Взаимодействие политической культуры и социализации и их роль в политической жизни общества.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе политической социализации формируется политическое знание, а это, в свою очередь, необходимая составная часть политической культуры. Уровень распространения и глубины политического знания индивидуумов и групп данного общества обусловлен объективными научными представлениями о политических явлениях в жизни общества. Политическое знание предполагает твердое историческое знание пройденного обществом пути, обретенное общественным сознанием, обретенное общественным сознанием на основе неискаженной и нефальсифицированной историографии. Значение политического знания видится в том, чтобы ответственно и рационально прогнозировать процесс развития общества, «видеть» будущее.

Аспектом проблемы личности как субъекта политики является ее политическое участие, которое зависит от политической социализации и культуры человека. Политическое участие означает участие личности, группы или организации в политической жизни общества в различных формах ее проявления. С одной стороны, через политическое участие могут быть созданы условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. В то же время политическое участие – это не всегда благо и нельзя отождествлять его с демократией. Террористические акции против неугодных политических деятелей, должностных лиц государства и других политических структур, акции против представителей делового мира, но с политическими целями – все это, несомненно, участие в политической жизни, но от демократии очень далекое.

Одним из факторов, способствующих дифференцированной оценке политического участия, является учет мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация в данном случае может оказаться, с точки зрения общественных интересов, настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и полноценному развитию личности. Мотивация так же складывается в процессе политической социализации, и именно ей я бы хотела уделить внимание в своей работе. Существует несколько точек зрения на политическую мотивацию. Одна из них заключается в утверждении, «что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности»1. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная не получила всеобщего признания. Более того, высказывалось противоположное мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности. Поэтому бесполезно проверять силу массового политического действия научным обоснованием соответствующей политической программы, политическое действие не является исключительно рациональным и интеллектуальным по содержанию феноменом общественной жизни.

Вполне возможна мотивация иного рода: нельзя исключать бескорыстное служение людям и делу. Пусть людей с такой мотивацией немного, но они все-таки есть. И пример их достоин подражания. Очевидно, более распространенной является сугубо прагматическая мотивация: учитывая возрастающее влияние внутренней и внешней политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят контролировать это влияние, оказывая на политику свое воздействие. В литературе отмечался такой мотив: «нередко человек вовлекается в политику, чтобы стать частью группы, испытать чувство «мы»… Это избавляет от одиночества, дает ощущение силы и возможность влиять на ход политических процессов»1. 

В курсовой работе я еще хотела бы затронуть вопрос политических мифов и стереотипов, которые так же формируются в процессе политической социализации и являются непосредственными составными частями политической социализации. В политическом действии почти всегда присутствует элемент, являющийся ключевым фактором вовлечения в политику широких народных масс. Философ Ж.Сорель назвал этот элемент политическим мифом. Мифотворчество, как правило, присутствует в таком политическом действии, в которое вовлечено большое число людей. Основу политического мифа составляет вера в то, что при достижении данных политических целей будет достигнуто идеальное состояние будущей жизни общества. Наличие такой веры объясняет решительное, возвышенное и даже героическое поведение людей. Миф воодушевляет и сплачивает политических лидеров и массы. Активное преобразующее политическое действие предполагает абсолютную убежденность в успехе, которая покоится на мифе. Трудно найти иной, постоянно действующий мотив коллективного поведения людей в политике. Массовые общественно-политические движения достигают своего апогея не потому, что предварительно была научно доказана истинность какой-либо теории и, тем более, идеологии, а потому, что вожди и лидеры сумели выразить в мифотворческом осмыслении действительности надежды и интересы масс.

Многие политические лидеры, через различные институты социализации, внушают массам какой-либо миф и используют его для достижения своих целей. Например, во времена Великой Французской революции активное вовлечение широких масс в политику стало возможным благодаря использованию эгалитарного мифа как идеала общественного развития. Национал-социализм в Германии создал миф о расовом превосходстве арийской нации. Фашизм создал миф о новой Римской империи как идеальном сверхгосударстве. Социализм привлек под свои знамена мифом о возможности построения бесклассового общества. Политические мифы – это кристаллизация коллективной надежды эпохи. Все общественно эффективные конструкции строились по типу мифической конструкции, апеллируя к эмоциям и вере. На уровне группы миф выполняет интегрирующую функцию.

Стереотипы так же формируются и усваиваются человеком в ходе политической социализации и являются составной частью политической культуры. Стереотипы – это укоренившаяся схема восприятия общественных явлений, предполагающая скрытое или явное проявление их признаков в общественном сознании. Стереотип как понятие не тождественен искаженному или ложному представлению о явлениях общественной жизни. В нем можно выделить поле или область адекватного отражения действительности, но в нем присутствует и пространство упрощений и деформации. Это означает, что стереотип не просто деформирует образ реального, но обобщает мнение группы. Стереотипы можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения группы.

Функция стереотипа в политической сфере проясняется из действующего в ней принципа разделения на «мы – они», «свои – чужие». Стереотипы формируют чувство идентичности личности в рамках своей группы. В пространстве индивидуального политического действия стереотипы выполняют иддентификационно-интегрирующую функцию, ориентационную и компенсационно-регулирующую (когда стереотипы компенсируют пострадавшие чувства: малой значимости, поражения в войне, постоянного давления извне и т. п.) На уровне общества в целом стереотип выполняет двойную роль: либо конституционно-интегрирующую, либо дезинтегрирующую. Стереотипы живут в нише историческо-культурной почвы данного общества. Часто они представляют застывший мыслительный образ, дремлющий в ожидании того момента, когда будет востребован общественно-политической практикой. Особенно часто им пользуются для негативной оценки «чужих» или враждебно воспринимаемых политических и социокультурных ценностей других сообществ и групп.

Распространенное представление о содержании мифов и стереотипов опирается на их отождествление с фальшью. Общее желание здравого смысла требует демаскирования мифов и преодоления стереотипов. Но даже научное разоблачение ложности мифа или стереотипа не влечет за собой его краха и исчезновения. Особенно сильную подпитку мифы и стереотипы черпают из идеи биологического и географического детерминизма. На ней покоятся политические культуры фашизма и расизма. А появившееся в начале XX века геополитическое течение в политике объясняет все процессы международного взаимодействия с позиции фатального превосходства географического фактора (необходимости завоевания жизненного пространства данной культурой), что и определяет содержание политической культуры международных отношений.

Заключение.

Познание реальной политической жизни любого общества невозможно без углубленного изучения политической культуры народа и механизмов приобщения индивидов к этой культуре, то есть политической социализации. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, господствующей в обществе, политический режим, политическое сознание и поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов.

Политическая культура и социализация прямо или косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, правящих групп и отдельных политических лидеров, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры и механизмов политической социализации открывает достаточно широкие перспективы для прогнозирования в социологии политики.

Исключительно важен учет политической культуры общества в процессе разработки политического курса, принятия и реализации конкретных политико-управленческих решений. От уровня и состояния политической культуры зависит воспримет или не воспримет население разрабатываемый политический курс; согласится ли оно с ним добровольно, по внутреннему убеждению или под принуждением; будет ли оно относится к нему как к нечто такому, что выражает его чаяния, либо проявит полное безразличие и даже враждебность, оказывая пассивное или активное сопротивление. Учет степени зрелости и характера политической культуры позволяет в какой-то мере предвидеть реакцию населения на принимаемое политико-управленческое решение, а, следовательно, предусмотреть организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие подготовку решения и его эффективную реализацию.

В конечном счете, смысл изучения политических культур и типов политической социализации заключается в выявлении социально-политических механизмов укрепления стабильности политической системы, а так же ее потенциально слабых, деструктивных элементов, выявлении соответствия или расхождения преобладающей в обществе политической культуры и текущей политической практики. Не случайно социологи политики говорят о ценности знания политической социализации и культуры с точки зрения их способности предсказывать политическое поведение людей, стабильность политических режимов напрямую связываться с политическими ориентациями населения.

Все выше изложенные доводы, говорят о том, изучение политической культуры общества и политической социализации – одна из важнейших задач социологии политики. Социология политики должна помогать в формировании наиболее приемлемой для данного общества политики, в предупреждении и избежании политических конфликтов. Эта наука должна прогнозировать развитие политической культуры, говорить о наиболее приемлемых ее вариантах и о некоторых возможных ее изменениях через политическую социализацию.



Список литературы.

 

 

Ведение в политологию. Издательство Казанского Университета. 1992г.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.