Весной 1936 г. гитлеровский фашизм перешел в политическое наступление на западные державы. В центре развернувшейся борьбы оказалась судьба Рейнской демилитаризованной зоны, статус которой опирался на Версальский договор и Рейнский гарантийный пакт, составлявший основу Локарнского договорного комплекса 1925г. Вторжение гитлеровского вермахта в Рейнскую зону воспой 1936 г. стало первым звеном в развертывании цепи агрессивных актов фашистской Германии и вместе с тем первым актом применения вооруженной силы в ее внешней политике. Ремилитаризация Рейнской зоны стала стартом гитлеровского вермахта в борьбе за германское господство па европейском континенте. Вместе с ремилитаризацией Рейнской зоны были окончательно сметены военно-политические основы Версальского договора и фундамент Локарнского договорного комплекса.
Цель Гитлера состояла в том, чтобы смести международно-правовые устои сохранения европейского мира, предотвратить вступление в силу французско-советского пакта о взаимопомощи, внесенного правоцемтристским кабинетом радикала А. Сарро 11 февраля 1936 г. на парламентскую ратификацию, или, по крайней мере, подорвать механизм действия этого пакта, обесценив его-. Гитлер рассчитывал добиться международной изоляции СССР и одновременно вбить клип в англо-французские отношения, предотвратить возможное возрождение Антанты4. При этом Гитлер использовал многократно повторявшийся им впоследствии прием: применение военной силы было приурочено к выходным дням, что затрудняло принятие решений руководящими органами западных стран; двойное нарушение договоров - Версальского и Локарнского - сочеталось с клятвами в благонамеренности Германии и предложениями союза. Демагогически играя на противоречиях, страхах, желании мира, характерных и для Германии, и для Европы, Гитлер на первый план выдвигал жупел антикоммунизма, надеясь найти опору в консервативных кругах Запада.
Гитлеру удалось извлечь внешнеполитические выгоды не только из притягательности тоталитарного режима Германии и из глубинного антикоммунизма либерально-консервативной Европы, но и из противоречий существовавшей системы поддержания мира. Он оперировал моральными соображениями, впервые введенными в международные отношения Версальским договором, постоянно акцентировал мотивы вины, чести, равенства, самоопределения и в роли последнего верного приверженца давно померкнувших принципов В. Вильсона добился значительного эффекта прежде всего в Англии. Здесь его призывы задевали не только больную честь нации, но и отвечали традиционной английской политике равновесия сил. Многообразные ободряющие знаки со стороны Англии оправдывали самые смелые ожидания Гитлера. Он неизменно придерживался разработанной еще в 1923 г. концепции союза с Англией, идея раздела мира была центральной мыслью его внешней политики вообще. Уже в течение 1934 г. он предпринял шаги для заключения соглашения с Англией о воздушных вооружениях, используя их для подогревания недоверия между Англией и Францией. В 1935г. Гитлер предложил англичанам заключить морской пакт. Этот его демарш оказался успешным, так как здесь англичане удовлетворяли свои притязания на морское могущество, жертвуя при этом всего лишь устаревшим пятым разделом Версальского договора, содержавшим положение о разоружении Германии, жизненно важном лишь для Франции, которой пришлось осознать, "что у Англии нет постоянных друзей, а есть лишь постоянные интересы".
К весне 1936 г. милитаризация Германии, модернизация ее сухопутных вооруженных сил - вермахта, главнокомандующим которого стал Гитлер, явилась взрывоопасным фактором европейского международного положения. Германия уже обладала 10 армейскими корпусами, имела и продолжала наращивать бронетанковые силы и люфтваффе, а также военно-морской флот, чему способствовало упоминавшееся уже англо-германское соглашение, определившее тоннаж германского флота в 35% британских военно-морских сил. Общая численность германской армии (без противовоздушной обороны) составляла 590 тысяч человек, в том числе военная полиция - 30 тысяч человек.
Быстрые темпы германской ремилитаризации вызывали серьезную озабоченность лидеров Французской республики. В отчете о заседании французского Верховного командования правительству от 18 января 1936 г. указывалось, что ввиду ухудшения отношений с Италией 1/5 часть войск, которые ранее противопоставлялись Германии, теперь должна быть сосредоточена в Альпах и Средиземноморье. Здесь же отмечалось, что Франция отстает от Германии по таким видам вооружений, как танки и артиллерия. Военное руководство Франции не сомневалось в намерении гитлеровцев реоккупировать Рейнскую зону. При этом подчеркивалось, что не приходится рассчитывать па помощь России в случае конфликта с Германией, так как ни Венгрия, ни Польша не согласятся пропустить советские войска через свою территорию.
Военное руководство Франции делало весьма неутешительный прогноз относительно перспектив франко-германского соперничества в области численности армии: уже к концу 1936 г., самое позднее к 1937 г., ожидалось, что численность германских войск достигнет 1 млн. человек против 600 тысяч человек французской армии мирного времени.
Демилитаризованная Рейнская зона оказалась под гитлеровским ударом сразу же после того, как Германия в марте 1935 г. разорвала военные ограничения, наложенные на нее Версальским договором: директива об оккупации зоны под кодовым названием "Шулунг" ("учение") была дана вермахту в мае 1935г.
Проблема ответных мер в случае германской ремилитаризации Рейнской зоны, существовавшая с самого момента подписания Версальского договора, никогда не рассматривалась в практической плоскости. Не разрешилась она и с подписанием Локарнского договора, хотя его заключение и было предпринято именно с этой целью.
Французское правительство было достаточно осведомлено о намерении Германии ремилитаризовать Рейнскую зону. Этот факт подтверждается также и американской дипломатической корреспонденцией. Единственным невыясненным вопросом оставалось время и повод, который изберет германское правительство для достижения намеченных целей. В начале 1936 г. французский посол в Берлине А. Франсуа-Понсе вторично предупредил свое правительство о готовящейся нацистами акции. К этому времени уже стало совершенно ясно, что Гитлер просто ждет ратификации французским парламентом франко-советского договора, чтобы использовать этот факт как долгожданный повод для денонсации Локарнского договора и начала ремилитаризации Рейнской зоны.
11 февраля 1936 г., надеясь сдержать Гитлера, кабинет А. Сарро внес французско-советский пакт на ратификацию парламента. Крепнувшее единство антифашистских сил, ядром которого становились партии Народного фронта, отразило атаки реакции: пакт был одобрен 353 депутатскими мандатами против 164 при 100 воздержавшихся. Перспектива вступления в силу французско-советского пакта ввергла гитлеровский фашизм в состояние лихорадки. Генералы вермахта, сомневаясь в пассивности Франции, заколебались28. В дипломатических кругах Берлина распространились слухи о "болезни" Гитлера и возможном переходе власти в руки генералитета. Все же Гитлер настоял па своем решении: утром 7 марта 1936 г. первый контингент вермахта - три полка, был двинут на левый берег Рейна.
Генералы вермахта действовали крайне осторожно. Немцы боялись ответной мобилизации и готовы были ретироваться при первых ее признаках. Они входили в зону, как во вражескую страну, оглядываясь и пугаясь каждой тени. Везде они посылали вперед разведку, которая освещала местность и сигнализировала подходящим войскам, что можно продвигаться беспрепятственно. Германские войска, переправившись через Рейн, продвигались в трех направлениях - к Аахену, Саарбрюкену и Триру. Гитлер сразу же организовал дипломатическое прикрытие военной акции, используя жупел советской угрозы для воздействия на локарнские державы, прежде всего на Англию, с целью достижения международной изоляции Франции и развала Локарнского пакта. Он поспешил заверить французского посла в Берлине, что именно советская угроза, возросшая якобы после ратификации палатой депутатов французско-русского пакта, вынуждает Германию срочно провести ремилитаризацию Рейнской зоны, о чем посол немедленно сообщил в Париж. Вслед за этим германское правительство заявило о денонсации Локарнского пакта, обосновав этот шаг ссылкой па его "несовместимость" с французско-советским договором. В меморандуме, врученном между 10 и 11 часами утра 7 марта 1936 г. германским министром иностранных дел К. фон Нейратом послам Франции, Англии и Италии содержалось предложение о заключении нового германо-французского договора о ненападении сроком на 25 лет и даже более широкого соглашения, предусматривавшего возвращение Германии в Лигу наций на условиях ''равноправия". C. Болдуин и его министры благожелательно встретили предложения Гитлера, видя в них стремление Германии к формированию новой антисоветской группировки империалистических держав, которая заменила бы прежний, тесно связанный с Версальским договором Локарнский договорный комплекс.
Несмотря на то, что подобная акция со стороны Германии давно ожидалась, правительство А. Сарро так и не приготовило никакого плана противодействия агрессии. Результатом этого явилось оцепенение правительства, когда стало известно, что Гитлер решился на применение силы. В течение 7 марта было проведено несколько заседаний, но кабинет так и не пришел ни к какому решению о дальнейших действиях.
Кабинет А. Сарро, несмотря на колебания и сомнения многих министров, сознавал, что ремилитаризация Рейнской зоны не только непосредственно угрожает французской национальной безопасности, но и ведет к серьезному изменению соотношения сил на континенте в пользу Германии. Исходя из этого, Генеральный секретарь французского МИД А. Леже предложил план отражения германского удара, основанный на экономических и политических санкциях. Генеральный секретарь МИД считал, что применение этих санкций приведет не только к экономической блокаде, но и к международной изоляции гитлеровского режима, что вынудит Гитлера отступить, очистив Рейнскую зону.
Тем временем союзники Франции на Востоке - Польша, Советский Союз и страны Малой Антанты выразили готовность оказать ей поддержку в противостоянии нацистской агрессии даже в случае, если это приведет к войне. Они считали, что Франция вправе прибегнуть к военной силе, чтобы воздействовать на Германию как нарушителя Версальского и Локарнского договоров, а также Рейнского пакта. Но их участие в событиях зависело от позиции Франции: у нее был ключ к решению проблемы.
По настоянию французского МИД 10 марта 1936 г. в Париже было проведено совещание локарнских держав на уровне министров иностранных дел, осудившее гитлеровскую агрессию и тем самым создавшее исходную базу для реализации "плана Леже", поставленную, однако, в зависимость от вердикта Совета Лиги наций, который решено было созвать в Лондоне.
На открывшейся 14 марта 1936 г. в Лондоне в Сент-Джеймском дворце 91-й сессии Совета Лиги наций французская делегация во главе с П.-Э. Флапденом получила поддержку советской дипломатии. Однако английская делегация отклонила "план Леже". По наблюдению итальянского посла в Берлине Аттолико, английская дипломатия действовала как "адвокат Германии". Оккупация Рейнской области произошла в момент, когда Н. Чемберлен усиленно искал возможность представить свой мирный план, основным содержанием которого было умиротворение в Европе. Н. Чемберлен, наиболее влиятельная фигура в правительстве С. Болдуина, пользовавшийся поддержкой самого премьера, а также Дж. Саймона и С. Хора, придерживался мнения, что в случае пересмотра статус-кво с целью удовлетворения некоторых притязаний Гитлера, умиротворение в Европе весьма возможно. Утверждения Гитлера о том, что его действия продиктованы в первую очередь желанием добиться прочного мира в Европе, содержащееся в его речи перед Рейхстагом 7 марта 1936 г., и неспособность французов дать немедленный отпор агрессии, лишь убедили Чемберлена в правильности его выводов. У английских политиков не могло быть сомнений по поводу того, какую внешнеполитическую линию будет приветствовать британское общественное мнение. В целом настроения британской общественности благоприятствовали распространению идей умиротворения. Поэтому английская дипломатия стремилась доказать, что вторжение: вермахта на Рейн является не оккупацией чужой территории, а всего лишь восстановлением Германией суверенных прав.
С целью реализации этого пути английское правительство пригласило в Лондон на заседание Совета Лиги наций гитлеровского представителя И. фон Риббентропа, рассчитывая "втянуть французов в переговоры с немцами". Капитулянтская позиция английского кабинета и энергичная пацифистская агитация руководства радикалов во главе с Э. Эррио, опубликовавшим открытое "Письмо к немцам", объявившее французско-германское примирение решающим фактором сохранения мира, оказали воздействие на кабинет А. Сарро и французскую делегацию в Совете Лиги наций. Французы требовали сохранения Локарнского договора, соглашаясь передать вопрос о советско-французском пакте на решение суда в Гааге при условии, что немцы немедленно отведут свои войска на 25 км от границы, а часть войск вообще выведут из Рейнской зоны. Таким образом, руководители Франции склонялись к принятию курса на сотрудничество с Англией в решение Рейнского кризиса, отдавая ей предпочтение перед СССР.
19 марта 1936 г. Совет Лиги наций принял краткую резолюцию, которая констатировала нарушение Германией статьи 43 Версальского и статьи 4 Локарнского договоров. "План Леже" не был реализован: коллективных санкций принято не было, агрессивные действия Гитлера остались безнаказанными.
Вслед за резолюцией Совета Лиги наций Германии был направлен меморандум, подписанный представителями Франции, Англии, Италии и Бельгии, в котором доказывалась неправомерность ремилитаризации Рейнской зоны и содержалось предложение Германии относительно арбитража Гаагским судом спора о совместимости Локарнского и советско-французского пактов. Седьмой раздел меморандума содержал согласие западных держав па проведение переговоров с Германией. Английские дипломаты разработали специальный "вопросник", обращенный к Гитлеру. Вопросник имел целью выявить отношение Гитлера к сохранению мира в разных частях Европы, например в Литве, Австрии, Чехословакии, Рейнской зоны, но ни слова не говорилось об СССР. Гитлер оставил английский "вопросник" без ответа. Французский министр иностранных дел П.-Э. Фланден убеждал всех британских государственных деятелей и политикой, с которыми встречался, твердо придерживаться жесткой интерпретации Локарнского договора, а также поддерживать Францию, если военные действия окажутся необходимыми, возглавить вместе с ней крестовый поход западных демократий против нацистской агрессии. Но самое важное П.-Э. Фланден предупредил, что если Англия отвергнет Локарно, то Франция вынуждена будет пересмотреть свою политику, так как ничего другого у нее не останется.
19 марта 1936 г., в тот же день, когда локарнские державы передали свои предложения Германии, в кабинете английского министра иностранных дел были проведены двусторонние англо-французские переговоры. Понимая, что необходимо дать Франции компенсацию за потерю локарнских гарантий, правительство Болдуина приготовило документ, который явился формальным инструментом возрождения англо-французской Антанты. Согласно этому документу, Великобритания брала на себя обязательства, в обмен на взаимные обязательства со стороны Франции, прийти ей на помощь в случае любой неспровоцированной агрессии, предпринимать все необходимые и доступные шаги по обеспечению ее безопасности, координировать свои военные и дипломатические акции в соответствии с консультациями с французским правительством.
Англо-французское соглашение 19 марта 1936 г. означало существенный сдвиг в британской политике: впервые после войны 1914-1918 гг. Англия согласилась взять на себя, хотя и ограниченные, но военные обязательства в отношении другого государства - Франции. Этот шаг английской дипломатии объяснялся не только нарастанием англо-германских противоречий и желанием обрести надежного партнера в лице Франции, но и стремлением подорвать значимость французско-советского пакта о взаимопомощи, убедить Францию не искать поддержки у России. 15 апреля 1936 г. в Лондоне были проведены секретные англо-французские штабные переговоры на уровне заместителей начальников генеральных штабов, давшие, хотя и ограниченные, но позитивные результаты. Конкретное решение свелось к констатации английского обещания начать десантирование своего экспедиционного корпуса во Франции (при всесторонней французской поддержке) через 15 дней после возникновения военной ситуации. Вместе с тем кабинет А. Сарро оставил без ответа советские предложения относительно практических шагов по укреплению мира в Европе и обузданию гитлеровской агрессии, сделанные на базе французско-советского пакта, обмен ратификационными грамотами которого был проведен 27 марта 1936 г. в Париже.
2.2 Англо-французские противоречия и их влияние на "политику умиротворения". Аншлюс Австрии
30 января 1937 г. Германия в одностороннем порядке заявила об отказе от соблюдения статьи 231 Версальского договора, запрещавшего аншлюс с Австрией. Этот демарш, означавший дальнейший слом послевоенного устройства в Европе не вызвал ответных акций Великобритании и Франции и был поддержан Италией. В ноябре 1937 г. А. Гитлер объявил своему ближайшему окружению о том, что его дальнейшими целями после ремилитаризации Рейнской зоны являются Австрия и Чехословакия. Вскоре после этого он избавился от некоторых армейских чинов и работников дипломатической службы, которые были не согласны или казались несогласными с его политикой. С этого момента события значительно ускорились.
В течение всего 1937 г. австрийские нацисты, подстрекаемые и финансируемые из Берлина, усилили кампанию террора в стране. Почти каждый день в Австрии рвались бомбы, в горных районах многочисленные нацистские демонстрации ослабляли положение правительства. Были раскрыты заговоры, ставящие целью свержение канцлера К. фон Шушнига. 25 января 1938 г. австрийская полиция произвела обыск в штаб-квартире "комитета семи", организации, официально занимавшейся выработкой условий перемирия между нацистами и правительством, а в действительности бывшей центром нацистского подполья. Там были найдены документы, подписанные Р. Гессом, заместителем А. Гитлера, из которых следовало, что австрийские нацисты весной должны поднять мятеж, а когда Шушниг попытается его подавить, германская армия войдет на территорию Австрии, чтобы "немцы не проливали немецкую кровь"'. Австрийское правительство было достаточно информировано и из других источников о планировавшемся А. Гитлером аншлюсе.
Внутренняя ситуация в Австрии усугублялась к тому времени ослаблением сил демократического лагеря, которые были дезорганизованы и подавлены действиями правительства. В 1934 г. правительство канцлера Дольфуса, смертельно раненного затем во время неудачного путча нацистов, устроило кровавую бойню социал-демократов. 12 февраля 1934 г. 17 тысяч правительственных солдат и боевиков из фашистской милиции подвергли артиллерийскому обстрелу рабочие кварталы Вены. При этом погибло около тысячи мужчин, женщин и детей и около четырех тысяч было ранено. С демократическими свободами в Австрии было покончено. Последовавшее за этим правление Дольфуса и Шушнига было по сути клерикально-фашистской диктатурой. Она, как отмечают свидетели событий, была менее жесткой, чем диктатура нацистского варианта, но, тем не менее, у народа Австрии отняли политическую свободу, на него обрушились репрессии, каких он не знал даже при Габсбургах. Профсоюзы рабочих и социал-демократическая партия подвергались гонениям, свободных выборов в Австрии не проводилось с 1933 г. Канцлер Шушииг не считал возможным опереться на рабочих, которые составляли 42% избирателей, при создании умеренной антинацистской коалиции. Шушниг, которого наблюдатели характеризовали как человека прямого и честного, не обладал достаточной широтой взглядов. Воспитанник иезуитов, он был одержим идеей авторитарного однопартийного правления и презирал западную демократию. Это лишало его правительство поддержки внутри страны, где большинство населения явно было против вхождения Австрии в состав гитлеровского "рейха". Внешнеполитическое положение Австрии также к тому времени значительно осложнилось. Ни Великобритания, проводившая под руководством Н. Чемберлена политику "умиротворения" Гитлера, ни Франция, переживавшая глубокий внутриполитический кризис, не выражали желания защитить Австрию в случае нападения на нее Германии.
В обстановке нарастания международной напряженности в Европе в результате эскалации испанского конфликта, ввиду явной неспособности Лиги наций использовать свои механизмы для обуздания агрессии в среде английских консерваторов все более популярной становится идея прямых переговоров с Германией.
Первым шагом к налаживанию отношений с Германией было назначение в Берлин нового посла, которым стал опытный дипломат Н. Гендерсон. Его усилия в этом направлении встретили серьезную критику в английской прессе, недоуменно отзывавшейся о "нашем нацистском после в Берлине", но имели полную поддержку премьер-министра. Подобный подход к европейским проблемам встречал неприятие в Форин оффис, расценивая взгляды новоиспеченного посла как "наивные" и "прогерманские". Н. Гендерсон докладывал 5 июля 1937 г., что "целью германской политики является... изолировать Великобританию не от Франции, а от французской системы союзов в Центральной и Восточной Европе". Амбиции Германии, заключал посол, простираются на Восток, "где, она уверена, лежит ее будущее, которое зависит от осуществления этих притязаний, жизненно важных для ее процветания, законных и не затрагивающих прямых интересов Англии". Подобный курс неизбежно должен был вызвать осложнение англо-французских отношений, которые и без того переживали не лучший свой период. Тем не менее, Н. Чемберлен приготовился твердо проводить намеченный им курс, даже вопреки мнению опытных чиновников внешнеполитического ведомства. Он с присущим ему упорством игнорировал интересы важнейшего английского потенциального союзника в Европе - Францию, не испытывал должной симпатии и уважения к французским лидерам. Частный визит Э. Галифакса в Германию рассматривался Н. Чемберленом как возможность начать прямые переговоры с нацистскими лидерами по проблеме урегулирования двусторонних англо-германских отношений, минуя дискредитировавший себя механизм Лиги наций и в обход французов. В меморандуме отмечалась необходимость для Англии "избегать тесного союза с любой группировкой европейских держав", и, поскольку "Германия... не посягает на английские владения", подчеркивалась задача достижения с ней договоренности. "Английская дружба с Германией может и должна служить интересам английской национальной политики, нейтрализуя русские интриги и амбиции в Азии, и, может быть более, в Константинополе, так же как итальянские поползновения в Средиземноморье". По оценке Н. Гендерсона, целями Германии являются "присоединение Австрии и других германских народов (т.е. германского меньшинства в Чехословакии)", "экспансия на Восток" и "возвращение колоний". Отмечая, что статус-кво в Восточной Европе "не является неизменным и не принадлежит к числу жизненноважных английских интересов", посол подчеркивал, что доминирование Германии, ставшей чрезвычайно сильной, в этом регионе неизбежно и что "ни в коем случае мир на Западе нельзя приносить в жертву ошибочному идеализму... поскольку Версальский договор оказался полон недоразумений и не может быть принят за базис долговременного территориально-политического устройства в Восточной Европе" Отметим, что эти идеи, хотя и отражали поворот в английской внешней политике, все же были отнюдь не новы. В 1925 г. О. Чемберлен писал, что "ни одно британское правительство не будет рисковать шкурой английского гренадера" ради защиты польского коридора.
Результаты ноябрьского визита Э. Галифакса в Германию, в ходе которого он встречался и имел продолжительные беседы с А. Гитлером и Г. Герингом, были высоко оценены английским руководством. Премьер-министр писал 26 ноября 1937 г., оценивая визит Э. Галифакса как ''величайший успех... поскольку он достиг своей цели, создав атмосферу, позволяющую обсуждать с Германией практические вопросы европейского урегулирования. И Гитлер, и Геринг заявили, что не имеют намерения начинать войну, и, я думаю, мы можем верить этому, по крайней мере, на ближайший период. Конечно, они стремятся к доминированию в Европе, они хотят достигнуть максимально тесного союза с Австрией, какого только возможно без включения ее в Рейх, они хотят того же для судетских немцев, чего мы добились для наших поселенцев в Трансваале... Я не вижу причин, по которым бы мы не могли сказать немцам: "Дайте нам обязательство в том, что вы не будете использовать силу для решения споров с Австрией и Чехословакией, и мы дадим вам подобные обязательства в том, что не применим силу, чтобы помешать тем изменениям, которых вы желаете, если вы сможете достичь их мирным путем".
Французское руководство узнало о визите Э. Галифакса из газет, поскольку англичане намеренно скрыли его, не желая обсуждать цели предстоящей миссии, справедливо опасаясь возможных осложнений в англо-французских отношениях. Единственной проблемой оставалось побудить французов принять английскую точку зрения, или ослабить негативное впечатление и ответные шаги Франции в случае заключения двустороннего англо-германского договора. При обсуждении этого вопроса на заседании кабинета английские министры выразили почти единодушное мнение: "Имеет ли значение, если французы посчитают, что не могут полагаться на нас? И до какой степени мы сами можем полагаться па французов? ...В конечном счете, имея в виду длительную перспективу, французские интересы окажутся привязанными к нашим собственным".
После рейнского кризиса 1936 г. английские и французские правящие круги с возраставшей тревогой наблюдали за резко менявшейся ситуацией в Австрии, которой вновь угрожал нацистский аншлюс. Эта нацистская угроза стала вполне очевидной к ноябрю 1937 г. и явилась предметом англо-французского совещания на уровне глав правительств и министров иностранных дел.
Французская делегация, прибывшая в Лондон 29 ноября 1937 г., в целом произвела благоприятное впечатление на своих британских коллег, испытавших особое облегчение, убедившись, что французы "не находятся под русским влиянием". В ходе англо-французской встречи на высшем уровне в Лондоне 29-30 ноября 1937 г. в основном обсуждалась проблема отношений с Германией и ситуация в Центральной Европе. Выслушав сообщение Э. Галифакса о его встречах с нацистскими лидерами, французы не смогли скрыть опасений в том, что А. Гитлер, который согласился начать переговоры лишь по вопросу возвращения Германии бывших колоний, попытается предложить Англии сепаратную сделку, поставив Францию в изоляцию. Н. Чемберлен поспешил заверить французских коллег, что колониальная проблема будет обсуждаться лишь как часть широкомасштабного соглашения по урегулированию. Коснувшись австрийской и чехословацкой проблем, И. Дельбос отметил, что его правительство не питает никаких иллюзий относительно германских планов. Но, поставленные перед вопросом, который задал Н. Чемберлен, о французской трактовке ее договора с Чехословакией, министры Третьей республики показали, что сами не решили еще этого вопроса, или, вернее сказать, решили не гарантировать существующей территориальной и политической целостности своего союзника, поскольку во время этих решающих переговоров с англичанами они не выразили подобной решимости. Французская сторона смогла лишь очень общо сформулировать намерение своего правительства "продемонстрировать заинтересованность в устройстве Центральной Европы в твердом и примирительном духе".
Н. Чемберлен подвел итоги утреннего обсуждения. "Желательно попытаться достигнуть договора с Германией по Центральной Европе, каковы бы ни были се требования, пусть даже поглощение некоторых соседей. Вероятно, удастся отсрочить осуществление немецких планов или же сделать их невыполнимыми".
Через несколько недель в результате берхтесгаденского соглашения Австрия уже была приведена своими собственными нацистами и махинациями Гитлера в такое состояние, что он с гораздо меньшим риском смог захватить страну, не вызвав при этом вмешательства других держав. После назначения нацистов на ключевые правительственные посты пацификация Австрии катастрофически ускорилась. Участились массовые демонстрации нацистов, число их участников росло, их поведение становилось все более вызывающим. Полиция, которой руководил Зейсс-Инк-варт, не предпринимала попыток противодействия бушевавшим нацистам. Правительство Шушнига разваливалось. Хаос царил не только в политике, но и в экономике. Вкладчики спешно стали изымать свои вклады из банков, причем не только иностранцы, но и австрийцы. В Вену все чаще поступали отмены заказов. Приток иностранных туристов, приносивших немалый доход австрийской казне, сократился.
В обстановке обострения международных отношений британские консерваторы поспешили заранее отмежеваться от любой акции в поддержку возможной жертвы агрессии. Н. Чемберлен 22 февраля 1938 г. прямо заявил в парламенте, что Австрия не может рассчитывать на поддержку со стороны Лиги наций. "Мы не должны обманывать, а тем более не должны обнадеживать малые слабые государства, обещая им защиту со стороны Лиги наций и соответствующие шаги с нашей стороны, поскольку мы знаем, что ничего подобного нельзя будет предпринять". Такие слова в устах британского премьера звучали, как похоронный звон. В том же духе была воспринята и отставка британского министра иностранных дел А. Идена, которого 20 февраля 1938 г. сменил Э. Галифакс, уже известный своим курсом на сближение с гитлеровской Германией.
В отчаянии Шушниг сделал попытку опереться в деле защиты австрийской независимости на рабочих, которые откликнулись на его призыв 4 марта 1938 г., поставив условием легализацию социал-демократической партии. Канцлер согласился, но эта мера явно запоздала. В качестве последнего критического шага Шушниг прибег к плебисциту, назначив на 13 марта 1938 г. голосование вопроса, хочет ли народ иметь "свободную, независимую, христианскую и единую Австрию". Плебисцит был назначен на воскресенье, однако уже рано утром 11 марта австрийскому правительству стало известно о закрытии германо-австрийской границы и сосредоточении там германских войск. Под угрозой немедленного применения силы Гитлер добился от Шушнига сначала отмены плебисцита, затем ухода в отставку и передачи дел Зейсс-Инкварту. Шушииг незамедлительно направил воззвание в Лондон, Париж, Прагу и Женеву. В своих мемуарах, озаглавленных "Реквием по Австрии", он пишет, что считал это пустой тратой времени. Ближе к полуночи 11 марта, когда выяснилось, что западные державы "не настроены" ничего предпринимать, кроме как с опозданием направлять Германии формальные протесты, даже упрямый президент Миклас сдался и подписал назначение Зейсс-Инкварта канцлером. К этому времени А. Гитлер, которого по свидетельству фельдмаршала Манштейна, больше, чем позиция Англии и Франции, волновало поведение Италии, уже получил заверения Б. Муссолини в том, что "австрийский вопрос для него не существенен".
Вечером того же дня, 11 марта 1938 г., недавно назначенный министром иностранных дел Германии И. Фон Риббентроп обедал на Даунинг-стрит с премьер-министром и членами его кабинета, когда посыльный министерства иностранных дел доставил Н. Чемберлену срочные депеши о событиях в Вене. Консервативное руководство Великобритании в лице Н. Чемберлена и Э. Галифакса, срочно проведших специальные консультации с Риббентропом, удовлетворились его заверениями о невероятности "слухов" по поводу предъявленного Австрии германского ультиматума. Лидеры тори, уже заранее определившие английскую позицию по австрийской проблеме, беседовали с нацистским министром иностранных дел "вполне дружественно". Риббентроп обещал выяснить подробности у своего руководства и сообщить их министрам на следующий день. Но подробности стали известны ему из телефонного разговора с Г. Герингом только 13 марта 1938 г. за несколько часов до его отбытия из Англии. Геринг, естественно, изложил нацистскую версию событий, которая и была доложена британскому правительству спецслужбами, прослушивавшими переговоры германского посольства.
12 марта 1938 г., когда германские войска уже входили в Австрию, исполняющий дела министра иностранных дел К. фон Нейрат послал достаточно высокомерный ответ на английскую ноту, в котором заявлял, что австро-германские отношения касаются исключительно немецкого народа, а не британского правительства, подчеркивал, что никакого ультиматума Австрии не предъявлялось, а войска были посланы в ответ на просьбу австрийского "временного правительства" Зейсс-Инкварта к правительству Германии прислать войска для наведения порядка в стране. Он обратил внимание британского посла на телеграмму, "которая уже опубликована в германской прессе" и которая, как теперь известно была сфабрикована самими нацистами под прямым руководством Геринга49.
Уже 13 марта 1938 г. по приказу Гитлера был составлен проект закона о полном аншлюсе. Зейсс-Инкварт, взявший на себя президентские полномочия, сразу же подписал его. От имени германского правительства закон подписали Гитлер, Геринг, Риббентроп, Гесс и министр внутренних дел Фрик. В тот же день закон был опубликован. "Австрия есть провинция германского рейха", провозглашал этот документ. Была соблюдена и видимость демократической процедуры, определялась дата плебисцита по вопросу об уже состоявшемся присоединении Австрии к Германии - 10 апреля 1938 г. В Австрии выборы проходили в атмосфере давления на избирателей, которые даже не пользовались кабинками для голосования, чтобы все видели, за что они голосуют. В такой обстановке результаты - в Германии проголосовало "за" 99,08 % жителей, в Австрии - 99,75 % - не кажутся удивительными.
Поглощение Австрии Германией означало серьезные изменения в расстановке сил в Европе. Аншлюс попирал Устав Лиги наций, членом которой являлась Австрия. Эта международная организация, призванная защищать мир и безопасность входивших в нее стран, оказалась парализованной и недейственной. Без единого выстрела Гитлер увеличил население рейха на семь миллионов человек и занял выгодную стратегическую позицию, необычайно важную для реализации его будущих планов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 244.