Анализ вредных и опасных факторов, возникающих при эксплуатации дизель-генератора мощностью 4800 кВт
При эксплуатации дизель-генераторов возникают опасные и вредные факторы, в результате действия которых нарушается экологическая обстановка.
К таким факторам относятся:
· вибрация;
· шум;
· пожарная опасность;
· выброс токсичных веществ, наличие ядовитых жидкостей.
Воздействие вибрации
Вибрация - вредный и опасный фактор. Вибрация возникает вследствие возвратно-поступательного и вращательного движения неуравновешенных масс двигателя, крутильных колебаний, неточности изготовления деталей, неравномерности крутящего момента, резонансных эффектов, и других явлений, в меньшей степени вызывающих вибрацию. Вибрация вызывает дополнительные напряжения в деталях двигателя и его опоры, вызывая их разрушение, в результате которого может произойти происшествие.
Для снижения вибрации двигатель должен быть уравновешен. В четырехтактном шестнадцатицилиндровом V-образном двигателе уравновешены все моменты от сил инерции, а также от центробежных сил. Момент от центробежных сил уравновешивается противовесами на продолжении щек.
Вибрационные воздействия приводят к усталостному разрушению деталей. При этом вибрация может возникнуть в одном месте, а разрушение – в другом. Особенно опасны резонансные явления.
Вибрационные воздействия, не вызывая разрушения узлов, могут приводить к нарушению их нормального функционирования (нарушение контактных соединений в электрооборудовании, постепенное ослабление неподвижных соединений, соударения и увеличение зазоров в соединениях с зазорами).
Цель виброзащиты узлов – повышение их вибропрочности (способности не разрушаться под воздействием вибраций).
Восприятие вибраций человеком зависит от частоты: при низких частотах восприятие пропорционально ускорениям, при средних – скоростям, при высоких – частотам.
Организм человека наиболее чувствителен к вертикальным колебаниям в диапазоне частот 4 – 8 Гц и горизонтальным – в диапазоне 1 – 2 Гц, что учитывается в современных нормах по допустимому уровню вибраций (ГОСТ 12.1.012-90).
Воздействие шума
При работе поршневого двигателя внутреннего сгорания возникают шумовые эффекты. В ДВС возникают шумы впуска, выпуска, шум от сгорания горючей смеси в цилиндрах, шум от работы зубчатых передач, и других причин, в меньшей степени вызывающих шум.
Восприятие шума человеком зависит от уровня и частоты, а также от характера его изменения во времени, индивидуальных особенностей человека. Повышенный шум является причиной ухудшения слышимости, преждевременной утомляемости человека.
На организм человека оказывают вредное влияние и неслышимые инфразвуки. Сильные инфразвуки, вызывая вибрацию внутренних органов, могут привести к повреждению и даже остановке сердца. Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. Шум судовых и тепловозных дизелей оценивают согласно ГОСТ 30575-98 уровнем звука, дБ. В качестве основной характеристики внутреннего шума принимают уровень, допустимые значения которого для судовых дизелей 100 дБ в машинном отделении.
Механический уровень шума проектируемого двигателя определяется по формуле
Здесь pi – среднее индикаторное давление, n – частота вращения, mV – удельная литровая масса (кг/л).
Результаты расчета приведены в таблице 5.1.1 (выбраны три режима работы двигателя).
Таблица 5.1.1. Шумовые характеристики двигателя
N, об/мин | 500 | 750 | 1000 |
Lm, дБ | 79 | 84 | 91 |
Пожароопасность.
Работа двигателя внутреннего сгорания связана с потреблением дизельного топлива - пожароопасной жидкости. Масло, применяемое в системе смазки двигателя, тоже пожароопасно. Наружная поверхность головки цилиндра (двигатель с водяным охлаждением) нагревается до температуры 1000С. При негерметичности системы топливоподачи или в результате выброса масла в моторный отсек может возникнуть пожар.
С целью уменьшения возможности пожара в машинном отделении, а также для обнаружения очага загорания и его ликвидации предусматривается комплекс средств пожарной защиты, включающий:
- конструктивные меры, предупреждающие возникновение и распространение пожара.
- системы и приборы обнаружения пожара в моторном отсеке и сигнализации о нем механику.
- систему пожаротушения.
- дренажные устройства для исключения скопления горючих жидкостей и их паров.
Требования к элементам конструкции и материалам:
· Элементы управления двигателем и другие части конструкции (подмоторные рамы, тяги, трубопроводы и коллекторы системы пожаротушения и т.д.), расположенные в машинном отделении, должны быть изготовлены из огнестойких материалов, выдерживающих воздействие пламени с температурой 11000С в течение 15 минут или экранированы.
· Все места проходов линий коммуникаций, тяг управления двигателем загерметизированы. Все узлы крепления двигателя в отсеке и тяги управления выполнены из стальных сплавов.
· Топливный пожарный кран и топливопровод для него не должны располагаться в пожароопасном отсеке. Для повышения надежности и эффективности системы пожаротушения и сокращения ручных операций при пожаротушении, наряду с конструктивными мерами, предусмотрено автоматическое закрытие пожарного топливного крана в момент включения в действие огнетушителя с пульта пожарной защиты.
Снижение шума впуска.
Для снижения шума впуска рассмотрим цилиндрический однокамерный глушитель следующей схемы:
Принимаем температуру воздуха Т = 293 К, тогда с = 343 м¤с, fгр = 811 Гц.
Величину заглушения в однокамерном глушителе определим, используя графики расчета заглушения камерным глушителем (²Охрана окружающей среды² под ред. С.В. Белова, М, ²Высшая школа² 1991 г., стр. 241, рис. 106,б), по соотношениям:
1) , где Fк – площадь поперечного сечения камеры; Fm – площадь поперечного сечения трубы; ;
2)klk, где - волновое число;
f и c – частота и скорость звука; lk – длина камеры глушителя.
дБ при м-1 и klk=0,23;
дБ при k=4,59 и klk=0,46;
дБ при k=9,16 и klk=9,2.
Таким образом, данный глушитель производит эффективное заглушение в диапазоне 125, 250 и 500 Гц. Для требуемого снижения уровня шума на частоте 1000 и 2000 Гц рассмотрим резонаторный элемент, который возможно совместить с камерным элементом глушителя.
Dk=0,1 м, dm=0,05 м,с=343 м/с, lk=0,03 м,fгр=2000 Гц.
Эффективность реактивного элемента:
, дБ,
где V – объем резонаторной камеры,
F – площадь проходного сечения трубопровода,
k – проводимость горла резонатора.
.
Принимаем fр=1050 Гц, тогда
;
;
Определим диаметр и количество отверстий.
Принимаем dотв=15 мм, dтр=2 мм,
Определим эффективность снижения шума:
дБ;
дБ
.
Таким образом, данный элемент глушителя производит эффективное глушение на частоте f=1000 Гц.
Анализ вредных и опасных факторов, возникающих при эксплуатации дизель-генератора мощностью 4800 кВт
При эксплуатации дизель-генераторов возникают опасные и вредные факторы, в результате действия которых нарушается экологическая обстановка.
К таким факторам относятся:
· вибрация;
· шум;
· пожарная опасность;
· выброс токсичных веществ, наличие ядовитых жидкостей.
Воздействие вибрации
Вибрация - вредный и опасный фактор. Вибрация возникает вследствие возвратно-поступательного и вращательного движения неуравновешенных масс двигателя, крутильных колебаний, неточности изготовления деталей, неравномерности крутящего момента, резонансных эффектов, и других явлений, в меньшей степени вызывающих вибрацию. Вибрация вызывает дополнительные напряжения в деталях двигателя и его опоры, вызывая их разрушение, в результате которого может произойти происшествие.
Для снижения вибрации двигатель должен быть уравновешен. В четырехтактном шестнадцатицилиндровом V-образном двигателе уравновешены все моменты от сил инерции, а также от центробежных сил. Момент от центробежных сил уравновешивается противовесами на продолжении щек.
Вибрационные воздействия приводят к усталостному разрушению деталей. При этом вибрация может возникнуть в одном месте, а разрушение – в другом. Особенно опасны резонансные явления.
Вибрационные воздействия, не вызывая разрушения узлов, могут приводить к нарушению их нормального функционирования (нарушение контактных соединений в электрооборудовании, постепенное ослабление неподвижных соединений, соударения и увеличение зазоров в соединениях с зазорами).
Цель виброзащиты узлов – повышение их вибропрочности (способности не разрушаться под воздействием вибраций).
Восприятие вибраций человеком зависит от частоты: при низких частотах восприятие пропорционально ускорениям, при средних – скоростям, при высоких – частотам.
Организм человека наиболее чувствителен к вертикальным колебаниям в диапазоне частот 4 – 8 Гц и горизонтальным – в диапазоне 1 – 2 Гц, что учитывается в современных нормах по допустимому уровню вибраций (ГОСТ 12.1.012-90).
Воздействие шума
При работе поршневого двигателя внутреннего сгорания возникают шумовые эффекты. В ДВС возникают шумы впуска, выпуска, шум от сгорания горючей смеси в цилиндрах, шум от работы зубчатых передач, и других причин, в меньшей степени вызывающих шум.
Восприятие шума человеком зависит от уровня и частоты, а также от характера его изменения во времени, индивидуальных особенностей человека. Повышенный шум является причиной ухудшения слышимости, преждевременной утомляемости человека.
На организм человека оказывают вредное влияние и неслышимые инфразвуки. Сильные инфразвуки, вызывая вибрацию внутренних органов, могут привести к повреждению и даже остановке сердца. Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. Шум судовых и тепловозных дизелей оценивают согласно ГОСТ 30575-98 уровнем звука, дБ. В качестве основной характеристики внутреннего шума принимают уровень, допустимые значения которого для судовых дизелей 100 дБ в машинном отделении.
Механический уровень шума проектируемого двигателя определяется по формуле
Здесь pi – среднее индикаторное давление, n – частота вращения, mV – удельная литровая масса (кг/л).
Результаты расчета приведены в таблице 5.1.1 (выбраны три режима работы двигателя).
Таблица 5.1.1. Шумовые характеристики двигателя
N, об/мин | 500 | 750 | 1000 |
Lm, дБ | 79 | 84 | 91 |
Пожароопасность.
Работа двигателя внутреннего сгорания связана с потреблением дизельного топлива - пожароопасной жидкости. Масло, применяемое в системе смазки двигателя, тоже пожароопасно. Наружная поверхность головки цилиндра (двигатель с водяным охлаждением) нагревается до температуры 1000С. При негерметичности системы топливоподачи или в результате выброса масла в моторный отсек может возникнуть пожар.
С целью уменьшения возможности пожара в машинном отделении, а также для обнаружения очага загорания и его ликвидации предусматривается комплекс средств пожарной защиты, включающий:
- конструктивные меры, предупреждающие возникновение и распространение пожара.
- системы и приборы обнаружения пожара в моторном отсеке и сигнализации о нем механику.
- систему пожаротушения.
- дренажные устройства для исключения скопления горючих жидкостей и их паров.
Требования к элементам конструкции и материалам:
· Элементы управления двигателем и другие части конструкции (подмоторные рамы, тяги, трубопроводы и коллекторы системы пожаротушения и т.д.), расположенные в машинном отделении, должны быть изготовлены из огнестойких материалов, выдерживающих воздействие пламени с температурой 11000С в течение 15 минут или экранированы.
· Все места проходов линий коммуникаций, тяг управления двигателем загерметизированы. Все узлы крепления двигателя в отсеке и тяги управления выполнены из стальных сплавов.
· Топливный пожарный кран и топливопровод для него не должны располагаться в пожароопасном отсеке. Для повышения надежности и эффективности системы пожаротушения и сокращения ручных операций при пожаротушении, наряду с конструктивными мерами, предусмотрено автоматическое закрытие пожарного топливного крана в момент включения в действие огнетушителя с пульта пожарной защиты.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.