КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Цель монетарной политики. Её механизм и инструменты.
Оренбург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность, цели и виды монетарной политикия
1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
1.2 Виды монетарной политики
Глава 2. Методы монетарной политики
2.1 Изменение нормы обязательных резервов
2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика)
2.3 Операции на открытом рынке
2.4 Селективные методы денежно-кредитной политики
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика и общество России переживают период глубоких преобразований и потрясений. Теперь Россия идет по избранному пути перехода к рыночной экономике и новому общественному укладу. Сейчас российская экономика находится на стадии становления, которое идет достаточно сложно. И это понятно. Ведь в истории не было еще такого примера, когда бы страна с социалистическим строем за короткий период времени пыталась бы полностью перестроиться и встать на путь капиталистической экономики. Поэтому очень важно, какую модель денежно - кредитной политики выберет сейчас наша страна.
В данной работе рассматриваются объект, методы, виды и инструменты монетарной политики. Так же приведена информация о планах ЦБ РФ в отношении денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов. А окажется ли эта политика успешной, удастся ли оздоровить денежную систему России, покажет время.
Глава 1. Сущность и цели монетарной политики.
Виды монетарной политики
Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой дешевых денег), когда Центральный банк:
а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.
в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики.
Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой дорогих денег), когда Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла.
Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В стремлении добиться стабилизации экономики центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением (таргетирование) денежной массы или контроль над динамикой процентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежного предложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать так называемая автоматическая кредитно-денежная политика. Ее смысл сводится к монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год). Однако, строгое следование этому правилу препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.
Различают так же стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией .
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
1) снижение нормы резервных требований;
2) снижение учетной ставки процента;
3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
1) повышение нормы резервных требований;
2) повышение учетной ставки процента;
3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Операции на открытом рынке
Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя.
Отличие государственных облигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доход в виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.
Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому и величины денежного мультипликатора не происходит).
Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например, если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 долл., то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 долл. А если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 долл., поскольку на 200 долл. должны быть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке (bonds – B): ΔK = B x multбанк или ΔН = В х multден. Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.
Заключение
В заключение проделанной работы хотелось бы сделать несколько выводов по каждой главе отдельно.
В первой главе данной работы дан анализ кейнсианской и монетаристской моделям денежно - кредитной политики. Выявлено, что принципиальное отличие техники денежно - кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежно - кредитной политики.
Далее в этой же главе определяются цели монетарной политики . Они вытекают из задачи Центрального банка обеспечить функционирование денежной системы и регулировать денежный оборот.
Цели монетарной политики - обеспечение денежного обращения и регулирование денежной массы.
Во второй главе этой работы рассматриваются инструменты монетарной политики:
1. проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2. изменение резервной нормы коммерческих банков;
3. управление учетной ставкой процента.
Третья глава посвящена анализу характера монетарной политики России в ближайшем будущем. При написании этой части работы использовался статистический материал публикации ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов».
Список используемой литературы
1. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Оценка динамики народного хозяйства и прогноз на 2007 г. // Экономист, 2007, № 11
2. Игнатьев С. М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит, 2008, № 5.
3. Камаев В. Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2006.
6. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
7. Моисеев С. Р. Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит, 2007, № 16.
8. Моисеев С. Р. Трансмиссионный механизм денежно – кредитной политики // Финансы и кредит, 2008, № 18.
9. Основные направления денежно-кредитной политики на 2005 г. // Вестник Русского экономического общества, № 136, 10 сентября 2004 г. /http://www.ress.ru/
10. Рогова О. Где экономика в государственной денежно-кредитной политике? // Экономист, 2004, №5.
11. Рогова О., Храменков В. Денежно-кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы // Экономист, 2003, № 3.
12. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 26) – М.: ИЭПП, 2005.
13. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
14. Фетисов Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики // Вопросы экономики, 2006, № 2.
15. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: Проспект, 2005.
16. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.
17. Экономическая теория / Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
18. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
19. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. http://www.cbr.ru/
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Цель монетарной политики. Её механизм и инструменты.
Оренбург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность, цели и виды монетарной политикия
1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
1.2 Виды монетарной политики
Глава 2. Методы монетарной политики
2.1 Изменение нормы обязательных резервов
2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика)
2.3 Операции на открытом рынке
2.4 Селективные методы денежно-кредитной политики
Глава 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика и общество России переживают период глубоких преобразований и потрясений. Теперь Россия идет по избранному пути перехода к рыночной экономике и новому общественному укладу. Сейчас российская экономика находится на стадии становления, которое идет достаточно сложно. И это понятно. Ведь в истории не было еще такого примера, когда бы страна с социалистическим строем за короткий период времени пыталась бы полностью перестроиться и встать на путь капиталистической экономики. Поэтому очень важно, какую модель денежно - кредитной политики выберет сейчас наша страна.
В данной работе рассматриваются объект, методы, виды и инструменты монетарной политики. Так же приведена информация о планах ЦБ РФ в отношении денежно-кредитной политики в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов. А окажется ли эта политика успешной, удастся ли оздоровить денежную систему России, покажет время.
Глава 1. Сущность и цели монетарной политики.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 204.