Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

· создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

· реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

· реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

· оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

· применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

· упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

· снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

· поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

· интенсификацию инвестиционных процессов;

· стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

· законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

· включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

· создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

· использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

· обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

· создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

· осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:

· разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

· оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

· предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

· содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Далее приведены некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.

    Страны Количество малых и средних предприятий (тыс.) Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) Доля малых и средних предприятий в ВВП( %, оценочно)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18,5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63-67
США 19300 742 70,2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55

 

Выше был рассмотрен малый бизнес за рубежом, теперь я считаю целесообразно рассмотреть государственное регулирование в Российской Федерации.

Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально -экономических процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере малого предпринимательства программно - целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала малого предпринимательства, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долгосрочными целями, социальными целями и целями структурной политики, между количественными и качественными параметрами, между стремлением к выравниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки малого предпринимательства и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реализацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод целевого программирования, на котором должны основываться программы поддержки малого предпринимательства, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязательности и даже директивности. Кроме того, в программе должны быть обозначены количественные параметры и критерии оценки степени выполнения включенных в нее мер, их экономического и социального эффекта.

В хозяйственное практике экономически развитых стран для программ такого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного» выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широкомасштабная практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки малого предпринимательства метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области малого предпринимательства должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае – к сфере малого предпринимательства.

В настоящее время программно-целевой метод практического осуществления мер государственной поддержки малого предпринимательства представлен федеральной программой, а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним данным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы местного самоуправления, осуществляются разработки аналогичных программ на местном уровне. Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки малого предпринимательства (например, установленные законом налоговые и иные льготы для малого предпринимательства действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

В принципе, основные требования к государственным программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки малого предпринимательства. Таковые должны содержать:

· меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на соответствующем программе уровне;

приоритетные виды и перспективные направления деятельности малого предпринимательства;

предложения по изменению действующих установлению новых налоговых льгот малым предприятиям, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

· меры по обеспечению передачи субъектам малого бизнеса незавершенных строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предприятий;

· меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.

Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результате, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содержании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства пока не существует. Формальным является и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Основные разработчики – Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Цель Программы – создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.