Они представлены большей частью в гладьевой подгруппе, по назначению преимущественно сорочечные, но бывают платьевые и платьево-костюмные. Вырабатывают из смешанной лавсановискозной, лавсанохлопковой пряжи однониточной 14,9-37 текс, двухниточной 10 текс x 2-31,2 текс x 2 по основе и утку или двухниточной по основе и однониточной по утку. Содержание лавсановых волокон в смешанной пряже составляет 67%. Эти ткани в отличие от чистовискозных тканей малосминаемые, малоусадочные, износостойкие. Вырабатывают их преимущественно главными, а также мелкоузорчатыми переплетениями; гладкокрашеными, пестроткаными, меланжевыми, набивными. Ширина 80-100 см, поверхностная плотность 112-273 г/м2.
2. Разновидности шелковых тканей
АТЛАС (ар.) — плотная шелковая или полушерстяная мягкая ткань, лицевая сторона которой имеют гладкую блестящую поверхность, создаваемую особым переплетением нитей. Идет на изготовление нарядной женской одежды, верха ватных одеял и др. Атлас известен со времен средневековья.
БАРХАТ — шелковая или полушерстяная ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Предположительно, родина его — Италия; в 1247 г. в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса огромной популярностью пользовался узорный бархат, особенно рисунок граната с большим раппортом, темно-красного или золотого цвета, подчас с золотыми петлями. Рисунок для бархата часто создавался известными художниками. В эпоху барокко появляется многоцветный бархат. В 17 в. на смену шелковому бархату приходит шерстяной, изготовление которого обходилось дешевле, а позднее — и хлопчатобумажный. Бархат используется для изготовления женских платьев, отделки одежды, для декоративных целей.
Бархат золотой — в старину — паволок, шитый золотыми нитками.
Бархат рытый — в старину — паволок с тисненым рисунком.
БРОКАТЕЛЬ (фр.) — легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Была модна в конце 17 в., из нее шили летние платья.
БУРСА — на Руси шелковый персидский паволок.
ГАЗ (фр.) — самая легкая, тонкая, прозрачная шелковая ткань.
ГЛАЗЕТ (фр.) — парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами.
ГРО (фр.) — в старину название шелковых, самых плотных тканей.
ДАМА (фр.) — плотная шелковая ткань с вытканным узором.
ДАМАСК — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Шелковый дамаск используется в основном в декоративных целях. В 18 в. эта ткань часто имитирует кружево. Названа по городу Дамаск в Сирии, где ее изготавливали.
ДАМАССЕ (фр.) — мягкая шелковая блестящая ткань с крупными узорами, камчатное полотно. Сейчас применяются как подкладка на женское пальто, для декоративных целей.
ДИАСПЕР — шелковая материя с тонкой золотой ниткой полотняного переплетения. Была популярна в средние века.
ЖАККАРД (фр.) — сложный многоцветный узор на ткани, получаемый с помощью специальной технологии, когда рисунок не набивается, а вплетается. Назван по имени французского изобретателя Ж.М. Жаккара (1752-1834).
КАМКА — в 15 в. на Руси шелковый узорный паволок с одноцветным рисунком; шелковая китайская ткань с разводами.
КАНАУС (перс.) — шелковая ткань полотняного переплетения, из сырца или полусырца.
КАНЧА — в старину на Руси китайская шелковая ткань.
КЛЕКЕ (фр.) — шерстяная или шелковая ткань, изнаночная сторона которой выглядит гладкой, а лицевая словно покрыта пузырями. Клоке используется для шитья различной одежды. Кроме того, этим термином стали обозначать эффект вздутости, пузырчатости в одежде.
КРЕП (фр.) — общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью: крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей. В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев и т. п. Кроме того, крепом называется траурная повязка из этой ткани.
МУСЛИН (фр.) — мягкая тонкая ткань — хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая или синтетическая. Родиной ее является Индия. В Европе была особенно модной в эпоху ампира.
ОРГАНДИ (фр.) — легкая прозрачная ткань мелкоузорчатого переплетения типа маркизета из тонкого вискозного шелка. Используется для шитья блузок, нарядных детских платьев и отделок.
ОРГАНЗА — шелковая или капроновая прозрачная ткань.
ПАВОЛОК — в 10-17 вв. все дорогие привозные ткани на Руси.
ПАРЧА (перс.) — фасонная сложноузорчатая шелковая декоративная ткань. В старину узор формировался из золотых и серебряных нитей на шелковой основе, в настоящее время — из нитей или мишуры на полотне из шелковых или хлопчатобумажных нитей. Используется для шитья парадных платьев, национальных и театральных костюмов, отделок и т. п.
ПУДЕСУА (фр.) — шелковый материал.
ТАФТА (фр.< перс.) — гладкая плотная тонкая глянцевитая тонкая ткань полотняного переплетения из хлопчатобумажной пряжи или искусственного шелка. В старину так называли тонкую шелковую ткань. Используется для шитья платьев и мужских рубашек.
ФАЙ (фр.) — плотная ткань повышенной эластичности, с мелкими поперечными рубчиками, образуемыми за счет разницы в толщине нитей. Шелковый фай — файдешин или фай-креп. Используется, главным образом, для шитья нарядных платьев.
ФЛЕР (нем.) — тонкая прозрачная, обычно шелковая ткань.
ФУЛЯР (фр.) — легкая, очень мягкая шелковая ткань полотняного переплетения из натурального шелка типа тонкого полотна. Недостаточно прочная ткань, используется для занавесей и как отделочный материал. В старину так называли шейный или носовой платок из этой ткани.
ЧЕСУЧА (кит.) — плотная шелковая ткань полотняного переплетения, имеющая желтовато-песочный цвет, вырабатывается из неравномерных по толщине нитей натурального шелка особого сорта — туссора. Идет на шитье мужских и женских летних костюмов, мужских вечерних рубашек.
ШАНЖАН (фр.) — ткань из натурального или искусственного шелка с двухцветным переливчатым эффектом.
ШЕРМЕЗ (фр.) — плотное шелковое сукно.
Ткани из синтетического шелка вырабатываются главными, мелкоузорчатыми, жаккардовыми переплетениями с применением текстурированных, фасонных и мононитей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.