Религиозный опыт осуществляется в рамках человеческого самопонимания и понимания бытия. На протяжении многих тысячелетий люди пытаются понять самих себя и свою веру в Бога, задавая себе вопрос "Что означает мое верование?" Кроме того, религия проявляется в человеческом языке, формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тот факт, что религия изменяется вместе с историческими переменами в понимании человека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источник религиозного понимания, неизменен и пребывает над историей. Значит, возможен философский вопрос о религии, даже если то, о чем спрашивается, оказывается совершенно иным по отношению к философии. Религия старше философии и имеет свои собственные корни. Но при этом, в своих истоках религия осуществляется как человеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда найдется человек, который верит, молится, участвует в культе. Поэтому философия и религия постоянно вступают в контакт.
На протяжении многих веков прослеживалась связь между религией и философией. Если в Средние века философия использовалась для доказательства бытия Божьего, рационального обоснования религиозных догматов, то в последующие века ситуация постепенно менялась и сегодня мы видим, что с помощью философских догм можно как доказать существование Бога, так и опровергнуть этот факт.
На мой взгляд, дальнейшее тесное взаимодействие религии и философии просто неизбежно в силу того, что в большинстве религиозных доктрин религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Однако, в силу своего постоянного развития и усовершенствования аргументационного аппарата, я вижу расширение вопросов религии, рассматриваемых философией. Кроме рационального обоснования бытия Божьего, философия должна затронуть рациональное объяснение истоков конфликтов религий и их неизбежность, проблему верховенства одной из мировых религий над остальными, возможность мирного сосуществования различных конфессий и ряд других вопросов. Не в полной мере охвачены философской аргументацией восточные религии, хотя в последние годы намечается поворот философии именно к этим течениям. Недостаточно внимания уделено философскому объяснению роли взаимодействия различных религий в формировании мировой культуры. Неопределенно отношение философии религиозным войнам, в особенности к джихаду: критика или аргументация необходимости. Круг необъясненного и непонятного в религии неограничен лишь проблемой разумного доказательства существования мира Божьего. Он значительно шире. И многие из этих проблем до сих пор не были затронуты философами. В этой связи, возможности взаимодействия философии и религии безграничны. Однако, я считаю что это взаимодействие не должно подразумевать главенствующую роль одного из мировоззрений. Философское мышление должно быть свободно от догм, оно предполагает беспощадный критический анализ всех, даже самых, казалось бы очевидных утверждений, тогда как любая религия содержит догматы, всякое сомнение в которых осуждается ею как грех. Именно поэтому, невозможно вытеснение религии философией или наоборот. В тоже самое время, одним из вопросов, достойным внимания философии, может стать проблема того, что верующий, становясь на путь философского мышления, в определенной степени отступает от религии и наоборот, философ, с самого начала исходящий из религиозных соображений, ограничивает свободу философского мышления. До тех пор, пока существуют эти и другие вопросы, философия и религия будут развиваться параллельно друг с другом, но в тоже время, в некоторой зависимости друг от друга.
Заключение
Проблема отношений между религией и философией существует с тех пор, как существует сама философия. Философия как форма рационального знания отлична от религиозного сознания. Она - форма рефлексивного знания, она не догматична, внутренне критична. Вместе с тем все философы во все времена не могли обойти проблему бытия Бога, смерти или бессмертия человеческой души.
Дело в том, что все философские проблемы - проблема человека, границ его свободы, возможностей его познания, проблема творчества, ценностей, наконец, само существование философии как проблема находится в определенном отношении к проблеме существования Бога. Ибо философия решает "предельные" вопросы человеческого бытия. Философию интересует не наша свобода, а возможность свободы вообще, абсолютная свобода в "чистом виде". То есть основанием всех форм человеческой деятельности, поскольку она отлична от природы, может выступать то запредельное природе основание, которое в религии называется Богом. Для философии важна сама идея Бога как безусловный гносеологический, этический, эстетический идеал и, одновременно, основание, источник познания, нравственности, искусства.
В понимание религии каждый философ вносил свой опыт, интуицию, культуру. Широко распространено сближение материализма и атеизма, с одной стороны, идеализма и религии - с другой. Но его решительно отвергают богословы. Бог как абсолютное бытие - это преодоление ограниченности материального и идеального. Для верующего обязательно настанет время, когда материальное наконец обновится, соединится с духовным, когда возникнут новое небо и новая земля, где все будет пронизано Божеством.
Вопреки общепринятому мнению, религиозный человек не должен чуждаться сомнения. Но границы философского сомнения и сомнения верующего - различны. Философ сомневается в самих основах своего существования. Предметом сомнения верующего является не Бог, а его собственное понимание Бога.
На протяжении всей истории существования философии, вопросы ее взаимодействия с религий привлекали внимание философов и богословов. Первостепенной проблемой, затрагиваемой в прошлом, была проблема доказательства бытия Божьего. В настоящее время этот вопрос отошел на второй план. Сегодня рассматриваются другие аспекты философии религии, такие как аргументация восточных религий, роли религии в развитии науки, технического прогресса, философия религиозных конфликтов и ряд других.
Философия и религия идут разными путями, но реализуют одну человеческую потребность - закрепить себя в бытии. Богословы, говоря о религии, имеют в виду искание и осуществление контакта со сверхчувственным, высшей реальностью, протекающего в определенных организационных рамках. Философы, говоря о религии, рассматривают ее как необходимую форму трансцендирования ценностей в символической форме веры в абсолютное бытие. Философы лишь задают общие контуры той реальности, с которой связано "подлинное" существование человека и при условии которой имеет смысл философия как форма теоретического знания.
Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божьего, рационального обоснования религиозных догматов. Решение этой задачи есть уже дело не религии или философии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское, философским оказывается не оно само, а его обоснование. Философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует и множество философских учений, несовместимых с религией.
Список литературы
1. Бернацкий Г.Г., Кармин А.С. Философия. Спб.: Издательство ДНК, 2001. - 536 с.
2. Горелов А.А. Философия: Учеб. Пособие. - М.: Юрайт-М., 2001. - 384 с.
3. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
4. Философия: Учебник для ВУЗов/В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. - М. Высш. школа, 2003. - 318 с.
5. Философия: Учеб. Пособие/ Лукашевич В.К., Белокурский В.М. и др.; Под ред. Лукашевича В. К.2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2002, 431 с.
6. Философия. Справочник студента/Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филологическое общество "Слово", 1999. - 672 с.
7. Философия: Учебник / Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. - 3-2 изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.
8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Никитич Л.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 575 с.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 179.