Административно-правовой статус предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятие — это разновидность организации, созданной собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Их можно разделить по организационно-правовой форме (ООО, АО, Товарищества, Унитарные предприятия, производственный кооператив и тд) и по отраслевой производственно-технологической специализации (сельскохоз, строительные, транспортные и тд).

По общему правилу предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполнительной власти в качестве их составных элементов. Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически 'в едином производственном процессе. Например, отдельные предприятия железнодорожного транспорта находятся в иерархическом подчинении органов системы Федерального агентства железнодорожного транспорта, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.

Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например, производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

Административно-правовой статус негосударственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограничено, чем на государственные. Роль государства заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением, и контроле за соблюдением этого режима. В вопросы направления работы предприятия (его профиля), организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Законодательные акты, предназначенные устанавливать административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть поделены на следующие четыре основные группы.

1. Закрепляющие принципиальные положения в вопросах их взаимоотношений с органами исполнительной власти. Они устанавливают: запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; обязательную государственную регистрацию предприятий; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности; военно-учетной работы; обязательность предоставления государственным органаминформации, необходимой для налогообложения и некоторые другие положения.

К этой же группе относятся нормы, которые предусматривают обязанность предприятия соблюдать экологическое законодательство, земельное законодательство, эпидемиологическую безопасность, санитарногигиенические требования и т.д.

Уполномоченные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, могут в этой части вмешиваться в деятельность предприятий. Они наделены правом применения мер административного принуждения вплоть до привлечения предприятий и учреждений как юридических лиц к административной ответственности.

В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.

2. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.

Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, поэтому его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами: образуют предприятия; определяют их местонахождение и юридический адрес; утверждают устав; назначают руководителей; реорганизуют и ликвидируют их.

В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).

Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.

Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью.

3. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогиченстатусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.

4. Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административноправовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).

33. Административно-правовой статус учреждений

Учреждение — это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций. К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции (разделение достаточно условно).

Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.

Административные права государственного учреждения в соответствующей сфере деятельности

Поскольку государственное учреждение может вступать в административные правоотношения и с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, и с другими органами исполнительной власти, выступать в административных правоотношениях в роли как властвующего, так и невластвующего субъекта, оно может обладать в этих правоотношениях общими и специальными административными правами.

Общие административные права государственного учреждения — это принадлежащие ему права, реализуемые им как не властвующим субъектом административных правоотношений, возникающих с органами исполнительной власти, иными административными органами, в ведении которых это государственное учреждение не находится. Любое государственное учреждение обладает ими наравне с другими невластвующими субъектами названных административных правоотношений. К числу общих административных прав государственного учреждения относятся, в частности, право на получение информации от соответствующих органов исполнительной власти, право на обжалование в административном порядке незаконных действий и правовых актов органов исполнительной власти, право на получение в компетентных органах исполнительной власти необходимых для осуществления определенных видов деятельности лицензий и разрешений.

Специальные административные права государственного учреждения — это принадлежащие ему права, реализуемые им в административных правоотношениях, возникающих, с одной стороны, между ним и органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, а с другой — между ним как властвующим субъектом и физическими лицами и организациями, в отношении которых оно осуществляет публичные функции.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности государственного учреждения — внутренней или внешней — возникают и реализуются его специальные административные права, они могут быть подразделены на два вида:

· внутренние специальные административные права, т.е. те, которые реализуются внутри самого учреждения в ходе его внутренней организационно-управленческой деятельности в отношении физических лиц, находящихся в этом учреждении на законном основании и зависимых от него — студентов, больных, лиц, совершивших административные правонарушения, осужденных и т.п. (право на совершение текущих организационно-распорядительных действий, право на издание индиви-дуальных правовых актов управления в отношении физических лиц, находящихся в учреждении, право на осуществление внутреннего контроля за поведением указанных лиц, право применения к данным лицам мер дисциплинарной ответственности);

· внешние специальные административные права, т.е. те, которые реализуются вне учреждения в процессе его взаимоотношений с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, а также в ходе его внешневластной административной деятельности в отношении не находящихся от него в организационной зависимости физических и юридических лиц.

Государственные учреждения, обладающие статусом юридического лица, как субъекты административных правоотношений могут нести административную ответственность за совершенные ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ или соответствующими законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (об адми-нистративной ответственности).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения).

В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся на:

- учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);

- внешнеполитические учреждения (системы МИД России - консульства, посольства, миссии);

- учреждения правоохранительных органов (высшие и средне специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).

Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.