов они имели религиозное значение.
Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные формы первобытного народного творчества.
В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных песен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних греков”2.
III . Поэмы Гомера.
Сказание о Троянской войне.
Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне.
В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои.
Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,- мотива, который часто встречается в сказках.
Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях Троянская война.
Общий характер поэм.
В.Г.Белинский в V статье о Пушкине дал исключительно тонкую характеристику поэзии Гомера: “Читая Гомера, вы видите возможную полноту художественного совершенства. Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди героев; вы очарованы этой благородною простотою, этой изящною патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице своем целое человечество”1. В.Г.Белинский показал удивительное богатство и разнообразие содержания поэм Гомера.
Содержание каждой поэмы сосредоточено не только вокруг одного героя, но и вокруг одного действия. “Илиада” есть поэма о гневе Ахилла, и все внимание поэта сосредоточено на этом.
С гневом Ахилла связаны все остальные события. Однако для ясности изложения автор делает иногда отступления. Таковы, например, перечисление сил ахейцев и троянцев (II, 484-877), характеристика главных героев ахейского войска, которая вложена в уста Елена (III, 171-244). Некоторые эпизоды как будто не имеют органической связи с основной нитью рассказа.
Содержание “Одиссеи” также отличается цельностью. Основная тема ее - возвращение на родину хитроумного и многострадального героя. Все действие приурочено к последним сорока дням его странствий, а полное представление обо всех испытанных им раньше страданиях дается в виде рассказа самого Одиссея на пиру у царя Алкиноя (IX-XII). Этот художественный прием свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического мастерства. Обособленной является начальная часть поэмы (I-IV), в которой только постоянно упоминается имя Одиссея, а главным действующим лицом оказывается его сын Телемах. Совершенство плана и целостность поэмы нарушаются в V песни, где рассказ о собрании богов в общем повторяет начальную сцену первой песни. В остальном содержании поэмы выделяются две части: 1) отплытие Одиссея с острова с острова нимфы Калипсо, прибытие к феакийцам и пребывание у них (V-XII), 2) возвращение на остров Итаку и месть женихам (XII-XXIII). Как бы дополнением выступает XXIV песнь, рассказывающая о свидании Одиссея с отцом и восстании родичей убитых женихов.
Таким образом, рассмотрение обеих поэм приводит к двойственному заключению. Некоторые эпизоды уводят в сторону от основной нити рассказа. Это обстоятельство вызывает различные соображения о происхождении поэм - принадлежат ли они единому творцу или были внесены в поэму разными авторами в различные времена?
Обе поэмы в ярких реалистических чертах воспроизводят явления действительной жизни и быт греческих племен. В “Илиаде” отразился по преимуществу быт военного времени, в “Одиссее” даны картины мирной жизни.
Война - основная стихия героев “Илиады”, причем битва изображается чаще не в виде столкновения народных масс, а как выступление отдельных героев. Такие герои легко побивают целы толпы простых воинов. В “Илиаде” поэт редко отвлекается от военных сцен и военных советов к картинам мирного быта.
“Одиссея”, наоборот, переносит нас преимущественно в обстановку мирного повседневного быта, хотя и эта мирная жизнь нередко прерывается кровавыми событиями. И тут весьма часто мы находим описание пиров. Но при этом “Одиссея” дает и много подробностей хозяйственной жизни, как, например, описание сада Алкинол (VII, 112-132), свиных хлевов Эвмея.
Мастерство поэта с особенной силой выступает в отдельных сценах, из которых слагается весь рассказ. Некоторые сцены с давних пор уже расцениваются как имеющие мировое значение по художественной силе.
Во всех этих сценах и во всех подробностях описаний, не смотря на идеализацию далекого прошлого, которое хочет нам показать поэт, выступает правда жизни его времени. А на фоне их, как обобщение воспроизводимой жизни, выступают со своими типичными чертами люди той эпохи - ее герои.
Главные образы поэм.
Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.
Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя.
Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.
Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца.
Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.
“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”.
В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.
Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами.
Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).
Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.
В “Одиссее” живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери (XVIII, 227-232). В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами. В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши - “эфеба”.
В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и Пенелопы.
Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, “убит себя своей доблестью”. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает. Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении (XXIV, 723-745). Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена.
Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в “Одиссее”. В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.
Противоположностью Пенелопе является в “Илиаде” Елена. Однако преступление ее уже в прошлом; опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом (III, 173-176). Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека (III, 390-420).
Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи “детства человеческого общества”. Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой.
Значение поэм Гомера.
Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа - “книгою откровения”, по выражению В.Г.Белинского1. Они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком. Для государства считалось за честь называться родиной Гомера. Гомер был любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 169.